- Преподавателю
- География
- Урок по географии на тему Атмосферные осадки
Урок по географии на тему Атмосферные осадки
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ломака М.А. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема : Атмосферные осадки.
Цели :
Образовательные : сформировать у учащихся понятие «атмосферные осадки», назвать виды атмосферных осадков, ознакомить с прибором для измерения атмосферных осадков, ознакомить с распределением атмосферных осадков.
Развивающие : совершенствование умений и навыков работы с диаграммами.
Воспитательные : воспитывать внимательность, аккуратность при работе в рабочей тетради. Прививать навыки самостоятельной работы.
Ход урока
1 Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Географический диктант :
1 Содержание водяного пара в воздухе называется? ( влажность воздуха)
2 Самые высокие облака (перистые)
3 Различают несколько типов облаков перистые, кучевые и …? (слоистые)
4 Прибор для измерения влажности воздуха (гигрометр)
5 Какие облака образуются в теплое время года (кучевые)
6 Степень покрытия неба облаками называется? (облачность)
7 Скопление большого количества очень мелких повисших в воздухе капелек? (туман)
Для того чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадки и подумать каким словом можно объединить отгадки:
1 Его просят, его ждут,
А как придет -
Прятаться начнут (дождь)
2 Белый, а не сахар,
Мягкий, а не вата,
Без ног, а идет (снег)
3 Белым бисером
Двор покрылся (град)
4 Белым жемчугом
Травы вытканы (роса)
5 Он не снег, но тоже белый,
А в тени немного синий.
Что же это, в чем тут дело!?
На траве белеет ….(иней)
Каким словом или словосочетанием можно объединить отгадки? ( осадки или атмосферные осадки).
Итак, что же такое атмосферные осадки.
Атмосферные осадки - это вода в жидком ( дождь ) или твердом (снег и град ) состоянии, выпадающие из облаков или выделяющиеся из воздуха на земную поверхность (роса, иней, изморозь )
Давайте познакомимся какие осадки выпадают из облаков и находятся в жидком состоянии. Первый вид - дождь , о нем нам расскажет (учащийся рассказывает подготовленное сообщение)
И несколько интересных фактов о дожде: (рассказ учителя)
1 В Португалии дождь является уважительной причиной не выходить на работу.
2 В г. Пара (Бразилия) жители сверяют часы по дождю, т.к. ливни каждый день идут в одно и тоже время.
3 Игра в дартс появилась из-за дождя. Однажды лучников на соревнованиях застал дождь. Отправившись в пивную, они начали бросать укороченные стрелы в мишени на стене.
4 На самом деле у дождя нет запаха. Аромат, что мы относим к запаху дождя на самом деле выделяют актино и цианобактерии. Вещество придающее дождю запах называется геосмин (органическое вещество, обуславливающие запах земли).
5 Самое дождливое место на Земле Гавайские острова, где 335 дней идет дождь.
Идем дальше! Снег и о нем нам расскажет(учащийся рассказывает подготовленное сообщение)
И несколько фактов о снеге (рассказ учителя)
1 При всех многочисленных исследованиях так и не удалось найти одинаковые снежинки на всем (
2 Самая крупная снежинка во всем мире была обнаружена 28 января 1987 года в США диаметром 38 см, при том, что средняя снежинка всего 5 мм.
3 Когда снежинка падает в воду она издает высокочастотный звук, который не улавливает человек, но по словам ученных очень не нравится рыбному населению.
Следующий вид осадков - град (учащийся рассказывает подготовленное сообщение)
Факты (рассказ учителя)
1 Ежегодно из-за градобития страдает примерно 1 % растительности по всему миру. Каждый год град наносит существенный ущерб экономики различных стран.
2 В молочно-белых градинах могут содержаться бактерии, пыльца растений, насекомые, лягушки и мелкая рыба. Все это попадает туда благодаря мощным вихрям смерчей и торнадо, проходящих над водоемами.
А какие же осадки выделяются из воздуха на земную поверхность в жидком состоянии?
Роса - (учащийся рассказывает подготовленное сообщение)
А в твердом?
Изморозь - (учащийся рассказывает подготовленное сообщение)
Иней - (учащийся рассказывает подготовленное сообщение)
Таким образом мы с вами ознакомились с атмосферными осадками. Теперь не много разомнемся и продолжим!
Физминутка
Перейдем к знакомству с таким прибором, как осадкомер. Своим видом он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки, например снег в сторону. При определении количества осадков из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки : в 7.00 и 19.00. количество осадков за сутки определяют путем сложения двух измерений, например в 7. 00 собрали 3 мм осадков, а в 19 .00 -4 мм ( 3мм+4мм=7 мм) осадков собрали за сутки. Так же можно сосчитать количество осадков за месяц и год.
Атмосферные осадки на планете распределяются не равномерно. Это зависит от географического положения местности и преобладающих ветров.
Наибольшее количество осадков выпадает в экваториальных (свыше 2000 мм) и умеренных (более 800 мм) широтах.
Мало осадков выпадает в тропических и полярных широтах ( 200 мм). Однако такое распределение нарушается характером земной поверхности над океанами осадков выпадает больше, чем над сушей. В горах гораздо больше осадков «принимают» те склоны, которые обращены к господствующим ветрам. Так в Украине наветренные склоны Карпат получают 1500 мм осадков в год, а подветренные - вдвое меньше - 750 мм.
Итак после того как мы с вами узнали о видах атмосферных осадков, их распределении на земном шаре и о способах их измерения пришло время познакомиться с диаграммой. Открыли учебники на странице 145. Данная диаграмма не много отличается от той которую мы с вами выполняли. Для начала на нужно перенести данную таблицу в тетрадь (выполняется построение диаграммы атмосферных осадков и высчитывается количество атмосферных осадков за год).
Итог : Итак сегодня на уроке мы с вами узнали, что такое атмосферные осадки, узнали о их видах, познакомились с прибором для измерения количества осадков, ознакомились с распределением осадков на земном шаре и научились строить диаграмму атмосферных осадков. По ходу итога задаются вопросы для закрепления материала)
Д. З. & 36