• Преподавателю
  • География
  • Выступление на метод объединении учителей географии на тему Новые аспекты содержания образования на уроках географии

Выступление на метод объединении учителей географии на тему Новые аспекты содержания образования на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Новые аспекты содержания образования

на уроках географии»

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок географии остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые новыми образовательными стандартами, урок географии должен стать новым, современным!

В новых образовательных стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий:

- инициирует действия учащихся

- консультирует и корректирует их действия

- находит способы включения в работу каждого ученика

- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу образовательного Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя географии в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика - активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

В отличие от традиционного урока географии, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок географии - это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Выделяют несколько наиболее важных, новых аспектов содержания образования на уроках географии.

Первый аспект - Мотивационно - целеполагающий.

Цель современного урока географии должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока географии является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К новым образовательным целям урока географии относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект - Деятельностный аспект

Новым смыслом урока географии является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД на уроке географии способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок географии называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока географии, так как урок развивающий - направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке географии - формировать и развивать УУД (универсальные учебные действия), то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

- сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

- сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

- сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать новый образовательный стандарт в средней и старшей школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока географии и его проведение.

Учитель географии, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту или конструкт урока. Традиционный конспект - это содержание урока по вертикали, а технологическая карта - по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

В новых образовательных стандартах предъявляются требования к Личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока географии мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата. Каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:

  • максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися.

  • не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения.

  • создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мой добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал «комплекс двоечника».

  • организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.

  • заниматься отдельно после уроков с учениками, которые хотят знать больше.

Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. Так, например, одним из путей который позволяет поддержать интерес к предмету является проведение уроков-путешествий, уроков-экспедиций, уроков-экскурсий.Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. При проведении уроков данного типа стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся.

Другая не менее интересная форма проведения уроков - игры.

Для учащихся средних и старших классов игра - прекрасный стимул более качественного усвоения материала. Кроме того, игра, позволяет наиболее ярко проявлять и развивать особенности учащихся - логическое мышление, память, творческие способности. При проведении игр развивается познавательный интерес учащихся, осуществляется уровневая дифференциация знаний, и следовательно реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддерживать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласится с его мнением и опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Роль учителя в процессе проведения и подготовки игр постоянно меняется, на начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. Создание благоприятной атмосферы на занятиях очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Именно уроки в игровой форме дают возможность учителю широко использовать межпредметные связи.

Особой формой обучения являются практические работы, позволяющие не только формировать умения и навыки на уроках географии, но и получать новые знания, часто выходящие за рамки учебника. В процессе проведения практических работ на местности стараюсь сформировать и развивать такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности. В отдельную группу выделяю практические работы по формированию умений работать с физической картой. При выполнении этой группы работ постепенно формирую у учащихся умения самостоятельно читать физическую карту полушарий, определять положение разных форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов, географические координаты. В процессе выполнения практических и самостоятельных работ формируются умения использовать политико-административную карту, рассчитывать разницу в поясном времени, знания основных статистических показателей, характеризующих население своей области.

На сегодняшний день актуальна проблема противоречия большого объема материала и перегрузки школьников. Поэтому в 9-10 классах считаю целесообразным применение лекционно-семинарской системы обучения с использованием логических опорных конспектов (ЛОК). При их составлении были использованы идеи В.Ф. Шаталова, а также учтен собственный практический опыт. В основу разработок положены смысловые блоки, которые отражают логику изучаемого материала и позволяют сосредоточить внимание на главных вопросах курса.

ЛОК - это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры его изложения учителем. Материал, оформленный в виде ЛОК, запоминается учащимися 9-10 классов более осмысленно и допускает широкий перенос его на новые ситуации. Структурирование материала сопровождается комментированием взаимосвязей, что приводит к более осознанному усвоению материала. Составление схем позволяет избежать многословия и учит учащихся делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайным навыком необходимым каждому человеку в дальнейшем процессе самообразования. Наличие схемы в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал.

Правила использования ЛОК:

  • конспект урока целесообразно отображать синхронно с изложением материала.

  • по мере объяснения учащиеся фиксируют ЛОК в рабочей тетради, что способствует восприятию лекции в структурно-логической последовательности и в единстве.

  • фиксирование ЛОК учащимися осуществляется параллельно записи его учителем. Присоединение к зрительной памяти еще и моторной является моментом чрезвычайно важным при изучении учебного материала.

  • составляя ЛОК в ходе изложения содержания лекции, учитель акцентирует внимание школьников на главных понятиях, процессах

Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.

Новый этап урока - это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель географии в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

Домашнее задание на современном уроке географии учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей

Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности.)

Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке географии учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель географии применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность)

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.

Подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

Метапредметность или предметность?

Задание 1

Назовите расстояния, на которых находятся от Солнца следующие планеты земной группы:

1. Венера

2. Марс

3. Меркурий

а) 58 млн. км

б) 108 млн. км

в) 150 млн. км

г) 228 млн. км

Что я знаю?

Расстояние до Земли 150 млн. км

Порядок планет от Солнца…

Результат предметный или метапредметный?

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Я применяю такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

Образование - это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем.

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!



© 2010-2022