- Преподавателю
- География
- Примерная рабочая программа по географии 9 класс
Примерная рабочая программа по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайцева А.Е. |
Дата | 04.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
9 класс
Базовый уровень
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
-
Рабочие программы. География М., «Дрофа», 2013 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Данная программа скорректирована с учетом Федерального базисного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, который отводит на изучение 70 часов (2 часа в неделю).
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
-
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Творческие работы
-
Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
-
Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
-
Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
-
Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
-
Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
-
Описание народных помыслов Центральной России.
-
Разработка проекта "Золотой российский чернозём".
-
Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
-
Этническая культура народов Северного Кавказа.
-
Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
-
Народные промыслы Урала.
-
Современные проблемы коренных народов Севера.
-
Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.
Используемый УМК:
-
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2009
-
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков 1, зачетов 1, тестов 5ч.;
№ п/п
Название раздела
Количество часов по программе
Количество часов в календарно-тематическом планировании
1
Общая часть курса
33
29
2
Региональная часть курса
26
36
3
Россия и страны нового зарубежья
9
5
Изменения внесены в программу в связи с особенностями класса.
Учебно-тематический план:
№ раздела/
темы
Название раздела темы
Количество
часов
В том числе
Контрольных работ
Практических работ
Лабораторных работ
1
ВВЕДЕНИЕ
1
2
ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
3
3
НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8
1
4
ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5
5
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ
14
4
6
ЕВРОПЕЙСКАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ
5
7
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РОССИЯ
1
8
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР
2
1
9
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ
2
10
ПОВОЛЖЬЕ
2
1
11
УРАЛ
2
12
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ
5
1
13
ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
9
1
14
РОССИЯ И СТРАНЫ НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
5
1
Итого
70
3
7
Первая четверть
18
1
Вторая четверть
15
4
Третья четверть
21
3
Четвертая четверть
16
1
Календарно-тематический план
№
урока
Тема
Кол-во часов
Дата проведения урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (29 ч.)
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
1
Что изучает экономическая география России?
1
ТЕМА: ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (3 ч.)
2
Экономико-географическое положение России.
1
3
Транспортно-географическое положение России.
1
4
Политико-административное устройство России.
1
ТЕМА: НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (8 ч.)
5
Исторические особенности заселения и освоения территории России.
1
6
Численность и естественный прирост населения.
1
7
Национальный состав населения России.
1
8
Миграция населении.
1
9
Городское население.
1
10
Сельское население. Расселение населения.
1
11
Итоговый урок по теме "Население России".
1
ТЕМА: ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 ч.)
12
Основные этапы развития хозяйства. Экономические системы.
1
13
Структурные особенности экономики России.
1
14
Природно-ресурсный потенциал экономики.
1
15
Экономический курс и его географическое следствие.
1
16
Коренные социально-экономические реформы.
1
ТЕМА: ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (14 ч)
17
Научный комплекс.
1
18-19
Машиностроительный комплекс
2
20
Топливно-энергетический комплекс.
1
21
Топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность. П/р. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля
1
22
Электроэнергетика.
1
23
Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.
1
24
Металлургический комплекс. Чёрная металлургия
1
25
Цветная металлургия.
1
26-27
Химико-лесной комплекс. П/р. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.
2
28
Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство. П/р. Определение по карте размещения отраслей АПК.
1
29
АПК: пищевая и лёгкая промышленность.
1
30
Инфраструктурный комплекс.
1
31
Транспорт и связь. П/р. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.
1
32
Обобщающий урок по теме "География межотраслевых комплексов". П/р. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.
1
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (36 ч.)
33
Экономическое районирование. П/р. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.
1
34
Проблемы и варианты районирования России.
1
ТЕМА: ЕВРОПЕЙСКАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ (5 ч.)
35
Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия (состав), историческое изменение, природные условия, ресурсы.
1
36
Население и трудовые ресурсы.
1
37
Экономика и её территориальная структура.
1
38
Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион.
1
39
Узловые районы Центральной России.
1
ТЕМА: СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РОССИЯ (1 ч.)
40
Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район.
1
ТЕМА: ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (2 ч.)
41
Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы; население.
1
42
Хозяйство Европейского Севера. П/р. Характеристика ТПК Европейского Севера.
1
ТЕМА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (2 ч.)
43
Географическое положение, природные ресурсы. Население.
1
44
Хозяйство.
1
ТЕМА: ПОВОЛЖЬЕ (2 ч.)
45
Географическое положение, природные ресурсы. Население. П/р. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.
1
46
Хозяйство.
1
ТЕМА: УРАЛ (2 ч.)
47
Географическое положение, природные ресурсы. Население.
1
48
Хозяйство.
1
ТЕМА: ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (5 ч.)
49
Азиатская Россия - общая характеристика. Этапы и проблемы развития экономики региона.
1
50
Концепция развития Восточного макрорегиона. Западная Сибирь.
1
51
Восточная Сибирь.
1
52
Дальний Восток.
1
53
Обобщающий урок по теме "Экономические районы России" П/р. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.
1
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (9 ч.)
54
Экономико-географическое положение и природные ресурсы.
1
55-56
Особенности населения.
2
57-58
Хозяйство.
2
59-60
Регионы
2
61
Место Брянской области в экономике региона
1
62
Обобщающий урок по теме.
1
ТЕМА: РОССИЯ И СТРАНЫ НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 ч.)
63
Общая характеристика Европейского Запада (Прибалтика, Белоруссия) и Европейского Юго-запада (Молдова, Украина).
1
64
Общая характеристика Закавказья и Азиатского Юго-востока.
1
65
Представление о Мировом хозяйстве и Мировом рынке. Экономические торговые группировки стран.
1
66-67
Россия в мировой торговле, участие в международном разделении труда.
2
68
Зачет по курсу «Экономическая география России»
1
69
Итоговая контрольная работа
1
70
Географическая олимпиада
1
Литература.
-
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2009
-
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
-
О.И. Анудориева. Ответы на билеты - 11 класс. Волгоград: Учитель, 2002.
-
П.Г. Шевченков Гидрологический словарь - справочник. Брянск, 2003.
-
Н.Г.Савина. Теория и методика обучения географии. М. Педагогическое сообщество России,2008.
-
П.Г. Шевченков. Атмосфера. Погода. Климат. - словарь - справочник. Брянск,2003.
-
А.Ф. романова. Предметные недели в школе. Волгоград: Учитель, 2004.
-
О.И.Ануфриева. География для поступающих в ВУЗы. Волгоград: Учитель, 2001.
-
Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. География подготовка к ЕГЭ. М- Лайрис пресс,2004.
-
Страны мира от А дол Я. Полный справочник. Харьков. Бельгород,2009.
-
В.Г. Черкова. География в таблицах и схемах. Санкт- Питербург,2010.
-
Н.В. Болотникова. Интегрированные уроки в школе. География 6-10 класс. Волгоград: Учитель,2007.