Программа курса Топонимика Казахстана и мира (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данный курс является важным компонентом в воспитании гармонично развитой личности, так как основан на требованиях к современному образованию.
Географические названия - важнейший компонент географии. Они являются своеобразным связующим звеном между человеком и географическим объектом, не только указывая его место на поверхности планеты, но и давая интересную и очень важную научную информацию. Географические названия - это ключ к познанию и решению многих проблем истории человеческого общества. Без знания топонимики невозможно воспитать сознательное восприятие особенностей окружающей природы и любовь к родному краю. Разгадывание топонимов связано со многими науками: лингвистикой, географией, историей, ботаникой.

Цель курса - на основе полученных базовых знаний географического, исторического и лингвистического плана дать представление о предмете топонимики, о происхождениях названий географических объектов Казахстана и мира в целом; через изучение топонимов родного края помочь учащимся глубже познать свою малую родину, привить интерес к изучению ее истории; прочувствовать связь времен.

Задачи:

  1. знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией, народной этимологией; сбор топонимического материала; изучение особенностей лексики, отражающей географические названия;

  2. формирование поисково-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края; развитие коммуникативной компетенции; развитие лингвистического кругозора;

  3. воспитание чувства гордости и уважения к языковой культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры Казахстана; бережного отношения к народному слову.

Требования к уровню знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:
- предмет, структуру, задачи топонимии, ее основные понятия, а также ее место и роль в практическом, коммуникативно-деятельностном обучении географии;

- основные принципы и способы номинации географических объектов;

- топонимы Казахстана, их этимологию.

Учащиеся должны уметь:

- вести информационный диалог;

- работать с научно-популярной литературой;

- систематизировать собранный материал;

- работать в группе;

- оформлять словарные статьи, лингвистические бюллетени;

- презентовать свою деятельность;

- проводить рефлексию.

Объем учебного времени - 34 часа.

Периодичность - 1 час в неделю.

Форма организации курса: лекции, дискуссии, проектная деятельность, практические работы.

Форма завершения курса - это защита творческих проектов.

Оценивание учебных достижений учащихся будет проводиться по системе «зачет»/ «незачет».











Содержание курса «Топонимика Казахстана и мира»

Глава 1. Введение (3 часа)

Предмет содержание и задачи курса. Место топонимики среди других наук

Основные этапы развития топонимики

Методы топонимических исследований.

Глава 2. Классификация топонимов (2 часа)

Классификация географических названий

Основные принципы передачи топонимов на географических картах.

Глава 3. Географические названия объектов мира и Казахстана (25 часов)

Части света и материки.

Острова, полуострова, архипелаги.

Социальные топонимы (населённые местности и места): Страны. Внутренние области (республики, земли, провинции, штаты). Столицы и крупные города. Районные центры (и знаменитые поселки). Шоссе, тракты, перевалы

Природные топонимы (массивы суши): Географические регионы. Горные массивы, цепи, хребты, отроги, пики, вулканы. Пустыни, полупустыни, степи. Низменности, плато, долины, впадины и котловины. Ущелья, урочища, овраги. Леса и рощи. Болота и солончаки

Гидронимы (водоёмы): Моря и водохранилища. Заливы и проливы, бухты и гавани. Озёра и пруды. Реки и каналы. Течения в океанах и крупных морях

Глава 4. Топонимика родного края (4 часа)

Топонимика села Озерки. Составление картотеки.







Календарно-тематическое планирование курса «Топонимика Казахстана и мира»

(34 часа, 1 час в неделю)

Название темы урока

Кол-во часов

Форма урока

Дата

1.

Предмет содержание и задачи курса. Место топонимики среди других наук

1

Лекция

02.09

2.

Основные этапы развития топонимики

1

Лекция

09.09

3.

Методы топонимических исследований.

1

Лекция

16.09

4.

Классификация географических названий

1


23.09

5.

Основные принципы передачи топонимов на географических картах.

1


30.09

6.

Части света и материки, океаны

1

Работа с географ.картами

07.10

7.

Острова, полуострова, архипелаги.

1

Работа с географ.картами

14.10

8.

Практическая работа №1

1

Работа в контур.картах

21.10

9.

Страны.

1


28.10

10.

Внутренние области (республики, земли, провинции, штаты).

1


12.11

11.

Столицы и крупные города.

1


18.11

12.

Районные центры (и знаменитые поселки).

1


25.11

13.

Шоссе, тракты, перевалы

1


02.12

14.

Практическая работа № 2

1

Работа в контур.картах

09.12

15.

Географические регионы

1


23.12

16.

Горные массивы, цепи, хребты, отроги, пики, вулканы.

1

Работа с географ.картами

09.01

17.

Практическая работа № 3

1

Работа в контур.картах

13.01

18.

Низменности, плато, долины, впадины и котловины.

1

Работа с географ.картами

20.01

19.

Пустыни, полупустыни, степи.

1

Работа с географ.картами

27.01

20.

Практическая работа № 4

1

Работа в контур.картах

03.02

21.

Ущелья, урочища, овраги.

1


10.02

22.

Леса и рощи.

1


17.02

23.

Болота и солончаки

1


24.02

24.

Практическая работа № 5

1

Работа в контур.картах

03.03

25.

Моря и водохранилища.

1

Работа с географ.картами

10.03

26.

Заливы и проливы, бухты и гавани.

1

Работа с географ.картами

17.03

27.

Озёра и пруды.

1

Работа с географ.картами

01.04

28.

Реки и каналы.

1

Работа с географ.картами

07.04

29.

Течения в океанах и крупных морях

1


14.04

30.

Практическая работа № 6

1

Работа в контур.картах

21.04

31-32

Топонимика села Озерки.

2

Встреча со старейшими жителями села. Сбор информации по народной этимологии.

28.04

33.

Составление картотеки.

1


05.05

34.

Обобщение изученного

1

Тестирование

12.05

Литература

  1. Басик С.Н. Общая топонимика. - Минск: БГУ, 2008. - 168с.

  2. Мурзаев Э. М. Топонимика и география. - М: Мысль, 1995.

  3. Рылюк Г.Я., Басик С.Н. В мире географических названий южных материков. - Минск: ЗАO «Веды», 1998.

  4. Рылюк Г.Я., Басик С.Н., Шафран В.В. В мире географических названий материков северного полушария. - Минск: Народная асвета, 2000.


© 2010-2022