Презентация по географии на темуСарыарка (Казахский мелкосопочник)

Калиновская средняя школа Открытый урок:«Сарыарка - любовь и боль моя»урок – откровение в 8 классепо физической географии Казахстана Актюбинская область Кобдинский район Калиновская средняя школа у...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Калиновская средняя школа

Утверждаю:___________ Проверено:__________

Директор школы: Танирбергенов Т.Б. Завуч. По УВР: Шакенова Р.К.

«___»_______2015г. «___»________2015г.


Открытый урок:

«Сарыарка - любовь и боль моя»

урок - откровение в 8 классе

по физической географии Казахстана




Актюбинская область

Кобдинский район

Калиновская средняя школа

учитель географии:

Таженова Г.Б.












2014-2015 уч.год.



Цель: Дальнейшее формирование знаний о природных районах республики

Задачи 1. Познакомить с особенностями Сарыарки

2. Развивать речь, мышление, внимание, творческие способности.

3. Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю, интерес к

урокам географии

Оборудование: физическая карта Казахстана, картины по теме, рисунки учащихся,

атласы, компьютер, эпиграф, опережающие задания

Ход урока

  1. Оргмомент. Психологический настрой.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня прекрасный солнечный день, у вас у всех хорошее настроение, и я желаю, чтобы оно сохранилось на весь сегодняшний день.

Туған жердің әр тасы құнды маған,

Жайқала бер, жайнай түс, нұрлы далам.


Ребята, как вы понимаете эти слова? (Родной земли каждый камень дорог мне,

Пусть колышется, сияет цветом, лучистая степь моя.)

Сегодняшний урок - откровение мы посвящаем Сарыарке - Казахскому мелкосопочнику. Мы познакомимся с особенностями Сарыарки.

Знай о крае своем родном,

знай про степи, горы, хребты,

Ведь для будущих поколений

Сохранить это должен ты.

Тренинг: От сердца к сердцу. Теплый круг.

( дети выбирают конфеты синего и красного цвета с помощью которого класс делится на 2 группы)

Звучит кюй «Сарыарка», танцуют две девочки.


  1. На фоне мелодии ученик читает стихотворение

Сарыарка - страна пустынных скал,

Страна природных древних изваяний,

Не уставая, ветер их ковал

Веками на пути своих скитаний.

Сарыарка… Там сопки и холмы

Бегут волнами к облакам пятнистым,

Ковыль, как шаль на голове земли,

Колышется покровом серебристым

Я эту землю всей душой люблю,

За то, что здесь родился и живу.

Учитель: От Западно - Сибирской равнины на севере до Бетпакдалы и Балхаша на юге, от Тургайской впадины на западе до хребта Саур - Тарбагатай на востоке простирается широкая степь, которую казахи издавна называют «золотая степь».

Определите, что могут означать числа 1200 км, 400 км, 900 км? (даны на доске)


  1. Изучение рельефа и геологического строения. (Парная работа.)

Пользуясь картами, учебниками, определить различия восточной и западной частей Сарыарки. (ученикам раздаются таблицы, необходимо их заполнить.)


Восточная часть

Западная часть

Рельеф

Названия гор, высоты

Геологическое строение


Выступление учащегося:

К наиболее высоким горам в восточной части Сарыарки относятся Аксоран (1565м), Каркаралинские (1403м), Чингизтау (1305м), в западной части - Улытау (1133м), а также невысокие горы Сарыарки

Один из красивейших уголков Казахстана - Баянаул - массив низкогорий в северо-восточной части Сары-Арки (Казахского мелкосопочника). На глыбистых гранитах растут сосновые, березово-осиновые леса, сменяемые ковыльными степями. В 1983 году в целях сохранения природного комплекса Баянаула создан Баянаульский национальный парк.
Нельзя не сказать о Каркаралинске, который называют жемчужиной Сарыарки. Первозданная красота каркаралинских гор и лесов, буйная растительность долин, чистые, как слеза, озера - все это надолго запоминается каждому, кто здесь хоть однажды побывал. Каркаралы, словно волшебный магнит, тянет к себе путешественников, туристов и спортсменов, всех тех, кто любит казахстанскую природу. О необычной красоте здешних мест хорошо говорят названия утесов, гор, долин, озер, рек, которые им дал народ-сказитель. Вершина Соколиная, гора Оленья, сопка Рыжая борода, утес Красная скала, озера Зеркальная падь, Пашенное, Шайтан-коль (Чертово озеро)... К каждому из этих достопримечательных мест проложен туристический маршрут


  1. Изучение природных зон, полезных ископаемых, климата и внутренних вод.

Групповая работа.

1 группа. Изучить природные зоны, Изучить реки Сарыарки, с какой целью был построен канал Иртыш - Караганда?

2 группа. Определить летние и зимние температуры, годовое количество осадков

Определить климат Сарыарки, факторы его формирования. Изучить озера Сарыарки. полезные ископаемые, показать на карте крупные месторождения.

(Отчеты групп, защита постера.)

Учитель: Знаете ли вы, что река Аршалы впадает в реку Колутон, а река Колутон впадает в Ишим?

Ученик:

Вдоль реки Ишим -

Рощи да поля

Там в краю отцовском -

Родина моя.

В полдень над Ишимом -

Синий небосвод,

Ночью над Ишимом -

Звездный хоровод.

А еще мне снится

Отчая изба -

В ней истоки песни

И моя судьба.

Потому так дороги

Рощи да поля -

На реке Ишим -

Родина моя!


  1. Чудеса Сарыарки

Учитель: Как вы читаете, как связана наша жизнь и Сарыарка?

Можно не задумываясь назвать Акмолинскую область жемчужным ожерельем: красивейший Кургальджинский заповедник, Еремейтауские и Баянаульские горы, Зерендинские леса. Именно в нашей области расположено красивейшее место Сарыарки - Боровое. Окжетпес, танцующие березы, гладь озер, скалистые горы - сказочный, легендарный край, который всегда служил кочевникам священной обителью и местом поклонения. До сих пор живут здесь легенды

Ученик: Ещё в 1897 году путешественник Словцов так охарактеризовал Боровое: «На небольшом сравнительно клочке земли, верст 20 в диаметре, горные утесы, напоминающие Кавказ и Алтай, поросшие хвоями, вошли в чудное сочетание со стихией вод… С любого холма можно видеть то необъятные степные просторы, то роскошные нивы самых лучших пшениц, то зеркальную поверхность озер, то окутанные густой хвоей гранитные горы».

Сосновые боры Казахского мелкосопочника считаются реликтами, остатками обширных некогда лесов, тянувшихся от Урала до Алтая. В послеледниковое время из-за засушливости климата произошло сокращение этих лесов, и только в наиболее возвышенных участках сохранились их остатки. Сосновые боры расположены в горах Каркаралы, Баянаул, Кызыл-Рай.

(показ фото - слайды на компьютере)

Ученик: Здесь же расположено еще одно чудо природы - Коргалжинский заповедник. Он включает два крупных, соединенных между собой озера Коргалжын и Тенгиз, и 130 мелких озер. На Коргалжинских водоемах, можно наблюдать до 300 видов птиц, а вообще во время весенних и осенних перелётов здесь пролетают более миллиона водоплавающих птиц. Именно здесь находится самая северная колония гнездовий розового фламинго.

С 1976 года согласно Конвенции по охране водоплавающих птиц Коргалжинский заповедник внесён в список водно - болотных угодий международного значения, с 2000 года озеро Тенгиз входит в международную сеть «живые озера», а в 2008 году Сарыарка стала первым объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в Казахстане.

Учитель: Но есть в нашей области еще одно богатство, о котором нельзя промолчать.

Ученик:

Говорят, в Казахстане красавица есть,

И её красоты в каратах не счесть.

Величава, красива, горда и сильна -

Это наша столица, моя Астана!

Все приехать хотят, и взглянуть на неё,

Посмотреть, как живет достоянье моё!

Хорошеет она, новостроек полна-

Это наша столица - моя Астана!


  1. Проблемы Сарыарки

Учитель: Говоря о Сарыарке, мы не должны забывать и об её экологических проблемах, а их здесь очень много.

Ученица: Влияние ядерных испытаний, проводившихся на Семипалатинском полигоне, до сих пор сказываются на жизни природы и человека. За 40 лет на полигоне прогремело 470 ядерных взрывов, пострадало около миллиона жителей. 28 февраля 1989 года родилось антиядерное движение «Невада - Семипалатинск», организатором которого стал видный деятель Казахстана, писатель Олжас Сулейменов. 29 августа 1991 года Указом Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева Семипалатинский полигон был закрыт, но отголоски взрывов слышны до сих пор.

Экологические проблемы касаются и вод Сарыарки. Уровень Балхаша за последние 10-15 лет снизился на 2,8-3 метра. Снижение количества воды ведет к чрезмерной минерализации вод. Воды Балхаша загрязняются отходами металлургических предприятий, построенных на его берегах. Загрязняются воды Ишима. Обнаружены источники загрязнения подземных вод.

Города Жезказган, Караганда, Балхаш, Экибастуз являются чрезвычайно опасными регионами. Загрязнение воздуха превышает возможные нормы в несколько раз, это приводит к увеличению количества людей с различными заболеваниями.

В критическом состоянии находятся земельные ресурсы: истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Под угрозой исчезновения находятся многие виды животных и растений.

Учитель: Как вы считаете, какие меры необходимо предпринять для улучшения экологической обстановки Сарыарки?

(предложения учащихся)

Для охраны природы в Сарыарке проводится определенная работа. (обратить внимание на заповедники и природные парки.)

Но этих мер пока не достаточно. Государству необходимо радикально изменить подход к решению этих проблем, и тогда мы сможем сохранить уникальную природу страны


  1. Учитель: Совсем необязательно ехать в Боровое, Баянаул или Каркаралы, чтобы полюбоваться красотой природы. Нужно быть просто чуточку внимательнее, и перед вами раскроется волшебная книга родной земли.

Каждый кусочек родной земли - это богом данная судьба. У Родины не бывает плохих и хороших мест, Родину любят такой, какая она есть. Какой её нам оставили предки. Наша задача - сохранить её для будущих поколений.

А за что вы любите свой край, свою родину?

Ученик:

За все тебе спасибо, степь казахская.

Ты душу нам сумела распахнуть.

Не все ещё проселки нами пройдены,

Нам наша жизнь выберет пути,

Я только знаю - лучше нашей Родины,

Во всей вселенной больше не найти!


  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали?

Чему научились на уроке? Довольны ли вы своей работой?

Оценивание работы учащихся.


  1. Рефлексия. Что было на уроке: «понятно»

«удивлен»

«полезно»

«интересно»


  1. Д/З. Параграф 43, по вариантам ответить на вопросы,

составить кроссворд с главным словом «Сарыарка»


© 2010-2022