Тематическое планирование по географии 8 класс к учебнику А. И. Алексеев, М. Просвещение. 2015 г

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование

«География», 8 класс

(70 часов в год, 2 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Универсальные учебные действия

Кол-во часов

Сроки изучения



План


Факт


Россия в мире (5 часов)


1

Россия на карте мира

Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника. Обсуждать примеры природных, политических, социально - экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте страны - члены НАТО, ЕС, АТЭС. На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России. Обсуждать, в чѐм заключаются территориальные претензии. Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России. Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии. Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану. Формулировать выводы об особенностях географического положения страны, о его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь населения.

1

2

Государственные границы России.

Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте госу­дарственной границы России.

Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ.

Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и особенности сухопутных и морских границ России. Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России. Формулировать и обсуждать выводы о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ.

1

3

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа № 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий

«поясное время» и «местное время». Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком часовом поясе (зоне) располагается ваш населѐнный пункт; какие крупные города

расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем. Решать задачи на определение поясного (зонального) времени.

1

4

Административно-территориальное деление России

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления

колонизации территории России в IX- XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI-XVII вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Начать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Готовить краткие сообщения/презентации о территориальных изменениях в XVIII- XIX вв.

1

5

Формирование территории России. Урок с использованием ИКТ

Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-

территориального деления РФ. Определять по политико-административной карте специфические черты административно-территориального устройства РФ. Составлять по политико-административной карте характеристику субъекта РФ по плану

1


Россияне (12 часов)


6

Численность населения

Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Выявлять демографические кризисы в России и обсуждать их причины на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «естественный прирост» населения, его ведущие признаки. Определять факторы, влияющие на естественный прирост, на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять изменения естественного прироста населения в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «воспроизводство

населения», выявлять его существенные признаки. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения, определять этапы перехода от традиционного типа воспроизводства к современному, на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать влияние механического прироста населения на демографическую ситуацию в стране на основе иллюстративных и статистических материалов учебника. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности

населения России на основе статистических данных учебника.

1

7

Воспроизводство населения.

Практическая работа № 3. Анализ графиков рождаемости и смертности в России

Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды разных регионов России, в том числе региона своего проживания. Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин на основе анализа карт атласа. Обсуждать факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни, выявлять и объяснять причины значительной разницы средней продолжительности жизни в России между мужчинами и женщинами на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Формулировать основные демографические проблемы России и факторы, их определяющие.

1

8

Возрастной и половой состав населения

1

9

«Демографический портрет» страны

Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять особенности размещения крупных народов России, сопоставлять с особенностями территориального деления РФ на основе анализа карты народов в атласе, статистических материалов, иллюстративных материалов учебника по следующему плану:

1. Крупнейшие народы РФ.

2. Численность (тыс. чел.) и доля (%) в населении РФ.

3. Особенности размещения (в какой части страны, соответствие политико- административным и национально- территориальным единицам РФ). Обсуждать этнические депортации народов в СССР. Подготавливать краткие сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным источникам географической информации

1

10

Этносы России.

Практическая работа № 4. Анализ карты народов России

Обсуждать на основе текста учебника особенности формирования Евразийской цивилизации (российского этноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. Определять современный религиозный состав населения России и главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и прочих религий на основе анализа текста, иллюстративных материалов учебника и карты атласа. Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма и связанные с ними объекты. Всемирного культурного наследия на основе сообщений учащихся и карт атласа. Обсуждать межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе анализа дополнительных источников географической информации, подбирать примеры, иллюстрирующие территориальные аспекты межнациональных отношений

1

11

Религии России. Урок с использованием ИКТ

1

12

Размещение населения. Урок с использованием ИКТ

Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки. Определять критерии города в России, виды городов по численности населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать функции городов, опираясь на иллюстративные материалы учебника. Приводить примеры городов с разными функциями.

Обсуждать понятие «урбанизация», выявлять его существенные признаки. Определять темпы урбанизации в разные исторические периоды и современный уровень урбанизации в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника и статистических данных. Определять города-миллионники России и крупнейшие городские агломерации. Обозначать на контурной карте города- миллионники РФ. Определять регионы России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации на основе анализа карт атласа. Обсуждать достоинства и недостатки городского образа жизни; социально- экономические и экологические проблемы больших городов на основе текста учебника и дополнительных источников географической информации

Обсуждать понятие «сельская местность», выявлять его существенные признаки. Определять виды сельских населѐнных пунктов по числу жителей (малые, средние, крупные) на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять зональные типы сельских поселений, отличающиеся по числу жителей, внешнему облику и планировке (село, деревня, станица, хутор, аул), по роли в хозяйстве страны на основе анализа текста и иллюстративных

материалов учебника. Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Определять субъекты РФ с более высокой долей сельских поселений на основе содержания карт атласа и таблиц учебника. Выявлять причины подобного расселения населения. Сравнивать городской и сельский образ жизни по следующим показателям: жилищные условия, характер и условия труда, ритм жизни, возможности получения различных услуг, общение, отношение к природе, досуг, одежда. Обсуждать современные социальные проблемы малых городов и с.л на основе анализа дополнительных источников географической информации. Подготавливать краткие сообщения/презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России. Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки. Определять место России в мире по средней плотности населения, территории России с наиболее высокими и низкими показателями плотности населения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника. Обсуждать факторы, влияющие на размещение населения (природные, исторические, социально- экономические), используя иллюстративные и статистические материалы учебника. Обсуждать понятие «расселение населения», его существенные признаки. Определять главные зоны расселения основную зону расселения и хозяйственного освоения, зона Севера) на основе текста и иллюстративных материалов учебника, наносить их на контурную карту. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам, делать выводы о закономерностях в размещении населения России

1

13

Города и сельские поселения. Урок с использованием ИКТ

1

14

Расселение и урбанизация. Урок с использованием ИКТ

1

15

Миграции населения

Обсуждать понятие «миграции населения», выявлять его существенные признаки. Определять виды и причины миграций, особенности внутренних миграций и их виды на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные направления внутренних миграционных потоков и выявлять регионы России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли на основе анализа иллюстративных материалов учебника и сообщений/презентаций школьников. Обсуждать политические и социально- экономические причины, оказывающие влияние на интенсивность внешних миграций населения России в ХХ в. и в настоящее время, на основе текста учебника и сообщений/презентаций школьников Обсуждать понятие «миграционный» прирост населения, его ведущие признаки. Выявлять динамику миграционного прироста численности населения России, регионы и направления основных миграционных потоков внешних миграций на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника, карт атласа. Обсуждать проблему притока в страну нелегальных трудовых иммигрантов на основе анализа дополнительных источников географической информации.

1

16

Рынок труда. Трудовые ресурсы

Обсуждать понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделять их существенные признаки. Обсуждать проблемы занятости населения, старения населения и факторы, влияющие на безработицу, на основе текста учебника. Выявлять долю безработных в России в сравнении с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника. Определять тенденции изменения доли занятых в сфере современного хозяйства по статистическим материалам учебника. Выявлять регионы России с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ресурсами и безработицы, объяснять возможные причины на основе анализа текста и иллюстративного материала учебника. Определять показатели, характеризующие качество населения, оценивать человеческий капитал России на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Обсуждать проблемы формирования и эффективного функционирования человеческого капитала РФ на основе анализа текста учебника и дополнительных источников географической информации.

1


Природа (23 часа)



Геологическое строение, рельеф

и полезные ископаемые (6 часов)


17

История развития земной коры

Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений

учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы. Читать геологическую карту и определять возраст горных пород, слагающих северную, центральную и южную части Восточно-Европейской равнины; территории, сложенные породами палеогенового (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород, слагающих свою местность.

1

18

Особенности рельефа России

Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья,

Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др. Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования.

1

19

Платформы и складчатые области

Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя. Приводить примеры, доказывающие, что современный рельеф любой территории - результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания. Готовить презентацию на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации.

1

20

Рельеф: скульптура поверхности

1

21

Полезные ископаемые России. Урок с использованием ИКТ

Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф. Определять особенности и условия возникновения обвалов, осыпей, селей, оползней; разрабатывать правила безопасного поведения при нахождении в горах. Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировать выводы, учитывая различные точки зрения. Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа.

1

22

Практическая работа № 5. Определение по картам закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых

Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам».

1


Климат и погода (8 часов)


23

Солнечная радиация

Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты. Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения.

1

24

Атмосферная циркуляция

Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Сравнивать особенности тѐплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации. Сравнивать циклоны и антициклоны по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха, по типам погоды; заполнять сравнительную таблицу. Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.).

1

25

Циклоны и антициклоны

1

26

Влияние на климат России ее географического положения. Синоптическая карта.

Анализировать климатические карты и определять средние температуры января

и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их.. Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности.

1

27

Климатические пояса и типы климата

Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий. Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вывод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток. Определять тип климата по климатическим диаграммам. Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания. Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану.

1

28

Климат и хозяйственная деятельность людей. Урок с использованием ИКТ

Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно- климатических явлениях. Рассматривать примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числе на примере региона проживания. Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

1

29

Коэффициент увлажнения.

Практическая работа № 6. Определение по картам закономерностей распределения климатических показателей

Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя

1

30

Климатические ресурсы.

Практическая работа № 7. Оценка климатических условий отдельных регионов

Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы.

1


Моря, внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)


31

Моря России. Урок с использованием ИКТ

Выявлять особенности морей Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа. На контурной карте условными знаками отмечать моря: внутренние и окраинные, самое большое (Берингово) и самое маленькое (Азовское) по площади, самое соленое (Берингово) и самое пресное (Балтийское), самое глубокое (Берингово) и самое мелкое (Азовское), самое холодное (Лаптевых) и самое теплое (Черное), самое сложное с точки зрения ледовой обстановки (Восточно- Сибирское). На основе сообщений учащихся определять географию заповедников РФ, имеющих участки охраняемых акваторий (Дальневосточный морской, Астраханский, Большой Арктический, Джугджурский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Командорский), наносить их на контурную карту. Формулировать выводы об экологических проблемах российских морей. Составлять характеристику одного из морей России по типовому плану на основе анализа карт атласа, материалов учебника. Подготавливать краткие сообщения об одном из памятников Всемирного природного наследия на территории России на основе дополнительных источников географической информации.

1

32

Реки. Урок с использованием ИКТ

Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам.Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.)по тексту учебника. Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания. Обсуждать возможности хозяйственного использования рек.

1

33

Практическая работа № 8. Описание одной из рек с использованием тематических карт

Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий. Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану.

1

34

Озера. Урок с использованием ИКТ

Выявлять способы формирования озерных котловин на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы. Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа. Выявлять в процессе беседы существенные признаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений.

1

35

Значение рек в жизни общества. Урок с использованием ИКТ

Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при

необходимости используя материалы учебника. Выявлять основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на основании анализа. Готовить презентации на темы: «Охрана и рациональное использование водных ресурсов», «Грозные явления природы, связанные с водами» на примере региона проживания.

1

36

Водные ресурсы

1


Почвы и почвенные ресурсы (2 часа)


37

Почва - особое природное тело

Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации;

конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почвы.

Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника, систематизировать изученный материал в виде таблицы (название горизонта, положение в почвенном профиле, особенности). Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв.

1

38

Типы почв. Охрана почв

Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России - западная или восточная -

имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано.

Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы (название типа почвы, территория распространения, условия почвообразования, содержание гумуса,

плодородие). Определять зональные типы почв региона проживания, составлять их краткое описание, выявлять закономерности распространения. Готовить презентацию на тему «Главные типы почв региона проживания, пути и способы их рационального использования и охраны»

1

39

Обобщающее повторение темы «Природа»

Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы.

Выявлять неблагоприятные изменения почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизировать материал в виде схемы. Определять существенные признаки понятия «мелиорация» на основании объяснения учителя. Обсуждать материалы презентации о путях и способах охраны и рационального использования почвенных

ресурсов на примере региона проживания. Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия почвообразования; особенности почвенного профиля; содержание гумуса, плодородие;

использование в хозяйственной деятельности; основные мероприятия по рациональному использованию и охране

1


Природно-хозяйственные зоны (7 часов)


40

Зональность в природе и жизни людей

Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя. Определять перечень крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов учебника. Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи еѐ компонентов. Анализировать карту природных зон по следующим вопросам: какая закономерность существует в размещении природных зон на территории России; в каком климатическом поясе расположено наибольшее число природных зон и какими причинами это объясняется; какая из природных зон занимает наибольшую площадь на территории страны и в связи с какими причинами; в какой (каких) из природных зон расположен регион вашего проживанияОбсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс». Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять признаки понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника. Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения

1

41

Северные безлесные зоны. Урок с использованием ИКТ

Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь. Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника.

Анализировать особенности тундрово-глеевых почв. Обсуждать основные экологические

проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованны.

1

42

Лесные зоны. Урок с использованием ИКТ

Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон.

Определять и объяснять различия в характере растительности и почв различных участков лесной зоны на основании работы с текстом учебника. Обсуждать причины невысокого плодородия таежных почв. Определять состав биологических ресурсов таежной зоны, обосновывать пути и способы их охраны и рационального использования. Сравнивать различные участки таежной зоны с точки зрения плотности населения и распространения антропогенных ландшафтов; объяснять выявленные различия. Готовить презентацию на тему «Роль лесов в жизни человека». Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, определять различия. Выявлять и объяснять характерные черты растительности и особенности распространения различных древесных пород на основании материалов учебника. Обсуждать материалы презентации на тему «Роль лесов в жизни человека». Обсуждать причины возникновения экологических проблем зоны и предлагать обоснованные пути их решения.

1

43

Южные безлесные зоны. Урок с использованием ИКТ

Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы. Обсуждать экологические проблемы степной зоны, обосновывать возможные пути их решения. Определять географическое положение и особенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт. Обсуждать приспособление животных и растений к условиям существования, формулировать выводы. Готовить презентацию на тему «Особенности высотной поясности» какой-либо горной системы по выбору.

1

44

Субтропики. Высотная поясность. Урок с использованием ИКТ

Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учителя. Сравнивать понятия «широтная зональность» и «высотная поясность», заполнять сравнительную таблицу. Обсуждать причины, определяющие характер высотной поясности; формулировать выводы. Сравнивать характер высотной поясности различных горных систем на основании компьютерных презентаций или иных источников информации; определять и объяснять сходство и различия.

1

45

Природно-хозяйственные зоны

Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры разных видов особо охраняемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России.

1

46

Практическая работа № 10. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану

Выявлять связи компонентов природы внутри природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры проявления закона природной зональности на территории России на основе анализа текста учебника и карт атласа. Определять ресурсы ПК и направления хозяйственного использования на основе анализа карт атласа, текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать проблемы охраны природных комплексов на основе сообщений/презентаций школьников. Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации.

1


Хозяйство (19 часов)


47

Этапы развития хозяйства в России

Выявлять существенные признаки понятия «хозяйство», методы и приемы изучения отраслей народного хозяйства. Выявлять природные условия для развития отраслей экономики страны. Выявлять особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории России, называть и показывать основные ресурсные базы, используя тематические карты атласа. Оценивать природно-ресурсный потенциал России и определять его значение для обеспечения всех сторон жизнедеятельности населения на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ.

1

48

Особенности экономики России. Урок с использованием ИКТ

1

49

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

Определять условия и факторы размещения предприятий на основе анализа иллюстративного материала и статистических материалов учебника. Обсуждать существенные признаки понятий «территориальное разделение труда», «территориальная структура хозяйства». Обсуждать особенности формирования разных форм организации и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Подготавливать краткие сообщения или презентации об исторических этапах формирования хозяйства страны. Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников исторические этапы формирования хозяйства страны.

Обсуждать закономерности развития хозяйства страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Наблюдать и обсуждать проявления цикличности в развитии хозяйства своей местности на основе анализа дополнительных источников географической информации. Определять состав ТЭК, его значение в хозяйстве, связи с другими отраслями хозяйства на основе работы с текстом и иллюстративными материалами учебника. Обсуждать географическое понятие «топливно-энергетический баланс».Выявлять значение для экономики страны соотношений используемых видов топлива. Подготавливать краткие сообщения/презентации об истории становления топливной промышленности в России.

1

50

Нефтяная промышленность

1

51

Газовая промышленность


52

Электроэнергетика. Урок с использованием ИКТ

Обсуждать роль электроэнергетики в хозяйстве страны и жизни населения. Определять долю России в мире по производству электроэнергии и долю разных типов электростанций в производстве электроэнергии страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять особенности, преимущества и недостатки разных видов электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС), факторы и районы их размещения на территории РФ на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника. Находить, показывать на карте атласа, Обозначать на контурной карте крупнейшие электростанции страны. Сравнивать преимущества и недостатки электростанций разных типов. Определять по карте атласа географию Единой энергосистемы страны, обсуждать значение энергосистемы в хозяйстве страны. Обсуждать проблемы и перспективы развития ТЭК, экологические проблемы, связанные с ТЭК, и пути их решения. Подготавливать краткие сообщения/презентации об истории становления металлургии в России.

1

53

Металлургия. Урок с использованием ИКТ

Обсуждать историю становления металлургии в России на основе сообщений/презентаций школьников. Определять отраслевой состав и значение металлургического комплекса вхозяйстве страны, выявлять связи металлургического комплекса с другими межотраслевыми комплексами на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Определять место России в мире по запасам и добыче руд чѐрных и цветных металлов, долю продукции металлургии в товарной структуре экспорта России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять факторы размещения металлургических предприятий и географию металлургических баз страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа, статистических материалов. Подготавливать краткие сообщения/презентации о традиционной и современной технологии получения проката

1

54

Машиностроение. Практическая работа № 9. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности

Обсуждать историю становления машиностроения в России. Выявлять связи машиностроительного комплекса с другими межотраслевыми комплексами на основе текста учебника. Определять долю продукции машиностроения в товарной структуреэкспорта и импорта России по иллюстративным и статистическим материалам учебника. Обсуждать значение комплекса в хозяйстве страны. Определять отраслевой состав машиностроения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять особенности технологического процесса, обсуждать географические понятия «специализация» и «кооперирование», выявлять их существенные признаки. Определять факторы размещения предприятий машиностроения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять особенности размещения предприятий науко-, трудо- и металлоѐмких отраслей машиностроения на территории России на основе анализа карт атласа и иллюстративных материалов учебника. Подготавливать краткие сообщения/презентации об отдельных отраслях машиностроительного комплекса

1

55

Химическая промышленность. Урок с использованием ИКТ

Определять состав, место и значение химико-лесного комплекса в хозяйстве страны. Обсуждать историю становления химической и лесной промышленности в России на основе сообщений/презентаций школьников. Выявлять связи химико-лесного комплекса с другими межотраслевыми комплексами на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать географическое понятие «химизация», выявлять его существенные признаки, выявлять роль химической промышленности в хозяйстве.

1

56

Лесопромышленный комплекс. Урок с использованием ИКТ

Обсуждать проблемы и перспективы развития лесного и рыбного хозяйства России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию. Выявлять характер использования ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ.

1

57

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Обсуждать проблемы и перспективы развития сельского хозяйства России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию. Выявлять характер использования ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ.

Выявлять главные особенности развития сельского хозяйства России. Определять долю сельско - хозяйственных ресурсов в структуре российского экспорта, их роль в формировании бюджета страны; место России среди других стран мира по запасам сельхозпродукции на основе иллюстративных и статистических материалов учебника.

1

58

Сельское хозяйство. Животноводство

1

59

Агропромышленный комплекс

Определять отраслевой состав АПК на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать отличия сельскохозяйственного производства от промышленного, особенности и значение комплекса в хозяйстве страны. Выявлять связи АПК с другими межотраслевыми комплексами на основе текста учебника. Определять долю сельскохозяйственной продукции в товарной структуре экспорта и импорта России по иллюстративным и статистическим материалам учебника. Определять факторы размещения и типы предприятий АПК на основе анализа текста учебника и карт атласа. Выявлять типы сельскохозяйственных угодий и долю сельскохозяйственных угодий разного назначения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника. Подготавливать краткие сообщения/презентации об отдельных отраслях АПК.

1

60

Сухопутный транспорт. Урок с использованием ИКТ



Обсуждать особенности железнодорожного транспорта, его преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать особенности автомобильного транспорта, его преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта. Сравнивать показатели грузо- и пассажирооборота сухопутных видов транспорта, выделять и показывать на карте главные магистрали, направления грузопотоков на основе анализа статистических материалов учебника и карт атласа. Составлять характеристику транспортной магистрали на основе анализа карт атласа по плану:

1. Какие районы страны соединяет.

2. В каких природных условиях проложена.

3. Через какие транспортные узлы проходит.

4. Виды грузов и направления перевозки.

5. Возможные направления развития.

Обсуждать проблемы и перспективы развития сухопутного транспорта на основе анализа текста учебника и карт атласа. Обсуждать особенности морского транспорта, его преимущества и

недостатки по сравнению с другими видами транспорта на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять специализацию морских портов на основе анализа текста, иллюстративных материалов учебника и карт атласа по плану:

1. Морской бассейн.

2. Крупнейшие порты.

3. Структура экспорта.

4. Структура импорта.

5. Вывод о специализации порта.

Обсуждать особенности речного транспорта, его преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять и показывать на карте главные речные порты России на основе анализа текста учебника и карт атласа. Обсуждать особенности авиационного транспорта, его преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять и показывать на карте главные авиапорты России на основе анализа текста учебника и карт атласа. Сравнивать показатели грузо- и пассажирооборота морского, речного и авиационного транспорта на основе анализа статистических материалов учебника. Обсуждать особенности трубопроводного транспорта, его преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять основные показатели работы трубопроводного транспорта и географию магистральных нефте- и газопроводов на основе анализа текста, статистических материалов учебника, карт атласа. Обсуждать особенности электронного транспорта на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать экологические проблемы, связанные с разными видами транспорта, и возможные пути их решения на основе текста учебника и дополнительных источников географической информации. Обсуждать проблемы и перспективы развития транспорта России на основе анализа текста учебника и дополнительных источников географической информации. Подготавливать краткие сообщения/презентации по истории формирования связи в России

1

61

Водный транспорт. Урок с использованием ИКТ

1

62

Состав и значение сферы услуг

Обсуждать историю становления отрасли в России. Определять виды связи на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать место и значение видов связи в хозяйстве страны, в современном мире. Определять место России в мире по обеспеченности населения разными видами связи на основе анализа статистических материалов учебника. Выявлять особенности разных видов связи. Выявлять особенности размещения разных видов связи на территориистраны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа.

1

63

Информационная инфраструктура

1

64

Практическая работа № 11. Составление характеристики отрасли хозяйства (по выбору)

Составлять характеристику одной из отраслей с использованием текста учебника, карт и статистических материалов по плану.

1

65

Обобщающее повторение темы «Хозяйство»

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы.

1


Наше наследие (5 часов)


66

Территориальная организация общества

Определять понятие территориального комплекса. Составлять характеристику по типовому плану и приводить примеры собственные. Знать о тесной взаимосвязи природных компонентов. Выстраивать причинно-следственные цепочки

1

67

Территориальные комплексы

1

68

Природное и культурное наследие России

Объяснять различия между природным и культурным наследием. Давать описания объектам наследия. Подготавливать краткие сообщения/презентации по истории формирования связи в России

1

69-70

Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России - наш нравственный долг»

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять творческие задания по теме.

2



Учебно-методическое и информационное

обеспечение рабочей программы

  1. Примерная программа основного общего образования по географии.

  2. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014 (Полярная звезда).

  3. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.

  4. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.

  5. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2012.

  6. Географический атлас, 8 класс. - М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.

  7. Контурные карты, 8 класс. - М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.

  8. Федеральный портал «Российское образование». - edu.ru/

  9. Российский общеобразовательный портал. - school.edu.ru

  10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. school-collection.edu.ru

  11. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. fcior.edu.ru/

  12. Федеральный институт педагогических измерений. - fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

  13. Географические сайты: google.com, geography.about.com, geo.ru, ocean.ru, krugosvet.ru, easyen.ru/, mygeog.ru/, video-uroki-po-geografii-6-11-klassy.


  1. Комплект мультимедийных презентаций по темам изучаемого курса.

Приложение

График текущего контроля



Четверть

Кол-во недель

Кол-во часов в неделю

Всего часов

Формы контроля

Практическая работа

I

8

2

16

4

II

8

2

16

4

III

10

2

20

1

IV

9

2

18

2



Всего




35




70



11



© 2010-2022