Конспект обобщающего урока по географии на тему План и карта (6 класс)

   Урок географии на тему «План и карта» относится к разделу «Способы изображения местности» и является итоговым на пути формирования картографических навыков учащихся.    Урок проходит в форме игры-путешествия «В поход!». Использование игровой технологии активизирует познавательную активность учащихся, развивает их творческий потенциал. В процессе  игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенств...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме «План и карта»

(урок-путешествие в 6 классе)

Цели: - выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме «План и карта»; обобщить материал как систему знаний;

- развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал; развивать географическое мышление; формировать грамотную речь; продолжать формирование умений и навыков работы с географическими картами и планом местности;

- воспитывать дружбу, коллективизм, умение работать в коллективе; дисциплинированность, ответственность и самостоятельность; развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: план местности(самодельный), рюкзаки с надписями слов, эмблемы команд, карточки с заданиями, экран-сетка для баллов, физическая карта полушарий, компасы, «письмо туриста», атласы, компьютер, проектор, медали «Начинающий турист».

Ход занятия.

I. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! На протяжении двух месяцев мы изучали с вами тему «План и карта». За это время вы узнали много нового и приобрели полезные навыки. Вы научились ориентироваться на местности, делать простейшую съёмку плана, определять географические координаты заданных пунктов, измерять расстояния и др.

-Сегодня мы повторим с вами изученное. Урок наш будет не обычный. Я предлагаю вам разделиться на три команды (туристические группы) и отправиться в поход.

II.Обобщение и систематизация знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Кто из вас не любит путешествовать? Кто из вас не захочет отдохнуть в лесу, под манящей прохладной тенью деревьев, посидеть с удочкой у реки, у костра, вдыхая аппетитный запах свежеприготовленной ухи, аромат лесного чая из душистых трав, ощутить чудесный вкус печенной картошки, окунуться в прохладную живительную воду речки и позагорать на пляже, зарывшись в горячий песок?

Думаю, что таких не найдется.

А вы бы хотели отправится в поход ? Чтобы всем нам стать бывалыми туристами, знающими и любящими природу, нужно ходить в походы. Всех, кто не боится дальних дорог, кто ждет с нетерпением встречи с солнцем, ветром, костром и палаткой, зовут туристами. Многое должны знать туристы. Многое уметь...ничто не должно застать туристическую группу врасплох.

И сейчас мы тоже отправимся в поход, но не совсем обычный. В походе каждую группу будут ждать препятствия, которые вы должны будете преодолеть.

2. Игра-путешествие «В поход!»

Итак, в поход отправятся три группы по 6-7 человек. Труден путь по лесным тропам, много опасностей поджидает вас, но победит та команда, которая первая пройдет этот путь и окажется ближе всего к своему лагерю, в котором группа и заночует. Назовем команды:

  • Одна команда «КОМПАС», другая команда «РЮКЗАК», третья команда «КАРТА».

В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с числами «1», «2» и «3» км, в конце подведем итог. Команда прошедшая больше километров и будет победительницей. Количество прошедших километров будет отмечаться на нашей импровизированной карте.

-Прежде, чем отправиться в путь, давайте произнесём клятву юных географов-туристов:

Учитель: Клянёмся много книг читать,

Чтоб много о планете знать!

Ученики: Клянёмся!

Учитель: В походы разные ходить,

Вершин побольше покорить!

Ученики: Клянёмся!

Учитель: Клянёмся ночью у костра

Петь наши песни до утра!

Ученики: Клянёмся!

Учитель: Быть оптимистами всегда,

А хлюпиками - никогда!

Ученики: Клянёмся!

Учитель: Быть дружбе преданным навек

И помнить званье - ЧЕЛОВЕК!

Ученики: Клянёмся!

Учитель: Клянёмся Родину любить!

Достойными туристами быть!

Ученики: Клянёмся!

Учитель: С природою дружить взаимно!

И помнить все куплеты гимна!

Ученики: Клянёмся!

- В какой же поход можно отправится без рюкзака. Вот мы с него и начнем. Чтобы совершить старт, я предлагаю 1 конкурс «Что возьмем с собой в поход?».

Перед вами рюкзака, ваша задача: найти в рюкзаке вещи, которые не нужны при выполнении съёмки местности. Вычеркните их. На это 1 минута.

Список вещей: планшет, лист белой бумаги, транспортир, ластик, маркер, компас, часы, карандаш, линейка, ручка, цветные карандаши, секундомер.

- Молодцы! Каждая команда сделала первый шаг к своему лагерю. А на пути следующее препятствие 2 конкурс «Блеф-клуб». Каждой команде я задам по 5 вопросов, на которые вы должны ответить только «ДА» или «НЕТ» и пояснить свой ответ. Конкурс оценивается в 5 баллов.

Вопросы для команды «Компас»:

  1. Верите ли вы, что прибор который помогает определить стороны горизонта, называется спидометр? (нет, компас)

  2. Верите ли вы, что мох на дереве растёт с северной стороны?(да)

  1. Верите ли вы, что если встать лицом к северу, то за спиной будет запад?(нет, юг)

  2. Верите ли вы, что горизонтали - это линии, показывающие направление север-юг? (нет, это условная линия, соединяющая точки с одинаковой высотой)

  3. Верите ли вы, что масштаб 1:1000 является численным? (да).

Вопросы для команды «Рюкзак»:

1.Верите ли вы, что определить стороны света можно по направлению полета птиц: осенью они летят на юг, весной на - север? (да)

2. Верите ли вы, что прибор для измерения высоты холма курвиметр? (нет, нивелир)

3. Верите ли вы, что масштаб 1:5000 линейный?(нет, численный)

4. Верите ли вы, что цветущий подсолнух, поворачивает свою голову
вслед за солнцем? (да)

5.Верите ли вы, что масштаб показывает, во сколько таз уменьшена местность на плане? (да)

Вопросы для команды «Карта»:

1. Верите ли вы, что местность, изображенная условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (нет, картой)

2. Верите ли вы, что азимут 270° соответствует направлению ю-з? (нет, запад)

3. Верите ли вы, что азимут - это угол между направлением на север и какой-либо предмет местности?(да))

4. Верите ли вы, что ягоды на открытой поляне созревают раньше с севера? (нет, с юга)

5. Верите ли вы, что полярная съёмка местности - это съёмка из одной точки стояния? (да)

-Туристу важно уметь ориентироваться не только по местным признакам, но и по солнцу, звездам, уметь пользоваться компасом, определять правильно азимут, уметь пользоваться топографической картой и знать топографические знаки.

3 конкурс «Письмо туристов». Конкурс оценивается в 11 баллов.

Мои ребята, занимающиеся в кружке, ваши ровесники, передали вам письмо туристов и просили его зачитать. Они заменили некоторые слова условными топографическими знаками.

Дорогие друзья! Недалеко от нашего раскинулся .

В поход в лес мы сначала шли по . Слева и справа о т дороги

был . В лесу мы шли по и дошли до .

Здесь мы отдохнули.

От мы двинулись по на север и скоро вышли к

А затем к , перешли через .

Сели в автобус, который довёз нас до города.

4 конкурс «Математический турнир» - законы математики и географии. Задание оценивается в 6 баллов.


  • Задание для команды «КОМПАС»:

1. Определите, какой масштаб крупнее:

а) 1:2 000 или 1:500?

б) 1:5 000 или 1: 2 000?

2. Численный масштаб переведите в именованный:

а) 1:2 000;

б) 1:1 000 000.

3. Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1 см - 5 м;

б) в 1 см - 500 м.


  • Задание для команды «РЮКЗАК»:

1. Определите, какой масштаб крупнее:

а) 1:3 000 или 1:1000?

б) 1:500 или 1: 300?

2. Численный масштаб переведите в именованный:

а) 1:6 000;

б) 1:2 000 000.

3. Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1 см - 7 м;

б) в 1 см - 600 м.


  • Задание для команды «КАРТА»:

1. Определите, какой масштаб крупнее:

а) 1:4 000 или 1:3500?

б) 1:300 или 1: 2500?

2. Численный масштаб переведите в именованный:

а) 1:3 000;

б) 1:3 000 000.

3. Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1 см - 8 м;

б) в 1 см - 200 м.

-Мы с вами оказались в густом лесу. Нам срочно нужно определить азимут и направления, чтобы двинуться дальше.

5 конкурс «Азимутальный».

Задание оценивается в 4 балла.

А теперь нам предстоит далёкий путь.

Нельзя присесть и отдохнуть.

Пакет нам надобно найти,

Чтоб не плутали мы в пути.

А чтоб пакет тот отыскать,

Нам нужно азимут узнать.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНДИРОВ: используя компас и данные (азимут и направление) пройти по классу и найти конверт с заданиями для следующей остановки.

«Компас» -

«Рюкзак» -

«Карта» -

-Пока командиры отрядов выполняют своё задание, каждой команде нужно определить азимут и направления.

Задание для команды «КОМПАС»:

Каким сторонам горизонта отвечают азимуты: 45°, 270°, 315°?

Задание для команды «РЮКЗАК»:

Каким сторонам горизонта отвечают азимуты: 120°, 360°, 195°?

Задание для команды «КАРТА»:

Каким сторонам горизонта отвечают азимуты: 0°, 90°, 285°?

-И так, командиры нашли конверты, команды определили направления, двигаемся в путь.

-Каждый турист должен не только уметь ориентироваться на местности, но и точно знать место своего нахождения (географические координаты), чтобы не попасть в беду. Итак, 6-й конкурс «Найди меня». Задание оценивается в 4 балла.

Задание для команды «КОМПАС»:

1. Определите географические координаты городов:

  • г. Москва (Евразия), г. Вашингтон (Северная Америка), г. Бразилиа (Южная Америка).

2. Определите объект по географическим координатам:

  • 42° ю.ш. 147° в.д.

Задание для команды «РЮКЗАК»:

1. Определите географические координаты городов:

  • г. Канберра (Австралия), г. Токио (Евразия), г. Мехико (Северная Америка).

2. Определите объект по географическим координатам:

  • 19° с.ш. 156° з.д.

Задание для команды «КАРТА»:

1. Определите географические координаты городов:

  • г. Кейптаун (Африка), г. Владивосток (Евразия), г. Нью-Йорк (Северная Америка).

2. Определите объект по географическим координатам:

  • 68° ю.ш. 90° з.д.

-Природа и туризм - понятия неразделимые, и будучи на лоне природы необходимо знать правила поведения. Мы должны не навредить природе.

Берегите нашу Землю, нашу воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!



7 конкурс «Экологический».

-Каждая команда во главе со своим командиром должна составить правила поведения на природе (не менее 6). Задание оценивается в 5 баллов.

III. Подведение итогов игры. Оценки.

-Наш поход подошёл к концу. Во время похода вы показали все знания, умения и навыки, которые приобрели при изучении раздела «ПЛАН И КАРТА». Давайте посмотрим, кто прошёл больше расстояние.

(Команды награждаются медалями «Начинающего туриста». Самым активным ученикам выставляются оценки

Люди идут по свету…

Им, вроде, не мало надо-

Была бы прочна палатка,

Да был бы не скучен путь!

Но с дымом сливается песня,

Ребята отводят взгляды,

И шепчет во сне бродяга

Кому-то «Не позабудь!»


-Урок окончен.



© 2010-2022