Урок географии в 5 классе по теме: Стороны горизонта. Ориентирование на местности

Урок географии по теме "Стороны горизонта. Ориентирование на местности" входит в цикл интегрированных уроков география -математика в 5-6 классе.  Цель: формирование  представлений о способах ориентирования на местности, а также умений ориентироваться в пространстве. Огромную помощь в проведении урока оказывает учебный диск, где содержится полная информация о способах ориетирования на местности. Урок комбинированный, включает в себя: -совместное определение темы и формулировку собственных задач; ...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №14

Тема: Стороны горизонта. Ориентирование на местности.

Цель: формирование представлений о способах ориентирования на местности, а также умений ориентироваться в пространстве.

Задачи:

  1. Мотивировать учащихся на изучение данной темы.

  2. Зафиксировать знания о сторонах горизонта и ориентировании.

  3. Организовать взаимодействие учащихся по изучению способов ориентирования на местности.

  4. Сформировать понятие "азимут".

  5. Оценить значимость данной темы для учащихся.

Оборудование:

учебный диск "География 5-6 класс. А.А. Лобжанидзе", отрывок мультфильма "Зайчишка заблудился", компасы, графический диктант, диск №3 "Хочу все знать"

Деятельность учителя

Педагогические приемы, формы работы

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

1. Мотивационный этап

Просмотр отрывка из мультфильма "Зайчишка заблудился"

-Что случилось с Зайчишкой?

-Что вы почувствуете, оказавшись в данной ситуации?

- Есть ли выход из данного положения?

-А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

-Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут»

- А теперь на полях запишите "Что нового вы хотите узнать сегодня или чему важному научиться?"

- А какая цель стоит перед нами на этом уроке?

Видеоматериал

Беседа

Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению темы и целей урока.

Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Записывают тему урока и свои цели в тетради.

Озвучивать свои задачи

Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.

Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Опора на опыт, знания учащихся.

Развитие монологической речи.

2. Этап фиксирования знаний и умений по ориентированию

- Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Ориентирование - это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и окружающих объектов.

Найдите определение понятия в учебнике. Прочтите.

-Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)

-Что вы знаете про стороны горизонта?

(основных - 4, промежуточных - 4).

-Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 - на юго-восток, 2 - на северо-восток и т.д)

Работа с понятием в учебнике,

Беседа



Графический диктант

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.

Читают определение в учебнике №14 про себя, хором.

Чертят и показывают друг другуУрок географии в 5 классе по теме: Стороны горизонта. Ориентирование на местности

взаимопроверка

Развитие логического мышления: анализ, синтез, обобщение.

Развитие умения выделять главное.

Развитие пространственных представлений, взаимодействий в паре, формирование знаний о сторонах горизонта.

3. Этап взаимодействия в группах по изучению способов ориентирования

- Какие способы ориентирования на местности вы знаете?

Организуется работа 6 групп:

  1. Ориентирование по Солнцу

  2. Ориентирование по Солнцу и часам

  3. Ориентирование по звездному небу

  4. Ориентирование по местным признакам

  5. Ориентирование в населенных пунктах

  6. Ориентирование по компасу

Задания группам:

1. В какое время суток или года возможен данный способ ориентирования?

2. Приведите примеры или покажите как можно ориентироваться вашим способом.

Работа с анимацией учебного диска

Высказывания учащихся с опорой на их опыт и полученные знания

Работают в группах, выступают перед учащимися

Опора на опыт, знания учащихся.

Развитие умений работать в группе, с различными источника ми информации, выступать пред классом

4. Этап формирования понятия "АЗИМУТ"

- Какой способ позволяет определить точное направление на объект?

Азимут- это угол между направлением на север и на нужный объект

- Что такое угол? Какая единица измерения угла? Каким инструментом измеряют углы на плоскости?

- А с помощью какого инструмента измеряют азимут на местности?

Задание на интерактивной доске: Сопоставьте основные и промежуточные стороны горизонта с показателями азимута ( 45*, 90*, 180* и т.д.)

Определение понятия, работа с ним

Рис. 2.17 -определение азимута на местности

Работа с интерактивной доской

Высказывают предположение о компасе

Воспринимают первичную информацию об азимуте

Сопоставляют стороны горизонта и величину угла

Формирование понятия "азимут"

Соотношение полученных знаний на математике и географии

5. Рефлексия

- Кто получил на уроке ответ на свой вопрос?

- Кто научился чему-нибудь новому? А вот чему?

- Людям каких профессий необходимо уметь ориентироваться?

- Кто может определить азимут на дверь в классе, на 1 стол первого ряда и записать на доске?

Оценивают полученные знания, сопоставляют с поставленными задачами



Приложение к " Этапу взаимодействия в группах по изучению способов ориентирования "


Урок географии в 5 классе по теме: Стороны горизонта. Ориентирование на местности Урок географии в 5 классе по теме: Стороны горизонта. Ориентирование на местностиУрок географии в 5 классе по теме: Стороны горизонта. Ориентирование на местностиУрок географии в 5 классе по теме: Стороны горизонта. Ориентирование на местности

Урок географии в 5 классе по теме: Стороны горизонта. Ориентирование на местностиУрок географии в 5 классе по теме: Стороны горизонта. Ориентирование на местности

© 2010-2022