Материал к педсовету ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал подготовила учитель географии МБОУ СОШ 6

Юрченко Татьяна Ивановна

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

ПО ГЕОГРАФИИ»

Одной из важных проблем современной педагогики является проблема анализа причин трудностей в обучении и неуспеваемости учащихся. По данным психологов, количество детей, которые оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20 до 30% от общего числа учащихся начальной школы и до 40% в основной школе. Таких детей называют учащимися группы риска неуспеваемости по предмету.

Общими характеристиками таких детей являются более низкое по сравнению с другими детьми качество приспособительных, адаптационных механизмов и значительно более выраженная зависимость психического статуса, поведения от условий жизни и воспитания. Следовательно, важнейшая задача учителя состоит в создании таких условий обучения, которые обеспечивали бы детям группы риска психологический комфорт и максимальное развитие интеллектуальных и личностных возможностей. Приспособление школы к ученику - одно из требований современной педагогики.

В соей работе использую особенности учащихся, стараюсь ориентироваться на конкретные причины неуспеваемости, чтобы выбрать стратегию работы с детьми. В том помогает классификация неуспеваемости, предложенная кандидатом педагогических наук Н.Н. Мурачковским.

Типы неуспеваемости школьников ( по Н.Н. Мурачковскому)

Типы неуспеваемости

Помощь учащимся

1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению

Основная помощь должна заключаться в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов это не дает. Эти учащиеся могут заниматься много и старательно, они добросовестны, но им не хватает познавательных сил.

2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учителю, учению

Причиной низкой успеваемости учащихся является их внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся вне рамок учебной деятельности. Учащимся достаточно изменить свое отношение к обучению, и продуктивность их учебы резко возрастает. Преодоление неуспеваемости следует начать с воспитательной работы.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению

Необходимо найти сферу, где способности учащихся будут проявлены в полной мере. Такой сферой, по мнению В.А.Сухомлинского, является нравственная, где возможности каждого человека безграничны. Современный английский психолог и педагог Р.Бернс подтверждает мысль В.А.Сухомлинского: «У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки».

Факторы негативного влияния на успеваемость

Факторы негативного влияния на успеваемость

Показатели неблагоприятного развития

Признаки отклонений в учебно-познавательной деятельности

1. Биологический

1. Наследственность интеллекта

2. Задержка в умственном и психическом развитии

3. Соматическая ослабленность

1. Низкий уровень способностей

2. Различные отклонения в памяти, снижение интеллектуальных потенций, сужение умственного мировоззрения, гипердинамические отклонения, аддиктивные расстройства

3. Повышенная утомляемость, слабая выдержка, низкие энергетические возможности.

2. Социальный

1. Неблагоприятные социально-педагогические условия семейного воспитания

2. Низкий социальный статус ученика в детском коллективе

1. Ограниченность знаний и представлений об окружении, обедненный жизненный опыт

2. Нарушение поведения, агрессивность, отсутствие эмоционального контакта с членами коллектива, несформированность старательности и усердия

3. Психолого-педагогический

1. Конфликт «учитель-ученик»

2. Познавательная активность (возможность, но не желание учиться)

3. Неумение и нежелание учиться

1. Игнорирование учителя, нежелание контактировать, безразличие, непризнание авторитета учителя. Страх перед учителем, негативное отношение учителя к ученику

2. Отсутствие интереса к предметам, обучение под давлением извне

3. Не закреплены навыки учебных действий, знания усваиваются нерациональным способом, неумение осуществлять самоконтроль, систематическое невыполнение домашних заданий, невнимательность на уроках.

Психологические особенности учеников с низкой успеваемостью

Индивидуальные особенности учеников с низкой успеваемости

Проявления в учебной деятельности

Приемы педагогического влияния

1. Замедленное усвоение учебного материала

Замедленность движений и учебных действий, заторможенность, низкая результативность труда

Увеличение времени на выполнение заданий, четкое и детальное объяснение учебного материала учителем, подбор заданий одинаковой сложности, но меньших по объему

2. Низкая способность к сопереживанию

Неумение определить эмоциональное и когнитивное состояние друг друга

Подбор возможных партнеров для общения

3. Низкий уровень развития фонематического слуха

Неправильная артикуляция, нарушение орфоэпических форм, трудности в восприятии иностранной речи на слух

Систематическое повторение и закрепление знаний. Выполнение заданий по выработке правильных артикуляционных навыков.

4. Низкий уровень развития памяти, поверхностное внимание

Формальные разлады памяти (нарушение запоминания, сохранения, воспроизведения); негативные особенности внимания; забывчивость

Давление на эмоциональную память, использование сигнальных карточек, речевых акцентов при пояснении и закреплении учебного материала; активизация внимания учащегося; использование яркого, интересного материала, который направлен серим содержанием на тренировку внимания и памяти.

5. Преобладание коммуникативно-речевого над рационально-логическим типом личности или наоборот

Успеваемость в устной речевой деятельности и трудности в овладении логико-грамматическим аспектом речи или наоборот

Выявление соответствия индивидуальных особенностей оптимальному типу и методам обучения.


Виды помощи неуспевающему ученику на разных этапах урока

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе

контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа, наводящих или контрольных вопросов, помогающих последовательно излагать знания. Разрешение использовать наглядные пособия, атласы, схемы и таблицы в тетради, помогающие изложить суть явлений, понятий. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Поддержание интереса к усвоению темы (связь изучаемого с жизнью, новизна, актуальность, занимательность содержания). Более частое обращение с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение слабоуспевающих учеников в качестве помощников при подготовке приборов, показе опытов, наглядных пособий, облегчающих переход о наглядно-образного мышления к понятийно-абстрактному. Привлечение при высказывании предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Разбивка заданий на части, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема или способа выполнения задания. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих, указание на сдвиги в деятельности. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка их исправления.

При организации самостоятельной работы вне класса

Выбор для группы слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Предупреждение о возможных затруднениях. Использование карточек с направляющим планом действий. Поручение повторить материал, который потребуется для лучшего усвоения новой темы. В необходимых случаях составление индивидуального плана ликвидации пробелов в знаниях и умениях по такой схеме: содержание задания, срок выполнения, контрольные вопросы.


© 2010-2022