- Преподавателю
- География
- Рабочая программа Профессиональная этика социального работника
Рабочая программа Профессиональная этика социального работника
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гурина Ю.П. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29
(ГБОУ СПО ТСиТ № 29)
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.13 «Профессиональная этика социальной работы»
специальность 040401 «Социальная работа»
Москва
2014
ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией
по специальности «Социальная работа»
Протокол №1
от __ августа 2014 г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 040401 «Социальная работа»
Председатель цикловой
комиссии
_____________ Ю.П.Гурина
Заместитель директора по научно-методической работе
___________ С.Л. Денисова
Составитель : Гурина Ю.П. - преподаватель ГБОУ СПО ТСиТ №29
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Профессиональная этика социальной работы
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 040401 «Социальная работа», входящей в укрупненную группу специальностей 040000 «Социальные науки».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для программ повышения квалификации и переподготовки кадров в социальной сфере.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Профессиональная этика социальной работы» является частью профессионального цикла (общепрофессиональные дисциплины) основной
профессиональной образовательной программы по специальности среднего
профессионального образования 040100 Социальная работа, квалификация Специалист по социальной работе и предназначена для реализации требований Федерального Государственного образовательного стандарта СПО по программе углубленной подготовки и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.
Специалист по социальной работе должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Специалист по социальной работе должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):
1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
2. Социальная работа с семьей и детьми.
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
3. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.
4. Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.).
ПК 4.1. Осуществлять организационно - управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.
ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.
ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).
5. Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС.
ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).
ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.
ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.
ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- знать основные элементы этико-аксиологических оснований социальной работы и взаимосвязи между ними;
- основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты;
- основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике;
- смысл и содержание профессионального долга социального работника;
- основные положения профессионально-этического кодекса, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации;
- знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и социального работника в частности;
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- оперировать основными категориями профессиональной этики социального работника;
- уметь выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;
- применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов;
- осуществлять этико-аксиологический анализ процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;
- выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения;
- владеть навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка (всего) 51 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34 час.;
в том числе:
практические занятия 4 час.
самостоятельной работы обучающегося 17 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
Часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),
34
в том числе:
практические занятия
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего),
17
в том числе:
Работа над учебным материалом
Подготовка докладов, сообщений
Сбор информации
Решение ситуационных задач
Составление диалога
4
4
4
3
2
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение в предмет этики социальной работы
4
Тема 1.1.
Понятия «этика» и «мораль».Предмет этики. Структура морали.
Содержание учебного материала
2
1
Этикет как отражение морали общества и культуры социального работника. Значение культуры общения для профессионального становления личности. Понятие морали, нравственности социального работника. Структура морали. Представления различных философов о нравственности. Значение норм морали в современном обществе. История появления и развития этикета. Нормы современного этикета.
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект на тему: «Этика социального работника».
2
Раздел 2. Основные этапы становления и развития нравственных оснований социальной работы
5
Тема 2.1.
Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.
Содержание учебного материала
2
1
Профессиональная мораль. Понятие. Структура. Профессиональная этика. Объект профессиональной этики. Этика социальной работы. Функции профессиональной морали.
Самостоятельная работа обучающегося
Написать реферат на тему: «Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного знаний».
3
Раздел 3. Этические требования к профессиограмме социального работника
10
Тема 3.1.
Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника
Содержание учебного материала
2
1
Понятие гуманистической направленности личности соцработника. Цели этико-аксиологических компонентов профессиональной подготовки соцработника. Проблемы развития и становления личности социального работника. Факторы, влияющие на формирование профессионального этико-аксиологического сознания специалиста: профессиональная и социальная среда, воспитание и самовоспитание личности. Роль профессиональной этико-аксиологической подготовки в становлении личности социального работника и профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений. Роль этико-аксиологической компетентности соцработника в развитии личности клиента и достижении им блага. Требования к профессионально-значимым личностным качествам социального работника. Этико-аксиологические критерии профессиональной пригодности. Профессиональный отбор социального работника.
Тема 3.2
Солидарность как интегральная характеристика личностно-образующих качеств социального работника
Содержание учебного материала
2
1
Формирование личностно-нравственных качеств будущих специалистов. Нравственная личность социального работника.Профессионально-этический кодекс социального работника Росии. Повышение квалификации и профессионального роста социального работника. Составляющие солидарности. Альтруизм. Коллективизм. Личная отвественность социального работника.
Тема 3.3
Человечность как интегральная характеристика нравственных качеств социального работника
Содержание учебного материала
2
1
Чувственно-эмоциональная сторона моральной деятельности социального работника. Нравственная позиция социального работника. Жалость. Сочувствие. Сострадание. Участливость. Милосердие. Различные подходы к этим понятиям в истории этической мысли и их характеристики, а также и в современном обществе в профессиональной деятельности социального работника.
Практическое занятие №1
Ролевые игры в парах: рассматривать жизненные ситуации, используя нравственные качества соцработника.
2
Самостоятельная работа обучающегося
Подготовить сообщение на тему: «Нравственные качества социального рабоника».
2
Раздел 4. Идеал и моральные ценности социальной работы
10
Тема 4.1.
Профессионально-значимые ценности, их сущность и типология
Содержание учебного материала
2
1
Понятие о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека в обществе. Аксиология как цчение о ценностях. Структура системы ценностей. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Ценности и цели, ценности и мотивация деятельности в профессиональной деятельности. Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы.
Тема 4.2
Справедливость как основополагающая ценность социальной работы
Содержание учебного материала
2
1
Идеал. Фундаментальная установка этики социальной работы. В.С. Соловьёв. Идеал государственный и нравственный. Подход А.Бербешкиной. «Справедливость» как понятие этической науки. Справедливость в социальной работе.
Самостоятельная работа обучающегося
Написать реферат на тему: « Идеал как выражение должного в профессии».
2
Тема 4.3.
Милосердие как выражение гуманистической ценности социальной работы
Содержание учебного материала
2
1
Высшие критерии деятельности социального работника. Понятие добра. Идея добра. Гуманизм. Гуманистические ценности. Нравственная сторона деятельности социальных работников. Милосердие в христианской этике и профессиональной этике. Сочувствие- моральное чувство. Профессиональное моральное сознание.
Самостоятельная работа обучающегося
Составление диалога о ценностях в профессиональной деятельности социального работника, о справедливости. (вопрос-ответ).
2
Раздел 5. Нравственно-профессиональные принципы социальной работы
12
Тема 5.1.
Нравственно- профессиональные принципы, понятие, сущность
Содержание учебного материала
2
1
Понятие «Нравственно-профессиональные принципы». Смысл и направление деятельности специалиста. Профессиональные моральные принципы. Ценностные установки социального работника.
Самостоятельная работа обучающегося
Написание опорного конспекта: «Уважение доверия каждого человека в профессиональной деятельности социального работника».
2
Тема 5.2.
Соблюдение профессиональной честности
Содержание учебного материала
2
1
Профессиональная честность социального работника. Нравственные ценности. Честность социального работника. Профессиональная честность.
Самостоятельная работа обучающегося
Написать конспект по теме: «Ценности, выражающие внешнюю форму взаимоотношений».
2
Тема 5.3.
Соблюдение разумных интересов клиента
Содержание учебного материала
2
1
Понятие «Разумный» из словаря С.И.Ожегова. Интересы клиента. «Разумные интересы» клиента. Международная декларация этических принципов. Деятельность социального работника.
Практическое занятие №2
Обсуждение в группах различных жизненных ситуаций (на примере) в профессиональной деятельности социального работника.
2
Раздел 6 Деонтологические вопросы в социальной работе
8
Тема 6.1
Особенности этического кодекса социальной работы. Деонтологические основы социальной работы
Содержание учебного материала
2
1
Деонтология как учение о долге и должном поведении. Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей профессиональной социальной работы. Основные понятия и категории деонтологии. Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции. Структура и содержание профессионально-этического кодекса. Этико-аксиологические компоненты профессиональной деятельности и их отражение в профессиональном этическом кодексе.
Тема 6.2
Долг и ответственность социального работника перед профессией, клиентом, коллегами.
Содержание учебного материала
4
1
Конституция РФ. Государственная социальная политика.Моральная и социальная ситуация в обществе. Роль социального работника в жизни государства. Профессия «социальный работник». Престиж профессии «социальный работник». Моральная отвественность социального работника.
Самостоятельная работа обучающегося
Написать конспект на тему: «Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством». Подготовка к контрольной работе.
2
Контрольная работа
2
Итого
51
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
-
Рабочий модуль преподавателя
-
Рабочие места учащихся по количеству обучающихся
-
Информационные стенды
Технические средства обучения:
-
Видеопроектор.
-
Многофункциональное устройство
3.2. . Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Н. П.Махова, В.А. Филатов « Профессионально- этические основы социальной работы», ОмГТУ,2003
-
Профессионально- этический Кодекс Социального работника России.
Дополнительные источники:
-
Всеобщая Декларация прав человека (1948)
-
Этика социальной работы: принципы и стандарты
Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знать:
- знать основные элементы этико-аксиологических оснований социальной работы и взаимосвязи между ними;
- основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты;
- основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике;
- смысл и содержание профессионального долга социального работника;
- основные положения профессионально-этического кодекса, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации;
- знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и социального работника в частности;
ОК 1
ПК 1.1- ПК 1.5, 5.1-5.5
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и др. видов текущего контроля.
Уметь:
- оперировать основными категориями профессиональной этики социального работника;
- уметь выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;
- применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов;
- осуществлять этико-аксиологический анализ процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;
- выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения;
- владеть навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.
ОК 2. - ОК 13
ПК 1.1- ПК 1.5, 5.1-5.5
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной