Активные стратегии в обучении взрослых (учебно-методическое пособие для молодых учителей)

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В УЧЕБЕ ВЗРОСЛЫХ



(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ)




Содержание

Введение

1. Методы активного обучения взрослых

1.1. Анкетирование

1.2 Таблица с категориями

1.3. Пауза

1.4. Структурированная полемика

1.5. Обсуждение в парах

1.6. Формулировка выводов

1.7. Создание аббревиатур

1.8. КОНФУЗы

1.9. Формулировка вопросов

1.10. Перспективный подход

1.11. "Смешное предложение"

2. Терминологический словарь

ВСТУПЛЕНИЕ

Модель эмпирического обучения открывает возможности к применению стратегий активного обучения для всех четырех этапов цикла учебы. Предлагаем Вам использовать упражнения-связки, познавательные, эмпирические и практические упражнения для удержания учащихся в центре учебного процесса.

В этой работе представлено 11 методов активного обучения. За шутливыми названиями групп методов скрывается чрезвычайно важное и значимое. По существу, каждое название очерчивает главные цели каждой из этих групп методов, ведь каждая из них помогает достичь определенной цели, направленной на реализацию конкретных развивающих заданий. Но при этом они тесно переплетены-связаны между собой, зависят одна от другой. Хороших результатов в процессе обучения можно достичь умелым подбором активных методов к каждой части урока. Отметим, что планирование урока - сложная и хлопотливая работа, она требует ознакомления с общей характеристикой всех методов и выбора самых целесообразных в каждом конкретном случае.

Прежде чем перейти к основательному рассмотрению активных стратегий обучения, попробуем выяснить общую суть активного обучения и сравним его с общеизвестными, традиционными подходами к учебе. Исходя из цели, которую мы поставили перед собой, воспользуемся подходами, которые существуют в современном образовании. Выделим активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учащихся в учебной деятельности. Понятно, что термин "пассивная" является условным, поскольку любой способ обучения обязательно предусматривает определенный уровень познавательной активности субъекта- учащегося иначе достижение результата, даже минимального, невозможно. В такой классификации скорее используется "пассивность", как обозначения низкого уровня активности учащихся, преимущественно репродуктивной деятельности при почти полном отсутствии самостоятельности и творчества.

До этой классификации прибавим интерактивное обучение, как определенная разновидность активного, который имеет свои закономерности и особенности.

Пассивная модель обучения

Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем, текстом учебника и тому подобное - источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения принадлежат методы, при которых учащиеся лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, пояснения, демонстрация и опрос учеников). Ученики, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-то творческих заданий.

Активная модель обучения

Такой тип обучения предусматривает применения методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Ученик выступает в качестве "субъекта" обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопросы от учащегося к учителю и наоборот, что развивают творческое мышление.

Интерактивная модель обучения

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которое имеет конкретную, предсказуемую цель, - создать комфортные условия для обучения, при которых каждый учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную возможность.

Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это взаимообучение (коллективное, групповое, учеба в сотрудничестве), где и учащийся, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использования ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, производству ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность, педагогу стать настоящим лидером ученического коллектива.

Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другими, так и одного преобладания мнения над другим. Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократичными, общаться друг с другом, критически мыслить, принимать продуманные решения.

Такие подходы использовались еще в первые десятилетия прошлого века и были распространены в педагогике и практике образования в 20 годы - годы масштабного реформирования. Применяемые в то время бригадно-лабораторный и проектный метод, работа в парах переменного состава, производственные и трудовые экскурсии и практики были передовым словом не только в советской, но и в мировой педагогике. Применение этих методов и форм обучения в отдельных учебных заведениях давало поразительные результаты.

Наименьших результатов можно достичь при условиях пассивной учебы (лекция - 5 %, чтение - 10 %), а наибольших- интерактивного (дискуссионные группы - 50 %, практические действия - 75 %, обучение других - 90 %). Это, конечно, среднестатистические данные, и в конкретных случаях результаты могут быть несколько иными, но в среднем такую закономерность может проследить каждый педагог.

Эти данные полностью подтверждаются исследованиями современных психологов. По их оценкам, ученик может, читая глазами, запомнить 10% информации, слушая - 26 %, рассматривая - ЗО %, слушая и рассматривая - 50 %, обсуждая - 70 %, личный опыт - 80 %, общая деятельность с обсуждением -

90 %, обучение других - 95 %.

Чем предопределены такие результаты? Для того, чтобы понять этот механизм, вспомним, как работает наш мозг.

Робота нашего мозга отличается от работы видео магнитофона или плеера. Информация которая поступает к нему, не просто записывается, но и аианализируется, обробатывается. Наш мозг постоянно ставит такие вопросы:

Получал ли он такую информацию раньше?

Чего касается эта информация?

Что я могу с ней сделать?

Можно ли считать, что это то же, с чем я имел дело вчера, или прошлого месяца?

Следовательно, мозг не только получает информацию, но и обрабатывает ее. Чтобы эффективно обработать информацию, необходимо задействовать как внешние, так и внутренние факторы. Когда мы обсуждаем проблемы с другими, ставим вопрос, что их касается, наш мозг работает намного лучше. В литературе описаны результаты исследования, когда преподаватель, объясняя материал короткими частями, блоками, предлагал учащимся обсудить между собой каждую такую часть, а потом продолжал объяснение. В результате такой учебы усвоение материала было вдвое эффективнее, чем при монологическом объяснении.

Еще лучше, если мы можем что-то "сделать" с информацией, чтобы получить обратную связь, или узнать хорошо ли мы ее поняли. Например, с этой целью можно предложить учащемуся:

  • изложить информацию своими словами;

  • привести свои примеры;

  • показать определенные подобные проявления, подобные признаки в других явлениях и процессах;

  • найти связь с другими процессами или явлениями, уже известными раньше;

  • предусмотреть некоторые последствия;

  • найти противоположности.

Наш мозг похож на компьютер, а мы - его пользователи. Чтобы компьютер работал, его нужно включить. Так же нужно "Включить" и мозг учащегося. Когда обучение пассивно, мозг не включается. Компьютер требует правильного программного обеспечения, чтобы интерпретировать данные, введенные в его память. Наш мозг должен связать то, что нам выкладывают, с тем, что мы уже знаем и как мы думаем. Когда обучение пассивное, оно не прослеживает эти связки и не обеспечивает полноценное усвоение. Наконец, компьютер на может сохранить информацию, потому что она не обработана и не "закреплена" с помощью специальной команды. Так же наш мозг должен проверить информацию, обобщить ее, объяснить ее кому-то для того, чтобы сохранить ее в банке памяти. Когда обучение пассивное, мозг не сохранит то, что было представлено.

Еще одной из причин неудовлетворительного усвоения учащимися услышанного на уроке есть темп, с которым учитель говорит, и степень восприятия детьми его вещания.

Большинство преподавателей говорят приблизительно от 100 до 200 слов за минуту. Но способны ли учащиеся воспринять такой поток информации? При высокой концентрации внимания человек может воспринять от 50 до 100 слов за минуту, то есть половину. Однако по большей части, даже тогда, когда учебный материал интересен, учащимся трудно сосредоточивать внимание в течение длительного времени. Они отвлекаются, начинают обдумывать детали услышанного, или даже проблему или ситуацию, которая не касается урока. Ученые утверждают, что для того, чтобы ученики слушали и не думали про посторонние вещи, преподаватели должны говорить от 400 до 500 слов за минуту. Ведь это невозможно, человек говорит в четыре раза медленнее, а потом ученики отвлекаются, потому что им непонятно.

  • Исследование, проведенное в одном из американских колледжей, где преобладает лекционная форма учебы, показало, что студенты были невнимательны приблизительно 40 процентов времени. Более того, когда за первые десять минут студенты еще могли запомнить 70 процентов информации, то за последние десять минут урока они воспринимали всего 20 процентов материала. Не удивительно, что студенты во время преподавания лекционного вступительного курса к психологии знали лишь на 8 % больше, чем контрольная группа, которая не слушала курса вообще.

Два известных специалиста в отрасли кооперативного образования Д. и Р. Джонсон вместе с К. Смитом указывают на несколько проблем, связанных с чтением лекций:

  • внимание обучающихся падает с каждой минутой;

  • эта форма учебы нравится ученикам, у которых развита в основному слуховая память;

  • уровень усвоения фактического материала низкий;

  • считается, что всем учащимся нужна одинаковая информация, и все учащиеся усваивают ее одинаковыми темпами, что в действительности не так.

Использование наглядности во время лекции увеличивает запоминание материала от 14 до 38 %. Эксперимент, проведенный американскими исследователями, показал, что использование визуальных средств во время изучения слов на 20 процентов улучшает результаты. Кроме того, такая презентация материала забирает на 40 процентов менее времени, она усиливает устную подачу материала. С использованием наглядности достаточно нетолько сотен слов, но и втрое эффективнее одних лишь слов.

Если же к работе привлекается слуховая и зрительная память, есть больше шансов удовлетворить потребности разных учащихся, чьи способности восприятия материала могут существенно отличаться.

Однако использование лишь зрительной и слуховой памяти недостаточно.

Свыше 2400 лет тому назад Конфуций сказал:

  • То, что я слышу, я забываю.

  • То, что я вижу, я помню.

  • То, что я делаю, я понимаю.

  • Эти три простых утверждения обосновывают необходимость использования активных методов обучения. Кое-что изменив, слова великого китайского педагога, можно сформулировать кредо активного обучения:

  • То, что я слышу, я забываю.

  • То, что я вижу и слышу, я немного помню.

  • То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

  • Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.

  • Когда я передаю знание другим, я становлюсь мастером.

Активные стратегии в обучении взрослых (учебно-методическое пособие для молодых учителей)

Намного более важное научить, чем просто рассказать. Хотя последний метод более простой, более доступный и, безусловно, более быстрый. Вы можете быстро сообщить учащимся то, что они должны знать, и они забудут это еще быстрее.

Процесс учебы не автоматическое вкладывание учебного материала в голову учащегося. Он требует напряженной умственной работы, его собственного активного участия в этом процессе. Объяснение и демонстрация сами по себе никогда не дадут настоящих, стойких знаний. Этого можно достичь только с помощью активного (интерактивного) обучения.

Для производительного выполнения планов занятий преподаватели должны владеть широким спектром стратегий активного обучения.

Результат

После успешного достижения этого учебного результата вы сможете использовать стратегии активного обучения во время проведения занятий.

Цели обучения

Для успешного достижения этого учебного результата вы должны уметь:

  • Перечислить и описать по меньшей мере пять стратегий активного обучения.

Предыдущее оценивание

1. Опишите хотя бы пять стратегий активного обучения, которые можно использовать во время занятий.

Опишите, как каждую из них можно применить, из каких шагов состоят мероприятия, на что преподавателю следует обратить внимание при первом использовании стратегии.

2. Подготовьте план урока, который содержит по крайней мере две стратегии активного обучения.

Упражнение - связка

Какое из утверждений относительно активного обучения Вам ближе:

  • Я дрожу лишь при одной мысли об активные обучения.

  • Как подумаю, что нужно высидеть еще одну скучную лекцию, мой мозг превращается в манную кашу.

При подготовке эмпирического занятия главнейшая проблема заключается в постоянном привлечении учащихся к работе с помощью практических упражнений на каждом этапе урока - для упражнений-связок, познавательных, эмпирических и практических заданий.

  • Следующий материал ознакомит вас с некоторыми действенными шагами (методами активного обучения).

МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Активные стратегии в обучении взрослых (учебно-методическое пособие для молодых учителей)

Запишите на карточке по крайней мере три стратегии активного обучении, которыми вы пользовались или видели, как их используют другие. Если вы не уверены, что хорошо понимаете термин "активное обучение", пример прямо перед вами: в ту же секунду, когда вы задумались над стратегиями активного обучении, вы уже начали ими заниматься. Другими словами, просьба составить список - это тоже стратегия активного обучения.

После составления списка поделитесь на пары и обсудите свои соображения с партнером. Будьте готовы поделиться своими идеями со всей группой.

После успешного выполнения этого учебного задания вы сможете перечислить и описать по меньшей мере пять стратегий активного обучения.

Познавательное упражнение

Только что сделано вами упражнение - это один из многих способов, с помощью которых учитель может непрерывно удерживать учащихся в учебной среде. В этом модуле представлено 11 таких стратегий:

Анкетирование.

Таблица с категориями.

Пауза.

Структурированная полемика.

Обсуждение в парах.

Формулировка выводов.

Создание аббревиатур.

КОНФУЗы.

Формулировка вопросов.

Перспективный подход.

"Смешное предложение".

Таблица стратегий активного обучения, которой можно воспользоваться при планировании разнообразных уроков.

Метод / идея

Где найти больше информации

Когда я этим воспользуюсь





Активное обучение предусматривает от взрослых людей не только удовольствие от участия в процессе учебы, но и достаточно большую долю риска - ведь мы, делимся своими мнениями и опытом, часто боимся услышать в ответ критику или сделать ошибку. У многих из нас, кто находился в системе традиционного обучения, уже сложились определенные стереотипы поведения: часто возникают эмоциональное напряжение перед началом занятий, немотивированное волнение, неудовлетворение. Поэтому для преподавателя, который работает с взрослой аудиторией, крайне важно с самого начала создать атмосферу доверия и безопасности, доказать, что учащийся находится среди друзей, людей доброжелательных и умных, что он может чувствовать себя свободным и сильным; заверить его в том, что рядом есть преподаватель, который уважает и учитывает его мнения и желания.

Эти методы раскрываются через ряд конкретных приемов (или способов). С их помощью вы можете с первых минут установить атмосферу сотрудничества и взаимоуважения, осуществить оценивание потребностей, уровня знаний и навыков участников, обнаружить их ожидания и отношения к предложенной темы урока, заинтересовать участников темой и призвать их быть активными с самого начала процесса учебы.


1.1. АНКЕТИРОВАНИЕ

Назначение стратегии: лучше изучить свою группу, создать в аудитории ощущение одного сообщества, призвать учащихся активно участвовать в учебном процессе.

Цели:

- лучше изучить группу;

- установить уровень обладания темой;

- привлечь учащихся к активному процессу обучения;

- создать в аудитории ощущение одного сообщества;

- наглядно продемонстрировать отличия между учащимися.

Методика проведения:

- В конце аудитории разместите надписи "да" и "нет".

- Сообщите учащимися, что они будут выполнять упражнение под названием "классификация". Ее назначение - больше узнать об отдельных учащихся и о группе в целом.

- Покажите надписи "да" и "нет" и объясните учащимся, что для ответа на вопрос им нужно стать под одним из них.

- Подготовьте от 8 до 10 вопросов. Объясните, почему вы задаете каждый вопрос, и по возможности попросите учащихся дать более расширенный ответ (например, когда именно они родились). Не задавайте вопросы, на которые им будет неловко отвечать. Можно начать с общих вопросов и постепенно продвигаться к более конкретным и приближенным к предмету.

- Запишите ответы на отдельные вопросы и используйте эту информацию во время преподавания предмета.

Что можно адаптировать или прибавить:

Можно задать приблизительно такие вопросы при изучении темы: «Население мира» в скобках пометка к какому моменту урока привязан вопрос:

- Вы родились после 1990 года? (Возрастные особенности населения)

- Вы имеете дома ПК?

- Используете Вы ПК в своей жизни? (Образование)

- Вы читаете дополнительную литературу по географии во внеурочное время? (Образование)

- Вам нравится избранная профессия? (трудовые ресурсы)

- С Вами проводили когда-то анкетирования?

- Или использовали Вы когда-нибудь похожее упражнение на своих занятиях?

- Или хотели бы Вы вернуться на свое место?

- Как долго Вы живете в Луганске?

- Или занимаетесь физическими упражнениями после уроков?

- Вы родились на Украине? (Рождаемость, естественный прирост)

1.2. ТАБЛИЦА С КАТЕГОРИЯМИ

Назначение стратегии:

Дать учащиеся возможность поработать с анализом или "разъяснением" информации. Учащиеся должны отнести информацию к соответствующим понятийным категориям. После проведения категоризации можно предложить им сравнить свои результаты и обсудить "правила", какие они применили для определения, к какой понятийной категории "принадлежат" та или иная информация. Если "правила" неверные (например, они неправильно поняли понятие или его надо откорректировать), их можно исправить.

Цели:

- Развить аналитические навыки.

- Улучшить запоминание материала.

- Разработать концептуальную схему для понятий и позиций.

Методика проведения:

- Отберите несколько связанных понятий или категорий.

- Составьте список позиций, которые касаются определенных понятий или категорий.

- Сделайте таблицу с категориями по горизонтали и позициями по вертикали.

Учащиеся отмечают колонки с понятиями или категориями, к которым принадлежит определенная позиция.

Учащиеся могут также просто написать понятие или категории наверху страницы и начертить колонки. Позиции можно представить на отдельном листке или на слайде, после чего учащиеся добавляют позиции к соответственной категории.

Позиции могут выражаться иллюстрациями, слайдами, утверждениями, конкретными случаями и тому подобное.

Если этим упражнением вы "оцениваете" уровень знаний учащихся, легко проверить листок с ответами можно с помощью прозирки, на которой обведены правильные ответы "метки" таблицы. Если отметки в правильных колонках отсутствуют, этот материал следует повторить или провести по ним опрос. Ищите общие тенденции - это поможет определить, какие понятия следует повторить всей группе.

Что можно адаптировать или прибавить:

  • После выполнения упражнения, попросите учащихся записать правила, которыми они пользовались для определения категории, к которой принадлежит определенная позиция.

  • Если вы используете это упражнение для эмпирических составляющих урока, оно идеально подходит для упражнения с практического приложения.

  • Предложите учащимся таблицу с отмеченными и категорирующими позициями и попросите их определить соответствующие категории для этих позиций.

Предостережение:

  • Для некоторых учащихся это упражнение может оказаться просто механическим запоминанием. Во избежание этого, следует проводить устный опрос или просить учащихся обосновать, почему именно они дали такой ответ.

Например,

Предмет: География 10 класс

Тема: Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального устройства. Отличия федеральных государств. Политические и экономические системы стран



1. Допишите, недостающее в понятиях:


№ п/п

Задания

Ответ

1.

Республика- это форма правления,

2.

Монархия- это форма правления, …

3.

Политическая система- это целостная совокупность государственных ...

4.

Демократия- это такая форма организации и функционирования политической системы, ...

5.

Экономическая система- совокупность принципов, правил и норм, ...

6.

Тоталитаризм- это политический режим, который характеризуется…

7.

Авторитарная политическая система характеризуется...

2. Найдите соответствие в графе справа напишете порядковий номер к какому заданию относится ответ.

№ п/п

Задания

Ответ


1.

Республика - это форма правления, …

это политический режим, который характеризуется полным контролем государства над всеми сферами человеческой жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан, репрессиями к оппозиции и инакомыслящих.

2.

Монархия - это форма правления, …

при которой все высшие органы власти избираются населением или специальной избирательной коллегией.

3.

Политическая система - это целостная совокупность государственных ...

при которой верховная государственная власть принадлежит монарху и передается наследственно.

4.

Демократия - это такая форма организации и функционирования политической системы, ...

правил и норм, которые в конкретной стране определяют способы организации хозяйства жизни.

5.

Экономическая система - совокупность принципов, правил и норм, ...

сосредоточением власти в руках одной личности или их ограниченной группы, сужением политических прав и свобод граждан, жестким принуждениям к выполнению законов

6.

Тоталитаризм - это политический режим, который характеризуется …

это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, средствами которых осуществляется власть и управление обществом.

7.

Авторитарная политическая система характеризуется...

это такая форма организации и функционирования политической системы, при которой существуют равные возможности для совершения прав и свобод каждого члена общества.

1.3. ПАУЗА

Назначение:

Дать учащимся возможность поразмыслить над пройденным учебным материалом; предоставить время для рационального перевода информации из краткосрочной в долгосрочную память.

Цели:

- Улучшить запоминание материала.

- Позволить учащимся глубоко проработать материал.

- Позволить учащимся связать новую информацию с уже известной.

Методика проведения:

- На соответствующем этапе занятия сделайте паузу и попросите учащихся выполнить очень маленькое короткое упражнение.

Примеры таких заданий:

- сформулируйте короткие вопросы к только что пройденному материалу;

- составьте список тем или понятий, какие мы только что обсудили;

- пересмотрите свой конспект и выделите или подчеркните основные моменты.

Что можно адаптировать или прибавить:

Похожее упражнение называется "Быстрая мысль". Задайте учащимся тестовый вопрос или покажите его на слайде и дайте им минутку на ответ мысленно или в письменном виде на карточке или черновике. Вопрос может быть такого же формата, как на контрольных или экзаменах. (Особенно эффективно задавать закрытые вопросы с несколькими вариантами ответов - учащиеся просто пишут букву ответа, поднимают карточки, и вы сразу видите, как хорошо группа усвоила материал.)

  • Если вы используете это упражнение в течение занятия, на этапе подведение итогов можно вспомнить уже заданные вопросы

Предостережение:

До того, как впервые вводить эти упражнения, следует дать учащимся четкое представление, какую пользу они от них получат. Объясните, почему эти упражнения улучшают память. Во время выполнения этих заданий учащимся должны не разговаривать, чтобы они, действительно, могли подумать. Если они используют паузу для того, чтобы поговорить, образовательная ценность такого упражнения нивелируется.

Например,

Тема: "Население мира"

Пример задания: Подчеркните ключевые слова в предложениях:

  1. В зависимости от местожительства населения Земли разделяется на городское и сельское.

2.Рост городов и усиление связей между ними приводят к возникновению такой формы расселения, как городская агломерация

3.В странах с первым типом воспроизводства населения часть молодежи незначительна, а часть людей преклонных лет постоянно увеличивается - происходит процесс «старение нации».

Пример задания: Сформулируйте короткие вопросы к только что пройденному материалу.

Тема «Типология государств»

(Примеры вопросов, сформулированных учащимися),

1. Какие группы стран выделяют по количеству населения?

2.Какие показатели социально-экономического развития являются наиболее важными при установлении типа страны?

3.Какие показатели важны при установлении типа страны?

4.В какие типы объединяют страны по географическому положению?

5.По хозяйственной структуре какие типы стран различают?

6.В котором регионе мира находятся большинство стран-лидеров по общему размеру ВВП?

7. Какая часть ВВП мира приходится на десятке ведущих стран?

1.4. СТРУКТУРИРОВАННАЯ ПОЛЕМИКА

Назначение стратегии:

Поддержать содержательный диалог вокруг противоречивого вопроса.

Цели:

- Развить критическое мышление, навыки устного общения.

- Попрактиковать разные тактики убеждения.

- Убедить учащихся, что для любого вопроса может существовать больше одной убедительной точки зрения.

- Продемонстрировать, что с помощью одного и того же аргумента можно прийти к разным выводам.

- Предупредить учащихся быть восприимчивыми к новым идеям.

Методика проведения:

Разместите в аудитории надписи:

"Соглашаюсь"

"Не соглашаюсь"

"Беспрекословно соглашаюсь"

"Категорически не соглашаюсь"

Напишите какое-то противоречивое утверждение и попросите учащихся высказать свою мысль встав рядом с определенной надписью.

Например, вы можете спросить:

Что выдумаете в связи с утверждениями:

1. «Обучение должно проходить весело»

2. "Мой дом - моя крепость"

3. Соглашаетесь ли Вы с высказыванием "В здоровом теле - здоровый дух"

4. Знания, полученные мной на уроках (физики, географии, биологии и др.) станут нужны мне в случае? …

Попросите учащихся стать рядом с надписью, которая точнее всего передает их точку зрения. Предупредите их, что им, возможно, следует будет отстоять свое мнение, однако они смогут присоединиться к другой группе, если их аргументы будут достаточно убедительными.

Как только учащиеся определились со своей позицией, попросите кого-то (по желанию) выразить свое обоснование. Дайте такую возможность как можно большему количеству учеников. Там, где это будет уместно, попросите одну группу отреагировать на замечание другой.

Когда вы считаете, что все стороны проблемы были достаточно высветлены, попросите учеников вернуться на свои места. Отметьте то, что все выраженные точки зрения были ценными.

Что можно адаптировать или прибавить:

Если не позволяет время или помещение, используйте только надписи "соглашаюсь" и "не соглашаюсь".

Предостережение:

- Для этого упражнения главнее всего, чтобы предложенные утверждения были противоречивыми.

- Чтобы эффективно руководить полемикой, учитель сам должен давать учащимся право говорить.


1.5. ОБСУЖДЕНИЕ В ПАРАХ

Назначение:

Развить критическое мышление учеников или мысленные операции высшего порядка, а также научить их видеть другие точки зрения.

Цели:

- Развить аналитические навыки.

- Усовершенствовать глубокую проработку материала.

- Обеспечить пересмотр пройденного.

- Поощрять учащихся к созданию концептуальных схем.

Методика проведения:

  • Задайте вопрос, ответ на который требует критического мышления, анализа, синтеза и оценки.

  • Предложите учащимся обдумать вопрос и записать свои мнения на карточке или в черновике.

  • Объедините учащихся в пары, чтобы они могли поделиться своими мыслями и обсудить данный вопрос.

  • Парам предложите под итожить свои рассуждения и поделиться ими со всей группой.

Пары можно объединить в группы по четыре, чтобы стимулировать активные обсуждения, обмен информацией и наработку выводов. После этого можно предложить группе выступить перед всей аудиторией. (Если группа у вас активна, это поможет сэкономить время, нужное на представление результатов обсуждения.)

Дайте учащимся таблицу с определенными позициями и с заданием определить соответствующие концепции или категории.

Этот метод замечательно подходит для повторения материала предварительного занятия или домашнего задания.

Предостережение:

Этим методом нередко злоупотребляют. Вопросы должны быть полезными и уместными для учащихся. Учащиеся так же должны уже кое-что знать по этому вопросу или проблеме, чтобы иметь возможность поделиться соответственной информацией.

Важно также обеспечить тишину тогда, когда ученики обдумывают ответы на вопросы. Если кто-то начинает говорить, это мешает мышлению, и вся дело сходит на нет.

1.6. ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ

Назначение:

Развивать критическое мышление и активно привлекать учащихся к процессу обучения.

Цели:

- Развить критическое мышление.

- Продемонстрировать связь между теорией и практикой (применением).

Методика проведения :

Дайте учащимся задания сделать логические выводы относительно применения фактов, понятий или принципов, какие они только что выучили. Выводы можно строить вокруг необходимых действий, возможных результатов, позитивных или негативных последствий.

Что можно адаптировать или прибавить:

Учащимся сообщают, что значение твердости ногтей - 2, стекла - 5, а твердость закаляемой стали достигает значения 6. На основе этих фактов участники должны сделать вывод относительно твердости минерала, какой можна поцарапать напильником из закаленной стали, но не обломком стекла.

Предостережение:

- Чтобы удачно выполнить это задание, учащиеся должны осознавать, как умение сделать обоснованный вывод принесет им пользу в будущем.

- Прежде чем требовать ответ, дайте возможность сформулировать вывод всем учащимся.

1.7. СОЗДАНИЕ АББРЕВИАТУР

Назначение:

Совершенствовать навыки учащихся и дать им возможность сделать паузу и поразмышлять в тот момент, когда надо переходить к изучению следующего раздела учебного материала.

Цели:

- Воспроизведение, запоминание.

- Развить навыки учащихся.

- Усилить процесс обучения.

- Поощрить творчество и юмор.

- Умение логически мыслить.

Методика проведения:

- Если учебный материал содержит длинные списки, какие ученики должны будут запомнить, предложите им создать аббревиатуру, которая позволит этот список быстро вспомнить. Благодаря этому учащиеся еще раз пересмотрят все пункты, прежде чем вы перейдут к изучению нового материала.

Что можно адаптировать или прибавить:

Объедините учащихся в пары.

С помощью акронима были сделаны следующие сокращения ООН, СНГ, СССР, МВД, ВВП и т.д.

Подчеркните полезность сокращений при подготовке к контрольной.

Попросите учащихся представить группе свои наилучшие аббревиатуры и сделать из них небольшое общее пособие.

Предостережение:

- Используйте перечни, которые содержат максимум семь пунктов.

- Дайте ученикам время на создание содержательных акронимов.

- Не поддавайтесь искушению поделиться своими аббревиатурами, прежде чем учащиеся составят собственные.

1.8. КОНФУЗы

(Коллективное Обсуждение Наших Фист кУмедних Мероприятий)

Назначение:

Способствовать учебе через рассказ смешных историй о себе, об ученической жизни.

Цели:

- Способствовать обучению и вызывать здоровый смех.

- Научить учащихся выделять значение собственного опыта.

- Продемонстрировать, что не стоит относиться к себе слишком серьезно.

- Улучшить взаимосвязь с учащимися благодаря рассказу о себе камедных историй.

Методика проведения:

Расскажите учащимся уместный случай из собственной ученической жизни. Будьте честными, однако основное внимание сосредоточите на юмористической составляющей.

Предложите учащимся вспомнить собственные смешные истории из своей жизни, которые бы касались темы учебы.

Что можно адаптировать или прибавить:

После того, как вы рассказали несколько собственных "КОНФУЗоВ", предложите учащихся поделиться своими смешными историями. Главное, чтобы их "Конфузы" были уместными.

Предостережение:

- Если юмор неуместен, он может только навредить учебе.

- Рассказывая истории, больше внимания уделяйте собственным "конфузам", а не недостаткам других.

1 Фист - диалектное "очень", "сильно"

Например, Анекдот

Идут Вовочка с папой мимо колледжа:

- Сынок, ты в этом колледже учишься?

- Да

- 20 лет тому назад я тоже здесь учился.

- Теперь я понял, что имел в виду директор, когда говорил, что такого болвана как я, он уже лет 20 в колледже не видел.

1.9. ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСОВ

Назначение:

Усилить навыки учащихся и дать им возможность делать паузы и обдумывать пройденный материал через регулярные интервалы.

Цели:

- Улучшить запоминание.

- Развить навыки обучения.

- Улучшить письменные навыки.

- Создать банк контрольных вопросов.

- Сохранить время и усилие преподавателя.

Методика проведения:

Когда вы даете учащимся много фактического материала, они могут не успевать воспринимать все сразу. Если вы будете останавливаться приблизительно каждые 10 минут и просить учащихся сформулировать контрольные вопросы на основе представленного материала, вы таким образом дадите им время на пересмотр конспекта и обработку полученной информации

Что можно адаптировать или прибавить:

Если позволяет время, учащиеся могут задавать вопрос друг другу в парах.

Также вы можете предложить им записывать вопросы на карточках (вопрос на одной стороне, ответ - на другой) и сдавать их для дальнейшего использования в тестах, контрольных или итоговых занятиях.

Предостережение:

Умению формулировать контрольные вопросы нужно учиться. Будьте готовы тесно сотрудничать с учащимися, прежде чем они научатся самостоятельно формулировать удачные вопросы.


  1. Ведение записей

Назначение:

Улучшать навыки критического мышления и письма в контрольный и содержательный способ.

Цели:

- Улучшить навыки письма.

- Научить учеников выделять значение собственного опыта.

- Развить критическое и творческое мышление.

- Вести постоянное наблюдение интеллектуального роста учащихся.

- Создать учебное общество через обмен записей с другими учениками.

- Получить лучшее представление о сильных и слабых сторонах учащихся и дать возможность учителям поддержать учащихся в преодолении препятствий обучению.

Методика проведения:

Подсказать - написать - прочитать - отреагировать

Дайте подсказку, которая сосредоточит мнения учащихся вокруг определенного вопроса. Подсказки могут привлекать внимание к учебным, личным или профессиональным вопросам.

Дайте учащимся время, чтобы записать ответ на подсказку. Четко дайте понять, что они будут показывать свои записи другим.

Предложите учащимся прочитать написанное своему партнеру или целой группе. Благодаря этому мы лучше понимаем точку зрения других людей, а также их стиль письма и процесс мышления. Этот процесс может даже помочь усилить учебную или личную уверенность учащегося.

Дайте учащимся возможность отреагировать на мысли других, задавая вопрос, записывая замечание или определяя проблемы для дальнейшего обсуждение.

Что можно адаптировать или прибавить:

Предложите учащимся написать автобиографию - это поможет определить возможные препятствия в учебе.

Предложите учащимся вести записи и на рабочем месте.

Спросите, как бы они решили определенную проблему.

Замечание:

Процесс ведения записей будет производительным только когда касается личного опыта учащихся, потому так важно удачно выбирать подсказки.

Уважайте право учащихся на конфиденциальность. Если вопрос для ученика уязвим, дайте ему возможность не зачитывать записей вслух.

Например,

Тема: "Орошение сельскохозяйственных культур"

Интегрированного предмета (организация и технология механизированных

работ, основы агрономии)

Учащимся предоставляется задание: Создать банк контрольных вопросов из изученной темы.

Итоговый урок по темам:

«Взаимодействие общества и природы», «Мировое

Хозяйство», «Глобальные проблемы человечества»

1.Среди названных стран наибольшие запасы каменного угля сосредоточены в:

а) Ираке, Иране, Кувейте; б) Алжире, Ливии, Египте;

в) Китае, США, России, Австралии; г) Венесуэле, Аргентине, Перу.

2.Ведущими экспортерами нефти являются:

а) Канада, Австралия, Бразилия; б) Япония, Южная Корея, Филиппины;

в) Германия, Швеция, Франция; г) Саудовская Аравия, Ирак, Иран.

3.Больше всего в мире природного газа импортирует:

а) Япония; б) Украина; в) Россия; г) Германия.

  1. Наивысшим процентом выработанной энергии на АЭС выделяются:

а) США и Канада; б) Норвегия и Бразилия;

в) Италия и Испания; г) Франция и Бельгия.

  1. Первенство по выплавке стали в мире принадлежит:

а) Канаде и США; б) Германии и Франции;

в) России и Украине; г) Китаю и Японии.

6. Больше всего зерна пшеницы на мировой рынок вывозит:

а) Польша, Беларусь, Россия; б) США, Канада, Китай;

в) Япония, Южная Корея, Индонезия; г) Чили, Колумбия, Перу.

7.Среди названных стран наибольшие запасы лесных ресурсов сосредоточены в:

а) Германии, Франции; б) Бразилии, Финляндии;

в) Ливии, Алжире; г) Аргентине, Колумбии.

8.Ведущее место среди производителей и экспортеров шёлковых тканей в мире занимают:

а) Бразилия, Венесуэла, Перу; б) Япония, Индия, Китай;

в) Белоруссия, Польша, Словакия; г) Канада, США, Мексика.

  1. Наибольшим экспортером природного газа является:

а) Украина; б) США; в) Россия; г) Китай.

  1. Наивысшим процентом выработанной энергии на ГЕС выделяются:

а) США и Канада; б) Норвегия и Бразилия;

в) Италия и Испания; г) Франция и Бельгия.

  1. Судостроение является отраслью международной специализации:

а) России; б) Испании; в) Южной Кореи; г) Израилю.

  1. Лидерами по сбору риса являются:

а) Аргентина, Мексика, Бразилия; б) Франция, Италия, Испания;

в) Тунис, Алжир, Египет; г) Китай, Индия, Индонезия.

13.Определите правильность приведенного утверждения :

«В развитых странах Европы и Америки, как правило, доминирует высокопродуктивное животноводство, а в странах, которые развиваются, Африка, Азии - растениеводство».

а) Да; б) нет.

14. Прочитайте текст и определите отрасль промышленности:

«Это ведущая отрасль промышленности по общей стоимости продукции

что производится, и по количеству занятого в производстве населения».

Ответ:

  1. Определите правильность приведенного утверждения: «Страна, которая имеет разнообразные естественные условия, всегда экономически развита».

а) Да; б) нет.

  1. Прочитайте текст и определите общее название перечисленных сельскохозяйственных культур: «Их выращивают с целью получения сырья для производства разнообразных продовольственных и промышленных товаров. Наибольшее значение имеют сахар, масличные, волокнистые и тонизирующие культуры».

Ответ:

17.Установите соответствие между продукцией отраслей промышленности и странами с наибольшими объемами ее производства :

а) бумага; б) телевизоры; в) шерсть; г) льняные ткани.

  1. Иран, Ирак, Катар, Кувейт;

  2. Китай, Южная Корея, США, Малайзия;

  3. Австралия, Уругвай, Аргентина;

  4. США, Китай, Япония, Канада;

  5. Россия, Беларусь, Чехия, Литва.

18. Установите последовательность стран по прибылям от туризма, начиная с наибольшего:

а) США; б) Мексика; в) Непал; г) Япония.

1.10. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД

Назначение:

Дать учащимся возможность применить критическое мышление, глубокую отработку материала, анализ, синтез и оценку.

Цели:

- Развить критическое мышление.

- Улучшить понимание разных сторон материала.

- Развить смысловые навыки высшего порядка.

Методика проведения:

Изберите проблему или вопрос.

Определите и сообщите учащимся три угла зрения, с которых этот вопрос можно рассматривать. Предложите учащимся определить еще как минимум два ракурса.

Попросите их избрать определенную точку зрения.

Например,

Моральная: Отчего это правильно или неправильно? Отчего это хорошо или плохо?

Экономическая: Сколько это будет стоить? Кто будет платить? Практическая: Или возможно это выполнить? Как легко?

Социальная: Как это повлияет на общество?

Экологическая: Как это повлияет на окружающую среду?

Дайте учащимся возможность описать (обсудить) вопрос с избранной точкой зрения.

Учащихся можно разбить на пары или группы для одинаковых или разных точек зрения, в которых они могут поделиться своими мнениями.

Что можно адаптировать или прибавить:

Когда учащиеся изберут определенную точку зрения, они разделяются на соответствующие группы и нарабатывают идеи и концепции из своего ракурса. После этого объедините группы таким образом, чтобы в каждой были представлены все точки зрения. Они делятся своими мнениями в пределах группы или представляют общие наработки целому классу для общего обсуждения.

Определите, кто будет представлять какую точку зрения. После проработки учащимися определенного ракурса, предложите им поделиться информацией с "слушателями", после этого пусть они изберут другую точку зрения и рассмотрят проблему под этим углом. (Это воспитывает у учащихся способность рассматривать проблему из разных точек зрения, а это является важнейшей составляющей эмпатии.)

Предостережение:

Во время выполнения этого упражнения учащиеся могут вести себя очень эмоционально в зависимости от "силы" вопроса.

Например

Предмет: География

Тема уроку:

"Население мира: количество, воспроизведение, размещение. Демографические процессы и демографическая политика"

Проблема:

- Может ли государство с помощью определенных мероприятий изменить динамику воспроизведения населения в стране?

- Как развитие экономики влияет на плотность населения?

- Последними десятилетиями в развитых странах происходит медленное увеличение части сельского населения. Как вы это можете объяснить?

1.11. СМЕШНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Назначение:

Дать учащимся средство для запоминания понятий.

Цели:

- Развить средство для запоминания понятий.

- Улучшить запоминание материала.

Методика проведения:

После изложения материала, предложите учащимся составить логическую схему изложения материала, чтобы лучше запомнить это можно сделать смешной фразой или предложением. Важно дать учащимся понять, что предложение должно быть смешным, остроумным, с рифмой, или просто необычным для того, чтобы его легко было запомнить.

Учащиеся могут выполнять это задание индивидуально, однако работа в группах более эффективна. За ограниченное время они должны проработать разные части материала, вынесенные на закрепление. Каждая группа должна представить свой вариант предложения.

Что можно адаптировать или прибавить:

Предложение можно дополнить другими видами мнемонических средств:

  • складывать слова из первых букв каждой подсказки,

  • складывать из подсказок шутливый стих, или сочетать предложения-подсказки в большее предложение или рассказ.

Предостережение:

Это весело и уместно только первых два раза, потом выполнение таких заданий в группе превращается в рутину. Мнемоника имеет собственные ограничения:

  • Мнемонические средства можно забыть.

  • Ученик может запомнить сокращение, но забыть, что оно значит.

  • Такие средства не способствуют глубинной обработке материала, а только поверхностному зазубриванию.

  • Учащиеся могут помнить слова, однако не уметь применять понятия на практике или для мысленных навыков высшего порядка.

  • Для развития мнемонических средств нужно много времени. Иногда лучше просто выучить материал, которым он есть.

Например,

Предмет: Физика

1) Запоминания порядка цветов в спектре:

Красный каждый

Оранжевый охотник

Желтый желает

Зеленый знать

Голубой где

Синий сидит

Фиолетовый фазан

Географические анаграммы:

Расшифровать географические анаграммы

1. Удар→.… (полезное ископаемое) руда

2. Арба→ …(национальность) араб

3. Выбор→ …. (крутой откос на берегу реки) обрыв

4. Куба→. … (столица закавказской республики) Баку

5. Розга→ …. (атмосферное явление) гроза

6. Игра→. … (столица прибалтийского гос-ва) Рига


  1. Пенал→ …. (государство в Азии) Непал

Геологика (Подобрать термин к его характеристикам)

1. Теплый, холодный, звездный, кислотный, слепой, грибной, проливной (Дождь)

2. Золотой, сахарный, речной, мелкий, морской (Песок)

3. Звездный, холодный, теплый, порывистый, северо-западный (Ветер)

4. Снежная, пыльная, песчаная, разрушительная (Буря)

5.Финансовый, метеоритный, транспортный, людской (Поток)

6. Материковый, вулканический, песчаный, коралловый (Остров)

7. Живая, огненная, пресная, газированная (Вода)

8. Молочная, подземная, бурная, широкая, горная (Река)

9. Звуковая, магнитная, морская, сейсмическая (Волна)

10. Политическое, научное, плавное, морское, холодное (Течение)

И наоборот учитель называет термин, а учащиеся дают ему характеристику несколькими словами.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Умение - готовность человека эффективно производить действия (или деятельность) в соответствии с целью и условиями, при которых необходимо действовать. Основой умений являются знания; различают практические, частичные, общие и обобщенные.

Опыт - отражение в человеческом сознании объективного мира, который базируется на восприятии окружающей среды.

Эмпирическая учеба - учеба, которая базируется на опыте учащихся.

Жизненный опыт - совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений.

Способности - индивидуально-психологические особенности как субъективное условие успешного выполнения определенного типа деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам индивида, их проявлениями является быстрота, глубина, легкость и прочность овладения средствами и приемами деятельности, формируются на основе задатков.

Содержание занятия - это новая информация, нужная для выполнения заданий. Как правило, это сочетание фактов (что это такое), понятий (как это работает) И принципов (почему важно). Представляя новый материал, преподаватель должен идти пошагово рассказать, показать и дать сделать.

Знание - это информация (данные, понятия и отношения), которую индивид может воспроизвести.

Методы активной учебы - это такие способы учебного взаимодействия, которые активизируют самостоятельность мыслей тех, кто учится привлекают их к процессу выработки информации, формируют систему отношений, создают атмосферу понимания и сопереживания, делают взрослых, учащихся настоящими субъектами учебы.

Методы учебы - способ достижения учебной цели, система последовательных взаимоувязанных действий учителя и учащихся, которые обеспечивают усвоение содержания образования, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности; существуют разные классификации /по источникам получения знаний: словесные, наглядные, практические; по характеру познавательной деятельности: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, проблемного изложения и т.д.

Мотивация - система мотивов или стимулов, которая побуждает человека к конкретным формам деятельности или поведения. В качестве мотивов могут выступать представление и идеи, чувство и переживания, которые выражают материальные и духовные потребности человека. Одна и та же деятельность может осуществляться при разных мотивах.

Учебное задание - это более детальное утверждение, которое определяет, что учащийся сможет выполнять после прохождения этапа или отрезка учебы, такого, как урок.

Учебный результат - это общее (широкое) утверждение, которое определяет, что учащийся сможет выполнять (видимая деятельность или поведение) в конце учебы. Формулировка учебного результата содержит одно или два глагола, связанных союзом "и". Эти глаголы мы называем "компетенциями" или "навыками".

Учеба - процесс получения знаний, навыков и установок для определенного вида деятельности организованным способом, например, для выполнения конкретной работы или задания.

Учеба взрослых - направление в образовании, которое обеспечивает удовлетворение потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. Необходимость учебы взрослых обусловлена динамикой социальных, технических и технологических изменений в характере труда и общественной деятельности людей.

31


© 2010-2022