• Преподавателю
  • География
  • Конспект урока по географии Формирование ТПК – результат длительного развития географической оболочки Земли

Конспект урока по географии Формирование ТПК – результат длительного развития географической оболочки Земли

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Географии 8 класс (по учебнику линии Дронова)

Тема: Формирование ТПК - результат длительного развития географической оболочки Земли.

Цель: сформировать понятия «природный комплекс», «ландшафт», дать представление о взаимодействиях в ПТК. Знакомство с возможными изменениями ПТК и их компонентов.

Оборудование: учебник, презентация, атлас, компьютер

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

  2. Тест на повторение темы: Растительный и животный мир.


  1. Изучение нового материала.

1. - Назовите основные компоненты природы? (рельеф, растения., животные, г/п, климат, воды)

- существует ли каждый компонент сам по себе? (нет).

Вспомните и приведите примеры связей между отдельными компонентами.

а) климат - растительность,

б) растительность - почва,

в) растительность - животные,

г) климат - воды.

2. Итак, среди природных компонентов есть ведущие и есть зависимые (почвы, растения), но тем не менее они все взаимосвязаны и изменение любого компонента приведет к изменению всех остальных.

Взаимосвязь компонентов природы заключается в:

а) в обмене веществ

б) в обмене энергии

Взаимосвязанное сочетание всех компонентов на определенной территории называется ПТК

(природно территориальный комплекс).

Учение о ПТК - ландшафтоведение было основано Докучаевым В.В.

3. Существуют ПТК разного уровня:

- Локальный - формирование связано с местными факторами (луг, поле, болото).

- Региональный - формируется в результате влияния солнечной радиации, технологических движений. (природные зоны и области)

- Глобальный - результат взаимодействия тропо-, гидро-, лито-, и биосферы (Г.О)

Кроме того выделяют ПТК

- зональные - природные зоны.

- азональные - в основе их лежат различия в геологическом строении и рельефе.

Пример: Вост. Европ равнина, сев. Кавказ, Д. Восток, Урал, С-В Сибирь.

Задание. По учебнику рис 54 стр. 148 совместите зональные и азональные ТПК

4. Природные комплексы существуют не только на суше, но и в океане.

Моря - являются природными комплексами, состоящими из г/п дна, масс воды, растительного и животного мира.

Первый кто выделил ТПК морей был Берг Л.С.

Задание. Охарактеризуйте используя карту ТПК Черного моря по плану:

1. К бассейну какого океана относится.

2. Имеется ли связь с океаном.

3. Площадь по сравнению с другими морями.

4. Температура воды.

5. Соленость воды.

6. Преобладающие глубины.

7. Реки, впадающие в море.

8. Биологические ресурсы.


  1. ТПК все больше находятся под влиянием хоз. деятельности человека, который вырубает леса, строит дороги, города, распахивает все больше почвы, добывает п/ископаемые.

ТПК, измененные под влиянием деятельности человека называются - антропогенными.

Задание. Назовите их виды используя рис 56 на стр 152.

- промышленные: карьеры, терриконы, хоз. Объекты

- водные: плотины, водохранилища.

- городские: здания, транспортные пути.

- сельскохозяйственные: распаханные поля, пастбища.

- лесные: лесонасаждения, вырубки.


  1. Закрепление:

Ответы учащихся на вопросы.

- Что такое ТПК?

- Назовите ТПК разных уровней.

- Почему на территории России существует огромное количество ТПК?

- Назовите компоненты степи, как связаны компоненты в этом комплексе?


  1. Д.з. П - 31, впр. Параграфа.






© 2010-2022