- Преподавателю
- География
- Геополитическое, этнокультурное, и эколого-географическое положение России
Геополитическое, этнокультурное, и эколого-географическое положение России
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чиркова Л.А. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА УРОКА: Геополитическое, этнокультурное, и эколого-географическое положение России
ЦЕЛИ ЗАДАЧИ:
-
продолжить формирование комплексного подхода к понятию географическое положение;
-
сформировать представление о геополитическом, этнокультурном, и эколого-географическом положении;
-
продолжить формирование навыка работы с картами и картосхемами;
-
активизировать знания учащихся по истории России и мира
Формы и методы обучения: частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-наглядный комплекс: атлас, настенная карта
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Цель: проверить готовность учащихся к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
Цель: проверить усвоение пройденного материала, актуализировать знания о географическом положении России.
- Доказать на примере России, что ЭГП - понятие историческое, меняющееся во времени.
- Назвать и показать на карте страны 1-го порядка.
- Почему для нашей страны большое значение имеют контакты и с соседями 2-го порядка?
- В чем состоят плюсы и минусы транспортно - географического положения?
.3..Изучение нового материала
Цель: сформировать представление о геополитическом, этногеографическом, эколого-географическом положении России: продолжить формирование навыка работы с картами
Задание. Самостоятельно прочитать 1 и 2 абзацы параграфа 4.
- Что такое геополитическое положение?
- Как оно меняется во времени?
Работа с картой с. 21
- Прочитайте легенду карты.
- Сделайте выводы
Беседа по вопросам:
- Как распад СССР повлиял на изменение геополитического положения России?
В период существования СССР имело место военное противоборство НАТО и Организации стран - членов Варшавского договора. Мир находился в условиях «холодной войны». Опасность для России исходила от капиталистических стран Европы и США. Это требовало больших вложений в охрану границ, в поддержание гонки вооружений. - Что изменилось в отношениях с соседями после распада СССР?
На западе страны НАТО приблизились к России из-за вступления бывших социалистических республик в этот блок. На востоке Россия усиливает свои геополитические связи и позиции, сближаясь с Китаем, Индией, другими азиатскими странами.
- Почему наиболее сложное геополитическое положение характерно для южной границы?
Вооруженный конфликт на юге России, потоки беженцев и переселенцев из южных районов.
- Как можно оценивать геополитическое положение на севере России?
Стабильное, не изменяющееся со временем.
Задание. Прочитайте в параграфе 4 об этнокультурном положении.
- Что такое этнокультурное положение?
- Какое положение в мире занимает Евразийская цивилизация? Российский мир?
Главное последствие такого расположения России - это активное взаимопроникновение культур, обычаев других цивилизаций, необходимость учета особенностей каждого региона: активное сотрудничество, сближение на Дальнем Востоке с Китаем, Японией; активное принятие европейских ценностей, образа жизни на европейской части России, учет особых религиозных связей южных народов с исламским миром.
- Россия - это европейская или азиатская страна?
Задание. Прочитать об эколого-географическом положении с. 21 - 22 с объяснением.
4. Закрепление.
Цель: обобщить знания, полученные на уроке.
Вопросы и задания с. 22
5 Домашнее задание
Цель: разъяснить содержание домашнего задания
Прочитать параграф 4