- Преподавателю
- География
- Разработка урока по естествознанию на тему Земля - наш дом
Разработка урока по естествознанию на тему Земля - наш дом
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кантур О.Н. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока
по естествознанию в 5 классе
учителя географии Кантур Ольги Николаевны
МБОУ «Лицей №3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка
Тема урока: «Земля - наш дом»
Цели урока:
-
Сформировать представления учащихся о разнообразии и целостности природы Земли на примере таких понятий, как: горы, равнины, вулканы, океаны, реки, озера.
-
Развивать у учащихся умение по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение (свой край), почувствовать себя участником многовекового процесса преобразования природы, умение высказывать свою точку зрения, навыки логического мышления, творческого подхода к выполнению заданий.
-
Воспитывать стремление к знаниям, любовь и бережное отношение к природе родного края - части планета Земля.
Оборудование: презентация, карта полушарий, физическая карта России, атласы по природоведению 5 класс.
Методы: наглядно-практические, учебной беседы, работа с книгой, частично-поисковый (эвристический), устный и письменный контроль, поощрения, «поурочный балл», «Волна» (по системе К.А. Москаленко).
Тип урока: объединенный.
Опережающие задания: «Вулканы - чудо природы», «Тихий Дон».
Ход урока
-
Оргмомент (взаимное приветствие, выявление готовности к уроку).
-
Ориентировочно - мотивационный этап.
Знакомство с писателем М. М. Пришвиным, нашим земляком, который любил природу и призывал бережно относиться к ней (Слайд 2).
Задание 1. Работа с текстом (отрывок из сказки-были «Кладовая Солнца» М.М. Пришвина).
Чтение: метод «Волна» по одному предложению.
Вывод учащихся: Понятие дом включает в себя: уголок Земли, где люди живут и работают дружно; заботятся о красоте, чистоте своего дома; по доброму относятся друг к другу; берут ответственность на себя за свои поступки.
Если у каждого человека есть свой уголок Земли, который он считает своим домом, что можно считать домом для всех людей на нашей планете? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока самостоятельно. Запись темы урока в тетрадь.
Подумайте, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы сегодня на уроке?
- Почему планету, на которой мы живем, сравнивают с домом?
- Что включает в себя понятие «Земля - наш дом»?
- Почему надо беречь и охранять свой дом?
-
Частичное повторение путем письменной самостоятельной работы.
Логическое задание 2 (слайд № 2) - 7 минут.
Ответы:
1. планета
2. солнечной
3. живых
4. неживых
5. природы Земли
6. дом
7. г. Липецк
8. Липецкий край
9. планета
10. мой дом
Вывод: Наш дом - это г. Липецк, Липецкий край и планета Земля.
-
Самостоятельная работа с картой и учебником.
В чем заключается уникальность планеты Земля?
Учащиеся перечисляют географические объекты на планете Земля.
Работа с физической картой полушарий и учебником.
Каким цветом, изображены географические объекты на карте. Почему синий цвет на карте не везде имеет одинаковую окраску (светлые и темные цвета).
Задание 3. Найти соответствие
Океан Особенность
1. Северный Ледовитый 1. Самый
2. Атлантический 2. Самый
3. Тихий 3. Самый
4. Индийский 4. Самый
Слова: вытянутый, теплый, маленький, холодный, большой, глубокий, мелкий.
Задание 4: Найдите в учебнике отличие океана от моря, реки от озера. Слушают небольшое сообщение о вулканах.
Задание 5. Заполнить таблицу. В процессе заполнения таблицы учащиеся определяют материк, страну, равнину и область, в которой они живут и подчеркивают их в таблице среди других примеров.
материки
страны
Равнины и горы
Область (город)
1. Евразия
2. Австралия
3. Африка
4. С. Америка
5. Ю. Америка
6. Антарктида
1. Россия
2. Белоруссия
3. Украина
1.Восточно-Европейская
2. Уральские горы.
3. Горы Кавказ.
1. Липецкая область, г. Липецк.
2. Свердловская область.
3. Краснодарский край.
Вывод: Мы живем в г. Липецк, Липецкой области, который расположен на материке Евразия, в России, на Восточно-Европейской равнине.
-
Физкультминутка
-
Частичное закрепление материала методом беседы.
Чем же уникальны: наш уголок Земли, наш край, наш отчий дом?
Учащиеся приводят названия рек, озер на территории своего края. Слушают небольшое сообщение о р. Дон, рассказывают о своих наблюдениях, как обращаются люди с природой своего уголка Земли. Делают выводы о том, что необходимо делать, чтобы содержать его в чистоте, порядке. Вспоминают вместе с учителем слова М.М. Пришвина «Охранять природу своего края - значит охранять природу своей Родины» и объясняют их смысл.
-
Творческая самостоятельная работа
Учащимся предлагается по вариантам написать заметку в школьную газету на темы: «Липецкий край, как частица Земли - это мой дом». «Планета Земля - это мой дом». Контроль по желанию учащихся. Можно написать заметку в стихотворной форме.
-
Выставление «поурочного балла».
В процессе урока осуществляется постоянный контроль выполнения учащимися письменных и устных заданий, знания учащихся оцениваются с помощью «поурочного балла», в качестве поощрения выдаются красные и желтые квадратики, соответствующие оценке «5» и «4».
Таблица «Поурочный балл»
Ф.И. учащегося
Работа с текстом, ответы на вопросы
Логическое задание
Работа с картой
Дополнительная информация
Работа с таблией
Творческое задание
Итог
Дополнительный материал
Работа с таблицей
1.Иванов Петр
5
4
5
5
4
5
5
5
4
2. Власова Маша
4
3
5
5
4
5
4
Комментирование оценок.
-
Домашнее задание: § 22, рисунки «Земля - наш общий дом».