Программа по формированию здорового образа жизни воспитанников в условиях детского дома

Программа «Здоровье – путь к успеху» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний.  Направлена на формирование у девочек и девушек - подростков ответственного отношение к своему здоровью. Содержит диагностический материал и разработки занятий по здоровьесбережению. Программа рассчитана на 80 часов (по 1 часу в неделю в течение 2 лет) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста. Предназначена для воспитателей детских домов, медицинских работников, психолога и социального педагога.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

36

Содержание



Пояснительная записка 4

Календарно-тематический план 8

Словарь терминов 16

Список литературы для педагогов 18

Список литературы для детей 19

Приложение 20



























Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. В результате ухудшения социально-экономических и экологических условий за последние десятилетия в стране произошли неблагоприятные перемены в состоянии здоровья детского населения: увеличение количества детей с нарушением физического развития, прогрессирующий рост распространенности хронической патологии, рост социально обусловленной патологии (социальное сиротство, туберкулез), повышение эпидемической заболеваемости. Эти же тенденции, но в большей степени и с определенными особенностями, имеют место среди воспитанников детских домов.

Многие воспитанники являются сиротами или воспитывались в неблагополучных семьях. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания [приложение №1]. Такое положение вызывает острую необходимость в разработке воспитательной программы по здоровьесбережению. В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в группе, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики. Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни воспитанников в рамках воспитательной работы. В связи с этим создание активной среды, в которой воспитание ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала, является актуальнейшей задачей.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Каждый ребенок за время пребывания в нашем учреждении получает знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

В соответствии с этим, целью программы «Здоровье - путь к успеху» является сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

  • развитие активной здоровьесберегающей среды;

  • создание системы мотивации воспитанниц, педагогов на сохранение и укрепление здоровья;

  • освоение основ культуры здоровья;

  • расширение физического потенциала воспитанниц, укрепление психического и нравственного здоровья;

  • внедрение современных методов мониторинга физического развития детей;

  • использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье воспитанниц.

Принципы реализации программы

  • Понимание человека как саморегулирующейся системы, знание особенностей и состояния личного здоровья.

  • Понимание принципов и ценностей культуры здоровья. Знание о единстве физического, психического и духовного здоровья и путей его сохранения.

  • Умение организовать активный отдых, используя различные спортивные игры, туризм и т.д.

  • Формирование здорового образа жизни. Осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни.

  • Учет физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний.

Алгоритм реализации программы

Первый этап (диагностический) - выявление и анализ знаний воспитанниц о ЗОЖ.

Второй этап (деятельностный) - осуществление запланированных мероприятий.

Третий этап (итоговый) - анализ и подведение итогов работы, мониторинг владения воспитанницами знаниями о ЗОЖ.

Методы работы

В работе с детьми по формированию знаний о ЗОЖ мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаются следующие:

  • Метод переубеждения (предоставление воспитанницам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своей деятельности);

  • Метод переключения (использование на одном занятии различных форм).

Формы работы

  • Беседы; практические занятия; тренинги; индивидуальные и групповые консультации; тесты и анкетирование; ролевые игры; выпуск газет; просмотр учебных фильмов; спортивные мероприятия.

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

  • увеличение числа воспитанниц, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;

  • формирование у подростков навыков ЗОЖ.

Программа построена на сотрудничестве воспитателей, медицинских работников, психолога и социального педагога.

Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность.

Срок реализации программы: 2 года.





Первый год реализации программы

1. Выявление и анализ знаний воспитанниц о ЗОЖ

Диагностический этап

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

Практика

Кол-во часов



1.1

«Отношение к здоровью и здоровому образу жизни»



Анкета



1



1

1.2

ЗОЖ

для учащихся 5-7 класса



Анкета



1



1


Итого


2

2



2. Практические занятия по ЗОЖ

№ п/п


Тема занятия

Форма проведения

Теория

Практика

Кол-во часов

2.1

Основные правила здорового образа жизни



Беседа



1






1

2.2

Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни



Беседа



1




1

2.3

Режим дня - основа здорового образа жизни

Устный журнал

1




1

2.4

Глаза: правильный уход, гимнастика

Практическое занятие


1

1



2.5

Правильная осанка - залог красивой фигуры и здоровья девочки

Рассказ с презентацией



1




1

2.6

«Здоровье - самое ценное достояние человека»

Тренинг


1

1

2.7

«Неизвестное об известных овощах». История потребления овощей

Дегустация блюд из овощей










1



1

2.8

Комплекс ежедневной зарядки

Практическое занятие


1


1

2.9

Уход за руками, ногтями, локтями

Практическое занятие




1

1

2.10

Психоэмоциональное состояние девочек. «Как преодолеть плохое настроение?»

Тренинг c психологом






1



1

2.11

Одеться по погоде - как это?

Беседа - диалог



1




1

2.12

«Эти сладкие чудо витамины». Значение фруктов для здоровья человека

Круглый стол с элементами викторины



1




1

2.13

Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия

Игровое занятие


1

1

2.14

Правила ухода за ногами и ступнями

Беседа

1



1

2.15

Первая помощь при поражении органов дыхания

Беседа медика

1


1

2.16

Как закаляться. Обтирание и обливание

Беседа - диалог

1


1

2.17

«Нездоровый рекорд»

Просмотр м/ф


1

1

2.18

На зарядку становись!


Викторина


1

1

2.19

Уход за телом: личная гигиена, гимнастика, массаж

Советы

1


1

2.20

Ожог, обморожение. Первая помощь при ожогах и обморожениях

Практикум

(медицинский работник)






1



1

2.21

Опасные удовольствия: телевизор, компьютер

Рассказ с презентацией

1


1

2.22

«О чем расскажет упаковка»

Практическое занятие


1

1

2.23

Туризм


Презентация

1


1

2.24

Типы волос, уход за волосами

Практическое занятие


1

1

2.25

Инфекционные заболевания. Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями.

Беседа с элементами инструктажа



1




1

2.26

Опасные удовольствия: сотовый телефон

Просмотр видеоролика



1




1

2.27

«Будь здоров»


Конкурс рисунков




1



1

2.28

В здоровом теле - здоровый дух


Викторина


1

1

2.29

«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Вредные привычки и их пагубное влияние

Беседа социального педагога



1




1

2.30

Физкультминутки. Их роль в жизни человека.

Беседа с элементами практикума






1



1

2.31

Букет целебных трав

Конкурс рисунков


1

1

2.32

«Азбука здоровья»

Викторина




1

1

2.33

Здоровое питание - часть здорового образа жизни

Ролевая игра


1

1

2.34

Оформление плаката «Движение - жизнь!»

Практическое занятие


1

1

2.35

Проверяем свои способности (глазомер, наблюдательность, внимание)

Ситуативный практикум


1

1

2.36

Движение - основа здоровья

Подвижные игры на свежем воздухе






1



1


Итого


15

21

36



Результатом первого года реализации программы будет являться:

  • овладение воспитанницами навыками личной гигиены и здорового образа жизни;

  • выполнение правил гигиены;

  • знания об изменениях в организме девушки в пубертатный период;

  • поддержание физической формы;

  • соблюдение гигиены умственного труда;

  • знания о влиянии алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

  • оформление фотоальбома «Отдых, спорт, веселье».

3. Сравнительная диагностика уровня владения воспитанниками знаниями о ЗОЖ

Итоговый этап

№ п/п

Темы занятия

Форма проведения

Практика

Кол-во часов



3.1

Самооценка уровня здоровья учащимися 5-7 классов



Анкета



1



1



3.2

Анкета ЗОЖ

для учащихся 5-7 класса



Анкета



1



1


Итого


2

2









Второй год реализации программы

1. Выявление и анализ знаний воспитанниц о ЗОЖ

Диагностический этап

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Теория

Практика

Кол-во часов



1.1

Самооценка уровня здоровья учащимися 8-10 классов



Тест




1



1

1.2

Оценка показателей здоровья

Тест


1


1

1.3

Оценка резервов организма

Тест


1

1


Итого



3

3



2. Практические занятия по ЗОЖ

Деятельностный этап

п/п


Тема занятия

Форма проведения

Теория

Практика

Кол-во часов

2.1

Я выбираю здоровье

Круглый стол

1


1

2.2

Культура питания. Витамины. Микроэлементы

Беседа

1


1

2.3

Секции, кружки и походы - как виды активного отдыха

Беседа с презентацией

1


1

2.4

Уход за кожей и волосами девочки. «Определение типа кожи лица»

Практическая работа


1

1

2.5

Стрессы. Беспокойство


Беседа

1


1

2.6

Энергетики: и плюсы и вред очевидны

Беседа с элементами практикума, просмотр видеоролика

1


1

2.7

Правильное питание - залог здоровья и красоты девочек. «Составление суточного рациона питания для девочки»

Практическая работа


1

1

2.8

Значение физических упражнений для формирования здорового образа жизни

Беседа с элементами практикума

1


1

2.9

Правила ухода за телом

Круглый стол

1



1

2.10

Сон. Гигиена сна


Беседа медика

1


1

2.11

Вода. Ее значение для организма человека

Презентация

1


1

2.12

«Без особого труда, но не детская еда»

Информационное сообщение с элементами беседы



1




1

2.13

Приоритет - здоровье: о пользе ходьбы

Просмотр видеоролика

1


1

2.14

Строение и функции женской репродуктивной системы

Просмотр м/ф «Когда девочка взрослеет»

1


1

2.15

Образ жизни и бессонница


Беседа

1


1

2.16

Приоритет - здоровье: как читать этикетки

Просмотр видеоролика

1


1

2.17

Что есть, а что не есть?

Конкурс рисунков


1

1

2.18

«Правильная осанка - красивая фигура»

Составление памятки


1

1

2.19

Вредные привычки и их влияние на здоровье девушки.


Беседа с просмотром видеоролика

1


1

2.20

Гигиена одежды и обуви

Практическое занятие


1

1

2.21

«Курение - это..»

Конкурс листовок


1

1

2.22

«Лук от семи недуг» (использование продуктов питания при лечении различных заболеваниях)

Беседа

1


1

2.23

Что имеем не храним, потерявши плачем

Ситуативный практикум


1

1

2.24

Веяния современной моды и здоровье (тату и пирсинг)

Вечер вопросов и ответов

1


1

2.25

Профилактика употребления ПАВ

Беседа

(соц. педагог)

1


1

2.26

«В здоровом теле - здоровый дух»

Игра - презентация


1

1

2.27

Пищевые добавки. Хорошо или плохо?

Беседа

1


1

2.28

Спорт и интеллект - понятия совместимые

Круглый стол

1


1

2.29

«Про это…»


Беседа

1


1

2.30

Крестики-нолики «Человек и здоровье»

Игра

1



1

2.31

«Окружающая среда и здоровье человека»

Круглый стол, просмотр видеосюжета



1




1

2.32

Профилактика венерических заболеваний для сохранения здоровья девушек

Беседа - обсуждение

1


1

2.33

«Осаночка, улыбочка, веселые глазки»

Игра с элементами тренинга


1

1

2.34

Я - жемчужина Вселенной!


Выпуск буклета «Памятка для девочек»


1

1


Итого


24

10

34



Результатом второго года реализации программы будет являться:

  • стремление воспитанниц к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;

  • убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

  • способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;

  • умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

  • соблюдение гигиены умственного труда.

3. Мониторинг уровня владения воспитанниками знаниями о ЗОЖ

Итоговый этап

п/п

Темы занятия

Форма проведения

Практика

Кол-во часов



3.1

Самооценка уровня здоровья учащимися 8-10 классов



Тест



1



1



3.2

ЗОЖ

для учащихся 8-10 класса



Анкета



1



1



3.3

Оценка резервов организма

Тест


1

1


Итого


3

3

























Словарь терминов

Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевой продукт в обычных условиях его использования не является вредным и не представляет опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Гигиена - это область, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний, обеспечивающая оптимальные условия для существования, сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Гигиена питания - отрасль гигиены, изучающая проблемы полноценной пищи и рационального питания здорового человека.

Гигиена сна - ряд правил, соблюдение которых даст качественный и приятный сон.

Гигиена умственного труда - успешная умственная деятельность, которая возможна лишь в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при котором отводится определенное время для труда и для отдыха.

Здоровье - состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Здоровьесберегающая среда - это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на его здоровье. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации.

Культура здоровья - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Психическое здоровье - это психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде.

Пубертатный период - возрастной период, на протяжении которого в организме происходит внутренняя перестройка, завершающаяся достижением половой зрелости, то есть способности к размножению.

Режим дня - это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

Социальное здоровье - комфортное взаимодействие человека и общества на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье определяется готовностью к приемлемости общечеловеческих ценностей и социальных норм индивидом.

Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время.

Физическая активность - это движение тела при помощи мышечной силы, сопровождающееся расходом энергии.

Физическое здоровье - это полное физическое благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Список литературы для педагогов

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс - контроль в школе и дома. - М.: АРКТИ, 2005, - 202-209 с.

  2. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / методическое пособие / М. М. Безруких. // - М.: Московский психолог - социальный институт, 2004, - 234 с.

  3. Безруких, М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ методическое пособие / М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева.// - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003, - 189 с.

  4. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003, - № 2.- С.65-66.

  5. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008, - 69с.

  6. Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Каро, 2005, - 78 с.

  7. Обухова, Л. А., Лемяскина, Н. А., Жиренко, О. Е., Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы/ Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко// - М., ВАКО, 2007.

  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005, - 122 с.

  9. Худенко, Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е. Д. Худенко// метод, пособие / - АРКТИ, 2005, - 305 с.

  10. proshkolu.ru

  11. takzdorovo.ru

  12. ill.ru

  13. hrono.ru/proekty/bazarny

Список литературы для детей

  1. Остапчук О. Детская энциклопедия: Здоровый образ жизни. - Москва: Аргументы и факты, 2004. - 511 с.

  2. Конев А.Ф. Настольная энциклопедия для девочек: Красота и здоровье. - Минск: Современный литератор, 2000. - С.702.

  3. Винтовкина И. С. Девочке - подростку 4 - е изд. - М.: «Медицина», 1988. - 56 с.: ил. (Науч. - попул. мед. литература)

  4. Боровска Э. Лучшая энциклопедия для современных девчонок. Харьков, Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. - 420 с., ил.

  5. Бардина Р. А. «Как стать супердевочкой. Секреты красоты и успеха» М.: «Махаон», 2006. - 256 с., ил.

  6. Шлопак Т. Г. «Большой подарок для девочек». Минск: «Харвест»,2008. - 224 с., ил.

  7. takzdorovo.ru

















Приложение 1

Мониторинг показателей заболеваемости







Приложение 2

1. Выявление и анализ знаний воспитанниц о ЗОЖ

Диагностический этап

1.1. «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни»

Цель: Выявление и анализ знаний воспитанниц о ЗОЖ.

1. Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания.

2. Сколько дней ты болел?

3. Что было причиной твоих болезней?

4. У тебя есть постоянный режим дня?

5. Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку?

6. Ты ежедневно 1,5-2 часа проводишь на свежем воздухе?

7. Ты 1-2 раза в день употребляешь фрукты и овощи?

8. Ты уважаешь окружающих людей и не споришь по пустякам?

9. Ты регулярно закаляешься?

10. Ты всегда одеваешься по погоде?

11. Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры)?

12. У тебя дома есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?

Выбери и отметь ответы, которые больше всего соответствуют вопросу «Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?»

1. Стараюсь их не огорчать

2. Даю советы, как себя вести

3. Помогаю по дому

4. Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям

5. Никак не забочусь

6. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью

Контрольные вопросы:

1. Что такое здоровье и от чего оно зависит?

2. Что такое здоровый образ жизни?

3. В чем заключается ответственность каждого человека за свое здоровье?

1.2. Анкета ЗОЖ для учащихся 5 - 7 класса

Дата заполнения анкеты ______________________________________________________

1.Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).

Иметь много денег □

Много знать и уметь □

Быть здоровым □

Иметь любимую работу □

Иметь интересных друзей □

Быть красивым, привлекательным□

Быть самостоятельным (самому решать, что делать и самому обеспечивать себя) □

Жить в счастливой семье □

2.Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

Регулярные занятия спортом □

Хороший отдых □

Знания о том, как заботиться о своем здоровье □

Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.) □

Возможность лечиться у хорошего врача □

Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д. □

Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни

(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.д.) □

3.Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?


Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко, никогда

Утренняя зарядка, пробежка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Сон не менее 8 ч

Занятия спортом

Душ, ванна

4. Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? (отметь нужное).

Да, конечно □ Скорее да, чем нет□ Скорее нет, чем да □ Нет□

5. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ

Да, очень интересно □ Скорее интересно, чем не интересно □

Скорее неинтересно, чем интересно □ Не интересно □

6.Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?

Часто

От случая к случаю

Никогда

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

7.Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаёшь...

Интересно

Не всегда интересно

Не интересно

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

8.Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся вашем учреждении? Какие из них ты считаешь интересными и полезными?

Проводятся

Интересно

Не интересно

Беседы, обучающие здоровью

Практические занятия о том, как заботиться о здоровье

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья

Праздники, вечера на тему здоровья

Ключ к анкете для 5-7 классов

Показатель А. Личностная ценность здоровья

Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья:

Хорошая наследственность (0)

Средства для питания, спорта (0)



№№ вопросов

Баллы за ответы на вопросы

Сумма баллов

Показатель А. Личностная ценность здоровья

Вопрос 1. Условия счастливой жизни?

Иметь много денег

Много знать и уметь

Быть здоровым

Быть красивым, привлекательным

Иметь любимую работу

Иметь интересных друзей

Жить в счастливой семье

Быть самостоя-тельным

Балл «Быть здоровым»

Баллы



Если балльная оценка составляет:

♦ 6-8 - высокая личностная значимость здоровья

♦ 4 или 5-недостаточная личностная значимость здоровья

♦ 4 или менее - низкая личностная значимость здоровья



Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

Вопрос 2. 4 важных условия здоровья

Хорошая наследственность (0)

Средства для питания, спорта (0)

Хорошая экология (0)

Выполнение правил ЗОЖ (2)

Хороший врач (0)

Знания о здоровье (2)

Отсутствие перегрузок (0)

Регулярные занятия спортом (2)

Сумма баллов

Баллы



Если сумма баллов составляет:

♦ 6 - понимание роди поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

♦ 4- недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья;

♦ 2 или менее - отсутствие понимания роди активности в сохранении и укреплении здоровья.

Показатель С. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Вопрос 3. Что

входит в распорядок дня?

Утренняя зарядка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка

Сон не менее 8ч

Занятия спортом

Душ, ванна

Сумма баллов

Ежедневно - 2 балла; несколько раз в неделю -1 балл; очень редко - 0 баллов

Баллы



Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦ 16-14 - полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦ 12-9 - неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦ 8 и меньше - несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Показатель Е. Отношение к информации, связанной со здоровьем

Вопрос 5. Интересна ли тебе информация о здоровье ?

Да, очень интересна (4)

Интересна, но не всегда (3)

Не очень интересна (2)

Неинтересна (0)

Сумма баллов

Баллы


Подсчитывается общее количество набранных: баллов:

♦ 4 - очень интересная и полезна

♦ 2 - не очень интересная и полезна

♦ 3 - довольно интересна и полезна

♦ 0 - не нужна и неинтересна

Показатель Д. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ

Вопрос 4. Ты заботишься о своем здоровье

Да, конечно

Забочусь недостаточно

Мало забочусь

Сумма баллов, полученных за вопрос 3 (см. выше)

14-16







(4)

9-12







(3)

8 или менее





(2)

14-16







(4)

9-12







(4)

8 или менее





(3)

14-16







(2)

9-12







(4)

8 или менее





(3)

Баллы



Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦ 4 балла - адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦ 3 балла - недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦ 2 балла - неадекватная оценка учащимся своего образа жизни

Показатель Ж. Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

Вопрос 6.

Откуда

узнаешь о своем

здоровье…

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сум-

ма бал-

лов

Варианты

ответов и

баллы

Часто (16)

Редко (8)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)


Баллы


Рассчитывается:

♦ сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ»

♦ частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах.

Если результат деления равен:

♦ 2,5-4 балла - достаточно регулярное информационное влияние школы

♦ от 1 до 2,5 - недостаточно регулярное информационное влияние школы

♦ меньше 1 - информационное влияние школы нерегулярно

Показатель 3. Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

Вопрос 7.

Какие

сведения о здоро-

вье инте-

ресны

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сум-

ма баллов

Варианты

ответов и

баллы

Интересно (16)

Не всегда (8)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)


Баллы


Рассчитывается:

♦ сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ»

♦ частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах.

Если результат деления равен:

♦ 2,5-4 балла - достаточно регулярное информационное влияние школы

♦ от 1 до 2,5 - недостаточно регулярное информационное влияние школы

♦ меньше 1 - информационное влияние школы нерегулярно



Показатель И. Оценка учащимся личностной значимости мероприятий,

проводимых в школе по формированию здорового образа жизни

Вопрос 8.

Что проводится в твоем классе?

Уроки обучающие здоровью

Лекции о том как заботиться о здоровье

Показ фильмов, о том как заботиться о здоровье

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья

Праздники, вечера на тему здоровья

Сумма баллов

Варианты

ответов и

баллы

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)


Баллы


Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦ 10-12 - высокая значимость мероприятий, проводимых в школе

♦ 6-9 - недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе

♦ менее б - низкая значимость мероприятий, проводимых в школе



Показатель К. Оценка учащимся воспитательного эффекта здоровьесберегающих технологий в школе

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦ Значительный воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий - 60-45;

♦ Достаточный воспитательный эффект-44-30;

♦ Недостаточный воспитательный эффект 29-20;

♦ Отсутствие воспитательного эффекта 19-10.























2. Практические занятия по ЗОЖ

2.1. Основные правила здорового образа жизни

Цель: воспитание внимательного отношения к своему здоровью; повышение мотивации на здоровый образ жизни; развитие творческих способностей, расширение кругозора.

Форма: беседа.

Ход занятия:

  1. Вступление:

Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в жизни - это здоровье. В словаре даётся такое понятие здоровья: Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Вы только посмотрите, как велик человек! Уже ступил на Луну и скоро побывает на других планетах. Вот-вот создаст искусственные жизнь и разум, которые будут способны контактировать с естественными. А затем и превысят созданные природой. И какими темпами! Ну чем не Бог?

А вот другие картины. Пройдитесь по улице большого города: вы всегда встретите немало людей, которые шаркают подошвами по асфальту, дышат с трудом, ожиревшие, глаза потухли. В страхе дрожат перед болезнями и смертью. Да тот ли человек покорил космос, создал сонаты Бетховена, выдвинул великие идеалы гармонического гуманистического общества?

В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и от жадности, но, иногда, и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье может почти с любой точки его упадка. К сожаленью, здоровье, как важная цель, встаёт перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью. Однако слабого человека даже смерть не может надолго напугать.

Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. И ещё пятое - счастливая жизнь!

Говорят, что здоровье - счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь, она уж точно - несчастье, особенно, если тяжёлая.

  1. Слагаемые здоровья:

Заранее подготовить разноцветные карточки со словосочетаниями: подвижный образ жизни; переедание; правильное питание; ночной образ жизни; вредные привычки; отказ от вредных привычек; режим дня; активный отдых; полноценный сон; еда на ночь; перекусы; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции; стрессовые ситуации; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

Эти карточки крепят магнитами на доску. Ведущий предлагает прочитать и оставить на доске только те карточки, высказывания на которых мы можем связать со здоровым образом жизни. Дети читают и предлагают оставить некоторые из них. Остальные карточки снимаются с доски (на этом этапе возможны обсуждения).

Составляется схема здорового образа жизни:

  • подвижный образ жизни

  • правильное питание

  • отказ от вредных привычек

  • режим дня

  • активный отдых, полноценный сон

  • закаливание

  • личная гигиена

  • положительные эмоции

  • высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

  1. Обсуждение вопросов:

Мы много уже сказали о здоровье, о здоровом образе жизни. Сейчас мы попытаемся ответить на некоторые вопросы, которые помогут нам сделать некоторые выводы.

Ведущий: Первый вопрос такой. Что значит «гармоничный человек» в вашем понимании. И важно ли быть таким? (Предполагаемые ответы детей).

Ведущий: Второй вопрос, который мы обсудим. Помогают ли занятия спортом познать самого себя? (Ответы)

Ведущий: Третий вопрос такой. Можно ли поставить знак равенства между понятиями спорт и здоровье? (ответы)

Ведущий: Наш четвёртый вопрос, который мы обсудим, такой. Римский врач Цельс делил лечение на три способа: травами, хирургическим путём и образом жизни. Какой способ вы считаете самым разумным? (ответы)

Ведущий: Учёные, рассматривая все факторы, влияющие на здоровье, установили, что здоровье человека зависит от следующих факторов:

  • от внешней среды - на 20-25%

  • от генетической предрасположенности - на 15-20 %

  • от здравоохранения - на 8-10%

  • от образа жизни - на 50-55%.

Вредные условия жизни, окружающей среды можно компенсировать или исключить правильным образом жизни. Люди, в большей свое массе ведут неправильный образ жизни. Самое главное для здоровья - это двигательная активность, подвижность. По данным учёных даже дети школьного возраста получают лишь 60% нормы движения при наличии уроков физкультуры. А взрослые - и того меньше. Многие взрослые ведут малоподвижный образ жизни, не занимаются зарядкой. Даже когда нам предоставляется возможность проявить свою двигательную активность, мы в силу своих привычек не пользуемся предоставленной возможностью.

Например, утром, когда спешим на работу или в школу, стараемся влезть в переполненный транспорт, вместо того, чтобы выйти из дому на 40 минут пораньше и потратить это время на быструю ходьбу до работы, т.е. на оздоровление. Если вы живёте на 5 или 10 этаже, не спешите пользоваться лифтом, поднимайтесь пешком до квартиры. Вы укрепите свои мышцы и научитесь правильно дышать. Мы привыкли к различным импортным продуктам и полуфабрикатам, в которых после переработки не осталось никаких биологически активных веществ. Вспомните рецепты своих мам и бабушек, они гораздо вкуснее и полезнее. Поэтому я считаю, что для здоровья самое главное - это правильный образ жизни.

4. Анкетирование:

Анкета «Здоровы ли вы физически?»

На каждый вопрос нужно выбрать один вариант ответа.

  1. Как часто вы занимаетесь физическими упражнениями?
    а) четыре раза в неделю
    б) два-три раза в неделю
    в) один раз в неделю
    г) иногда

  2. Какое расстояние проходите пешком за один день?
    а) 4 км
    б) около 4 км
    в) менее 1,5 км
    г) 500 метров

  3. Отправляясь в школу или в секцию, вы:
    а) идёте пешком
    б) часть - идёте пешком, часть - используя транспорт
    в) всегда используете транспорт

  4. Если перед вами выбор: идти по лестнице или использовать лифт, вы
    а) поднимаетесь всегда по лестнице
    б) поднимаетесь по лестнице, если нет груза
    в) иногда пользуетесь лестницей
    г) всегда пользуетесь лифтом

  5. По выходным дням вы
    а) несколько часов работаете по дому или в саду
    б) целый день в движении, но без физического труда
    в) совершаете несколько коротких прогулок
    г) читаете и смотрите телевизор

За ответ «а» - получаете 4 очка, «б» - 3 очка, «в» - 2, «г» - 1

Подведение итогов:

Если вы набрали 8-13 баллов, то вы ленивы и вам необходимо заняться физическими упражнениями;

Если вы набрали 14-17 баллов, то ваша двигательная активность на среднем уровне;

Если вы набрали 18 баллов и более, то ваша двигательная активность в норме.

В конце занятия хочется пожелать всем участникам крепкого здоровья. И помните, что природа к нам очень щедра. Ведь достаточно всего 20 - 30 минут в день потратить на физзарядку, но такую, чтобы вспотеть и пульс участился вдвое, чтобы снизить риск заболеваний сердца в 2-3 раза. Двигайтесь больше.

2.2. Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни

Цель: обеспечение воспитанниц информацией в области сохранения и укрепления здоровья.

Задачи: сформировать понятие здорового образа жизни; познакомить воспитанниц с основами правильного питания.

Форма: беседа.

Ход занятия:

  1. Орг. момент:

Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о «здоровом образе жизни», ведь хорошее здоровье - основа долгой, счастливой и полноценной жизни, и особенно это важно для сегодняшних детей. Потому что дети - это главное, что есть во всем мире.

Здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».

Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.

  1. Тест «Твое здоровье»

Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты:

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни.

  1. Основная часть

Ведущий: Важнейшим элементом здорового образа жизни является правильное питание. Сегодня мы поговорим о питании, и как питание влияет на наше здоровье.

Подростковый возраст считается переломным в жизни человека. Организм подростка расходует много энергии, которая необходима для работы сердца, желудка, печени и других органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач, также требуют расхода энергии. Особенно с большими энергетическими затратами связаны подвижные игры, занятия физкультурой и спортом. Чтобы всегда пополнять энергию, необходимую для работы, для жизни, человек должен регулярно питаться.

Вы уже знаете составляющие здорового образа жизни. Назовите их. (ответы детей: режим дня; личная гигиена; здоровое питание; физическая активность; отдых; закаливание; отсутствие вредных привычек).

Мы должны с вами выяснить важность сбалансированного питания для обеспечения собственной экологической безопасности питания и здоровья.

1). Проблемы питания.

Общеизвестно положение, которое гласит: пища должна быть «заработана мышцами». Питание, как никакая другая проблема, - вопрос исключительно индивидуальный, связанный с предпочтениями, вкусами, привычками. Нельзя всем рекомендовать одну и ту же диету, например вегетарианство. Истинных вегетарианцев, как и макробиотиков, человеческой популяции около 10%. Но, несомненно, и то, что человек имел своим предком травоядное существо (обезьяну, которая, кстати, дополняет свой рацион гусеницами, червями, ящерицами, бабочками, пауками и даже птицами). Человек ныне всеяден, но его рацион оптимален лишь в том случае, если он на 70% является вегетарианским и лишь на 30% - мясным и рыбным.

2). Мы остановимся на значении питания для детей и подростков.

С первых дней жизни человек живет и работает в тесном взаимодействии с внешней средой. Среди многочисленных факторов влияния среды обитания на человека один из основных - фактор питания. Именно питание поддерживает биологическую жизнь, обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей его средой. От того, как люди питаются, во многом зависят состояние их здоровья, трудоспособность, защитные и приспособительные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни. Отсутствие питания приводит к неминуемой смерти человека, а недостаточное питание неблагоприятно воздействует на состояние его здоровья.

Вопросы: Какой фактор внешней среды поддерживает жизнь человека? На какие функции организма оказывает влияние питание? На что использует организм пищевые вещества?

Вывод: При употреблении растительной и животной пищи в организме человека вырабатывается энергия, которую человек расходует на обеспечение своей жизнедеятельности и для выполнения какой - либо работы.

3). Здоровое питание.

Питание человека должно соответствовать определённым требованиям: покрывать ежедневные энергетические затраты; содержать достаточное количество строительных материалов (белков, жиров и углеводов), а также витаминов, минеральных веществ; удовлетворять вкусы человека; способствовать укреплению здоровья и долголетию.

Особенности питания изменяются с возрастом. Например, новорожденные и груднички должны получать материнское молоко, так как оно оптимально подходит для роста организма его развития и содержит антитела, предупреждающие возникновение некоторых инфекционных заболеваний. В детском и подростковом возрасте необходимо оптимальное питание для роста и развития организма, в зрелом возрасте - для поддержания стабильного состояния и компенсации энергозатрат, связанных, например, с тяжелым физическим трудом, в старости - питание должно способствовать долголетию.

От питания зависят физическое развитие (рост, вес), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни. Жизнедеятельность организма протекает нормально только тогда, когда он получает извне достаточное количество энергии ( в виде белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды) и при этом соблюдается их строгое соотношение.

Сейчас послушаем характеристики белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды и определим, что важнее для нашего организма.

Белки. Основой всего живого на Земле являются белки. Они входят в состав клеток организма, клетки образуют ткани и органы: мозг, нервы, мышцы, кожу. Белки выполняют огромное число функций: поддерживают обмен веществ, служат незаменимым строительным материалом, осуществляют сокращение мышц, защищают организм от внешней среды, участвуют в передаче наследственности.

Жиры. Жиры - основной источник энергии в организме. Они входят в состав клеток и оболочек. Значение жиров связано с их участием в обмене веществ в качестве кладовой энергии, в усвоении жирорастворимых витаминов, белков и солей. Жиры предохраняют организм от переохлаждения. Однако избыток жира увеличивает массу тела человека. Каждый лишний килограмм массы неблагоприятно влияет на работу сердца, легких, состояние сосудов и на весь организм в целом.

Углеводы. Углеводы, как и жиры, служат важным источником энергии в организме. Они обеспечивают работу сердца, мышц и, конечно, мозга. Мозг постоянно потребляет огромное количество энергии. Поэтому углеводы должны занимать первое место в питании.

Витамины. В жизнедеятельности организма человека очень велико значение витаминов. Они не образуются в организме и поэтому должны поступать в него с пищей. Витамины ускоряют и регулируют обмен веществ и энергии между организмом и средой, участвуют в образовании различных активных веществ, в обезвреживании ядовитых веществ, выполняют защитную функцию.

Минеральные вещества. Кроме витаминов человек получает из пищи и минеральные вещества: калий, натрий, хлор, магний, железо, кальций, фосфор, цинк, медь, хром, йод и многие другие. Минеральные вещества входят в состав его клеток и тканей, обеспечивая их рост, ускоряя процессы обмена, выполняя и многие другие функции.

Вода. К числу жизненно важных минеральных веществ надо, прежде всего, отнести воду. И недостаток, и избыток её потребления вредны для организма. Вода входит в состав всех клеток и тканей организма. На неё приходится до 65% от массы (веса) тела взрослого человека. Дети и подростки теряют около 2-х литров воды в сутки. Следовательно, им необходимо восполнить утраченное количество воды. Поступление её в организм происходит в виде чая, кофе, соков, молока, кефира и т.д. Особенно много воды (до90%) содержится в овощах и фруктах. Потребность в воде подростков 11 - 14 лет составляет от 1,4 дол 2,5 литра в сутки. Летом потребность в воде увеличивается.

Вывод: для сбалансированного питания все нужны для нашего организма.

4). Пища, из которой складывается день за днем рацион человека, очень важна для его здоровья. Поэтому необходимо знать, что полезно для нашего здоровья, чтобы затем, самим и без особых затруднений сделать правильный выбор.

  • мясо содержит незаменимые аминокислоты, имеет высокую энергетическую ценность. Особенно необходимо в период активного роста;

  • растительная пища содержит биологические активные вещества (витамины), которые осуществляют регуляторные процессы в организме. Одним из основных витаминов является витамин С. Нехватка этого витамина сказывается особенно зимой.

  • хлеб грубого помола содержит важнейшие витамины группы В. Достижение пищевой индустрии почти полностью исключили из хлеба нужные человеку пищевые волокна и витамины. Их сегодня добавляют искусственно.

В современном рационе преобладают:

  • мясные консервы;

  • колбасы;

  • сливочное масло;

  • концентрированные соки.

Такое питание содержит вдвое больше животных жиров, но в три раза меньше пищевых волокон и микроэлементов.

Такое несвойственное организму питание сопровождается заболеваниями:

  • сердца

  • сосудов

  • сахарным диабетом

  • заболеваниями пищеварительного тракта.

При избыточном потреблении колбас, консервов и нехватки в рационе клетчатки, которой богаты черный хлеб, свежие овощи, фрукты, рис и крупы, возникают хронические запоры, препятствующие своевременному выведению из организма консервантов и вредных пищевых добавок.

5).Чтобы обеспечить экологическую безопасность при питании необходимо:

  • сократить употребление мяса до 30-50 грамм в день.

  • больше употреблять в пищу: морковь, капусту, яблоки, растительные масла.

  • одним из главных блюд должны стать каши.

  • соблюдать умеренность в еде.

  • иметь хорошую физическую нагрузку.

4. Закрепление.

  • Каково значение питания для подростка?

  • Что значит рациональное и сбалансированное питание?

  • Расскажите о последствиях переедания?

5. Итог занятия. - Что же мы сегодня узнали с вами о питании?




2.3. Режим дня - основа здорового образа жизни



© 2010-2022