Статья Увидеть сердцем. .. Формирование эстетического восприятия природы

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.А.Юдина

Увидеть сердцем… Формирование эстетического восприятия природы


Глазами не увидеть невидимую даль.

«Одно лишь сердце зорко», -

один мудрец сказал.


В прошедшем 2014 году мы отмечали 190-летие выдающегося педагога К.Д. Ушинского. Многие его мысли и замечания вызывают размышления, интерес у современного поколения педагогов. К.Д. Ушинский считал природу незаменимым источником прекрасного, важнейшим фактором воспитания ребёнка. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? - писал К.Д.Ушинский. - Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…» [5, с.52-53].

Эстетическое восприятие природы - это умение видеть и пропускать через сердце и душу красоту природы. От способности эстетически воспринимать природу зависит бережное, заботливое отношение к ней.

Мы живём в удивительно красивом месте, в небольшом селе Апалиха Хвалынского района Саратовской области, где лес сменяется степью, где даже летом ослепительно белоснежны меловые горы, покрытые шапками вековых сосен. Между ними на ветру плещутся волны шёлковой травы, благоухают чудесным ароматом луговые цветы. Повсюду слышится пение птиц, жужжание пчёл и журчание кристально чистых родников. Словно о наших местах замечательно сказал Архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен: «…если войти в наш русский лес, как много умиления доставит нам все здесь: строгие, колышущие ветвями и листвой деревья, нежные разнообразные цветы, привлекающие своим ароматом, ягоды, всевозможные лекарственные растения, грибы, птицы, насекомые, животные. Как все красиво и как дивно все эти дары природы служат человеку! Все здесь для человека! И все прекрасно!» [4]. Живя в такой красоте, мы привыкаем к ней, воспринимаем её как нечто обыденное. Так быть не должно.

Но как же разбудить это чувство прекрасного? Туристические походы, на мой взгляд, могут оказать в этом неоценимую помощь. Именно в походах происходит «живое» общение детей с природой, они являются неисчерпаемым источником эстетических впечатлений. И здесь важно показать учащимся эстетическую сторону природных явлений, научить их чувствовать прекрасное. Во время похода наша основная задача - это развитие наблюдательности у детей, расширение их кругозора, формирование умения высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

В первую очередь, выбираем такой маршрут, где есть возможность остановиться в живописных местах, наблюдать, фотографировать, рисовать и просто любоваться красотами природы. Но при этом важно не только пассивно созерцать, но и вызвать у учащихся активное отношение к изучению этой красоты. Замечено, что с каждым последующим походом ребята всё больше замечают краски природы, звуки, запахи. Конечно, сначала с моей помощью они стали обращать внимание на шум ветра, причудливые формы листьев и цветов, цвет неба, маленьких насекомых, спрятавшихся в траве. Обязательно во время похода обращаем внимание на красивый пейзаж. Часто читаем подходящие к случаю стихотворения А.Фета, И.Бунина, C.Вургуна, Л.Татьяничевой. Останавливаемся, всматриваемся, фотографируем всё, что вызывает интерес у детей. Стараюсь, чтобы каждый высказал своё отношение к увиденному, поделился своими впечатлениями, размышлениями. А иногда хорошо и просто помолчать, прислушаться к звукам природы и потом выразить это в рисунках, стихах. В своём признании в любви к родному краю наш земляк, знаменитый художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин в автобиографической повести «Хлыновск» написал: «Здесь, на холме, когда падал я наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа… Я увидел землю как планету…» [3, с.25]. И кто знает, может быть, благодаря увиденному во время похода пейзажу родится новый художник или поэт.

Так появилось стихотворение «Мелодия ветра» ученицы 7 класса Артёмовой Карины, в котором она написала:

Я слышала мелодию одну,

Что ветер напевает ковылю.

Танцует в волнах сказочно трава,

Переливаютcя в лучах её шелка.

Я слышала мелодию одну,

Неслышимую больше никому.

Сижу, окутанная тишиной,

Я эти звуки слышала душой.

Конечно, поэтическое творчество и творчество вообще можно активизировать с помощью различных видов заданий. Предложу один из вариантов.

Очень увлекательным творческим заданием является поиск коряг необычной формы и изготовление из них поделок. Интересным оказалось и коллективное задание описать ящерицу, увиденную на камне. Вот что получилось у ребят: « Изящная, стройная, в ярко-зелёном платье, вышитом драгоценными камнями, сверкающими на солнце, с длинным шлейфом, она стояла как на подиуме, говоря всем своим видом: «Я - красавица!»». В такой работе происходит развитие и наблюдательности, и воображения, и творческих способностей, а главное - интереса к природе. После походов обязательно ищем ответы на вопросы, возникшие во время него. Так в энциклопедии Брема о животных нашли объяснение такому смелому поведению ящериц: оказывается, им свойственны две крайние формы реакции на появление человека - пугливость и робость или любопытство и отвага [2, с.11].

А ещё в походах мы играем. Такие игры, как «Если бы я был явлением природы», «Поменяемся местами», при которых учащиеся осознают себя частью природы, выражают своё отношение к ней, проявляют экологические знания, опыт экологического поведения, также способствуют формированию эстетического восприятия природы и заботливого отношения к ней.

Красота природы отчего края пробуждает чувство восхищения и гордости за свой родной край. А с этого начинается любовь к своей малой родине. Эстетическое восприятие природы само по себе у детей не появляется, его нужно формировать. Организация туристическо-краеведческих походов, где я использую различные приёмы и методы, которыми поделилась в своей работе, делают детей причастными к красоте, помогают в обыденном, простом увидеть эту красоту, познать мудрость её и возвыситься душой к ней. А как сказал известный философ XVIII века Г.С. Сковорода, «не любит сердце, не видя красоты» [1].

Список литературы:

1. Афоризмы Г.С. Сковороды c-cafe.ru/days/bio/af/00001111.php

2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3т, Т.3: Пресмыкающиеся. Земноводные. Рыбы. Беспозвоночные. - М.: ТЕРРА, 1992. - 496с.

3. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Вступительная статья, подготовка текста и комментарии Ю.А. Русакова - Л., 1970.

4. Пимен. lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/pimen/always/9.html

5. Ушинский К.Д. Библиографические материалы //Собр.соч. - М., 1963. - т.11. - С.52-53.




© 2010-2022