Рабочая программа 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КЛЕПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено

на заседании ШМО

_____________________

Протокол № от «___»___2015г

Руководитель ШМО ________/_______________

( подпись) (ФИО)

Согласовано

Зам.директора по УВР

________/О.А.Подлесных

«___»_____________2015г

Утверждаю.

Директор школы

________/Н.А.Илларионова

«___»_____________2015г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По _географии______ __________________________

Учитель Прошунина Е. В.

_Высшая квалификационная категория._______ _________________________

Год составления: 2015 -2016 учебный год

Класс 9 ___________________________________________

Количество часов в неделю __2___

Общее количество часов: __68___

Из них: федеральный компонент __68___

Региональный компонент _____

Часы школьной компетенции _____

Резерв _____

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. «Примерной программой основного общего образования по географии (базовый уровень 2004г.) Сборник нормативных документов. География М. «Дрофа» 2004г _____Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М. 2004 г.»;

  2. Региональным базисным учебным планом, утвержденным приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в редакции приказа № 840 от 30.08.2013г.

  3. Учебником, входящим в федеральный перечень учебников, рекомендованных на 2015 - 2016 учебный год:_ Дронов В. П. География 9класс М. «Дрофа» 2012г.____________________________

«___»_____________2015г _____________________




Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по разделам.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

. Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта и распределение учебных часов но крупным разделам курса и последовательность изучения.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Структура программы по географии ориентируется, прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает и себе моменты общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической карте мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о экономике России, о месте России в мире, а также развить у школьников познавательный интерес о экономических районах России. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленных целей, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам экономическую географию как необходимый предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологии экономического языка географии и сформировать первые пространственные представления о экономических регионах России;

Научить работать со статистическим материалом ;

Научить работать разным средствам обучения;

А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью обще-планетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Цели.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: » освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине России во всем се разнообразии и целостности: об окружающей среде, путях ее сохранения и рациональною использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности: использовать один из «языков- международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний:

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще-учебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды: выявления причинно-следственных связей:

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования:

  • ориентирования на местности, плане, карге: в ресурсах ИНТЕРНЕТ статистических материалах:

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде: оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и

явлений;

  • находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направлен™ высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать)

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузои пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территории.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определенных факторов

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно-

ориентировано» подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности: овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учебно - тематический план.

№п\п

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Кол- во час.

1

Введение

1

2

Географическое положение и границы России.

1

3

Население России.

3

4

Географические особенности экономики России.

3

5

Важнейшие межотраслевые комплексы .

23

6

Районы России.

28

7

Воронежская область.

9


Итого:

68

Содержание курса.

Введение 1 час.

Место России в мире. Политико- глсударственное устройство Российской Федерации. Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте субъектов России».

Географическое положение и границы России. 1 часа

Основные особенности географического положения России, экономико - географическое положение России. Геополитика России. Практическая работа. Обозначение на контурной карте субъектов России.

Население России 3 часа.

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Половой и возрастной состав населения страны. Народы и религии России. Особенности расселения народов России. Миграции населения .Трудовые ресурсы России.. Практическая работа. Определение учащимися по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей местности и России.

Географические особенности экономики России. 3часа.

Особенности развития хозяйства России. Предприятие - первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства. Их особенности. Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы. Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство. Лесное хозяйство. Российские леса _ важная часть ее национального богатства .Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития

Важнейшие межотраслевые комплексы . 23 часа.

Топливно-энергетический комплекс. Состав , место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика, типы электростанций. Энергосистема. Современные проблемы ТЭК.

Машиностроение. Состав , место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав , место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие перерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав , место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура: ее состав, роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства.

Практические работы. Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения. Характеристика одного из районов добычи угля, газа или нефти. Составление типовой схемы агропромышленного комплекса. Характеристика одной из магистралей по типовому плану. Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану.

Районы России. 28часов.

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического и геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу , хозяйство и жизнь населения. Этапы формирования района.

Население: численность, естественный прирост, миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции, культура. Место и роль района в социально - экономическом развитии страны.

География важнейших отраслей хозяйства. Практические работы. Составление типового плана экономико-географической характеристики территории Центрального района. Составление экономико-географической характеристики промышленного узла ( по выбору).

Воронежская область. 9часов.

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов, их использование. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристик внутренних различий районо и городов. Достопримечательности.

Практическая работа. Определение по картам плотности и особенности размещения населения. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.






© 2010-2022