• Преподавателю
  • География
  • «Веб-квест – технология обучения, развития личности и формирования образовательной компетентности школьников»

«Веб-квест – технология обучения, развития личности и формирования образовательной компетентности школьников»

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добриян Анжела Владимировна

Учитель географии МБОУ «СШ № 65» г. Иваново

«Веб-квест - технология обучения, развития личности и формирования образовательной компетентности школьников»

Новый образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. Одним из показателей работы учителя является сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности обучающихся. [2]

Ведущая роль в современном образовательном пространстве принадлежит уроку и использованию ИКТ в нем. Влияние Интернет-пространства на жизнь человека огромно, поэтому современный учитель должен дать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете, привить этические нормы информационной культуры.

Интернет для сегодняшнего ученика - это окно в мир неформального общения. Несомненно, это вещь полезная, но нельзя не заметить и негативное воздействие неформального общения; в первую очередь, ему подвергается речь обучающихся. Самый простой способ устранить это явление - самому учителю овладеть Интернет-ресурсами и активно использовать их в своей практике.

В прошлом году, пройдя обучение по программе опорной площадки лицея № 67, я научилась не только технологическим приёмам создания веб-квестов, но и освоила методическую суть данной технологии.

Веб-квест - универсальное средство использования ИКТ, максимально интегрирующее Интернет в учебный предмет. В основе технологии лежит проблемное задание с элементами ролевой игры, благодаря которому школьникам становится интересно учиться.[1]

Я учитель географии. Практически каждая тема моего урока может быть интерпретирована средствами информационных технологий (веб-квест). Приглашаю вас на экспресс-урок. География. 6 класс. Тема «Горы».

Отработав этапы урока, на которых изучаем основные понятия по теме, открываю веб-квест и сообщаю, что специально для них создала в интернете игровой сайт, который и будет их домашним заданием. Знакомлю ребят со структурой сайта. На первой странице - методическая информация для коллег. Поэтому начинаем со вступления. В основу веб-квеста положен сюжет фантастического фильма «Джуманджи». Многие смотрели этот фильм, поэтому сразу появляется интерес и желание поиграть. Захватывающая история, описанная во вступлении, является мотивационным моментом, побуждающим их к активным действиям, желанию посмотреть, что будет дальше, пройти игру до конца, одержав победу.

Объясняю правила игры, которые предполагают четкий план действий, фиксацию результатов через различные формы отчётов, возможность выбора уровня сложности и глубину изучения темы. На следующей странице - ожидаемые результаты выполнения этой самостоятельной работы. Кроме того, учащиеся самостоятельно смогут оценить свою деятельность по предложенным критериям. И будут понимать объективность последующей оценки, выставленной учителем.

Теперь можно начинать игру. Перед учеником стоит первая проблема - выбор уровня сложности. На странице выбора роли объясняется уровень сложности каждой из двух предложенных траекторий продвижения по квесту. Тем самым предлагается ребёнку оценить свои компетентности и самостоятельно принять решение: в команде какого героя он хотел бы быть.

Начало игры завораживает. У школьника появляется неподдельное чувство ответственности за положительный исход дела. Перед первым ходом ребята могут познакомиться с фотогалереей изображений тех горных систем, которые им предстоит подробнее изучить.

Кидая кости, ребята последовательно выполняют задания, предварительно просмотрев информацию на предложенных интернет- ресурсах. При этом учитель дает ссылки на те сайты, которые отличаются качественным образовательным контентом.

Отмечу, что каждая страница сайта одинаково структурирована: в левой части - цитата из фильма и иллюстрация (с указанием первоисточника), в правой - задание и возможность сделать следующий ход.

На шестом ходу игра заканчивается, ребятам объявляется, что они достигли цели и сообщается, как, благодаря им, закончилась данная история. На странице «Конец игры» ребятам дается ссылка на отчетную форму «Дневник», по результатам заполнения которого выставляется итоговая отметка.

Данный веб квест решал еще одну педагогическую задачу - формирование адекватной самооценки школьников. Если изначально сомневающийся в себе ребёнок выбирал траекторию с легкими заданиями и успешно с ними справлялся, у него появлялось желание попробовать свои силы на более сложном варианте. При успешном прохождении всех заданий самооценка ребёнка повышалась.

На последней странице сайта «Гостевая книга», можно оставить свои отзывы и комментарии о веб-квесте или задать вопрос учителю. Первую запись оставил коллега из Татарстана, который сам поработал с данным ресурсом. Приятно, что много положительных отзывов и у ребят все получилось. При этом они откровенно писали, какие задания вызвали затруднения, какие были наиболее интересными. Для меня, как для педагога была важна качественная оценка моей работы.

Приятно и то, что сайт действительно пользуется популярностью. Если раньше, чтобы выйти на него, приходилось в адресной строке писать точный адрес, то теперь его легко найти через поисковую строку браузера, набрав «Веб - квест горы». В списке - на первом месте.

Для создания подобного образовательного ресурса от учителя не требуется глубоких технических знаний. Нужна методическая грамотность и профессиональное вдохновение. Именно это я и желаю своим коллегам.

Информационные ресурсы

[1]. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО - 99". [Электронный ресурс] ito.bitpro.ru/1999

[2]. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Веб-квест «Джуманджи». Методические материалы.

Цель проекта: создание условий для овладения основными навыками нахождения и использования географической информации, для формирования географической культуры личности и обучение географическому языку.

Задачи проекта:

  • усвоение учащимися основных понятий по теме «Горы суши»;

  • формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;

  • формирование знаний о литосфере;

  • оформление отчёта в форме дневника и контурной карты.


  1. Пояснительная записка

Проект может быть реализован на уроках географии в 6 классе при изучении темы "Литосфера и рельеф. Горы суши", а так же для самостоятельной работы дома.

Такая форма работы над темой выбрана сознательно, так как позволяет развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий, использовать приобретённые знания и умения для чтения физической карты. Кроме того, вносит приятное разнообразие и усиливает мотивацию к изучению географии, поскольку проект представлен в форме игры «Джуманджи» (по мотивам фантастического фильма).

На изучение темы «Горы суши» в тематическом планировании отводится очень мало времени. Поэтому домашняя работа в виде веб-квеста даёт возможность самостоятельно изучить материал более подробно. Учит детей обоснованно оценивать собственные знания, выбирая путь продвижения к цели из предложенных двух вариантов заданий. В игре - это помощь Питеру, младшему брату, где объём и сложность заданий немного уменьшена, и помощь Джуди - старшей сестре, где задания рассчитаны на более подготовленного ученика.

Планируемые результаты

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения:

  • организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Предметными результатами являются следующие умения:

  • освоение географических знаний о рельефе:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • усвоение знаний географической номенклатуры:

- Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

- Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Кракатау, Котопахи.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- определять географические координаты;

- определять виды форм рельефа;

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Система оценивания изложена в проекте на отдельной странице.

Поскольку результатом работы будет оформление дневника и контурной карты, то критерии касаются именно их:

1. Оформление дневника:

~ проявлено творчество, прослеживается единый стиль, индивидуальность - 3 балла;

~ проявлено творчество, но не продумано до конца, не доделано - 2 балла;

~ стандартное, в рамках предлагаемого шаблона - 1 балл.

2. Количество правильно выполненных заданий:

5-6 заданий - 3 балла; 3-4 задания - 2 балла; 2 задания - 1 балл;

1 задание - 0 баллов.

3. Наличие и качество работы в контурной карте:

~ выполнены и правильно и аккуратно оформлены все задания - 3 балла;

~ задания выполнены правильно, есть замечания по оформлению - 2 балла;

~ задания выполнены, но в них допущены ошибки или их меньше половины - 1 балл;

~ нет контурной карты - 0 баллов.

После подсчета количества набранных баллов они переводятся в оценку по шкале:

8-9 баллов - "5"

6-7 баллов - "4"

3-5 баллов - "3"

менее 3 баллов - обратись к учителю за помощью и попробуй еще раз.


  1. Технические особенности продукта

Веб-квест составлен таким образом, что материал проходится в следующей последовательности:

  • «О проекте». На этой странице размещена информация о целях и задачах проекта, а так же об авторе;

  • «Вступление». Здесь участники квеста узнают его предысторию;

  • «Правила игры» объясняют, как играть;

  • «Ожидаемый результат». На этой странице указано, каких знаний и умений потребует прохождение квеста, и каковым должен быть конечный результат;

  • «Критерии оценивания результатов». Тут можно узнать, какие требования предъявляются к работе, как она будет оцениваться;

  • «Выбор роли». Учащиеся должны оценить свои возможности и выбрать роль, которая определит уровень сложности игры;

  • далее для каждой роли: «Начало игры», 1,2,3,4,5,6 ход, «Конец игры». Здесь сами задания.

  • «Шаблон дневника». Обязательное содержание отчёта о проделанной работе;

  • «Гостевая книга», где можно оставить свой комментарий.

Для перемещения по сайту внизу каждой страницы размещена ссылка «Смотреть дальше». Основные разделы вынесены в навигационное меню, размещённое в верхней части каждой страницы.


  1. Особенности продвижения по квесту

Кликнув по фотографии Питера или Джуди, учащийся выбирает роль (Помощь Питеру или помощь Джуди) и попадает в начало игры.

Начало игры. Чтобы сделать ход, надо «кинуть кости» (кликнуть по картинке с кубиками). В течение всей игры на каждой странице слева размещены иллюстрации и фразы из фильма "Джуманджи". Это фантастический фильм режиссёра Джо Джонстона, экранизация одноимённого произведения Криса Ван Оллсбурга. Год выхода: 1995 г. Каждый ход в игре влечёт за собой всё новые «неприятности и опасности». Чтобы помочь Питеру или Джуди, надо выполнить задания, размещённые на странице справа. Почти на каждой странице дана ссылка на физическую карту полушарий.

1-ый ход. Из игры появляются комары-убийцы.

"От комаров - убийц спасенье

Найти поможет лишь везенье.

Коль верно ты слова расставишь,

Весь город от беды избавишь"...

Участнику квеста предлагается ознакомиться с информацией о некоторых горных системах и вершинах, подписать их названия на контурной карте полушарий и раскрасить соответствующим цветом. Кроме того, указать названия материков, на которых эти горы расположены.

2-ой ход. Нашествие обезьян.

«Чтоб изгнать обезьян наваждение,

Нужно вам указать направление…»

Питеру даётся ссылка на новости экопортала, где сообщается о землетрясении в Перу. Нужно по карте найти, какие горы находятся на территории этого государства, в каком направлении они протянулись, указать название самой высокой вершины и её абсолютную высоту. При этом даётся ссылка на информационный ресурс, в котором объясняется, что такое абсолютная высота и как её определить.

Джуди предлагается посмотреть видеосюжет «Тайны Ильменского заповедника» и определить, о какой горной системе идёт речь. Найти горы на карте, указать, в каком направлении они протянулись, название и абсолютную высоту наивысшей точки в этих горах. Также даётся ссылка на информационный ресурс об абсолютной высоте.

3-ий ход. В комнату входит огромный лев и появляется пропавший в джунглях игры 26 лет назад Алан Пэрриш.

«Ты напрасно не пищи! Цвет на карте поищи.

Как решение найдёшь - сразу льва ты отпугнёшь!»

Участникам квеста нужно, пройдя по ссылке, посмотреть информацию о разных способах изображения рельефа. По послойной окраске определить преобладающие высоты указанных в квесте гор, ответ записать в дневник. Джуди, кроме этого, предлагается ответить на пару вопросов: «В чём заключается гипсометрический способ изображения рельефа? Что такое изогипсы?»

4-ый ход. Стены увивают быстрорастущие ядовитые лианы.

«Они в кошмарах могут сниться, все норовят в тебя вцепиться…

Чтоб совладать с таким созданьем, ты должен справиться с заданьем».

Игроки, должны ответить на вопрос о различии гор по высоте. Пройдя по ссылке, они знакомятся с информацией о делении гор по высоте на группы. Питеру можно просто записать ответ, Джуди предлагается составить схему или таблицу. Кроме того, обоим надо найти на карте указанные в квесте горы и определить, к какой группе их можно отнести.

5-ый ход. Начинается землетрясение!

«Есть лишь одно спасение - координат определение».

Ознакомившись с различными новостями с экопортала о землетрясениях и извержениях вулкана в Непале и Чили, участники квеста должны узнать, о каких горах идёт речь, найти их на карте и определить название и географические координаты самой высокой вершины этих гор. Записать в дневник. Отметить вершину на контурной карте.

6-ой ход. Из игры появляется безумный охотник с огромным ружьём.

«Когда бледнеет серп луны,

Придёт Ван Пелт - забудь про сны.

На время сбить его со следа

Поможет тест. Близка победа!»

Обоим участникам предлагается справиться с небольшим тестом по теме квеста и записать ответы в дневник.

Конец игры. Всё вернулось на свои места. Исчезли обезьяны, охотник, лев и все ужасы, появившиеся в ходе игры. Алан Пэрриш и Сара вернулись в свой 1969 год, когда всё началось. Они крепко завязали игру в мешок и закопали, чтобы никто случайно не нашёл её.

- А если ее кто-нибудь откопает?
- Ну тогда, Господи, храни его душу...


  1. Информационные ресурсы

Для составления данного методического материала использовались следующие ресурсы:

  • Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.«Начальный курс географии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2012.

  • Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Учебник для 6 класса. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения.

  • Программа развития и формирования универсальных учебных действий.

Интернет-ресурсы:

  • semenova-l-a.narod.ru/geography/gory.html

  • ru.wikipedia.org/wiki/

  • latintour.ru/sa/sa-locations/ands.html

  • indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/gimalai.html

  • review-planet.ru/2012/03/uralskie-gory-foto/

  • geolvg.blogspot.fr/2012/02/izobrazhenie-form-rel-na-karte.html

  • tepka.ru/geografiya_6/20.html

  • kakprosto.ru/kak-35575-kak-opredelit-absolyutnuyu-vysotu-gor-i-ravnin-na-karte

  • cultin.ru/films-dzhumandzhi-film

  • geo-olh.ucoz.ru/Karta/kontur-polusharia.jpg

  • europetourism.su/tajjny-ilmenskogo-zapovednika/

  • raster-maps.com/images/maps/physical_map_of_the_world_hemispheres_1.jpg

  • ecoportal.su/news.php?id=43619

  • ecoportal.su/news.php?id=57455

  • ecoportal.su/news.php?id=56585


© 2010-2022