Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках географии

В статье приведены примеры типовых заданий, применяемых в курсе географии 5 класса (на примере географии в 5 классе, учебник А.А. Лобжанидзе), направленных на формирование универсальных учебных действий. Описаны названия приемов, на которые опираются задания, и формируемые в ходе выполнения универсальные учебные действия. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы: ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ходунова Анна Викторовна.

Учитель географии, методист муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3, город Сургут.

[email protected].

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках географии

В статье приведены примеры типовых заданий, применяемых в курсе географии 5 класса (на примере географии в 5 классе, учебник А.А. Лобжанидзе), направленных на формирование универсальных учебных действий. Описаны названия приемов, на которые опираются задания, и формируемые в ходе выполнения универсальные учебные действия.

География, типовое задание, универсальные действия по географии, прием, пример.


Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках географии

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действих (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметным.

Современный урок, в соответствии с требованиями стандарта, должен быть наполнен образовательной деятельностью, направленной на формирование мотивации к обучению, становление личностных и гражданских позиций, совершенствование навыков социального взаимодействия, развитие самостоятельности в планировании, осуществлении и оценке познавательной деятельности.

Цель учителя - организовать деятельность через вовлечение учащихся в решение увлекательных, личностно значимых, практикоориентированных учебных заданий.

Примеры типовых заданий, направленных на формирование личностных универсальных учебных действий

Типовое задание

Название приема

Описание

Формируемые УУД

При изучении темы «Земля - планета Солнечной системы», на этапе актуализации имеющихся знаний, учитель просит учащихся записать то, что им известно, затем проранжировать спиок, определить наиболее важные элементы темы, выстроить собственный ряд для изучения

Мозговая атака

Учитель предлагает учащимся записать за 1-2 минуты то, что они знают по определенной теме, затем просит озвучить получившиеся список, фиксируя на доске все ответы.

После этого учащиеся должны разделить полученный список по категориям и проранжировать категории начиная с самого важного. Таким образом, у учащихся образуется список вопросов, необходимых для изучения.

Самоопределение, смыслообразование

При изучении темы «Открытие Нового света» рассматривается вопрос «Значение открытия Нового Света». Учитель предлагает учащимся поработать с текстом учебника, занося информацию в двойной дневник

Двойной дневник

Учитель просит учащихся разделить лист на две половины и, читая текст, в левую половину заносить все фразы, слова, высказывания, факты, идеи, цитаты, которые они считают наиболее важными и значимыми, а в правую - свои комментарии (эмоции, мысли, суждения, вопросы, возможности применения знаний в повседневной жизни, на других предметах)

Смыслообразование, нравственно-этическое оценивание

Примеры типовых заданий, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий

Типовое задание

Название приема

Описание

Формируемые УУД

При устном опросе учитель просит учащихся оценить устный ответ ученика. Например при ответе на вопрос «Условные знаки местности».

Оценка ответа

На доску вывешены критерии оценивания устного ответа учащегося (правильность использования терминов, правильность работы с планом местности, умение ориентироваться на плане, показывать объекты и т.д.).

Учащийся анализирует ответ, указывая на сильные стороны, недочеты, выносит рекомендации своему однокласснику.

Выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит коррекции, осознание качества своего знания, осознание качества знания другого человека

Составить план изучения темы или раздела.

Планирование

Задание уместно давать после приема «Мозговая атака», «ЗХУ», когда у учащихся есть список вопросов, требующих поиска ответа.

Учитель просит учащихся составить план, указав действия и источники информации. План можно составлять индивидуально, в парах, в группах.

Определение последовательности шагов, планирование набора действий, продумывание источников информации, выбор способов деятельности, определение помощников

Примеры типовых заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий

Типовое задание

Название приема

Описание

Формируемые УУД

Учитель просит учащихся написать по 3 тонких и 3 толстых вопроса по изученной теме, например в конце урока «Внутренние силы Земли»

Толстые и тонкие вопросы

На доске помещена таблица с тонкими и толстыми вопросами

Тонкие вопросы:

Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?

Толстые вопросы:

Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?

Умение видеть и выделять проблему, поиск и выделение информации, выведение понятий и следствий, построение логических цепей рассуждения, доказательство

Учитель просит учащихся составить 5 креативных вопросов по итогам изучения целого раздела, например раздела «Земля - планета Солнечной системы».

Креативные вопросы

На доске помещена таблица с креативными вопросам. Креативные вопросы по Э. Ландау:

Куда дальше? (вопрос, ориентированный на будущее).

Что правильно, а что нет? (оценочный вопрос).

Что было бы, если бы (воображаемый вопрос).

Что я чувствую, что я знаю (субъективный вопрос).

Почему, что, как, что делает? (Казуальный вопрос).

Кто, как, что, где, когда? Описательный вопрос.

Умение видеть и выделять проблему, поиск и выделение информации, выведение понятий и следствий, построение логических цепей рассуждения, доказательство

Примеры типовых заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Типовое задание

Название приема

Описание

Формируемые УУД

Учитель просит учащихся нарисовать схему «Внутреннее строение Земли»

Совместное рисование

Задание проводится в группе из 4-5 человек. Учитель просит учащихся совместно сделать рисунок, иллюстрацию к определенной теме

Согласование усилий, умение вырабатывать общую стратегию, делиться мнением, договариваться, определение функций, распределение ролей

Учитель просит учащихся разработать правила поведения в лесу

Кодекс моральных норм

Задание проводится в парах или группах из 3-4 человек. Учащиеся за 10-15 минут должны разработать правила, оформить их и презентовать классу

Согласование усилий, умение вырабатывать общую стратегию, делиться мнением, договариваться, определение функций, распределение ролей, умение выступать на публике, аргументировать свою точку зрения




Список литературы:

  1. ФГОС ООО.

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М: Просвещение, 2010.

  3. Мета предметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. М: Просвещение, 2010.

© 2010-2022