Экскурсионный маршрут по Северо-Крымскому региону

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗОРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕТСКИЙ САД»

НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА

республикИ Крым




ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ

ПО СЕВЕРО-КРЫМСКОМУ РЕГИОНУ




Работа ученика 6 класса

Кудиевского Владимира,

ученицы 10 класса

Зоренко Натальи

Руководитель:

учитель географии

Суфан Джамаль Рохи



с. Зоркино

ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ,

А ЛЮБОВЬ ВЫРАСТАЕТ С ДЕТСТВА.

Вырастает с нежного прикосновения маминых рук и ласкового маминого слова, с тихой колыбельной и радуги в небе, с цветка вишни и яблони возле окна, потому что в цветке и в дереве так много добра к человеку.

Нельзя любить что-то или кого-то, не зная. Любить - это , прежде всего знать. Поэтому и природу любить - значит изучать ее, наблюдать, осознавать, и она , раскрывая дивные таинства, отзовется в нашей душе радостью бытия.

Слушайте же душу природы, как душу человека, познавайте ее загадочную жизнь, любите и берегите ее, только тогда мы сбережем Землю.

Человеку необходимо понимать язык природы, чтобы слышать ее жалобы о причиненном ей зле и проникнуться ее тревогами, как своими.

Но откуда эта вера в то, что деревья, цветы, как люди, имеют душу и живут вместе с нами , как родные? Может истоки той веры достигают глубокой древности, когда наши предки поклонялись природе, воде, солнцу, как верховной божественной силе, и эта святая вера не потерялась в глубине веков, а через память поколений переходит в настоящее.

Люди раньше были ближе к природе, уважали ее, освящали, воспевали, восхищались ее гордой красотой. Ведь, когда человек духовно беден, то это большое горе в его жизни. Душевная черствость, грубость - страшные разрушительные силы для человека и для всего, что его окружает. И только лишь добро спасет душу человека и душу природы…

Каждая травинка, каждое деревце, каждый кустик тоже живые, как и мы, люди. Только живут они своей загадочной жизнью.

Давайте же вместе полюбуемся этими творениями природы. А я немного расскажу о каждом из них.

Мы с вами находимся в Присивашском, древнелагунном, типчаково-ковыльно-степном ландшафте, который значительно изменен человеком. Абсолютная высота -10-30 м. мы наблюдаем пологую равнину с редкими балочками и блюдцеобразными понижениями. Климат умеренно- теплый; годовое количество осадков - более 300 мм. Перед нами типчаково-ковыльная степь ( с примесью полыни) на каштановых почвах с пятнами солонцов. (Или: Сивашский низменный прилагунный, солянково-полынно-степной ландшафт; слабо измененный. Абсолютная высота до 10 м. Молодая присивашская равнина. Сложное переплетение суши и воды. Климат умеренно- теплый; годовое количество осадков - 350 мм. Комплексная степь с полынью и солянками на солонцах, солончаках, с пятнами солонцеватых каштановых почв.)

ПОЛЫНЬ

Мне доводилось слышать много легенд о полыни. Впрочем, это не легенды, а самая настоящая правда. Вот одна из них. Майор Бурнашев почти за десять лет до присоединения Крыма к России прошел со своим казачьим отрядом по Арабатской стрелке и вступил в бой с гарнизоном крепости, которую защищали татары и турки. В те времена была Арабатская крепость грозным стражем у входа в Крым. С юга - непроходимые болота и Сиваш, с севера - патрулируемый военными турецкими шхунами Арабатский залив. А на пути казачьего отряда Бурнашева сложенная еще в древности киммерийцами, а затем много раз перестроенная Арабатская стрелка с ее толстыми, непробиваемыми стенами, с глубокими рвами, заполненными водой седого Азова, с пищалями, пушками и прочей крепостной атрибутикой. Храбро бились бурнашевцы несколько суток, пока не овладели цитаделью. Но было в его отряде много убитых и тяжело раненых. А медикаментов - никаких. Тогда-то пожилые казаки вспомнили о чудодейственной траве - серой, горькой полыни, которая росла на крепостных стенах и на обширных площадках. В котлах кипела вода, туда бросали промытую полынь и настоем промывали раны, успокаивали боль.

АКАЦИЯ

Привезена была из Северной Америки. Выживает в самых неблагоприятных условиях: растет и на терриконах и на засоленных почвах. Медонос: с гектара насаждений акации можно собрать полторы тонны прозрачного, ароматного меда. Целебна. Является украшением сел, городов и просто степных участков.

ГРАБ

Граб-дерево семейства березовых. В Крыму произрастает граб обыкновенный(высота -14 м) и граб восточный (грабинник, высота -9 м). Грабинник растет в шибляках (сообщество листопадных кустарников) горного Крыма и предгорий. Граб обыкновенный держится поближе к буковым лесам. Неприхотливое дерево, растет на бедных каменистых почвах.

Древесина граба обыкновенного в давние времена звалась белым буком. Высушенная древесина по прочности могла поспорить с железом, а отполированную и покрашенную ее тяжело отличить от черного дерева. Из граба делали клавиши для роялей, шестерни и винты для виноградных прессов, оси для арб. Кору и листья можно использовать для получения краски, ее любят животные. Грабовый уголь ценился на рынке, так как горит долго бездымным, стойким пламенем.

В степном Крыму граб посажен человеком в лесных полосах, в парках и для украшения улиц сел, поселков и городов.

ДУБ

На Земле около 600 видов дубов, и только 3 из них можно встретить в Крыму: черешчатый ( на северных склонах Крымских гор), скальный и пушистый (по всему горному Крыму). Издавна с этим растением у людей связано понятие о красоте, здоровье, мощи и долголетии. Раньше его называли «древ» или «древ». Отсюда «древляне» - название славянских племен, живших преимущественно в дубравах. Полагают, что от этого корня слова «здравый», «здоровый» и великолепное русское «здравствуйте».

Долголетие дубов поразительно, они могут прожить не менее 8-10 веков (дуб черешчатый, скальный и пушистый -1-2 века)

Использование дуба человеком имеет давнюю историю. В поселениях трипольской культуры находят не только остатки дубового угля, но и отпечатки желудей на глиняной обмазке, что говорит о том, что желуди сушили и перемалывали на муку, из которой пекли хлеб. В нашей стране не растут дубы со сладкими желудями, но пращуры наши знали, как убрать горечь, замачивали желуди в проточной воле на время. Кроме муки , делали еще и крупу для каш. До сих пор во Франции и Англии желудевую муку используют для выпечки тортов, кексов, печенья.

Разнообразно использовали древесину дуба:

  • Первобытный охотник надрезал ствол молодого дуба, вставлял в надрез заостренный камень и оставлял его там на несколько лет, после чего срубал дерево и получал топорище с крепко вросшим в него каменным топором.

  • Челны-долбленки. На изготовление которой тратили 3-4 года.

  • На строительство кораблей(палубы, кили, сходни, облицовка кают)

  • Дорогая и прочная мебель.

  • Для паркетов, с/х орудия труда, бочки, для дубления кожи, покраски тканей

  • Мореный дуб

  • В медицине: вяжущее и противовоспалительное средство.

Дуб- дерево священное. Под священными дубами у славян проходили собрания, свадебные обряды, судилища.

ТОПОЛЬ

В Крыму , кроме осины, два вида тополя: тополь черный (осокорь) и тополь белый (серебристый). Дерево легко размножается, живет 80-120 лет, любит свет, быстро растет - его называют «эвкалиптом Севера».

Осину православные называли Иудиным деревом, что не совсем верно, так как осина в Средиземноморье не водилась. Может это связано с тем, что осиновые листья всегда предательски дрожат.

Выражение «бить баклуши» также связано с осиной. В старину крестьяне выбивали сердцевину из осиновых болванок, сушили и получали баклуши для различных хозяйственных нужд.

Из осины также делают спички.

Древесина тополя шла на холодные постройки (амбары, сараи, погреба). А также на гонт (кровельный материал). Использовали для крытья куполов, со временем, древесина приобретала золотистый серый оттенок и купола церквей красиво блестели на солнце.

С листьев и почек тополей пчелы собирают клейкое вещество и перерабатывают его в прополис, а также собирают мед. Молодые листья тополя выделяют много фитонцидов, которые убивают вредоносные микроорганизмы.

В Греции и Риме подать ветку тополя мужчине значило обвинить его в трусости.

Есть интересные сведения как лечили лихорадку в старину. Бабушка должна была отвести внука в лес, оторвать от рубахи подол, подвязать к осине, поклонившись, попросить:»Возьми, голубушка, «трясуху» внука, поскольку «робенку» это ни к чему, а осине в самый раз - все равно век трястись». Осиновая настойка улучшает общее самочувствие человека.

БОЯРЫШНИК

Латинское название боярышника переводится как «сильный», «крепкий», что очень верно. Живет это дерево или кустарник 200-400 лет, отличается жизнестойкостью (теневынослив, засухоустойчив, морозостоек) и несокрушимо твердыми шипами. Плоды крымского боярышника съедобны ( в других местах некоторые виды - несъедобны).

Боярышник издавна заготавливали впрок, для чего свежие плоды засыпали сахаром. Из этого сиропа зимой варили кисели, компоты, заваривали чай. Из сухих плодов делали муку, которая имела тонкий фруктовый аромат. Выпекали из такой муки сдобу, печенья.

Настои из высушенных цветов (имеют селедочный запах) рекомендуют сердечникам.

Цвести и плодоносить боярышник начинает с 10-12 лет.

В Крыму насчитывается семь эндемичных видов, например боярышник Поярковой.

ЛИПА

В Крыму встречается три вида, причем пушистостолбиковая липа является эндемиком.

Липа быстро растет, хорошо переносит засуху, пересадку, обрезку. Она холодостойка, теневынослива, дымо-, газо_ и пылеустойчива. Сажать липу начали давно. В Европе липа считалась священным и «общественным» деревом.

Из липы делали воинские щиты, ведра для воды, кадки, корыта, ложки и чашки. В 19 веке жители деревни Коккозы (ныне Соколиное) делали деревянную посуду для всего полуострова. Из липового луба делали лапти. Мягкая древесина позволяет умелым резчикам выполнять сложную и тонкую орнаментику.

Было время, когда на Руси не знали сахара, поэтому потребность в сладком человек удовлетворял фруктами и медом. Сначала человек собирал мед в дуплах липовых деревьев, а потом стал спиливать дупла и вместе с колодой приносить домой. Липовые улья самые лучшие, так как не протекает мед из него.

Из меда в давние времена готовили исконно русские хмельные напитки (княжеские меды, забористую медовуху).

Липовый уголь наши предки употребляли вместо дорогостоящей соли для сохранения дичи и мяса, а также присыпали им раны. При головных болях рекомендовали повязки из липовых листьев. При простудах пили до изнеможения из ведерных самоваров душистый цветочный чай. Прославленный русский полководец А.В.Суворов, заливая свои раны медом, подражал в этом Юлию Цезарю.

КИЗИЛ

Кизил - лучший врач против всех болезней.

С незапамятных времен женщины Кавказа умели делать замечательный витаминный лаваш. В годы войны кизиловый лаваш помог ликвидировать цингу на Кавказском фронте.

Некоторые хозяйки неспелые плоды кизила солят вместе с лавровым листом и фенхелем и употребляют вместо олив.

По местной крымской примете урожай на кизил предвещает холодную зиму.

Появился кизил, как говорит греческая легенда, из копья, которым основатель Рима - Ромул очертил сначала границы вечного города, а потом с силой воткнул копье в землю, и оно расцвело кизиловым деревцем. Зацветает кизил еще в феврале, а рубиновые ягоды созреют только поздней осенью. По легенде кизил - шайтанова ягода.

А теперь немного истории… Давайте совершим воображаемое путешествие во времени…

Учеными установлено, что человек на территории нашего полуострова проживал с древнекаменного века, более 300 тыс. лет тому назад ( в эпоху ашель). Большинство стоянок древнего человека находятся в юго-западном и юго-восточном районах Крыма. Они располагались на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем, вблизи источников и рек, рядом с залежами кремня.

Наиболее же древние упоминания о жителях степи относятся к XV - VII вв. до н. э., эпохи бронзы. Это были киммерийцы, и сведения о них мы находим в поэме Гомера «Одиссея», где говорится, что земля киммерийцев находится у крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида. К киммерийцам относится упомянутый в поэме «Илиада» народ «удивительных доильщиков кобылиц, справедливейших из смертных». Автор указывает район обитания киммерийцев - степи Крыма и Северного Причерноморья. В самом Нижнегорске и поблизости от него (у Желябовки исследованы курганы с захоронениями времен меди!) найдены поселения и курганы с погребениями времен бронзового века и, а также скифского периода.

Киммерийцы были кочевыми скотоводами, вели захватнические войны. Киммерийский лук отличался прекрасными боевыми качествами и не имел себе равного в древности. Он по своим достоинствам не уступал прославленному скифскому луку.

При появлении в Крыму скифов, как повествует предание, киммерийцы, опасаясь поражения от грозного врага, отступили через Кавказ в Азию.

А киммерийские «цари», не желая покидать свои земли, перебили друг друга во взаимной битве и были похоронены в низовьях Днестра. Произошло это, по-видимому, в

VII вв. до н. э.

Скифы пришли в Крым в VII вв. до н. э. Это ираноязычные племена. В Крыму проживали племена царских скифов (существовали еще племена скифов-пахарей, скифов - кочевников и т.д.). Знамениты они тем, что они были грозной силой для любого противника. Часть мужского населения занимались скотоводством, а большая половина участвовала в походах. Скифское войско в своем Переднеазиатском походе достигло Египта и Палестины. Когда же войско вернулось домой, то было встречено атакой неизвестных людей на собственных землях. Оказалось, что это были рабы и сыновья рабов, которых родили их собственные жены, оставленные 20 лет назад.

В 513 г. до н.э. потерпел неудачу в войне против скифов персидский царь Дарий. И, может, по нашим степям отступали и заманивали противника вглубь страны отряды скифов.

На рубеже VI-IVв. до н.э. скифы под натиском сарматов уходят в Таврию. И скифы вынуждены были приспосабливаться к новым условиям. Они постепенно превращались в оседлых земледельцев и скотоводов. Жили они в углубленных в землю полуземлянках. Наибольшего расцвета Малая Скифия достигает во II веке до н. э. во времена правления царя Скилура. В это время скифам платила дань даже Боспорское государство.

Существует легенда, что сарматы произошли от смешения амазонок со скифами. Когда эллины, победив амазонок при Фермодонте, везли их на кораблях, те перебили мужей, и, пристав к берегу, похитили табун лошадей и начали грабить страну скифов. И только хитростью скифские мужья смогли взять их в жены. Поэтому сарматские женщины отличались смелым и воинственным характером. Они ходили на войну вместе со своими мужьями.

Сарматы вели оживленную торговлю, особенно с греками. Они продавали рабов, шкуры и другие товары, а греки взамен привозили одежду, вино, украшения.

Давайте представим кочевую стоянку того времени. Жилищем для кочевников служили войлочные кибитки, поставленные на повозки. Основной пищей их были мясо, сыр, молоко, а также просяная каша.

Главным предметом культа сарматов, как и у скифов, был меч, олицетворяющий бога войны. Представьте себе воина, преклоненного перед воткнутым в землю мечом. А на горизонте пасущиеся стада крупного рогатого скота, овец, лошадей.

В это же время достигают своего расцвета греческие города-колонии. Они являлись «воротами» в античную Европу. Прогрессивная роль античных городов Таврии состояла прежде всего в том, что они оказали влияние на ускорение социально-экономического, культурного и политического развития местных племен. В степном Крыму сохранились руины античного города Киммерика на горе Опук (с. Тарасовка).

Через наши северные степные просторы в те далекие времена приходили различные народы с целью завоевания Крыма.

В III веке готы вторгаются в Крым, одерживают победу над скифами и Боспорским царством. В IV веке на полуостров вторгаются гунны, нанеся поражение готам. «Племя гуннов … превосходит в своей дикости всякую меру…». Эти завоеватели наводили ужас своей жестокостью. После покорения Европы, гунны возвращаются в степи Крыма. Это возвращение было губительно для народов Таврики. Окончательно разгромлено Боспорское царство, погибло государство поздних скифов.

В VII в. Крым завоевывают хазары. Затем печенеги., в XI веке - половцы, образовав в степи страну Дешт-и-кыпчак. В январе 1223 года Крым впервые увидел стремительную атаку монголо- татаров, когда полководцы Чингисхана, разбив половцев, привели свои войска в Тавриду. В мире тогда не было силы, способной остановить натиск орды. Вооруженные луками и саблями, на низкорослых, очень выносливых лошадях монголы были способны совершать молниеносные переходы на большие расстояния. Познав искусство ведения боя разных стран, монгольские военачальники выработали собственную стратегию, которой еще долго пользовались и после разгрома Орды. Их метод атаки лавиной применяли донские казаки спустя много веков. Использовали монголы и ложные отступления, отвлекающие удары. Войска завоевателей постоянно увеличивались, пополняясь по мере продвижения на Запад новыми кочевыми народами. Фактически армию тех, кого мы называем монголо-татарами, можно назвать Азией на коне.

Разграбив степную и предгорную часть Крыма, а также богатый Судак, Орда откатилась назад в степи, а Крым зализывал раны. Но затишье было недолгим. В 1238 году монголо-татары вновь захватили Крым, но на этот раз они закрепились в Крыму, создав здесь улус с резиденцией в Солхате (Старый Крым). Третий раз татары нарушили относительное спокойствие в конце XIII века под предводительством праправнука Чингисхана Ногая. Побывал в Крыму и Мамай, по преданию, здесь начиналась его «карьера», здесь она и закончилась -кинжалом в спину. В XV веке воцарился потомок хана Тохтамыша -Хаджи-Гирей. Он и основал династию крымских ханов. В конце XV века в Крым вторглись турки.

Что бы ни говорили историки, отрицающие агрессивность государства Гиреев, оно всегда было подобно хищнику, затаившемуся в засаде. В любой момент фирман (приказ) из Стамбула либо повеление бахчисарайского владыки могли привести в действие многотысячную крымскую конницу.

Набеги крымцев различали по количеству участников и по тому, кто был их зачинщиком.

Набеги, зачинщиком которых был султан или владыка Бахчисарая, назывались сефери. В них принимало участие практически все крымское войско - около ста тысяч татар. Иногда к ним присоединялись три тысячи капыкулов -профессиональных солдат, вооруженных мушкетами. Согласитесь, такое войско представляло серьезную угрозу для соседей.

Инициатором походов за добычей среднего масштаба могли быть второй, третий вельможи Бахчисарая. В таких походах участвовало более 50 тысяч всадников.

Но главным бедствием для соседних земель были так называемые беш-баш («пять голов») - вылазки охотников за невольниками. Относительно небольшие отряды в несколько тысяч всадников совершали абсолютно непредсказуемые набеги. «Войско такое действительно не имеет ни малейшей жалости к неприятелю и глотка воздуха ему не дает». На своих конях, «быстрых, как ветер», участники беш-баш, уклоняясь от вооруженных столкновений, «дорогу в десять постоев преодолевали за один день». Не обремененные обозами и вьючными животными, крымцы могли в любой момент свалиться на ничего не подозревающих соседей как снег на голову. «Гяуры боятся безмерно этого народа, ибо не могут беспечно жить». Но нельзя не вспомнить и запорожских казаков, которые частенько жгли города и села Крымского ханства, и не только в борьбе с притеснителями православных, но и по принципу «пойди и возьми силой то, что тебе нужно», так как казаки, жившие на неспокойных приграничных территориях, не могли , да и не хотели заниматься собственным хозяйством.

Время от времени Запорожье и Бахчисарай заключали военные союзы для нападения на Польшу или Русь. Но это не гарантировало, что сегодняшний соратник не ударит тебе завтра в спину.

В начале 40-х годов XVII века отряды беш-баш ходили раз в месяц или в неделю на набег».

«В самом Крыму находится около четырехкратно по сто тысяч пленников казацких, четырехкратно по сто тысяч жен этих казаков и троекратно по сто тысяч… малых юношей и девушек казацких». Безусловно, набеги служили одним из основных источников дохода, но он отнюдь не был единственным.

Крым славился кожей и изделиями из нее. Наибольшим спросом пользовались крымские седла, крымские ножи «пичаки», особые казаны, крымские карабины. Степной Крым славился добычей соли из Соленого озера, просторными пастбищами, на которых паслись огромные стада овец. Острые сыры, шерсть, овчина, катык, мясо и курдючный жир - всем этим овцы в избытке обеспечивали жителей Крымского ханства. Первоначально на землях ханств возделывались в основном традиционное для Азии просо и быстро созревающий ячмень. Эти культуры выращивались для внутреннего рынка. Крымская земля родила хорошо (одна киле проса давала десять киле) просяная и ячменная мука, сушеный сыр, айран и похлебка составляли основную пищу простых жителей. К середине XV века земледельцы ханства начали выращивать пшеницу, но они не признавали пшеничного хлеба, поэтому все сорта пшеницы уходили на экспорт.

Лошадь для крымца была не просто домашним животным, а и лучшим другом и кормильцем. Кобылье молоко шло га приготовление кумыса, сыров, похлебки. А уж конское мясо предпочиталось любому другому.

Удача в набегах зависела от неожиданности и стремительности ударов. От выносливых и быстрых татарских лошадей зависел не только размер добычи, но и жизнь всадника. В походы всегда отправлялись налегке, взяв с собой лишь минимальный «сухой паек», а «живые консервы» всегда были под рукой. Некоторые участники набегов варили конину, другие, положив мясо под седло, «гарцуют долгое время. Когда из конского мяса сок вытечет, считают они, что оно к едению готово…»

Лошадей в те времена было великое множество. Если посчитать, что в большом походе участвовало не менее 300 тысяч голов и дома оставалось много, то выходит внушительная цифра.

Предполагают, что крымские кони были потомками легендарных скифских лошадей. Они не знали усталости ( в день татарская конница могла пройти до 150 верст) и были крайне неприхотливы. Зимой эти животные довольствовались мерзлой травой, которую добывали, разгребая копытами снег. Татарские лошади не знали подков - только иногда к их копытам привязывались обломки костей.

Крымские кони превосходили все породы, известные у соседских народов. Поэтому неудивительно, что ханы запрещали их вывоз за пределы Тавриды.

В XVII веке, в долине реки Салгир, уже существовало небольшое татарское поселение Сейтлер. Наверняка оно не раз служило промежуточной стоянкой отрядам беш-баш, ходившим в набеги.

После того, как Крым стал частью Российской империи, сельское хозяйство степного Крыма пришло в упадок. В начале XIX века царское правительство пригласило в Крым немцев. Дома с тех времен еще уцелели в селе Межевое.

Мы с вами прослушали исторические события, которые происходили на наших северокрымских землях. И, может, мы стоим с вами на тех же дорогах и тропах по которым хаживал сармат, киммериец, монголо-татарин. Но все мы дышим прекрасным степным воздухом, в котором чуть меньше, наверное, присутствует запах степных трав…

Легко чувствуешь себя среди прекрасных краевидов, где господствуют спокойные и зеленые тона, идешь усыпанной цветами степью, которая купается в запахе разнотравья, и видишь в синеве и золотом солнце птичью стаю… и хочется крикнуть всем- всем: «Люди, сохраните эту красоту!»

Если человек любит окружающий мир, она будет любить людей, а значит всегда делать добро…



© 2010-2022