• Преподавателю
  • География
  • Технологичкая карта урока «Мировой океан и его части» 5 класс ФГОС по учебнику Климановой (Летягин)

Технологичкая карта урока «Мировой океан и его части» 5 класс ФГОС по учебнику Климановой (Летягин)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

ФИО учителя:

Тема урока: «Мировой океан и его части»

Цель урока: формировать понятие о Мировом океане и его частях, как о важных компонентах планеты Земля. Установить особенности Мирового океана.

Планируемые образовательные результаты (УУД):

Предметные:

Учащийся научится:- объяснять существенные признаки понятий «океан», «море»

Учащийся получит возможность научиться: отбирать источники географической информации для составления описаний океанов, объяснения происхождения названий океанов и морей, островов, архипелагов и полуостровов, заливов и проливов; объяснять существенные признаки понятий «остров», «архипелаг», «залив», «пролив»

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

Определять цель, проблему в деятельности.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Излагать свое мнение

Познавательные УУД:

Находить информацию, необходимую для решения учебных проблем.

Владеть смысловым чтением


Регулятивные УУД:

Определять цель и последовательность действий для решения поставленных задач.

Личностные:

Формируют основы культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказать помощь

Вырабатывают уважительно доброжелательное отношение к партнеру.

Формы работы учащихся беседа, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагменты.

УМК:

1. «География. Землеведение» 5-6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

О.А.Климанова и др,. Москва, издательский центр «Дрофа», 2015г.



Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока
(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

1. На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле?


2. Назовите и покажите на физической карте полушарий известные вам океаны и их части. Перечислите материки Земли и океаны омывающие их.

3. Как вы думаете, какова тема урока? Что станет предметом изучения?

4. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

5. Для чего современному человеку знание особенностей Мирового океана?

1. Вспоминают, что большая часть гидросферы приходится на солёные воды океанов (около 96% от общего объёма вод планеты).

2. Называют и показывают на физ.карте полушарий известные им материки и океаны.

3. Определяют предмет изучения - Мировой океан и тему урока: «Мировой океан - главная часть гидросферы».

4.Записываю дату и тему урока в тетрадь

5. Высказывают различные предположения




Формулируют тему урока


Определяют значение темы при изучении данного раздела

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

1.Просмотрите видеофрагмент youtube.com/watch?v=z3ITyxopYGo

Подумайте над его названием. Предложите своё название.

2. Насколько, по вашему мнению, изучен Мировой океан? В чём причина такой ситуации? Сформулируйте цель урока.

1.Просматривают видеофрагмент. Предлагают названия: «Красоты мирового океана», «Краски Мирового океана» и т.д.

2.Говорят о недостаточной изученности Мирового океана. Определяют цель урока: установить особенности Мирового океана.


Формулирую цель урока

Формулирование задач урока

1.Определите основные задачи урока. (Подумайте, что нужно сделать, чтобы установить особенности Мирового океана)


2.На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке?

1.Формулируют основные задачи урока.

  • Изучить строение мирового океана

  • Установить отличительные особенности различных частей океана

2.Продумывают вопросы

Определяют основные задачи урока

2. Процессуально-содержательный этап урока

1.Размеры Мирового океана

1.Посмотрите на глобус. Определите, океаны или суша занимают большую часть поверхности Земли?

2.Прочитайте текст «Наша планета: земля или океан» (приложение 1 в раздаточном материале к уроку).

Технологичкая карта урока «Мировой океан и его части» 5 класс ФГОС по учебнику Климановой (Летягин)

Каково соотношение поверхности суши и поверхности Мирового океана?

3. На основе полученных знаний, сформулируйте вывод о том, что: справедливо ли нашу планету называют Землёй? Запишите вывод в тетрадь.

1.Отмечают, что океаны занимают большую часть поверхности Земли.

2. Читают текст. Определяют соотношение поверхности суши и поверхности Мирового океана: 29% и 71%, т.е. 1:3




3. Формулируют вывод и записывают его в тетрадь.


Осознают соотношение размеров суши и океанов.

2. Части Мирового океана

1.Используя физ.карту полушарий (атлас), попробуйте совершить кругосветное плавание из морского порта, ближайшего к г.Омск. Что вы можете наблюдать?


2.Какие вы знаете части Мирового океана?


3. Индивидуальная работа (можно в группах - 4 группы)

На рисунке (приложение 2) представлены основные характеристики океанов: площадь и их средняя глубина.

Технологичкая карта урока «Мировой океан и его части» 5 класс ФГОС по учебнику Климановой (Летягин)

Используя эти данные, а также карты атласа и книги учебного кабинета (можно интернет-ресурсы), составьте описание океана по плану:

1)Происхождение названия океана

2)Площадь океана (в сравнении с площадью других океанов)

3)Материки, которые омывает океан

4)Средняя глубина(в сравнении с глубиной других океанов)

5)Максимальная глубина океана

*4. На магнитной доске составьте рейтинг океанов по их основным характеристикам (по площади и средней глубине)

1.Определяют, что Мировой океан, представляет собой единое водное пространство, которое окружает материки и океаны.

2.Называют Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. (Говорят о том. Что океанологи выделяют ещё и Южный океан)

3.Составляют описание океанов, используя предложенные данные







*4.Составляют рейтинги океанов.

По площади:

1.Тихий

2.Атлантичнский

3.Индийский

4.Северный Ледовитый

По глубине:

1.Тихий

2.Индийский

3.Атлантический

4.Северный Ледовитый

Выделяют признаки, определяющие единство Мирового океана.

3.Береговая линия

*1.Посмотрите на физическую карту полушарий (атлас). Совершите плавание вдоль побережья Африки. Определите, насколько сильно изрезана береговая линия материка. Назовите встречающиеся вам элементы береговой линии.



2. Посмотрите на физическую карту полушарий (атлас). Приведите примеры морей, найдите и покажите их на карте.

- Назовите общие особенности морей

- Чем моря отличаются от заливов, проливов?


- Составьте определение понятия «море»

- Сравните составленное вами определение с представленным в учебнике (стр.106) и в приложении 3. Установите, какие отличительные особенностей морей вы не указали.


*3.Подумайте, какие виды морей выделяются по степени изолированности от открытого океана и особенностям вод. (При необходимости воспользуйтесь материалом учебника стр.106 и физ.картой полушарий). Приведите примеры морей различных видов, найдите и покажите их на карте.


*4. В учебнике стр.106 найдите определения таких частей мирового океана, как залив и пролив. В чём их различия? Приведите примеры заливов и проливов, найдите и покажите их на карте.

*1.Определяют, что слабая изрезанность берегов - одна из характерных особенностей африканского континента. Называют элементы береговой линии: Гибралтарский пролив, Средиземное море, Красное море, Аденский залив, полуостров Сомали, Мозамбикский пролив, остров Мадагаскар, Гвинейский залив

2.Приводят примеры морей: Красное, Аравийское, Карибское, Черное, Баренцево и т.д.

- Называют общую особенность - они являются частью океана

- Называют отличие морей от заливов и проливов: заливы и проливы свободно сообщаются с основной частью водоёма

- составляют определение Море - часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна.

- Дополняют составленное определение: Море - часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями и живыми организмами.

*3. Высказывают различные предположения. Опираясь на карту и текст учебника, выделяют два вида морей: окраинные и внутренние. Приводят примеры внутренних и окраинных морей.

*4. Зачитывают определения. Приводят примеры заливов и проливов. Показывают их на карте.








Составляют определение понятия «море»

4.Суша в океане

Работа с картой атласа «Физическая карта полушарий»

1.Как называется участок материка или острова, глубоко впадающий в океан (море)?

Опираясь на карту полушарий, составьте определение понятия «полуостров». Найдите и покажите на карте полуострова. Определите, какой полуостров является крупнейшим на Земле? Как он называется? Частью какого материка являетс

я?

2.Найдите на карте небольшие по размеру изолированные участки суши в океане. Как они называются? Найдите и покажите на карте острова. Какой остров является крупнейшим на Земле?

3. Найдет на карте группы островов, расположенных близко друг к другу. Как называется такое скопление островов? Приведите примеры архипелагов и покажите их на карте.

1.Называют- полуостров.

Составляют определение «полуострова». Находят полуострова на карте, называют их. Определяют крупнейший полуостров - Аравийский, является часть материка Евразия.

2.Говорят об островах. Находят острова на карте и показывают их. Определяют крупнейший остров - Гренландия.

3.Определяют, что группа островов - это архипелаг. Называют и показывают на карте архипелаги.



Осознают целостность Мирового океана с крупными и мелкими элементами суши.


3. Этап закрепления и первичной проверки

1.Первичная проверка знаний

Тестирование

1.Какое из перечисленных морей омывает берега России?

А.Белое В.Средиземное

Б. Аравийское Г. Красное

2.Какие из перечисленных морей, относятся к окраинным?

А.Баренцево В.Азовское

Б. Красное Г. Карское

3.Расставьте океаны Земли в порядке уменьшения их площади:

А.Индийский

Б. Тихий

В.Северный Ледовитый

Г.Атлантический

4.Установите соответствие между частью Мирового океана и её названием:

А.Гвинейский 1. Канал

Б.Панамский 2.Пролив

В.Дрейка 3.Залив

Выбирают правильные ответы

1.А

2.А,Г

3.БГАВ

4.А-3,Б-1,В-2

Осуществляют самоконтроль

2.Закрепление полученных знаний



3. Закрепление географических умений.

Найдите ошибки в предложенной схеме и исправьте их.

Технологичкая карта урока «Мировой океан и его части» 5 класс ФГОС по учебнику Климановой (Летягин)

* Игра «Географическая почта»

На доске представлены четыре почтовых ящика «Тихий океан», «Индийский океан», «Атлантический океан», «Северный Ледовитый океан».

И представлены карточки с названиями морей, заливов, островов, архипелагов. Необходимо распределить географические объекты по соответствующим почтовым ящикам

Указывают на наличие в схеме частей суши, а не океана (острова, полуострова, архипелаги)



* распределяют географические объекты

по соответствующим почтовым ящикам

4. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

  1. Параграф 24, ответить на вопросы 1-4, стр.108

  2. Выпишите в тетрадь географические названия, которые используются в параграфе 24, узнайте о происхождении этих названий

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Дополнительное задание

1.Составьте маршрут морского путешествия из Индийского океана в Атлантический, используя карты атласа. Какие интересные места вы встретили по пути? Подберите фотографии этих мест и сделайте фотоколлаж.

2.Прочитайте один из романов Ж.Верна («20 тысяч лье под водой» или «Таинственный остров»). На основе содержания одного из романов составьте рассказ о своих морских приключениях.

Изучают физическую карту полушарий, энциклопедии, географические словари и интернет-ресурсы.

1.Составляют маршрут путешествия. Подготавливают фотоколлаж.

2.Составляют рассказ о морских приключениях.

5. Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоционального состояния

Приём «Закончи фразу»

1.На уроке я работал (активно/ не активно)

2.Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)

3.Урок мне показался (коротким/длинным)

4.Материал урока мне был (понятен/не понятен)

5.Моё настроение в течении урока (улучшилось/ухудшилось)

Выражают своё мнение об уроке письменно (подчёркивают нужный вариант на предложенных листах)

Выражают своё отношение к работе на уроке


© 2010-2022