Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа по природоведению составлена с учётом Федерального государственного стандарта и примерной программы для 5 класса. Исходными документами являются Федеральный компонент государственного образовательного стандарта; базисный учебный план; федеральный перечень учебников, рекомендованных, допущенных к использованию в образовательном процессе  в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Авторы учебника Т.С. Сухова, В.И. Строганов. В программе отражены ...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хотилицкая основная общеобразовательная школа
















Рабочая программа

по природоведению









Класс 5

Учитель географии

Яковлева Татьяна Викторовна









2014 год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по природоведению составлена с учётом Федерального Государственного стандарта и примерной Программы по природоведению для 5 класса основной школы.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

- Базисный учебный план ,

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

В программе отражены идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа, структура и методический аппарат учебника «Природоведение» для 5-ых классов (авторов Т.С.Суховой, В.И.Строганова) включает в себя содержание, позволяющее создать условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности учащихся, когда каждый из них, включаясь в индивидуальную и коллективную учебную деятельность, становится заинтересованным участником приобретения и открытия знаний. То есть, система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные и практические работы, экскурсии.

Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется аспектам взаимосвязей живой и неживой природы.

Место предмета в базисном учебном плане.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения предмета «Природоведение», из расчёта 2-х учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объёма и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Содержание программы.

Введение. Что тебя окружает (8 часов).


Тела живой природы и живые организмы. Признаки живых организмов. Среда обитания живых организмов (среды обитания). Приспособление живых организмов к условиям среды обитания. Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса). Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества). Обмен веществ между организмом и средой. Изменения, происходящие в природе. Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды). Состояние воды (пар). Превращение веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме.

Экскурсия 1. Живая и неживая природа.


Многообразие природных явлений (2 часа).


Сезонные изменения, суточные изменения. Перемещение тел в пространстве. Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (физические, химические, биологические). Химические и физические явления.

Химические явления в живой и неживой природе (5часов).


Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света). Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом). Признак химической реакции горения (выделение света и тепла). Необходимые условия реакции горения (присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего). Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом и меры предупреждения подобного отравления. Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.). Ядовитые растения. Первая помощь при пищевом отравлении.


Физические явления в живой и неживой природе (8часов).


Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные). Молния - электрическое явление. Устройство компаса и магнита. Магнитные и электрические явления. Перемещение тел живой и неживой природы. Скорость - физическая величина. Искусственные и естественные источники света. Солнце - основной источник света на Земле. Отражение света. Основные цвета белого света. Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных. Приспособление животных к условиям среды обитания (защитная окраска). Источники звука. Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха. Значение звука в жизни живых организмов.

Лабораторная работа 1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

Биологические явления (3 часа).

Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий. Знакомство с микроскопом (его устройство); правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов (пузырьки воздуха, плесень); рассматривание их под микроскопом.

Лабораторная работа 2.Знакомство с микроскопом.

Лабораторная работа 3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Особенности живого организма (17 часов).

Способы воспроизведения живых существ на нашей планете (две формы размножения - бесполое и половое). Формы размножения животных. Роль цветка, плода и семени в жизни растения. Строение семени фасоли. Необходимые условия для прорастания семян. Размножение растений с помощью клеток или частей тела (бесполое размножение). Способы распространения плодов и семян у различных растений (животные, ветер, вода, саморазбрасывание). Благоприятные условия для прорастания семян. Влияние неблагоприятных условий на живые организмы. Причины гибели живых организмов. Условия, необходимые для прорастания семян. Среды обитания живых организмов. Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни организмов, приспособленность организмов к неблагоприятным условиям. Взаимоотношения между живыми организмами. Типы питания животных, особенности добычи пищи. Трофические типы взаимодействия. Клеточное строение зелёного листа (столбчатая ткань, губчатая ткань), тельца, содержащие зелёный пигмент-хлорофилл. Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Обозначение различных частей цветка. Виды соцветий: кисть, метёлка, початок, зонтик, корзинка. Функции плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных. Способы распространения плодов: саморазбрасывание, перекати-поле.

Экскурсия 2. Распространение плодов и семян.

Лабораторная работа 4.Изучение строения семени.

Лабораторная работа 5. Рассмотрение под микроскопом клеток зелёного листа.

Лабораторная работа 6. Рассматривание корней растений.

Жизнь растений (13 часов).


Значение испарения для жизни растения. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Причины движения воды по сосудам стебля . Минеральное питание. Транспорт веществ. Испарение воды. Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза. Локализация процессов фотосинтеза. Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Биологическое значение рыхления. Особенности питания растений и животных, особенности приспособления к среде. Бесполое размножение: спорообразование, вегетативное. Способы вегетативного размножения: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизменёнными побегами. Особенности полового размножения. Способы размножения: прививкой, культурной тканей. Строение пыльцы. Органы размножения голосеменных растений. Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие молодого растения. Условия и приспособления для размножения. Двойное оплодотворение цветковых растений. Формирование пыльцевых зёрен и зародышевого мешка. Способы опыления: самоопыление и перекрёстное опыление. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми. Прорастания семян: температура, влажность. Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростка. Обмен веществами между окружающей средой и живыми организмами. Изменения окружающей среды в результате жизнедеятельности живых организмов.

Экскурсия 3. Живые организмы зимой.

Экскурсия 4. Живые организмы весной.

Лабораторная работа 7. Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

Лабораторная работа 8. Рассматривание на таблице разных клеток многоклеточных организмов.

Движение в сферах планеты и космоса (9 часов).


Какие изменения претерпевала планета во времена формирования, хронология жизни. Палеонтология как наука доказывающая изменения в живом мире, этапы развития жизни. Внутреннее строение Земли, теория литосферных плит, движение литосферных плит и значение движения для формирования крупных форм рельефа. Характеристика воздушной оболочки Земли. Воздушные массы, особенности их движения, зависимость количества влаги от движения воздушных масс. Муссоны, бриз, ураганы, торнадо, смерч. Водная оболочка Земли, состав гидросферы, движение воды (приливы, отливы, течения, волны). Мировой круговорот воды, как постоянно действующий процесс, связывающий гидросферу и атмосферу и обеспечивающий развитие жизни на Земле. Механизм циркуляции влаги на Земле. Круговорот веществ в природе, как механизм, связывающий в единое целое все оболочки Земли и обеспечивающий развитие жизни на планете. Значение внешних и внутренних факторов на формирование рельефа на планете. Горные породы биогенного происхождения, особенности их формирования, их внешние характеристики, геологическое время происхождения. Движение небесных тел, их особенности (планеты, астероиды, кометы, метеоры, звёзды), знакомство с законом всемирного тяготения. Особенности движения Земли в пространстве, влияние на Землю (причины смены дня и ночи, времён года).

Лабораторная работа 9. Знакомство с горными породами биогенного происхождения.

Освоение человеком природы (5 часов).


Современная наука, её достижения в деле освоения космоса, новейшие технические средства, применяемые в изучении космического пространства, история изучения космоса, громкие имена учёных и исследователей космического пространства. Взаимосвязь жизни и здоровья человека и окружающей среды. Зависимость здоровья и нормальной жизнедеятельности живых организмов от чистоты воздуха, воды, почвы. Типы воздействия человека на изменение окружающей среды. Экологические проблемы человечества. Живая оболочка Земли, её границы, состав, значение. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Изучение разнообразия растений на пришкольном дворе, определение их названий, определение степени и качества воздействия человека на санитарное состояние растительных организмов.

Экскурсия 5. Звуки в живой природе.

Требования к уровню подготовки.


В результате изучения природоведения ученик 5-го класса должен

Знать/понимать:

- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

Уметь:

- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

- описывать по предложенному плану внешний вид тел и веществ;

- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать учебный текст естественно- научного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

- использовать естественно - научную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

- для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

- измерение роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами;

- определения наиболее распространённых ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

- составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями, домашними животными;

- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

УМК:

Учебник: Т.С.Сухова, В.И.Строгонов. Природоведение. 5 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007.

Дополнительная литература:

  1. В.И.Артамонов. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.- М.:Агропромиздат, 1989.

  2. Н.М.Верзилин. По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста. - М.: Просвещение,1994.

  3. Ресурсы сети- Интернет.




© 2010-2022