Рабочая программа Профессиональная этика социального работника

Учебная дисциплина «Профессиональная этика социальной работы» является частью профессионального цикла (общепрофессиональные дисциплины) основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего   профессионального образования 040100 Социальная работа, квалификация Специалист по социальной работе и предназначена для реализации требований Федерального Государственного образовательного стандарта СПО по программе углубленной подготовки и  направлена на формирование общих и профес...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Профессиональная этика социального работника


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29

(ГБОУ СПО ТСиТ № 29)












Рабочая программа

учебной дисциплины

ОП.13 «Профессиональная этика социальной работы»

специальность 040401 «Социальная работа»






Москва

2014

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией
по специальности «Социальная работа»

Протокол №1

от __ августа 2014 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 040401 «Социальная работа»

Председатель цикловой
комиссии

_____________ Ю.П.Гурина

Заместитель директора по научно-методической работе

___________ С.Л. Денисова





Составитель : Гурина Ю.П. - преподаватель ГБОУ СПО ТСиТ №29



СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12





























ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессиональная этика социальной работы

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 040401 «Социальная работа», входящей в укрупненную группу специальностей 040000 «Социальные науки».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для программ повышения квалификации и переподготовки кадров в социальной сфере.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Профессиональная этика социальной работы» является частью профессионального цикла (общепрофессиональные дисциплины) основной

профессиональной образовательной программы по специальности среднего

профессионального образования 040100 Социальная работа, квалификация Специалист по социальной работе и предназначена для реализации требований Федерального Государственного образовательного стандарта СПО по программе углубленной подготовки и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.

Специалист по социальной работе должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Специалист по социальной работе должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):

1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

2. Социальная работа с семьей и детьми.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

3. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

4. Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.).

ПК 4.1. Осуществлять организационно - управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.

ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.

ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).

5. Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС.

ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).

ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- знать основные элементы этико-аксиологических оснований социальной работы и взаимосвязи между ними;

- основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты;

- основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике;

- смысл и содержание профессионального долга социального работника;

- основные положения профессионально-этического кодекса, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации;

- знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и социального работника в частности;

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- оперировать основными категориями профессиональной этики социального работника;

- уметь выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;

- применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов;

- осуществлять этико-аксиологический анализ процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;

- выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения;

- владеть навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка (всего) 51 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34 час.;

в том числе:

практические занятия 4 час.

самостоятельной работы обучающегося 17 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

Часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),

34

в том числе:


практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего),

17

в том числе:


Работа над учебным материалом

Подготовка докладов, сообщений

Сбор информации

Решение ситуационных задач

Составление диалога

4

4

4

3

2

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в предмет этики социальной работы

4


Тема 1.1.

Понятия «этика» и «мораль».Предмет этики. Структура морали.

Содержание учебного материала

2

1

Этикет как отражение морали общества и культуры социального работника. Значение культуры общения для профессионального становления личности. Понятие морали, нравственности социального работника. Структура морали. Представления различных философов о нравственности. Значение норм морали в современном обществе. История появления и развития этикета. Нормы современного этикета.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект на тему: «Этика социального работника».

2


Раздел 2. Основные этапы становления и развития нравственных оснований социальной работы

5


Тема 2.1.

Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.

Содержание учебного материала

2

1

Профессиональная мораль. Понятие. Структура. Профессиональная этика. Объект профессиональной этики. Этика социальной работы. Функции профессиональной морали.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать реферат на тему: «Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного знаний».

3


Раздел 3. Этические требования к профессиограмме социального работника

10


Тема 3.1.

Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

Содержание учебного материала

2

1

Понятие гуманистической направленности личности соцработника. Цели этико-аксиологических компонентов профессиональной подготовки соцработника. Проблемы развития и становления личности социального работника. Факторы, влияющие на формирование профессионального этико-аксиологического сознания специалиста: профессиональная и социальная среда, воспитание и самовоспитание личности. Роль профессиональной этико-аксиологической подготовки в становлении личности социального работника и профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений. Роль этико-аксиологической компетентности соцработника в развитии личности клиента и достижении им блага. Требования к профессионально-значимым личностным качествам социального работника. Этико-аксиологические критерии профессиональной пригодности. Профессиональный отбор социального работника.

Тема 3.2

Солидарность как интегральная характеристика личностно-образующих качеств социального работника




Содержание учебного материала

2

1

Формирование личностно-нравственных качеств будущих специалистов. Нравственная личность социального работника.Профессионально-этический кодекс социального работника Росии. Повышение квалификации и профессионального роста социального работника. Составляющие солидарности. Альтруизм. Коллективизм. Личная отвественность социального работника.



Тема 3.3

Человечность как интегральная характеристика нравственных качеств социального работника

Содержание учебного материала

2

1

Чувственно-эмоциональная сторона моральной деятельности социального работника. Нравственная позиция социального работника. Жалость. Сочувствие. Сострадание. Участливость. Милосердие. Различные подходы к этим понятиям в истории этической мысли и их характеристики, а также и в современном обществе в профессиональной деятельности социального работника.

Практическое занятие №1

Ролевые игры в парах: рассматривать жизненные ситуации, используя нравственные качества соцработника.

2


Самостоятельная работа обучающегося

Подготовить сообщение на тему: «Нравственные качества социального рабоника».

2


Раздел 4. Идеал и моральные ценности социальной работы

10


Тема 4.1.

Профессионально-значимые ценности, их сущность и типология

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека в обществе. Аксиология как цчение о ценностях. Структура системы ценностей. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Ценности и цели, ценности и мотивация деятельности в профессиональной деятельности. Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы.

Тема 4.2

Справедливость как основополагающая ценность социальной работы

Содержание учебного материала

2

1

Идеал. Фундаментальная установка этики социальной работы. В.С. Соловьёв. Идеал государственный и нравственный. Подход А.Бербешкиной. «Справедливость» как понятие этической науки. Справедливость в социальной работе.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать реферат на тему: « Идеал как выражение должного в профессии».

2


Тема 4.3.

Милосердие как выражение гуманистической ценности социальной работы

Содержание учебного материала

2

1

Высшие критерии деятельности социального работника. Понятие добра. Идея добра. Гуманизм. Гуманистические ценности. Нравственная сторона деятельности социальных работников. Милосердие в христианской этике и профессиональной этике. Сочувствие- моральное чувство. Профессиональное моральное сознание.

Самостоятельная работа обучающегося

Составление диалога о ценностях в профессиональной деятельности социального работника, о справедливости. (вопрос-ответ).

2


Раздел 5. Нравственно-профессиональные принципы социальной работы

12


Тема 5.1.

Нравственно- профессиональные принципы, понятие, сущность

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «Нравственно-профессиональные принципы». Смысл и направление деятельности специалиста. Профессиональные моральные принципы. Ценностные установки социального работника.

Самостоятельная работа обучающегося

Написание опорного конспекта: «Уважение доверия каждого человека в профессиональной деятельности социального работника».

2


Тема 5.2.

Соблюдение профессиональной честности

Содержание учебного материала

2

1

Профессиональная честность социального работника. Нравственные ценности. Честность социального работника. Профессиональная честность.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать конспект по теме: «Ценности, выражающие внешнюю форму взаимоотношений».

2


Тема 5.3.

Соблюдение разумных интересов клиента


Содержание учебного материала

2

1

Понятие «Разумный» из словаря С.И.Ожегова. Интересы клиента. «Разумные интересы» клиента. Международная декларация этических принципов. Деятельность социального работника.

Практическое занятие №2

Обсуждение в группах различных жизненных ситуаций (на примере) в профессиональной деятельности социального работника.

2


Раздел 6 Деонтологические вопросы в социальной работе

8


Тема 6.1

Особенности этического кодекса социальной работы. Деонтологические основы социальной работы

Содержание учебного материала

2

1


Деонтология как учение о долге и должном поведении. Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей профессиональной социальной работы. Основные понятия и категории деонтологии. Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции. Структура и содержание профессионально-этического кодекса. Этико-аксиологические компоненты профессиональной деятельности и их отражение в профессиональном этическом кодексе.

Тема 6.2

Долг и ответственность социального работника перед профессией, клиентом, коллегами.

Содержание учебного материала

4

1


Конституция РФ. Государственная социальная политика.Моральная и социальная ситуация в обществе. Роль социального работника в жизни государства. Профессия «социальный работник». Престиж профессии «социальный работник». Моральная отвественность социального работника.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать конспект на тему: «Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством». Подготовка к контрольной работе.



2


Контрольная работа

2


Итого

51


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

  • Рабочий модуль преподавателя

  • Рабочие места учащихся по количеству обучающихся

  • Информационные стенды

Технические средства обучения:

  • Видеопроектор.

  • Многофункциональное устройство


3.2. . Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Н. П.Махова, В.А. Филатов « Профессионально- этические основы социальной работы», ОмГТУ,2003

  2. Профессионально- этический Кодекс Социального работника России.

Дополнительные источники:


  1. Всеобщая Декларация прав человека (1948)

  2. Этика социальной работы: принципы и стандарты


Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

- знать основные элементы этико-аксиологических оснований социальной работы и взаимосвязи между ними;

- основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты;

- основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике;

- смысл и содержание профессионального долга социального работника;

- основные положения профессионально-этического кодекса, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации;

- знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и социального работника в частности;

ОК 1

ПК 1.1- ПК 1.5, 5.1-5.5






Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и др. видов текущего контроля.












Уметь:

- оперировать основными категориями профессиональной этики социального работника;

- уметь выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;

- применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов;

- осуществлять этико-аксиологический анализ процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;

- выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения;

- владеть навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.

ОК 2. - ОК 13

ПК 1.1- ПК 1.5, 5.1-5.5

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной



© 2010-2022