Рабочая программа по географическому краеведению 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя школа»





«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

________А.И.Каравашкина

17 «августа» 2015

«Утверждаю»:

Директор школы:________Н.Б. Белянинова

Приказ от 17.08.2015 №148


Рабочая программа

по географическому краеведению

для 6 класса

на 2015-2016 учебный год




Учитель: Перевезенцева Римма Александровна



с. Шарапово


2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса для 6 класса общеобразовательных учреждений «Географическое краеведение Нижегородской области» 2012 год.

Курс «Географическое краеведение. Нижегородской области» реализует региональный компонент географического образования в 6 классе. Он является первым курсом формирующим у учащихся целостное представление о природе, населении и хозяйстве своей области.

Срок реализации программы: 2015-2016 уч. год.

Главная цель курса - формирование у школьников первоначальных знаний о своем крае, создание целостного образа Нижегородской области на основе комплексного изучения трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства; определение места и значения Нижегородской области в масштабах страны; воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к истории и культуре народов своей области.

Задачи курса:

-формирование знаний об особенностях компонентов природы Нижегородской области и использование их в хозяйственной деятельности человека;

- создание образного представления о природном богатстве, хозяйстве и этнокультурном своеобразии населения родного края;

-формирование практических умений наблюдения за природными явлениями и их влияние на природную среду.

Цели и задачи курса определили выделение в содержании программы четырех крупных разделов: «Географическое положение», «Природа», «Население и хозяйство», «Историко-культурное наследие».

Количество часов: 35 часов учебного времени, 1 час резервного времени.

УМК.

1. Географическое краеведение программа учебного курсв для 6 классв общеобразовательных учреждений

Авторы: Кнутов Н.В., Кривдин И.Ю., Кряжев А.Б., Беляева Т.К.

Нижний Новгород Нижегородский институт развития образования 2012год. 2. Учебное пособие для учащихся 6 класса «Географическое краеведение. Нижегородской области» Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр.

Автор А.Б. Кряжев

Нижний Новгород Нижегородский институт развития образования 2013год.

  1. Рабочая тетрадь «Географическое краеведение. Нижегородской области».

Авторы: Н.В. Кнутов, И.Ю.Кривдин, А.Б.Кряжев, Т.К.Беляева

Нижний Новгород 2011год.

Содержание программы.

Курс «Географическое краеведение. Нижегородская область» реализует региональный компонент географического образования в 6 классе. Он является первым курсом, формирующим у учащихся целостное представление о природе, населении и хозяйстве своей области. Изучение Нижегородской области в 6 классе направлено на восполнение пробела в краеведческих знаниях учащихся и является важным структурным элементом в целостной системе знаний географии своего края.

Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением, возрастными особенностями учащихся, сформированными при изучении начального курса физической географии в 6 классе, и реализацией межпредметных связей с этим курсом.

Логика построения курса «Географическое краеведение» подчинена, с одной стороны, логике изучения района - от географического положения и природы к населению и хозяйству, а, с другой стороны, последовательностью изучения тем начального курса физической географии в 6 классе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

34 часа , 1 час резервного времени.

Введение. Цели и задачи географического краеведения.

Раздел 1. Географическое положение 3 часа.

Тема1. Географическое положение Нижегородской области. Положение на физико-географической и политико-административной картах России. Географическое положение областного центра. Положение своего административного района. Площадь и протяженность. Положение своего административного центра. Местоположение школьного микрорайона.

Раздел 2 Природа 18 часов.

Тема2. Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области. Положение на Восточно-Европейской равнине. Высокое Правобережье, Низменное Левобережье. Влияние рельефа на виды хозяйственной деятельности населения. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности. Рельеф и полезные ископаемые своего административного района. Полезные ископаемые. Рельеф школьного окружения.

Тема 3 Климат. Климат Нижегородской области. Основные особенности климата. Факторы, влияющие на формирование климата. Температура воздуха осадки. Опасные погодные явления. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека. Климат своего административного района. Снеговой покров. Влияние климата на сельское хозяйство. Климат школьного микрорайона.

Тема 4 Внутренние воды. Внутренние воды Нижегородской области. Речная сеть области. Волга, Ока. Реки Правобережья и Левобережья. Хозяйственное значение рек. ГЭС. Озера их происхождение и использование. Болота. Подземные воды. Речная сеть питание и режим рек своего административного района.

Тема 5 Растительный покров. Растительный покров Нижегородской области. Основные типы растительности области. Основные типы лесов области и их распространение. Крупные зоны отдыха. Охрана растительного мира. Красная книга области. Растительный покров своего административного района. Растительный покров школьного окружения.

Тема 6 Почвенный покров. Почвенный покров Нижегородской области. Распространение типов почв и их особенности. Изменение почвы в результате хозяйственной деятельности. Загрязнение почвы и влияние на здоровье.

Тема 7 Животный мир области. Фауна лесов области. Объекты охотничьего промысла. Промысловые рыбы. Основные представители животного мира своего района. Охрана животного мира.

Тема 8 Охраняемые природные территории. Охраняемые природные территории Нижегородской области. История формирования сети особо охраняемых территорий области. Типы охраняемых территорий. Керженский заповедник. Заказники. Памятники природы. Рукотворные объекты. Правила поведения в заповедных территориях. Охраняемые территории своего административного района.

Раздел 3 Население и хозяйство 7 часов

Тема 9 Население. Население Нижегородской области. Численность населения. Половой и возрастной состав. Городское и сельское население. Города и их типы. Нижегородская агломерация. Сельские населенные пункты. Этнические меньшинства. Население областного центра. Население своего административного района. Происхождение название населений. Население школьного окружения.

Тема 10. Хозяйство. Хозяйство Нижегородской области. Возникновение крупной промышленности. Промышленные гиганты. Главные направления сельского хозяйства. Народные художественные промыслы. Хозяйство своего административного района. Хозяйственные объекты школьного окружения.

Раздел 4. Историко-культурное наследие 6часов.

Тема 11Историко-культурное наследие. Историко-культурное наследие Нижегородской области. Исторические поселения. Памятники истории и культуры федерального значения. Государственные музеи. Историко-культурное наследие своего административного района. Поселения с богатым историческим прошлым. Архитектурные памятники и исторические места. Люди оставившие след в истории района.

Практические работы

Цель: ознакомление с природными, хозяйственными, историко-культурными объектами своего района и Нижегородской области в форме экскурсий:


  1. Географическое положение районного центра, своего села.

  2. Изучение основных форм рельефа своего района по источникам информации, картам.

  3. Наблюдение за погодой ( в течение года).

  4. Экскурсия. Исследование вод, описание водного объекта.

  5. Изучение растительного покрова школьного окружения.

  6. Изучение почв школьного микрорайона.

  7. Изучение животного мира школьного окружения.

  8. Экскурсия на хозяйственный объект.

  9. Экскурсия в местный краеведческий музей.


Требования к знаниям и умениям учащихся:

Знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;

- особенности географического положения, природы, населения и хозяйства области, административного района, города;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего края;

- объекты историко-культурного наследия областного и районного уровня;

Уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений своей области;

- приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, населяющих территорию своей области; формирования отраслей хозяйства в своей местности;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации, форм ее представления, собственных наблюдений;

- определять на местности, карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; чтения карт различного содержа­ния;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объек­тами, процессами и явлениями, их изменениями в результате при­родных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

- решения практических задач по определению качества окружаю­щей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улуч­шению;

- проведения самостоятельного поиска географической информа­ции на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

Название разделов и тем

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Количество практических работ по темам

Количество

контрольных работ

1

Раздел1 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

2

3

2

Тема 1 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1

3

Раздел2. ПРИРОДА

14

18

4

Тема2 РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

1

Тема 3. КЛИМАТ


Тема 4. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

1

Тема 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ

1

Тема 6. ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ


Тема 7. ЖИВОТНЫЙ МИР

1

Тема 8 Охраняемые территории


Раздел 3. Население и хозяйство

6

7

1

Тема 9 Население


Тема 10 Хозяйство


Раздел 4. Историко-культурное наследие

3

6

1

Тема 11 Историко-культурное наследие

1

Практикум

8

8

Резервное время

1


Итого

34

34


Изменения в программе. Увеличение часов на изучение тем Географическое положение, Природа, Население и хозяйство. «Географическое краеведение. Нижегородской области» первый курс, где происходит формирование у учащихся целостного представления о природе, населении и хозяйстве, географическом положении, геологическом строении своей области. Пока для обучающихся 6 класса, это сложные темы для восприятия и понимания, требуется дополнительное время и для проведения наблюдений в природе Дополнительные уроки взяты из резервного времени.


Календарно- тематическое планирование по географическому краеведению в 6 классе

№п/п

№п/п

Дата

календ

Дата

фактич

Тема урока

Раздел1 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (3 часа)

Тема 1 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (3 часа)

1

1/1

1. Географическое положение Нижегородской области

2

2/2

2.Географическое положение Шатковского района.

3

3/3

3. Практическая работа №1Местное положение школьного микрорайона

Раздел2. ПРИРОДА(18 часов)

Тема2 РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

4

4/1

1.Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области.

5

5/2

2. Рельеф и полезные ископаемые Шатковского района.

6

6/3

3.Практическая работа №2. Особенности рельефа села. Рельеф школьного окружения

Тема 3. КЛИМАТ

7

7/4

4. Основные особенности климата.

8

8/5

5. Климат административного района.

Тема 4. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

9

9/6

6.Внутренние воды Нижегородской области.

10

10/7

7. Практическая работа№4. Внутренние воды своего административного района.

Тема 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ

11

11/8

8.Растительный покров Нижегородской области.

12

12/9

9. Положение района на карте растительности области.

13

13/10

10. Практическая работа№5

Растительный покрова школьного окружения.

Тема 6. ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ

14

14/11

11.Основные типы почв области.

15

15/12

12.

Распространенные типы почв района. Почвы школьного микрорайона

Тема 7. ЖИВОТНЫЙ МИР

16

16/13

13. Животный мир Нижегородской области.

17

17/14

14. Основные представители животного мира района.

18

18/15

15. Практическая работа№7. Животный мир села. Изучение животного мира школьного окружение.

Тема 8. ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

19

19/16

16.Охраняемые территории Нижегородской области.

20

20/17

17.Типы охраняемых территорий района.

21

21/18

18. Памятники природы села.

Раздел 3 НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО (7 часов)

Тем 9. НАСЕЛЕНИЕ.

18. Памятники природы села.

22

22/1

1.Численность населения области.

23

23/2

2.Население своего административного района.

24

24/3

3. Население школьного окружения.

Тема 10. ХОЗЯЙСТВО

25

25/4

4.Развитие хозяйства области.

26

26/5

5.Промышленность Шатковского района.

27

27/6

6. Сельское хозяйство. Экскурсия на хозяйственный объект села.

28

28/7

7. Народные художественные промыслы области.

Раздел 4 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (6 часов).

Тема 11. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

29

29/1

1.Исторические поселения области

30

30/2

2.Памятники истории и исторические места района.

31

31/3

3. Экскурсия .Объекты историко-культурного наследия села.

32

32/4

4.Практическая работа №19. Объекты историко-культурного наследия в школьном окружении.

Экскурсия в местный краеведческий музей.

33

33/5

5. Конференция. Люди, оставившие значительный след в истории района.

34

34/6

6. Экскурсия. Изучение природных комплексов села.





Литература для учителя и учащихся

  1. Учебное пособие для учащихся 6 класса «Географическое краеведение. Нижегородской области» Нижний Новгород гуманитарный центр 2013г.

Автор А.Б. Кряжев.

  1. Рабочая тетрадь «Географическое краеведение. Нижегородская область».

Авторы : Н.В.Кнутова, И.Ю.Кривдина, А.Б. Кряжев, Т.К. Беляев. Нижний Новгород 2013 год.

3.Климат Нижнего Новгорода.

Авторы: А.А. Терентьев, В.И. Колкутин, А.А. Панютин.

Нижний Новгород 2011год.

  1. География Нижегородской области

Автор: Э.Г. Коломыц, Г.С. Кулинич, В.В. Николина и др.

Нижний Новгород Волго-Вятское книжное издвтельство1991 год.


© 2010-2022