- Преподавателю
- География
- Урок по географии на тему: Современное исследование космоса
Урок по географии на тему: Современное исследование космоса
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Арискина Л.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема: «Современное исследование Исследование космоса»
Цель:
-
Углубление знаний учащихся об исследовании космоса человеком.
-
Развитие интереса к предмету
-
Воспитание патриотических чувств за Родину, гордости за науку
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: портреты космонавтов, мини-таблицы, картины о космосе, слайды
к уроку.
Предварительная работа: каждому ученику класса раздала дополнительную
информацию о планетах, стихи по теме урока.
Эпиграф к уроку: «Он нас позвал в космос» (Нейл Армстрон)
Ход урока
1Организационый момент
2Психологический настрой
3Всесторонняя проверка знаний «Я знаю, отвечаю»
-
Земля, Луна, Солнце это….. (космические тела)
-
Назовите спутник земли(Луна)
-
Что образуют солнечную систему? (солнце, вращающие вокруг него планеты со своими спутниками)
-
Ближайшая к земле звезда это….(солнце)
-
Что вращается вокруг Солнца? Планеты.
-
Назовите науку, изучающую космические тела? Астрономия
-
Кто был основоположником современной астрономии? Н. Коперник
-
Что такое космос? Окружающий Землю мир, вселенная
-
Сколько всего планет мы знаем? 9
-
Что в переводе означает «планета»? «блуждающая звезда»
На доске висит модель солнечной системы (нарисованная на плакате) для того, чтобы заинтересовать учеников под плакат приклеивается новогодняя гирлянда, которая в последствии будет включена (получится эффект зажженного неба и мерцающих планет)
Задание: учащиеся дают краткую информацию о каждой планете (изученной дома) и прикрепляют планеты к орбитам на модели.
Орбита заранее пронумеровать (Н/П)
Всё о планетах
Меркурий -самая близкая к Солнцу звезда Солнечной системы. Полный оборот вокруг Солнца совершает за 88 суток. Температура днём + 620 градусов, ночью + 110 градусов. Спутников не имеет.
Венера -вторая по расстоянию от Солнца планета и ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца по орбите
225 суток. Венера самая яркая на небе после Солнца и Луны. Температура + 500 градусов.
Земля - одна из планет Солнечной системы. Согласно современным представлениям, Земля образовалась 4,5-5 млрд лет назад из рассеянного
газопылевого вещества, содержащего все химические элементы. Имеет один
Спутник - Луна.
Марс - четвёртая по расстоянию от солнца планета Солнечной системы, марсианский год длиться 687 дней. Температура + 290 градусов, имеет два
Спутника- Фобос, Деймос,
Юпитер - пятая по расстоянию от солнца и самая большая планета солнечной системы, затрачивает на один оборот по орбите 12 лет, имеет 13 спутников-Ио, Ганимед, Каллисто, Амальтея, другие 8 спутников имеют маленькие размеры.
Сатурн -вторая по величине среди планет Солнечной системы, температура-184 градуса, период обращения по орбите вокруг солнца 29,5 лет, известно 10 спутников-Мимас, Энцелад, Тефия, Диона, Рея, Титан, Гиперион, Япет, Феба, Янус.
Уран- седьмая по порядку от солнца планета Солнечной системы. Уран относится к числу планет- гигантов. Обращается по орбите вокруг Солнца за 84 года, температура - 215 градусов, имеет 5 спутников- Миранда, Ариэль, Умбриэль, Титания, Оберон
Нептун- восьмая по порядку от Солнца большая планета Солнечной системы. Период обращения по орбите 164 года и 228 дней, имеет 2 спутника- Тритон, Нереида.
Плутон - наиболее удален от Солнца, очень медленно, за 247,7 лет совершает оборот по орбите, температура -220 градусов, имеет 1 спутник.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз- Меркурий,
Два- Венера,
Три- Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун,
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
4 Работа над содержанием урока
1Из истории
Таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей.
В своих мечтах люди давно хотели оторваться от земли и парить в небе, как
птицы. Особенно это нам известны полёты из сказок.
- На чём летали герои сказок? (ковёр самолёт, метла со ступой)
Это всё в сказках, а что же на самом деле придумал человек, чтобы подняться в небо.
(вспоминаем легенду о Икаре)
В жизни находились среди людей смельчаки, которые пытались летать с помощью искусственных крыльев (показ слайд№ 3,4,5)
И использовали даже воздушный шар, к которому была прикреплена корзина, где находились люди , шар наполняли горячим дымом, шар поднялся невысоко и летал недолго, как только дым остывал шар опускался на Землю(показ слайд №6,7)
С каждым годом человек усовершенствовал свои знания, он хотел во чтобы ни стало взлететь в небо, подняться к звёздам, исследовать космос.
Основателями науки космонавтики стал Циолковский К. Э. и Королев С. П. (слайд № 8)
Но все, же на разведку в космос на космических ракетах сначала отправили
не человека 4 октября 1957 году был запущен первый в мире искусственный
Спутник Земли (объясняю, что такое искусственный спутник). Но он не смог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? (слайд №9)
(Н/Н 4 октября 1957)
Второй спутник вышел в космос с пассажирами на борту- четвероногие разведчики Белка и Стрелка полетели в космос.
(показ слайд№10, 11 Белки и Стрелки)
Кроме их летали в космос белые крысы и мыши, все они вынесли необычные
условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы некоторое время. (объясняю, что такое невесомость)
2 «Он нас позвал в космос»
Вознёсся в космос человек
И снова Землю оглядел:
Напрашивается много дел.
-Кто он первый первопроходец звёздных дорог?
(Ю.А.Гагарин) портрет слайд№12
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г в Смоленской области.
В школе маленький юра учился на отлично, в 15 лет решил оставить учёбу
В школе и поступил в ремесловое училище закончил на отлично и с гордостью назвал себя рабочим. Стремился к знаниям. Он не боялся трудностей, знал что такое труд. Он хотел стать космонавтов. И у него это получилось
Много приходилось трудиться: прыжки с парашюта, полёты на самолётах,
Изучение сложной аппаратуры и устройства корабля, знать астрономию
и медицину- все прошёл он, прежде чем занять место к кабине космического
корабля «ВОСТОК-1».(показ слайд№12)
Космические корабли были разные.
(Слайд№7 показ разных космических кораблей)
И вот настал этот день, который стал началом исследования космоса.
Этот день 12 апреля
Навеки запишут в календарь
Как начало восхожденья к цели
О которой лишь мечтали встарь.
В этот день такое совершилось,
Бурею ворвалось,
Изумило и ошеломило,
Очень небывалое сбылось.
(Н/п 12 апреля 1961 год)
Это был незабываемый день. В сообщениях радио и телевещания говорилось на всех языках мира, то в Советском союзе выведен на орбиту вокруг земли первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического- корабля спутника являлся лётчик-майор Ю.А.Гагарин (слайд №13).
С утра гудели провода
На них вовсю качались птицы
Светились крыши, как слюда,
И далям не было границы.
Но вдруг плавучий синий день,
День, излучающий тишь и звень,
Ворвался именем Гагарин
«Герой! Простой смоленский парень»
За 108 мин корабль «Восток» со скоростью 28.000 км/ч совершил по орбите целый оборот вокруг земного шара (Просмотр видеофильма).
Когда Ю.А.Гагарин находился в космосе, он посмотрел в окно космического корабля- иллюминатора на Землю, вот что он увидел.
(показ слайд № 14- вид земли с космоса)
Пилот в космической ракете,
На землю глянул с высоты,
Ещё никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Внизу, за стёклами кабины
В молочных облаках лежал-
Далёкий, маленький, любимый
Земной, голубоватый шар.
Вернувшись на Землю. После этого полёта он сказал:
-Чувствую себя отлично, готов выполнить любое задание.
Когда на землю он вернулся.
Закончив звёздные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла.
В ней доброта и сила.
Ни капли превосходства нет.
Ю.А Гагарин - не только первооткрыватель космоса, он был и навсегда останется замечательным человеком.
(слайд№15 -портрет Ю.А.Гагарина)
27 марта 1968 года он вместе с инструктором, командиром части Серёгиным, вылетел в зачётный полёт, этот полёт был учебно - тренировочный. И он же стал для них последним. Самолёт упал в густых лесах Владимирской области. В отчёте Государственной комиссии записано: отказ техники.
-Как вы понимаете отказ техники?
Но космонавты продолжают дело Ю.А.Гагарина. Их сейчас много, но первым был Гагарин, который шагнул в неизвестность, чтобы указать путь другим.
Первым человеком, который покинул космический корабль и шагнул в открытый космос, был Алексей Леонов 18 марта 1965 г. (слайд 16)
После в 1969 году впервые на лунную поверхность ступил американский астронавт Нейл Армстрон, и он сказал о Гагарине так «Он позвал нас в космос» (слайд №17, 18)
Среди этих космонавтов есть космонавты женщины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Николаевна- Терешкова
(показ слайд№19 В.Н. Терешковой)
Нам ребята есть чем гордится- нашей Родиной, прекрасными людьми на которых надо равняться. Но возникает вопрос, а как все космические корабли взлетают в космос? (Показ слайд№20)
5 Итог урока
-Что нужно для того чтобы стать космонавтом?
-Когда впервые в космос полетел человек?
-Чьи портреты вы видите на слайде? (слайд 20)
Космонавты это люди, которые покоряют космос, исследуют его проводя опыты. И нет наверное на земле мальчишек и девчонок, которые не мечтали бы полететь в космос и стать космонавтом.
Таинственные звёздные дали
И цель наша: их разгадать
Луну космонавты достали,
И мы будем дальше летать.
Ведя космоплан на Венеру,
На Марс по пути залетим,
Свой подвиг отчизне подарим!
Не струсит из нас не один!
6 Домашнее задание
7 Выставление оценок