Урок по географии на тему: Современное исследование космоса

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Современное исследование Исследование космоса»

Цель:

  • Углубление знаний учащихся об исследовании космоса человеком.

  • Развитие интереса к предмету

  • Воспитание патриотических чувств за Родину, гордости за науку

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: портреты космонавтов, мини-таблицы, картины о космосе, слайды

к уроку.

Предварительная работа: каждому ученику класса раздала дополнительную

информацию о планетах, стихи по теме урока.

Эпиграф к уроку: «Он нас позвал в космос» (Нейл Армстрон)

Ход урока

1Организационый момент

2Психологический настрой

3Всесторонняя проверка знаний «Я знаю, отвечаю»

  • Земля, Луна, Солнце это….. (космические тела)

  • Назовите спутник земли(Луна)

  • Что образуют солнечную систему? (солнце, вращающие вокруг него планеты со своими спутниками)

  • Ближайшая к земле звезда это….(солнце)

  • Что вращается вокруг Солнца? Планеты.

  • Назовите науку, изучающую космические тела? Астрономия

  • Кто был основоположником современной астрономии? Н. Коперник

  • Что такое космос? Окружающий Землю мир, вселенная

  • Сколько всего планет мы знаем? 9

  • Что в переводе означает «планета»? «блуждающая звезда»

На доске висит модель солнечной системы (нарисованная на плакате) для того, чтобы заинтересовать учеников под плакат приклеивается новогодняя гирлянда, которая в последствии будет включена (получится эффект зажженного неба и мерцающих планет)

Задание: учащиеся дают краткую информацию о каждой планете (изученной дома) и прикрепляют планеты к орбитам на модели.

Орбита заранее пронумеровать (Н/П)

Всё о планетах

Меркурий -самая близкая к Солнцу звезда Солнечной системы. Полный оборот вокруг Солнца совершает за 88 суток. Температура днём + 620 градусов, ночью + 110 градусов. Спутников не имеет.

Венера -вторая по расстоянию от Солнца планета и ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца по орбите

225 суток. Венера самая яркая на небе после Солнца и Луны. Температура + 500 градусов.

Земля - одна из планет Солнечной системы. Согласно современным представлениям, Земля образовалась 4,5-5 млрд лет назад из рассеянного

газопылевого вещества, содержащего все химические элементы. Имеет один

Спутник - Луна.

Марс - четвёртая по расстоянию от солнца планета Солнечной системы, марсианский год длиться 687 дней. Температура + 290 градусов, имеет два

Спутника- Фобос, Деймос,

Юпитер - пятая по расстоянию от солнца и самая большая планета солнечной системы, затрачивает на один оборот по орбите 12 лет, имеет 13 спутников-Ио, Ганимед, Каллисто, Амальтея, другие 8 спутников имеют маленькие размеры.

Сатурн -вторая по величине среди планет Солнечной системы, температура-184 градуса, период обращения по орбите вокруг солнца 29,5 лет, известно 10 спутников-Мимас, Энцелад, Тефия, Диона, Рея, Титан, Гиперион, Япет, Феба, Янус.

Уран- седьмая по порядку от солнца планета Солнечной системы. Уран относится к числу планет- гигантов. Обращается по орбите вокруг Солнца за 84 года, температура - 215 градусов, имеет 5 спутников- Миранда, Ариэль, Умбриэль, Титания, Оберон

Нептун- восьмая по порядку от Солнца большая планета Солнечной системы. Период обращения по орбите 164 года и 228 дней, имеет 2 спутника- Тритон, Нереида.

Плутон - наиболее удален от Солнца, очень медленно, за 247,7 лет совершает оборот по орбите, температура -220 градусов, имеет 1 спутник.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз- Меркурий,

Два- Венера,

Три- Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

4 Работа над содержанием урока

1Из истории

Таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей.

В своих мечтах люди давно хотели оторваться от земли и парить в небе, как

птицы. Особенно это нам известны полёты из сказок.

- На чём летали герои сказок? (ковёр самолёт, метла со ступой)

Это всё в сказках, а что же на самом деле придумал человек, чтобы подняться в небо.

(вспоминаем легенду о Икаре)

В жизни находились среди людей смельчаки, которые пытались летать с помощью искусственных крыльев (показ слайд№ 3,4,5)

И использовали даже воздушный шар, к которому была прикреплена корзина, где находились люди , шар наполняли горячим дымом, шар поднялся невысоко и летал недолго, как только дым остывал шар опускался на Землю(показ слайд №6,7)

С каждым годом человек усовершенствовал свои знания, он хотел во чтобы ни стало взлететь в небо, подняться к звёздам, исследовать космос.

Основателями науки космонавтики стал Циолковский К. Э. и Королев С. П. (слайд № 8)

Но все, же на разведку в космос на космических ракетах сначала отправили

не человека 4 октября 1957 году был запущен первый в мире искусственный

Спутник Земли (объясняю, что такое искусственный спутник). Но он не смог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? (слайд №9)

(Н/Н 4 октября 1957)

Второй спутник вышел в космос с пассажирами на борту- четвероногие разведчики Белка и Стрелка полетели в космос.

(показ слайд№10, 11 Белки и Стрелки)

Кроме их летали в космос белые крысы и мыши, все они вынесли необычные

условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы некоторое время. (объясняю, что такое невесомость)

2 «Он нас позвал в космос»

Вознёсся в космос человек

И снова Землю оглядел:

Напрашивается много дел.

-Кто он первый первопроходец звёздных дорог?

(Ю.А.Гагарин) портрет слайд№12

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г в Смоленской области.

В школе маленький юра учился на отлично, в 15 лет решил оставить учёбу

В школе и поступил в ремесловое училище закончил на отлично и с гордостью назвал себя рабочим. Стремился к знаниям. Он не боялся трудностей, знал что такое труд. Он хотел стать космонавтов. И у него это получилось

Много приходилось трудиться: прыжки с парашюта, полёты на самолётах,

Изучение сложной аппаратуры и устройства корабля, знать астрономию

и медицину- все прошёл он, прежде чем занять место к кабине космического

корабля «ВОСТОК-1».(показ слайд№12)

Космические корабли были разные.

(Слайд№7 показ разных космических кораблей)

И вот настал этот день, который стал началом исследования космоса.

Этот день 12 апреля

Навеки запишут в календарь

Как начало восхожденья к цели

О которой лишь мечтали встарь.

В этот день такое совершилось,

Бурею ворвалось,

Изумило и ошеломило,

Очень небывалое сбылось.

(Н/п 12 апреля 1961 год)

Это был незабываемый день. В сообщениях радио и телевещания говорилось на всех языках мира, то в Советском союзе выведен на орбиту вокруг земли первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического- корабля спутника являлся лётчик-майор Ю.А.Гагарин (слайд №13).

С утра гудели провода

На них вовсю качались птицы

Светились крыши, как слюда,

И далям не было границы.

Но вдруг плавучий синий день,

День, излучающий тишь и звень,

Ворвался именем Гагарин

«Герой! Простой смоленский парень»

За 108 мин корабль «Восток» со скоростью 28.000 км/ч совершил по орбите целый оборот вокруг земного шара (Просмотр видеофильма).

Когда Ю.А.Гагарин находился в космосе, он посмотрел в окно космического корабля- иллюминатора на Землю, вот что он увидел.

(показ слайд № 14- вид земли с космоса)

Пилот в космической ракете,

На землю глянул с высоты,

Ещё никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Внизу, за стёклами кабины

В молочных облаках лежал-

Далёкий, маленький, любимый

Земной, голубоватый шар.

Вернувшись на Землю. После этого полёта он сказал:

-Чувствую себя отлично, готов выполнить любое задание.

Когда на землю он вернулся.

Закончив звёздные дела,

Так белозубо улыбнулся,

Улыбка так была тепла.

В ней доброта и сила.

Ни капли превосходства нет.

Ю.А Гагарин - не только первооткрыватель космоса, он был и навсегда останется замечательным человеком.

(слайд№15 -портрет Ю.А.Гагарина)

27 марта 1968 года он вместе с инструктором, командиром части Серёгиным, вылетел в зачётный полёт, этот полёт был учебно - тренировочный. И он же стал для них последним. Самолёт упал в густых лесах Владимирской области. В отчёте Государственной комиссии записано: отказ техники.

-Как вы понимаете отказ техники?

Но космонавты продолжают дело Ю.А.Гагарина. Их сейчас много, но первым был Гагарин, который шагнул в неизвестность, чтобы указать путь другим.

Первым человеком, который покинул космический корабль и шагнул в открытый космос, был Алексей Леонов 18 марта 1965 г. (слайд 16)

После в 1969 году впервые на лунную поверхность ступил американский астронавт Нейл Армстрон, и он сказал о Гагарине так «Он позвал нас в космос» (слайд №17, 18)

Среди этих космонавтов есть космонавты женщины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Николаевна- Терешкова

(показ слайд№19 В.Н. Терешковой)

Нам ребята есть чем гордится- нашей Родиной, прекрасными людьми на которых надо равняться. Но возникает вопрос, а как все космические корабли взлетают в космос? (Показ слайд№20)

5 Итог урока

-Что нужно для того чтобы стать космонавтом?

-Когда впервые в космос полетел человек?

-Чьи портреты вы видите на слайде? (слайд 20)

Космонавты это люди, которые покоряют космос, исследуют его проводя опыты. И нет наверное на земле мальчишек и девчонок, которые не мечтали бы полететь в космос и стать космонавтом.

Таинственные звёздные дали

И цель наша: их разгадать

Луну космонавты достали,

И мы будем дальше летать.

Ведя космоплан на Венеру,

На Марс по пути залетим,

Свой подвиг отчизне подарим!

Не струсит из нас не один!

6 Домашнее задание

7 Выставление оценок



© 2010-2022