ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Природа и экология родного края

Программа учебной дисциплины разработана в рамках вариативного компонента по  профессиям начального профессионального образования (далее НПО)  Программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины Природа и экология родного края (разработанной областным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Иркутский педагогический колледж №2»), рекомендованной распоряжением Министерства образования Иркутской области № 903 пр от 08.08.2011 г....
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Иркутской области

Профессиональное училище № 68 п.Улькан






УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГОУ НПО ПУ №68

________________Н.А.Лосева

­­­«___» ______________201__ г.









ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Природа и экология родного края




















2013 г.

Рассмотрена и одобрена

на заседании методической

комиссии «____» _________201__г.

Протокол № ___


Программа учебной дисциплины разработана в рамках вариативного компонента по профессиям начального профессионального образования (далее НПО)

Программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины Природа и экология родного края (разработанной областным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Иркутский педагогический колледж №2»), рекомендованной распоряжением Министерства образования Иркутской области № 903 пр от 08.08.2011 г. по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик

Предлагаемая рабочая программа «Природа и экология родного края» предназначена для обеспечения вариативной части общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО под­готовки при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 68 п. Улькан


Разработчики:

Лосева Наталья Анатольевна, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Природа и экология родного края

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по всем укрупненным группам профессиям НПО, реализуемым в ГБОУ НПО ПУ №68 п.Улькан

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять по карте географическое положение, рельеф, климат Иркутской области;

  • давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области;

  • объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Иркутской области;

  • анализировать особенности взаимодействия человека с природой, ее использования и охраны;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии в освоении учебного содержания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • эколого-географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;

  • преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;

  • характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;

  • взаимодействие компонентов экосистем Иркутской области;

  • формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны;

  • использование природных ресурсов в хозяйстве региона;

  • заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

В соответствии с примерной программой учебной дисциплины Природа и экология родного края рекомендованной распоряжением Министерства образования Иркутской области № 903 пр от 08.08.2011 г.

максимальная учебная нагрузка для обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 43 часа; самостоятельной работы обучающегося 15 часов.

За счет вариативной части максимальная учебная нагрузка для обучающегося увеличена на 28 часов на 14 часов обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося и на 14 часов самостоятельной работы обучающегося.

Итого: максимальная учебная нагрузка для обучающегося 86 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 57 часов; самостоятельной работы обучающегося 29 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

86

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

57

в том числе:


лабораторные занятия

10

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

в том числе:


описание особенностей природы Иркутской области;

подготовка рефератов, докладов и презентаций о природе и экологии Иркутской области, растениях и животных, занесенных в Красную книгу региона;

оценка влияния техногенных факторов на здоровье населения Иркутской области, анализ ситуаций и решение задач;

анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг», подготовка схем и таблиц, раскрывающих их сущность.


Итоговая аттестация в форме зачета

*В программе рекомендованной распоряжением Министерства образования Иркутской области № 903 пр от 08.08.2011 г. по профессиям НПО допущена ошибка объем часов в тематическом плане = 10, он не совпадает с объемом учебной дисциплины в таблице, в которой указано 17 часов.

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Природа и экология родного края

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Природные особенности родного края


36

(27+9)


Тема 1.1.

История освоения Сибири


Содержание учебного материала

3

1

Этапы и вехи в освоении природы Сибири. Первые остроги. Становление Иркутска как административно-хозяйственного и торгового центра Восточной Сибири. Административно-территориальные преобразования Сибири. Образование Иркутской области. Устав, флаг и герб Иркутской области.

1

Тема 1.2.

Эколого-географическая характеристика родного края


Содержание учебного материала

5

1

Природные эколого-географические особенности Иркутской области. Расположение Иркутской области, ее крайние точки, протяженность, площадь, границы. Формирование климата и погодных условий региона. Сложность и многообразие геологического строения, полезных ископаемых, рельефа. Природные ресурсы как результат совместного влияния геологического строения, географического положения и особенностей территории. Природные комплексы Иркутской области. Уникальность сочетания ресурсов - благоприятные предпосылки развития промышленности.

2

Практические занятия

Определение по карте географического положения Иркутской области, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты.

Просмотр видеофильма «Природа Иркутской области» с подготовкой ответов на вопросы.

2


Тема 1.3. Характеристика природных ресурсов и природополь-зования в Иркутской области.

Содержание учебного материала

12

1

Природно-ресурсный потенциал области и особенности его использования человеком. Минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика. Роль в экономике региона отраслей ресурсопользования, работающих на основе местных природных ресурсов.

2

2

Минерально-сырьевые ресурсы Иркутской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Использование полезных ископаемых и их охрана. Горнодобывающая промышленность - одна из ведущих отраслей Иркутской области, ее перспектива, влияние на окружающую среду. Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель. Особенности загрязнение почв пестицидами, токсинами промышленного происхождения.

2

4

Водные ресурсы Иркутской области. Поверхностные воды, подземные воды, их освоение и использование. Озеро Байкал - одно из крупнейших озер планеты, его характеристика. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика. Питьевое водоснабжение и санитарно - гигиеническое состояние его источников.

2

5

Растительный и животный мир Иркутской области. Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Лесовосстановление. Негативные воздействия деятельности человека на леса. Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе.

2

Практические занятия

Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообепеченности региона по основным видам сырья.

Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов.

2


Тема 1.4.

Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира.

Содержание учебного материала

3

1

Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем. Характеристика наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области. Характеристика растений и животных, занесенных в Красную книгу региона. Взаимодействие компонентов экосистем.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Описание особенностей природы Иркутской области. Подготовка реферативных обзоров, докладов, презентаций, раскрывающих характеристику растений и животных, занесенных в Красную книгу Иркутской области.

9




Раздел 2.

Природа Иркутской области, ее использование и охрана.

50

(30+20)


Тема 2.1. Взаимодействие человека с природой, ее использование и охрана

Содержание учебного материала

9

1

Формы взаимодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем. Взаимодействие человека с природой, ее охрана. Природно-территориальные комплексы. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду.

1

2

Экологическая обстановка в области и особые виды воздействия на окружающую среду. Радиационная ситуация в Иркутской области. Загрязнение диоксидами, ртутью. Эколого-эпизоотическая обстановка и ее характеристика: шумовое и электромагнитное загрязнение, загрязнение выбросами автотранспорта, отходы производства и потребления.

2

3

Региональные экологические проблемы. Состояние окружающей среды в Иркутской области. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и влияние экологических природных и техногенных факторов на здоровье населения. Демографическая ситуация в Иркутской области..

2

Практические занятия

Определение основных источников загрязнения окружающей среды Иркутской области. Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды на территории образовательного учреждения, в близлежащих территориях.

4


Самостоятельная работа обучающихся

Выявление и оценка взаимодействия человека с природой, использование и охрана природы в Казачинско-Ленском районе. Оценка техногенных факторов на здоровье населения Иркутской области. Анализ ситуаций и решение задач.

6

Тема 2.2. Заповедные места и памятники природы родного края

Содержание учебного материала



4



1

Государственные природные заповедники и заказники Иркутской области и их характеристика. Витимский, Байкало-Ленский заповедники. Государственные природные заказники республиканского и областного значения. Прибайкальский национальный парк. Природные памятники. Озеро Байкал.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций (на выбор), отражающих характеристику охраняемых территорий, памятников природы Иркутской области, Байкала как жемчужины Сибири и др.

7


Тема 2.3. Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае.

Содержание учебного материала

9

1

Государственная региональная экологическая политика. Система государственных природоохранных органов Иркутской области и их деятельность. Природоохранительное законодательство. Нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды. Государственные экологические программы.

2

2

Экологический мониторинг в области источников загрязнения природы. Виды источников загрязнения природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и др. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. Иркутская региональная система экологического мониторинга.

2

3

Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды. Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание.

2

Практические занятия

Определение степени изменения окружающей среды под воздействием хозяйственной деятельности человека. Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Иркутской области с цель охраны природы.

2


Контрольная работа по темам дисциплины «Природа и экология Иркутской области»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг» с подготовкой понятийного словаря, схем и таблиц (на выбор), раскрывающих их сущность.

7

Всего:

86

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинетов истории, географии, лаборатории информатики и информационных технологий

Оборудование учебного кабинета:

- карта Иркутской области;

- атлас по географии Иркутской области;

- портреты ссыльных декабристов;

- экспонаты и демонстрационные плакаты, таблицы, схемы, раскрывающие особенности природы и экологии Иркутской области.

- раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.

Технические средства обучения:

- компьютер с мультимедийным проектором и аудио-системой;

- подборка учебных фильмов, по дисциплине («Тайны подводного мира», «Экология и охрана окружающей среды», «Растения Прибайкалья», «Животные Прибайкалья», «Природа Прибайкалья» и др.).


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Атлас Иркутской области [Текст]. - Иркутск, 2000.

  2. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Иркутской области [Текст]. - Иркутск. 2000- 2005.

  3. Савченко, Н.Д. Физическая и социально-экономическая география Иркутской области [Текст]: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы/ Н.Д. Савченко, А.С. Леонтьева -Иркутск, 2006.

Дополнительные источники:

  1. Бояркин, В.М. География Иркутской области [Текст]: учебное пособие/ В.М.Бояркин.- Иркутск: Вост.- Сиб. книжное изд-во. 1997г.

  2. Материалы для проведения мероприятий к 65-летию Иркутской области [Текст]: сборник кафедры отечественной истории и общественно-политических дисциплин ИПКРО. - Иркутск, 2002.

  3. Мой мир. Пособие для учителя [Текст]. - Иркутск: Байкальская Экологическая Волна, 2002.

  4. Красная книга Иркутской области [Текст] / под редакцией О.Ю. Гайкова. - Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010

Интернет-ресурсы:

1. Иркутская область. Географический обзор Иркутской области [Электронный ресурс]// сайт «География». - режим доступа geografia.ru/irkut.html

2. Иркутская область [Электронный ресурс]// Википедия. - режим доступа ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F0%EA%F3%F2%F1%EA%E0%FF_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должен уметь:

  • определять по карте географическое положение, рельеф, климат Иркутской области;

  • давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области;

  • объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Иркутской области;

  • анализировать особенности взаимодействия человека с природой, ее использования и охраны;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии в освоении учебного содержания.

  • Анализ практических работ, заданий к самостоятельной работе.

  • Анализ оценок за практические занятия, выполненные в рамках освоения разделов и тем и учебной дисциплины.

  • Письменная проверочная работа.

  • Анализ выполнения заданий к самостоятельной работе, предполагающих поиск, переработку и представление учебной информации.

  • Оценка соответствия содержания географическим и естественнонаучным фактам, представленным обучающимися в подготовленных таблицах, схемах, презентациях.

  • Анализ реферата на соответствие изученному географическому и естественнонаучному материалу.

Должен знать:

-эколого-географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;

- преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;

- характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;

- взаимодействие компонентов экосистем Иркутской области;

- формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны;

- использование природных ресурсов в хозяйстве региона;

- заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.

- Устные опросы.

- Оценка реферата, письменных, лабораторных работ.

- Изучение продуктов образовательной деятельности.

- Наблюдение за выполнением работ на теоретических и практических занятиях.

- Оценка результатов выполнения студентами письменных контрольных работ и тестов.


6

© 2010-2022