9 класс. Москва и Подмосковье

Основное содержание: Москва - столица России. Агломерация. Функции столичного города. Подмосковье.  Сформировать представление обучающихся о Москве - как многофункциональном городе-миллионере и Подмосковье. Закрепить понятия: функции городов, городская агломерация. Учить обучающихся искать и выделять необходимую информацию; умение анализировать тексты о Москве, включаться в учебное сотрудничество; выделять проблемы и искать пути к их решению; включаться в обсуждение проблем Москвы и Подмосковья....
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс. Москва и Подмосковье.



9 класс. Москва и Подмосковье.



Ноябрь 2012 г.






План урока по географии

(с применением технологии критического мышления)

Учитель: Ненько В.В.

Класс: 9

Дата: 6 февраля 2015 г.

Тема: Москва и Подмосковье.

Цели:

  • сформировать представление о Москве - как многофункциональном городе-миллионере и Подмосковье;

  • закрепить понятия: функции городов, городская агломерация;

  • развивать умение работать с различными информационными источниками, составлять схемы, навыки географических исследований, интерес к изучаемому предмету, творческие способности обучающихся;

  • формировать национальное самосознание, гордость за Отечество;

  • формировать мотивы общения и обмена информацией.

Оборудование: физическая и политико-административные карты России, набор открыток и фотографий о Москве, тексты о Москве, медиапроектор, компьютер.

Основное содержание: Москва - столица России. Агломерация. Функции столичного города. Подмосковье.

Способы действий обучающихся: искать и выделять необходимую информацию; проанализировать тексты о Москве, презентацию «Москва - столица моей Родины»; включиться в учебное сотрудничество; выделить проблемы и искать пути к их решению; включаться в обсуждение проблем Москвы и Подмосковья.


Ход урока

I. Организационный момент.

Начало урока сопровождается песней О. Газманова «Москва, звонят колокола».

Слайд 3.

Стихотворение о Москве - Новикова А.

Москва, Москва... люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.

II.Изучение нового материала.

Стадия вызова

Вопросы:

  • Что такое городская агломерация? Слайд 4.

  • Назовите функции городов.

  • Что у вас ассоциируется со словом «Москва»? Слайд 5.

Стадия осмысления содержания

А) Работа в парах. Каждая пара получает задание: Слайд 6.

  1. Выделить главные черты географического положения Москвы.

Каковы функции Москвы как столичного города?

(Черкасова В., Черкасова К.)

  1. Докажите, что Москва - многофункциональный город.

(Богданова А., Непомнящих А.).

  1. Что такое Подмосковье?

(Иванов Н., Никитин Д.)

  1. Проблемы Москвы и Подмосковья.

(Злодеев С., Яроменко И.)

  1. Составить схему «Семь чудес света».

(Новикова А.)

Приложение 1

В ходе прослушивания рассказа учителя, сообщений обучающихся, самостоятельной работы с текстами (дополнительные тексты и тексты учебника: География. Россия. 9 класс. А.И.Алексеев, С.И.Болысов, В.В.Николина.- М.: Просвещение, 2011, на стр.74-78) , обучающиеся выполняют задания.

Б) Выступления обучающихся:

Сообщение «История Москвы» - Иванов Н. Слайды 7-9.

Презентация «Москва» - Черкасова В. Слайд 10.

В) Рассказ учителя (Слайд

Москва - город неповторимый, как выдающаяся личность. Редко крупный город мира имеет столь чётко выраженную радиально - кольцевую структуру. Все улицы радиально сходятся к историческому центру, где на высоком Боровицком холме над Москвой- рекой возвышается замечательный ансамбль Кремля - жемчужина русской архитектуры.
Крепко «перевязанная» радиусами и кольцами Москва. Город состоит из своеобразных частей Китай-города и Замоскворечья, Лефортова и Арбата, Таганки и Красной Пресни.

Радиально-кольцевая структура действует в Москве и в настоящее время. Веками Москва размещалась на 7 холмах. Но в XX веке площадь города увеличилась в 5 раз. Границей современной Москвы стал МКАД протяжённостью 107 км. Но в настоящее время город вышел за её пределы, теперь это большая Москва с десятками городов и посёлков, сросшихся с Москвой образуют крупнейшую в России Московскую агломерацию численностью населения больше 15млн.чел. Слайд 11.

Большим связующем звеном, является Московский Метрополитен, построенный в 1935 году, за день который перевозит 45% пассажиров. Слайды 12-13 .

Московский узловой район вместе с Подмосковьем образуют столичный регион. Это сверхплотное ядро России с колоссальными производственными, научно-техническими и культурными возможностями, так как велика численность городского населения высококвалифицированных кадров. Слайд 14.

Москва - крупнейший транспортный узел, здесь сосредоточены почти все виды транспорта. Слайды15-17.


Московский регион - это промышленный центр страны, где чётко представлены производственная и непроизводственная сферы. В настоящее время ярче выражены наукоёмкие и трудоёмкие отрасли хозяйства. Кроме того, на хозяйство Москвы повлияло исторически сложившаяся территориальная структура.
Лидеры наукоёмкая отрасль ВПК, текстильная, химическая отрасли хозяйства, сельское хозяйство природного типа. Слайды 18-22.

На северо-востоке от Москвы расположено несколько древнерусских городов. Они связаны друг с другом общей непростой историей и, самое примечательное, - сохранившимися памятниками древнерусского зодчества. Эти земли помнят Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, Александра Невского и Дмитрия Пожарского; здесь черпали свое вдохновение знаменитые художники, поэты и писатели. Здесь режиссёры сняли немало фильмов. Эти города напоминают музеи под открытым небом. Эти города называют «Золотое кольцо России». Слайд 23.

Но однако огромный город и Подмосковье не лишены проблем. Главные из них. Слайд 24
1) Транспортные пробки - новые кольцевые магистрали и транспортные развязки.
2) Увеличение потока мигрантов.
3) Промышленные предприятия и наземный автотранспорт являются
загрязнителями воздуха.
4)Водная проблема и др.

Но, несмотря на проблемы Москва уникальный центр русской культуры и науки. Плеяда замечательных театров, музеев, библиотек, вузов, научно - исследовательских институтов делает Москву городом огромного интеллектуального потенциала. Местом концентрации творческих и духовных сил, где жили и творили великие композиторы, писатели, художники, актёры, скульпторы, архитекторы. Слайд 25

Г) Самостоятельная работа с различными текстами. Приложение 2

Д) Литературная пауза: Сообщение «А.С. Пушкин в Москве».

Стадия рефлексии

Отчёт по выполненным заданиям.

III. Итог урока.

Заполнение карточек рефлексии. Слайд 26

Карточка рефлексии Приложение 3

Ф.И.

Моя самооценка

Меня оценил партнёр

Оценка учителя

Итоговая оценка

Что на уроке больше всего

понравилось (запомнилось)

Что было самым трудным?

Домашнее задание: Слайд27

1 группа (Черкасова В., Черкасова К., Иванов Н.) - Представьте себя рекламным агентом туристической фирмы. Оформите рекламный буклет города Москвы, так, чтобы туристам обязательно захотелось побывать в этом городе.

2 группа (Яроменко И., Никитин Д., Богданова А.)

Синквейн на тему «Москва».

3 группа (Новикова А., Злодеев С., Непомнящих А.)

Составить список литературных произведений, картин о Москве.

Если время на уроке остаётся, можно просмотреть слайды «Заочная экскурсия по Москве». Слайд 28

© 2010-2022