- Преподавателю
- География
- Урок географии в 8 классе школы 8 вида «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями»
Урок географии в 8 классе школы 8 вида «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями»
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Ишутина С.Ю. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
5
Раздел «Антарктида»
Урок №2
Тема урока: Открытие Антарктиды русскими мореплавателями
Цель:
-
образовательная: создать условия для формирования у учащихся знаний о географическом положении и истории открытия материка, выдающихся исследователях и путешественниках, внесших вклад в изучение Антарктиды;
-
коррекционно-развивающая: развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, работать с текстом учебника, картами атласа и кратко формулировать полученные сведения, работать в заданном темпе;
-
воспитательная: воспитывать чувство прекрасного через восприятие красоты природных ландшафтов Антарктиды, осуществлять патриотическое воспитание, через изучение достижений Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, формировать интерес к предмету.
Тип урока (по ведущей дидактической цели): комбинированный
Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации (персональный компьютер с колонками и мультимедиапроектор); портреты мореплавателей; карточки; музыка для релаксации
Слайд №1
Ход урока
-
Организационный момент
Слайд№2
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая тема приглашает нас
И опять в экспедицию отправляется класс.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-
Проверка домашнего задания:
Слайд№4-5
-
Блиц опрос:
1. Антарктида это:
-Самый жаркий и удаленный материк
- Самый высокий и холодный материк
- Самый маленький по S материк
2. Южный полюс находится на высоте:
-1380 м
-2800 м
-3750м
3. Какой океан не омывает Антарктиду? (Северный Ледовитый)
4. На сколько км вытянулся Антарктический п-ов в направлении Южной Америки? (1200м)
5.Сколько % всех пресных вод Земли содержится в ледяном панцире Антарктиды?
-100%
-50%
-80%
6. Как называется действующий вулкан у побережья моря Росса:
-Эребус
-Эльбрус
7. На материке Антарктида совсем нет:
- полезных ископаемых
-рек
-озер
8. Найди соответствие:
- Полюс Холода Южный полюс
- Полюс Мира Название станции
- Полюс Недоступности Станция «Восток»
-
Работа с картой:
Слайд№6
Определите соответствие объект - цифра (на время 1 мин.)
1.Море Росса -?
2.Антарктический п-ов - ?
3.Море Амундсена-?
4.Море Беллинсгаузена - ?
5. Южный полюс - ?
6.Море Уэдделла - ?
1
2
3
4
5
6
5
1
4
3
6
2
-
Изучение нового материала
1.Сообщение темы и цели урока.
Слайд№7-8
Сколько льда в Антарктиде и света!
Здесь холодные дуют ветра,
Здесь не видно привычного лета,
Даже летом мороз, холода.
Материк этот долго искали,
пробивались сквозь бури и лед,
Кук решил, что не надо медали,
Ни за что он вперед не пройдет.
Но отважные русские люди
Смело шли всё вперед и вперёд,
Покорить Антарктиду решили,
Вышли в море на судне «Восток»
Со стихией сражались умело ,
И награда за это была.
Антарктида любила лишь смелых
И открыла свои берега.
Н. Жиманов «Антарктида»
Слайд№9
-
О чем это стихотворение?
-
Почему Антарктида покорилась лишь отважным и смелым людям?
-
Давайте уточним, о чем будет наш сегодняшний урок?
Слайд№10
Сегодня на уроке мы узнаем историю открытия материка, узнаем имена выдающихся исследователях и путешественниках, внесших вклад в изучение Антарктиды;
-
Актуализация опорных знаний:
Слайд№11
Долгие годы людям ничего не было известно о самом южном материке. Никто из путешественников, даже лучшие моряки того времени - англичане, не мог сквозь льда пробиться к берегам материка. Оснащение парусных судов не позволяло преодолеть полосу сплошных льдов. Известный английский мореплаватель Джеймс Кук несколько раз пересекал линию Южного полярного круга, но материка так и не нашел.
Слайд№12
Именно русская экспедиция под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева открыла последний неизвестный материк Земли - Антарктиду.
Слайд№13
Знаете, какими книгами зачитывались культурные люди России в XIX веке? Дневниками путешественников.
-
Оздоровительный комплекс - дыхательная гимнастика
-
Рассказ-демонстрация учителя
А - работа с картой:
Покажите по карте, каким путем мореплаватели могли попасть из Европы в Антарктиду?
Б - «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями», демонстрация мультфильма «Рассказы старого моряка»,1972год (7 последних минут)
Слайд №14
Вопросы перед просмотром:
-
Как назывались два корабля, на которых была организованна первая русская антарктическая экспедиция?
-
Кто командовал этими судами?
-
С какого порта вышли корабли, отправляясь по Атлантическому океану на юг?
-
Дата начала экспедиции?
-
Как отбиралась команда?
-
Чем ознаменован январь 1820 года?
-
Опишите природу материка
-
Какого числа команда увидела материковый лед?
Слайд№15
В - беседа после просмотра
-
Оздоровительный комплекс
Слайд№16 музыка
Релаксация «Звуки прибоя»
Цель: обучение расслаблению мышц всего тела.
Звучит медленная музыка. «Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди - становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся... Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд слушают). Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
-
Закрепление учебного материала:
Слайд№17
-
Практическая работа
На контурную карту нанесите маршрут экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, пользуясь рабочей тетрадью стр.74
Слайд№18-19
-
Работа с учебником на стр.92 - самостоятельное чтение:
-
Прочитайте и расскажите о покорении Южного Полюса - норвежцем Руалем Амундсеном и англичанами под руководством Роберта Скота.
-
Что воздвигнуто на месте гибели экспедиции Р.Скота, какие слова написаны.
-
Подведение итога урока:
Слайд№20-21
-
Беседа:
- Почему опытные мореплаватели не смогли в 18 веке достичь берегов Антарктиды?
- Кто первый достиг берегов Антарктиды?
- Назовите дату открытия шестого материка
2. Самооценка - Оцените свою работу на уроке;
-
На все ли вопросы ты смог ответить?
-
Подумай, какие вопросы вызвали затруднение?
-
Понравился ли тебе урок?
-
Оцени свою работу и знания, полученные на уроке по пятибалльной системе.
Слайд№22-23
-
Выставление оценок (комментирование); задание на дом: стр.91-93 читать, пересказывать.