Примерная рабочая программа по географии 9 класс

Данная рабочая программа составлена на основании: ·                  стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. ·                  Рабочие программы.  География М., «Дрофа», 2013 г. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Данная программа скорректирована с учетом Федерального базисного плана для образовательных учреждений Российск...   Используемый УМК:   1.     В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2009   2.     Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.      
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»

9 класс

Базовый уровень












ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Рабочие программы. География М., «Дрофа», 2013 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Данная программа скорректирована с учетом Федерального базисного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, который отводит на изучение 70 часов (2 часа в неделю).

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Творческие работы

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

  6. Описание народных помыслов Центральной России.

  7. Разработка проекта "Золотой российский чернозём".

  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.

  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

  11. Народные промыслы Урала.

  12. Современные проблемы коренных народов Севера.

  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2009

  2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков 1, зачетов 1, тестов 5ч.;


№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов в календарно-тематическом планировании

1

Общая часть курса

33

29

2

Региональная часть курса

26

36

3

Россия и страны нового зарубежья

9

5

­Изменения внесены в программу в связи с особенностями класса.

Учебно-тематический план:

№ раздела/

темы

Название раздела темы

Количество

часов

В том числе

Контрольных работ

Практических работ

Лабораторных работ

1

ВВЕДЕНИЕ

1

2

ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

3

3

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8

1

4

ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5

5

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

14

4

6

ЕВРОПЕЙСКАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ

5

7

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РОССИЯ

1

8

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР

2

1

9

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

2

10

ПОВОЛЖЬЕ

2

1

11

УРАЛ

2

12

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

5

1

13

ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

9

1

14

РОССИЯ И СТРАНЫ НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

5

1

Итого

70

3

7

Первая четверть

18

1

Вторая четверть

15

4

Третья четверть

21

3

Четвертая четверть

16

1


Календарно-тематический план

урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (29 ч.)

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

Что изучает экономическая география России?

1

ТЕМА: ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (3 ч.)

2

Экономико-географическое положение России.

1

3

Транспортно-географическое положение России.

1

4

Политико-административное устройство России.

1

ТЕМА: НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (8 ч.)

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

6

Численность и естественный прирост населения.

1

7

Национальный состав населения России.

1

8

Миграция населении.

1

9

Городское население.

1

10

Сельское население. Расселение населения.

1

11

Итоговый урок по теме "Население России".

1

ТЕМА: ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 ч.)

12

Основные этапы развития хозяйства. Экономические системы.

1

13

Структурные особенности экономики России.

1

14

Природно-ресурсный потенциал экономики.

1

15

Экономический курс и его географическое следствие.

1

16

Коренные социально-экономические реформы.

1

ТЕМА: ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (14 ч)

17

Научный комплекс.

1

18-19

Машиностроительный комплекс

2

20

Топливно-энергетический комплекс.

1

21

Топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность. П/р. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля

1

22

Электроэнергетика.

1

23

Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.

1

24

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия

1

25

Цветная металлургия.

1

26-27

Химико-лесной комплекс. П/р. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.

2

28

Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство. П/р. Определение по карте размещения отраслей АПК.

1

29

АПК: пищевая и лёгкая промышленность.

1

30

Инфраструктурный комплекс.

1

31

Транспорт и связь. П/р. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.

1

32

Обобщающий урок по теме "География межотраслевых комплексов". П/р. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.

1

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (36 ч.)

33

Экономическое районирование. П/р. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.

1

34

Проблемы и варианты районирования России.

1

ТЕМА: ЕВРОПЕЙСКАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ (5 ч.)

35

Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия (состав), историческое изменение, природные условия, ресурсы.

1

36

Население и трудовые ресурсы.

1

37

Экономика и её территориальная структура.

1

38

Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион.

1

39

Узловые районы Центральной России.

1

ТЕМА: СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РОССИЯ (1 ч.)

40

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район.

1

ТЕМА: ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (2 ч.)

41

Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы; население.

1

42

Хозяйство Европейского Севера. П/р. Характеристика ТПК Европейского Севера.

1

ТЕМА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (2 ч.)

43

Географическое положение, природные ресурсы. Население.

1

44

Хозяйство.

1

ТЕМА: ПОВОЛЖЬЕ (2 ч.)

45

Географическое положение, природные ресурсы. Население. П/р. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.

1

46

Хозяйство.

1

ТЕМА: УРАЛ (2 ч.)

47

Географическое положение, природные ресурсы. Население.

1

48

Хозяйство.

1

ТЕМА: ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (5 ч.)

49

Азиатская Россия - общая характеристика. Этапы и проблемы развития экономики региона.

1

50

Концепция развития Восточного макрорегиона. Западная Сибирь.

1

51

Восточная Сибирь.

1

52

Дальний Восток.

1

53

Обобщающий урок по теме "Экономические районы России" П/р. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.

1

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (9 ч.)

54

Экономико-географическое положение и природные ресурсы.

1

55-56

Особенности населения.

2

57-58

Хозяйство.

2

59-60

Регионы

2

61

Место Брянской области в экономике региона

1

62

Обобщающий урок по теме.

1

ТЕМА: РОССИЯ И СТРАНЫ НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 ч.)

63

Общая характеристика Европейского Запада (Прибалтика, Белоруссия) и Европейского Юго-запада (Молдова, Украина).

1

64

Общая характеристика Закавказья и Азиатского Юго-востока.

1

65

Представление о Мировом хозяйстве и Мировом рынке. Экономические торговые группировки стран.

1

66-67

Россия в мировой торговле, участие в международном разделении труда.

2

68

Зачет по курсу «Экономическая география России»

1

69

Итоговая контрольная работа

1

70

Географическая олимпиада

1


Литература.

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2009

  2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  3. О.И. Анудориева. Ответы на билеты - 11 класс. Волгоград: Учитель, 2002.

  4. П.Г. Шевченков Гидрологический словарь - справочник. Брянск, 2003.

  5. Н.Г.Савина. Теория и методика обучения географии. М. Педагогическое сообщество России,2008.

  6. П.Г. Шевченков. Атмосфера. Погода. Климат. - словарь - справочник. Брянск,2003.

  7. А.Ф. романова. Предметные недели в школе. Волгоград: Учитель, 2004.

  8. О.И.Ануфриева. География для поступающих в ВУЗы. Волгоград: Учитель, 2001.

  9. Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. География подготовка к ЕГЭ. М- Лайрис пресс,2004.

  10. Страны мира от А дол Я. Полный справочник. Харьков. Бельгород,2009.

  11. В.Г. Черкова. География в таблицах и схемах. Санкт- Питербург,2010.

  12. Н.В. Болотникова. Интегрированные уроки в школе. География 6-10 класс. Волгоград: Учитель,2007.


© 2010-2022