Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему Водные ресурсы Украины

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Водные ресурсы Украины.

Пушкина Г.И., ДОШ №88, г. Донецк.

Цель и задачи урока: продолжить формирование знаний о водных ресурсах Украины, углубить знания об обусловленности характеристик водных ресурсов климатическими особенностями; дать оценку водообеспеченности территории Украины, ее отдельных регионов; совершенствовать навыки анализа и систематизации изученного материала; продолжить формирование экологического мировоззрения учащихся.

Оборудование: карта «Водные ресурсы Украины», физическая карта Украины, атласы.

Тип урока: нестандартный урок - географическая экспертиза.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний и умений

Прием «Словарик»
Вспомните из курсов природоведения, предшествующих курсов географии, какую роль в жизни человека играет вода. В каком состоянии вода находится в природе? Что такое кругооборот воды? Какую роль в жизни и деятельности человека он играет?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Перспективы развития многих стран все в большей мере определяется наличием водных ресурсов. К таким странам относится и Украина. С развитием хозяйства и ростом городского населения водная проблема становится все острее. Для анализа ситуации проведем ее географическую экспертизу.

Цель экспертизы:
1.Выявить основные причины недостатка водных ресурсов Украины.
2.Выбрать наиболее отвечающий условиям НТР путь решения водной проблемы.

IV.Изучение нового материала

Для разработки каждой из этих проблем формируются 4 группы экспертов, которые получают карточки с заданиями.

Прием:«Словарик»
Водные ресурсы - это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности.
Водные ресурсы - это один из наиболее важных видов ресурсов, без которых невозможно представить существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить.
По прогнозам мировых водных институтов, водозабор в Украине к 2025 г. вырастет в 1,12 раза, а потребление - в 1,25 раз.

Ситуация в Украине отличается от стран Европы, Азии и Африки, где внимание в первую очередь уделяется решению вопросов доступности водных ресурсов. Проблема Украины в том, что около 95% потребляемой воды не соответствует европейским стандартам, т.е. является непригодной к употреблению. Основные проблемы загрязнения вод Украины заключаются в избыточном хлорировании, антропогенном загрязнении и вторичном загрязнении. Весомой проблемой является сброс значительных объемов неочищенной воды в реки предприятиями ЖКХ (62% от общих объемов сброса воды) и промышленными предприятиями (31%), что приводит к снижению качества водоснабжения городов, зависящих от поверхностных вод. Очистке подвергается всего лишь 30% сбрасываемой воды. Вторичное загрязнение является следствием высокого уровня износа канализационных и водопроводных систем. В большинстве городов износ коммунальных систем составляет порядка 60%. Развитие коррозии, перебои в водоснабжении, технические пробои приводят к размножению значительного количества опасных микроорганизмов. При близком расположении изношенных канализационной и водопроводной системы нередко случается смешивание вод. Таким образом, несмотря на прохождение воды через очистные сооружения, качество остается критическим.

Прием «Мозговой штурм»

Задача 1 группы: оценить природные предпосылки дефицита водных ресурсов Украины. Используя ранее получение знания, текст учебника с.144-147, приложение 3-5, 7, карты атласа охарактеризуйте: 1) увлажнение на территории Украины; 2) особенности ее речной сети и режима рек; 3) общую обеспеченность водой; 4) типы почв и их распределение по зонам увлажнения.

Задача 2 группы: на основе ранее полученных знаний, текста учебника с 144-147, приложения 3-5, 7, карт атласа оценить влияние экономических и экономико-географических особенностей Украины на ее водообеспеченность; по материалам учебника определите структуру хозяйства страны.
При анализе учитывайте, что на питье и бытовые нужды одному человеку требуется около 300-400 литров воды в сутки, для выращивания 1 ц пшеницы необходимо 30 м3воды на каждый гектар, на производство тонны сахара расходуется 5 тыс. л воды, стали - 150 тыс. л, капрона -500 тыс. л, 1 т химической продукции - от 350-2000м3, на 1 млн мощности АЭС безвозвратно расходуется 30 млн. м3 воды, для выращивания 1кг растительной пищи необходимо в среднем 2000 л воды.

Предлагаемые пути решения водной проблемы в нашей стране неодинаковы.

Задача экспертов 3 и 4 групп:
а) оценить имеющиеся проекты;
б) выбрать тот, что наиболее полно учитывает перспективные сдвиги в экономике страны;
в) дополнить при необходимости проекты собственными предложениями.

1-й проект. Суммарные водные ресурсы Украины в средний по водности год оцениваются в 94 км3, в маловодный-77 км3, а в очень маловодный - 54 км3. По определению ООН, государство, водные ресурсы которого не превышают 1,5 тыс. м3 на одного человека, считается необеспеченным водой. В Украине на одного жителя в маловодный год приходится 0,5 м3 (с учетом транзитного стока - около 1 тыс. м3). Для сравнения: в Польше-1,4 тыс. м3, Франции-2,9 тыс. м3, Беларуси-3,3 тыс. м3, России-25, 4 тыс. м3. Следовательно, Украина принадлежит к недостаточно обеспеченным водой странам. Обеспеченность ее водой в 4 раза меньше среднемирового показателя и почти в 6 раз меньше, чем в России. При этом затраты свежей воды в Украине на единицу произведенной продукции значительно превышает такие же показатели в развитых странах Европы: в Германии - в 4,3 раза, Великобритании и Швеции - в 4,2 раза, Франции - в 2,5 раза. Путь решения: строительство канала Днепр-Дунай. Кроме этого, низовья Днепра (Днепровско - Бугский лиман) можно перегородить плотиной. Это даст дополнительно 3 км3 воды в год. Целесообразно ли это?

При оценке проекта обратите внимание на:
а) качество дунайской воды (посмотрите через сколько стран она протекает);
б) экологические и экономические последствия предлагаемого проекта.

2-й проект. По мнению его авторов, крупного дефицита воды на Украине нет. Более точный учет водных ресурсов показал, что их на 5 км3 больше, чем считалось ранее. Пути сокращения водного дефицита в перспективе:
а) в первую очередь обеспечивать водой не промышленность, а сельское хозяйство (почему?)
б) ограничить строительство и расширение водоемких производств химической, нефтеперерабатывающей и микробиологической промышленности, черной металлургии и атомной энергетики;
в) реконструировать Кременчугское и Каховское водохранилища;
г) шире использовать для различных нужд опресненную морскую воду;
д) наряду со строительством мощных очистных сооружений, внедрением замкнутых циклов использования воды в промышленности добиться всемерного сокращения потребления воды как таковой прежде всего с помощью улучшения технологии производства и сокращения потерь;
е) увеличить плату за воду и за ее загрязнение всем предприятиям.

V.Закрепление

Прием «Пресс-конференция»
Учащиеся экспертных групп предоставляют информацию о проделанной работе, отвечают на вопросы.

VI.Итог урока

Прием «Делаю вывод»

Учащиеся дают анализ проделанной экспертной работы, делают выводы. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII.Домашнее задание

Проработать с 143-147 (В.Ю. Пестушко, А.Ш. Уварова «Физическая география Украины» 8 кл.),
* Одна из групп ученых выступает за активное использование болот в хозяйстве Украины,
другая - предлагает создать на заболоченных территориях Полесья природные заповедники. С мнением какой группы ученых вы согласны? Свой ответ аргументируйте.
* Какие должны произойти изменения в водном балансе Украины, чтобы увеличить ее водные ресурсы?



© 2010-2022