Конспект урока географии в 6 классе

Тема: Рельеф дна Мирового океана Цель урока: Сформировать представление о формах рельефа дна океана, та­ких как котловина, шельф, склон, сток, глубоководные желоба, ост­ровные дуги. Научить определять по карте глубину океана по цвету. Научить чертить профиль дна океана. Оборудование: Интерактивная доска, презентация Power Point; изображения профиля Атлантического, Тихого океанов; атла­сы; карта полушарий.     Ход урока I. Организационный момент II. Опрос Задания на знание фактов   Покажите примеры на карте.   Что называется океаном, морем, заливом, проливом? Расположите океаны по мере уменьшения их площади. Какие моря бывают по отношению к материку. Приведите примеры. Что называется полуостровом, архипелагом. Что такое гидросфера? Перечислите ее составные части. Подпишите части океана.  
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Рельеф дна Мирового океана
Цель урока:

Сформировать представление о формах рельефа дна океана, та­ких как котловина, шельф, склон, сток, глубоководные желоба, ост­ровные дуги. Научить определять по карте глубину океана по цвету. Научить чертить профиль дна океана.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация Power Point; изображения профиля Атлантического, Тихого океанов; атла­сы; карта полушарий.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Опрос
Задания на знание фактов


Конспект урока географии в 6 классе


Покажите примеры на карте.

  • Что называется океаном, морем, заливом, проливом?
    Расположите океаны по мере уменьшения их площади.


  • Какие моря бывают по отношению к материку. Приведите примеры.


  • Что называется полуостровом, архипелагом.


  • Что такое гидросфера? Перечислите ее составные части.


  • Подпишите части океана.


Задания на знание закономерностей, связей

- Докажите, что Саргассово море это не просто участок океана, а море.

- Чем отличатся понятия море и залив?

- Докажите, что гидросфера - это единая оболочка Земли. {Кру­говорот воды в природе.)

- Между какими оболочками Земли круговорот воды произво­дит связь?

- Сравните внутренние и окраинные моря, по следующим призна­кам: соединены с океаном проливом, отделяется от океана полу­островами и цепочками островов, далеко вдается в материк.



Задания на проверку умений

- Составьте устное описание Средиземного моря.

- В каком направлении, и на каком расстоянии от вашего насе­ленного пункта находится ближайшее море? К какому океану оно относится?

Занимательные вопросы:

- Назовите цветные моря? {Черное, Красное, Белое, Желтое.)

- У какого моря нет берегов? {Саргассово.)

Пока ребята собираются с мыслями, составляют план ответа, с остальными проверяются контурные карты.



III. Изучение нового материала

- Вспомните, что такое горы, равнины? (Рельеф земли.)

- Но мы изучали только рельеф суши. Что же мы должны уз­нать? {Рельеф океана.)

- Откройте учебники. Как называются формы рельефа океана?

- Заполните схему в тетради, доброволец - к доске.



Конспект урока географии в 6 классе
Посмотрите на рисунок в учебнике и объясните друг другу, что такое шельф?

А теперь послушаем, что такое шельф. (Один из учеников по­вторяет вслух, что такое шельф.)


- Покажите на карте.

Шельф (англ. shelf - букв, полка) - отмель, подводная окраина материка, прилегающая к берегам суши и отмечающаяся общим с ней геологическим строением (в частности, континентальной земной корой). Ширина от нескольких километров до 1200-1500 км, общая площадь около 8% от площади Мирового океана. Нижняя граница на глубине от 50 до 100 км.

- Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов. У какого океана зона шельфа самая большая, у берегов какого материка она меньше? {Африка.)



- Следующая форма рельефа дна мирового океана - это матери­ковый склон. Первый вариант будет слушать ответы второго варианта и его задача проверять и исправлять. (Дети читают и рассказывают.)

- Закреплять на словарь идет представитель 2 варианта, а объ­яснять вслух - представитель 1 варианта. Покажите на карте.



Материковый склон - часть океанического дна, переходная от шельфа к ложу океана. Средние глубины от 140 до 3600 м. На скло­нах часто встречаются каньоны (они могут служить продолжением речных долин - Гудзон, Инд, Конго и др.) В пределах материковых склонов уменьшается мощность земной коры, исчезает гранитный слой. Для материковых склонов характерна повышенная сейсмич­ность, активны оползни.

- Посмотрите на следующую форму рельефа дна. Как она назы­вается? (Котловина.)

- А сейчас 1 вариант будет рассказывать, а оценивать будет 2 вариант. Покажите по карте.

Океанические котловины - элементы рельефа дна океана, огра­ниченные материковыми склонами и подводными хребтами. Сред­ние глубины около 5000 м, дно обычно холмистое с относительными высотами 500-1000 м.

- Сколько мы уже знаем форм рельефа дна? {Три.)

- Нам осталось узнать еще три формы рельефа. Попробуйте сейчас поработать группами по 4 человека. Выберите капита­на, которому должны оставшиеся три человека рассказать, что такое «срединно-океанический хребет», «желоба» и «остров­ные дуги».

Рассказчики пользуются учебником, а капитан только слушает. Потом капитаны выйдут к доске, и будут защищать честь команды.



Срединно-океанические хребты - мощные горные сооружения в пределах ложа океана, образующие общемировую систему всех океанов более 60 тыс. км, протягивающуюся по дну всех океанов:Срединно-Атлантический хребет, Центрально-Индийский (вместе с Аравийско-Индийским), Восточно-Тихоокеанское поднятие, хр. Гаккель в Северном Ледовитом океане.

Для срединно-океанических хребтов характерна сейсмичность. Наиболее высокие части срединно-океанических хребтов поднима­ются над уровнем океана в виде вулканических островов (Исландия, Тристан-да-Кунья, острова Св. Елены, Пасхи и др.). Согласно теории литосферных плит, в зонах срединно-океанических хребтов проис­ходит расхождение плит.



Глубоководные желоба - глубокие (5-11 км) понижения океани­ческого дна, вытянутые на несколько тыс. км при ширине до не­сколько километров, с крутыми склонами и обычно плоским и узким дном. Располагаются с внешней (океанической) стороны островной дуги, повторяя ее очертания. Наибольшую глубину имеет Мариан­ский желоб в Тихом океане - 11022 м.

Островные дуги - молодые горные сооружения близ окраин ма­териков. Частично выступают над уровнем океана в виде гористых островов и вулканов. Для островных дуг характерны вулканизм и высокая сейсмичность.

Выигрывает та команда, которая наберет больше правильных признаков данных форм дна океана. К доске крепится схема дна Атлантического океана



Конспект урока географии в 6 классе

- Подпишите формы дна Тихого океана



IV. Практическая работа «Выявление изменений глубины океана»

- А теперь на последнем этапе урока мы будем делать практиче­скую работу. Вам предстоит начертить профиль дна Индий­ского океана, и у вас должен получиться чертеж не хуже, чем схемы дна Атлантического и Тихого океанов, а затем сравни­те, на какой океан похоже ложе Индийского океана по широ­те? Откройте атласы. Как вы думаете, что вам поможет в этой работе? {Шкала глубин. Атласы.)

- Правильно - шкала глубин. Объясните, как по шкале узнать глубину. {По цвету.)

- Чертим систему координат, ноль находится в верхнем лево уг­лу. По горизонтали - длина цветовых отрезков. По вертикали -глубина в метрах.

- Берем линейку и отмеряем первый цветовой отрезок светло-голубого цвета. Отмечаем его по горизонтали. Посмотрите на шкалу, первый цвет какой глубины? Находим эту глубину по вертикали и проводим отрезок.

- Совершите все эти операции, со вторым и третьим цветовым отрезком.

- Соедините получившиеся отрезки плавными линиями.

- Закончив самостоятельно дальнейшую работу, сотрите лиш­ние линии. Сделайте вывод, на какой океан похож ваш про­филь.

- Тетради сдайте. Спасибо за работу.

© 2010-2022