Разработка урока по естествознанию на тему Земля - наш дом

В предыдущем файле была дана разработка урока (начальный вариант). В данном файле приводится конспект урока с полным пояснением. Уважаемые коллеги, если Вас заинтересует технология обучения по ситеме К.А. Москаленко как работать с "поурочным баллом", упражнения "Волна", "Маятник", "Птичий базар". активное начало урока, для учителей русского языка "комментированное письмо", разработанные К.А. Москаленко, с удовольствием расскажу и приведу примеры использования на разных уроках, не только на урока...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

по естествознанию в 5 классе

учителя географии Кантур Ольги Николаевны

МБОУ «Лицей №3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка

Тема урока: «Земля - наш дом»

Цели урока:

  1. Сформировать представления учащихся о разнообразии и целостности природы Земли на примере таких понятий, как: горы, равнины, вулканы, океаны, реки, озера.

  2. Развивать у учащихся умение по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение (свой край), почувствовать себя участником многовекового процесса преобразования природы, умение высказывать свою точку зрения, навыки логического мышления, творческого подхода к выполнению заданий.

  3. Воспитывать стремление к знаниям, любовь и бережное отношение к природе родного края - части планета Земля.

Оборудование: презентация, карта полушарий, физическая карта России, атласы по природоведению 5 класс.

Методы: наглядно-практические, учебной беседы, работа с книгой, частично-поисковый (эвристический), устный и письменный контроль, поощрения, «поурочный балл», «Волна» (по системе К.А. Москаленко).

Тип урока: объединенный.

Опережающие задания: «Вулканы - чудо природы», «Тихий Дон».


Ход урока

  1. Оргмомент (взаимное приветствие, выявление готовности к уроку).


  1. Ориентировочно - мотивационный этап.

Знакомство с писателем М. М. Пришвиным, нашим земляком, который любил природу и призывал бережно относиться к ней (Слайд 2).

Задание 1. Работа с текстом (отрывок из сказки-были «Кладовая Солнца» М.М. Пришвина).

Чтение: метод «Волна» по одному предложению.

Вывод учащихся: Понятие дом включает в себя: уголок Земли, где люди живут и работают дружно; заботятся о красоте, чистоте своего дома; по доброму относятся друг к другу; берут ответственность на себя за свои поступки.

Если у каждого человека есть свой уголок Земли, который он считает своим домом, что можно считать домом для всех людей на нашей планете? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока самостоятельно. Запись темы урока в тетрадь.

Подумайте, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы сегодня на уроке?

- Почему планету, на которой мы живем, сравнивают с домом?

- Что включает в себя понятие «Земля - наш дом»?

- Почему надо беречь и охранять свой дом?


  1. Частичное повторение путем письменной самостоятельной работы.

Логическое задание 2 (слайд № 2) - 7 минут.

Ответы:

1. планета

2. солнечной

3. живых

4. неживых

5. природы Земли

6. дом

7. г. Липецк

8. Липецкий край

9. планета

10. мой дом

Вывод: Наш дом - это г. Липецк, Липецкий край и планета Земля.


  1. Самостоятельная работа с картой и учебником.

В чем заключается уникальность планеты Земля?

Учащиеся перечисляют географические объекты на планете Земля.

Работа с физической картой полушарий и учебником.

Каким цветом, изображены географические объекты на карте. Почему синий цвет на карте не везде имеет одинаковую окраску (светлые и темные цвета).

Задание 3. Найти соответствие

Океан Особенность

1. Северный Ледовитый 1. Самый

2. Атлантический 2. Самый

3. Тихий 3. Самый

4. Индийский 4. Самый

Слова: вытянутый, теплый, маленький, холодный, большой, глубокий, мелкий.

Задание 4: Найдите в учебнике отличие океана от моря, реки от озера. Слушают небольшое сообщение о вулканах.

Задание 5. Заполнить таблицу. В процессе заполнения таблицы учащиеся определяют материк, страну, равнину и область, в которой они живут и подчеркивают их в таблице среди других примеров.

материки

страны

Равнины и горы

Область (город)

1. Евразия

2. Австралия

3. Африка

4. С. Америка

5. Ю. Америка

6. Антарктида

1. Россия

2. Белоруссия

3. Украина

1.Восточно-Европейская

2. Уральские горы.

3. Горы Кавказ.

1. Липецкая область, г. Липецк.

2. Свердловская область.

3. Краснодарский край.

Вывод: Мы живем в г. Липецк, Липецкой области, который расположен на материке Евразия, в России, на Восточно-Европейской равнине.

  1. Физкультминутка


  1. Частичное закрепление материала методом беседы.

Чем же уникальны: наш уголок Земли, наш край, наш отчий дом?

Учащиеся приводят названия рек, озер на территории своего края. Слушают небольшое сообщение о р. Дон, рассказывают о своих наблюдениях, как обращаются люди с природой своего уголка Земли. Делают выводы о том, что необходимо делать, чтобы содержать его в чистоте, порядке. Вспоминают вместе с учителем слова М.М. Пришвина «Охранять природу своего края - значит охранять природу своей Родины» и объясняют их смысл.

  1. Творческая самостоятельная работа

Учащимся предлагается по вариантам написать заметку в школьную газету на темы: «Липецкий край, как частица Земли - это мой дом». «Планета Земля - это мой дом». Контроль по желанию учащихся. Можно написать заметку в стихотворной форме.

  1. Выставление «поурочного балла».

В процессе урока осуществляется постоянный контроль выполнения учащимися письменных и устных заданий, знания учащихся оцениваются с помощью «поурочного балла», в качестве поощрения выдаются красные и желтые квадратики, соответствующие оценке «5» и «4».

Таблица «Поурочный балл»

Ф.И. учащегося

Работа с текстом, ответы на вопросы

Логическое задание

Работа с картой

Дополнительная информация

Работа с таблией

Творческое задание

Итог

Дополнительный материал

Работа с таблицей

1.Иванов Петр

5

4

5

5

4

5

5

5

4

2. Власова Маша

4

3

5

5

4

5

4

Комментирование оценок.

  1. Домашнее задание: § 22, рисунки «Земля - наш общий дом».


© 2010-2022