Исследовательская работа по географии Курная изба

Исследовательская работа на тему "Курная изба". Дом – гениальное творение рук человеческих. Издревле он спасал людей от непогоды, диких зверей, защищал от набегов кочевников. Но дом – это тепло, забота, особый мир. Недаром русский народ так много сложил пословиц и поговорок о доме: «Мой дом - моя крепость!», «Мой дом - мой кров!», «Дома и стены помогают», «Дома и солома съедома».   Свои дома крестьяне на Руси называли избами.  В словаре даётся такое толкование этого слова: «ИЗБА - термин изба пр...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа по географии Курная избаИсследовательская работа по географии Курная избаИсследовательская работа по географии Курная избаИсследовательская работа по географии Курная избаИсследовательская работа по географии Курная избаИсследовательская работа по географии Курная избаИсследовательская работа по географии Курная избаИсследовательская работа по географии Курная избаМуниципальное образовательное учреждение Кораблинская средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования -

Кораблинский муниципальный район Рязанской области





Областной конкурс по школьному краеведению

«Рязанская земля. История. Памятники. Люди»

Секция «Этнография»

Номинация Исследовательская работа


«Бытовой памятник прошлого: курная изба»


Выполнила: Дундукова Ульяна Юрьевна,

13.11.1997 г.,

ученица 11 класса

Муниципального образовательного

учреждения Кораблинская

средняя общеобразовательная школа №2

муниципального образования -

Кораблинский муниципальный

район Рязанской области.

Адрес: 391200, Рязанская область, город Кораблино,

улица Школьная, дом 27 - б, квартира 12.

Паспортные данные: серия 6111 № 688695


Руководитель: Раздомина Инна Юрьевна,

учитель географии

Муниципального образовательного

учреждения Кораблинская

средняя общеобразовательная школа №2

муниципального образования -

Кораблинский муниципальный

район Рязанской области.

Адрес: 391200, Рязанская область, город Кораблино,

улица Шахтёрская, дом 21.

Телефон: 8-910-564-57-94

Слайд 1


Исследовательская работа «Бытовой памятник прошлого: курная изба»


I.Введение

Слайд 2

- Эпиграфом свой работы я взяла строки из стихотворения Владимира Федотова


Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.


В.Федотов


Слайд 3

Родина…земля «оттич и дедич» - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной длинной рубахе, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. Хватит сил у мужика, чтобы стать хозяином земли своей.

«Ничего, мы сдюжим»,- сказал он и начал жить. И построил мужик дом…

Слайд 4

Дом - гениальное творение рук человеческих. Издревле он спасал людей от непогоды, диких зверей, защищал от набегов кочевников. Но дом - это тепло, забота, особый мир. Недаром русский народ так много сложил пословиц и поговорок о доме: «Мой дом - моя крепость!», «Мой дом - мой кров!», «Дома и стены помогают», «Дома и солома съедома».

Слайд 5

Свои дома крестьяне на Руси называли избами. В словаре даётся такое толкование этого слова: термин «ИЗБА» происходит от древнеславянского "истьба". "Истьбою, "истопкою" в летописи назывался отапливаемый жилой сруб в отличие от клети, который не отапливался.

Слайд 6

Меня очень заинтересовало: а какие избы были в прошлом веке в нашем районе? Я стала спрашивать у одноклассников, у родителей, но ответа не получила. Решила посмотреть в Интернете, но и там мало, что узнала. Я решила более подробно познакомиться с другими источниками. Побывала в районной библиотеке, посетила ещё раз школьный музей, поискала материал в архивах районного краеведческого музея, встретилась и побеседовала с краеведами нашего района.

Слайд 7

Тема исследования: «Бытовой памятник прошлого: курная изба»

Гипотеза: - возможно, жилище отражает не только традиции, но и заставляет задуматься о культурном наследии прошлого.

Объект исследования - история курной избы на территории Незнановского сельского Совета Кораблинского района.

Предмет исследования - курная изба.

Цель исследования - изучить, что такое курная изба, выяснить, сохранились ли такие избы на территории нашего района.

Задачи:

  • Изучить теоретическую литературу по теме исследования.

  • Выяснить, почему избу назвали курной.

  • Узнать об особенностях курных изб на территории нашего края.

  • Обобщить знания о курной избе.

Методы исследования:

  • изучение нормативной базы,

  • сбор информации,

  • изучение Интернет-ресурсов,

  • анализ собранной информации.

II.Основная часть

  1. Общее понятие «курная изба»

Слайд 8

Древнейшие избы были курные.

ИЗБА РУДНАЯ, она же курная, черная - изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу. Рудный - в прошлом - замаранный, затемненный, таким был потолок этих изб. Их также называли курниками, курными.

В древней Руси все жили в курных избах <рисунок 001>. Они были

и в городах, и в посадах, а в XVI веке даже и в самой Москве. В старину и церкви отапливались по-чёрному.

Слайд 9

Вот как иностранцы изображали Россию в описаниях своих путешествий: «Москва деревянная, а не каменная... У знати дома побольше, а у простых людей - низкие... Избы все чёрные (курные) <рисунок № 002> Дома... по деревням, малы, неудобны. В них одна комната, где едят, работают и делают всё; в комнате для тепла - печь, где обыкновенно спит вся семья»1. «Комнаты обыкновенно снабжены печами без труб и в окнах нет стёкол... Когда топят эти избы, там быть никому от дыма невозможно - все должны оттуда уходить, пока не прогорит огонь, тогда опять входят в избы, которые теплы и жарки, точно баня».2

Когда топили печь в курной избе, дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.

Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей, для оседания сажи служили полавочники - полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопченный верх от чистого низа. В более поздние времена, к XIII-му веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы - дымоволок. Слайд 10

Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твердой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того

времени, следствием чего доски были очень дорогими.

Для дверей же использовались доски, полученные путем раскола на две

части бревна и их обтесывания.

Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца - небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырем (желудок), при необходимости они закрывались

(заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца».

В ночное время изба освещалась лучиной.

Слайд 11

С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному.

Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке.

Слайд 12

- Некоторые курные избы сохранились в начале 20 века на территории Кораблинского района. Я расскажу о некоторых из них.


  1. Курная изба в селе Незнаново

В селе Незнаново Кораблинского района Рязанской области курную избу <рисунок 003> имел Константин Кириллович Глазков.

Изба была деревянная, бревенчатая, размером 100 аршин на 6 аршин, топилась по - чёрному. Дым выходил из избы через малую дверь, отворяемую в избу, во время топки её закрывали, а большую дверь, отворяемую в сени, открывали настежь. Малая дверь не давала выстуживать избу в зимнее морозное время.

Слайд 13

Рассмотрим, как была устроена курная изба <рисунок 004>.

По северной части избы от самой печи и до западной стены с входной дверью, был отгорожен чулан, с низкими тесовыми стенами, через которые дым свободно шёл через малую дверь в сени. В левом от входной двери в избу в северо - западном углу была устроена очень широкая и высокая тесовая лавка, на которой устанавливалась вся домашняя посуда, можно её назвать - посудная лавка. Но она имела и другое очень важное хозяйственное назначение: в зимнее время года молодняк скота спасался хозяевами под этой посудной лавкой и не мешал людям своим размещением в избе.

Печь была сложена в северо - восточном углу против входной двери и

затопом обращена к двери.

Стол стоял вправо от входной двери, вокруг него по стенкам ставились узкие лавки для сиденья и тянулись на протяжении всей южной стены.

По восточной стене до печи была установлена очень широкая спальная лавка. На неё на ночь приносилась и расстилалась вязанка соломы и покрывалась дерюжкой для спанья. Утром солома выносилась в сени или

сжигалась в печи.

Над широкой спальной лавкой, немного отступая от края печи, под

самым потолком были прибиты полати, на которые влазить можно было

только с печи.

Вровень с западной стеной избы пристраивались сени меньших размеров в сравнении с избой. Они имели 2 двери - входную с улицы и выходную на двор, точно расположенные одна против другой. Этим преследовалась цель - сквозной вытяжки дома, выходившего в сени через малую открытую дверь. В сенях размещалась вся необходимая домашняя утварь: лари, ступа, самопрядки, разобранные кросна и прочее. Стены были тесовые, пол земляной.

Изба и сени находились под одной четырёхскатной крышей, крытой соломой.

Двор отнесён на небольшое расстояние от избы, соединён заборами, в одном из них были ворота для выгона скота на пастбище. Стены двора были плетёные. Для утепления на зимний период они обмазывались коровяком. Весь двор был разделён плетневыми перегородками на катухи для размещения по ним домашнего скота. Крыша над двором устроена была четырёхскатная и покрыта соломой.

Как было принято по всему селу Незнаново, рига ставилась в конце огорода. Стены были плетёные, не обмазанные, крыша четырёхскатная, крыта соломой. Размеры риги были 12 метров на 6 метров.


  1. Курная изба в деревне Новые Лужки

В деревне Новые Лужки Кораблинского района Рязанской области

домохозяин крестьянин Владимир Степанович Карцев имел курную избу.

В 1870 годах его дедом была построена курная изба <рисунок 005> из соснового семирика. Пол был дощатый. Печь без трубы была поставлена справа от входной двери в избу посреди западной стены, затопом к двери, выложена была из кирпича. В стене над печью было круглое волоковое окошко для вытягивания в него дыма из трубы наружу, затыкалось тряпками. За печью вдоль южной стены поставлены были 2 широкие (спальные) лавки. На ночь их застилали соломой, сверху закрывались домоткаными дерюжками. На одной лавке спали взрослые, другая - детская.

На восточной стороне были два небольших окна, слева от двери был установлен стол и поставлена скамья. Над всем этим, немного отступая от печи, к потолку были приделаны полати, на них лазали на ночь с печи. От затопа печи стояла посудная лавка, в северо - западный угол поставлен кухонный стол.

Сени примыкали к избе, построены из тёса, находились под одной соломенной крышей - четырёхскатной. В них размещалась различная домашняя утварь.

Двор был рядом с избой и сенями, но крыт отдельно четырёхскатной соломенной крышей, сделан из плетня.

Рига построена посреди огорода. Дорога для возки хлебов в неё шла с конца огорода. У каждого домохозяина своя дорога, общей по меже не делалось во избежание ссор.

Слайд 14

  1. Курная изба в деревне Асники

А вот в деревне Асники Кораблинского района Рязанской области курную избу имел домохозяин Филипп Мартынович Базин.

Бревенчатая курная изба была построена в восьмидесятых годах 19 века. <рисунок 006>, <рисунок 007>.

Слайд 15

При входе в избу были 2 двери - одна полная и внутренняя пол - двери. При топке печи открывалась большая дверь в сени, а маленькая внутренняя закрывалась для сохранения тепла в зимний период. Печь была сложена из сырцового кирпича, без трубы, находилась налево при входе в избу, затопом к противоположной южной стене, а от двери приступки для лазанья на ночь и полати. От входа справа стояла кровать, над ней у потолка были приделаны полати. Стол был расположен среди избы у западной стены, обставленный узкими скамьями. Около печи находилась посудная лавка, вдоль восточной стены, а за ней стояла вторая кровать. Вдоль южной стены стояла широкая (спальная) лавка, на ночь застилалась соломой и дерюжками. Пол был земляной. Два маленьких окошка выходили на улицу.

Cени примыкали к северной стене и находились под одной четырёхскатной соломенной крышей. Стены тесовые, две двери располагались одна против другой для вытяжки дыма.

Рига была построена в конце огорода, крыша соломенная четырёхскатная, стены тесовые. Рядом с ригой был построен половень, в который складывался колос, мякина. У половня стены были плетнёвые.


  1. Курная изба в деревне Старые Лужки

В деревне Старые Лужки (ныне несуществующая, решением партсобрания снесённая в конце 30-х годов 20 века) Кораблинского района Рязанской области в своей курной избе жил Максим Ильич Шкаликов. Вот, что он вспоминал.

Наша курная изба была построена в 1880 - х годах из осиновых брёвен, размеры её 7 аршин на 6 аршин. Жили в ней 6-7 человек. Расположение в ней обстановки было такое <рисунок 008>.

При входе в дверь в избу - справа была поставлена печь, затопом к двери, а слева скамьи по стенам и стол. От печи по восточной стене поставлена была посудная лавка и ступеньки для лазанья на печь. Вдоль всей северной стороны стояли две широкие (спальные) лавки. Вот и вся расстановка. Два маленьких окна выходили на запад. Во время топки печи

открывалась дверь в сени. Пол земляной.

Сени были плетневые, под одной четырёхскатной крыше, крытой соломой. В сенях были устроены две двери, одна против другой для вытяжки дыма. В сенях хранились предметы быта семьи: лари, ступка с толкачом, решёта и другое.

Двор был рядом с избой, плетнёвый, под соломенной крышей, соединялся с избой плетневым забором. Скот загонялся через обе двери

сеней.

Рига плетневая, под четырёхскатной соломенной крышей. Размеры риги были 15 аршин на 7 аршин.

Слайд 16


  1. Образ жизни в курной избе


Зима - истинное бедствие в после реформенное время (отмена крепостного права) и до первых лет после свершения Великой Октябрьской социалистической революции. Многосемейность сопровождалась скученностью в избах, заставляла делать обширные полати под потолком, широкие лавки (спальные). Вечером вносилась солома со двора, объеденная за день скотом, стелилась на лавки, сверху покрывалась домоткаными из разноцветных тряпичных лент дерюжками. В более зажиточных крестьянских семьях под голову укладывалась перьевая длинная подушка, чтоб хватила на большее количество спящих. В большинстве семей и одевались такой же дерюжкой. Утром этой соломой топили печь.

Бедствием это положение являлось потому, что все эпидемические заболевания принимали массовый характер и уносили много человеческих жизней. Ко всему следует добавить поголовную зашивленность среди крестьянского населения, обилие тараканов по избам.

Усугублялось тяжёлое положение в зимнее время приводом «на ночь», а в большинстве случаев, при наличии плетневых дворов, на долгие месяцы совместной жизни телят, поросят с крестьянской семьёй. Спёртый, испорченный испражнениями животных воздух пагубно влиял на здоровье членов семьи.

Спасительным являлось летнее время, когда не было нужды спать в избе. По - разному каждая семья выходила для летнего сна на волю.

Одни располагались в сенях, для чего те же дерюжки стелились на пол, длинные и короткие подушки клали на порог и ложились спать при открытых дверях сеней.

Других этот вид летнего сна не устраивал по причине многосемейности. Пенсионерка - колхозница колхоза «Память Ильича» А. Михалина вспоминала: «Нас много было детей в семье. Старики на огороде на стерне постилали дерюжки, клали нас рядом друг с другом вповалку и покрывали сверху дерюжкой до утра. Так мы и спали всё теплое время на траве, до

наступления холодов».

В нашей местности в довоенное время для спанья летом приспосабливался один из катухов двора. Это катух, особенно если он был рубленый из кругляша, начисто прибирался, выносилась в некоторых семьях из избы деревянная кровать, а то и просто устраивались тесовые нары, покрывалась постельными принадлежностями и являлось местом для летнего спанья.



Слайд 17

III. Заключение


Едким дымом в избе,

И курной и сырой,

Выедает глаза,

Душит зимней порой

И. Никитин


В наше время курная изба - бытовой памятник старины. Курных изб сейчас не встретишь. Увидеть ее теперь можно лишь в музеях деревянного зодчества, да на фотографиях. Какие и были, так уж давно переустроены в "белые": устроен кирпичный дымоход и потолки из чистых, белых плах. Но место курной избы не на свалке истории, а музеях народного деревянного зодчества.

Работая с различными источниками информации, я не только сама очень много узнала о курной избе, но и поделилась своими исследованиями с друзьями и одноклассниками - провела викторину «Курная изба» <приложение 001>.
















Приложение





<№ 001>





<№ 002>




<№ 003>







<№ 006>









<№ 004>





<№ 005>





<№ 007>























<№ 008>



Викторина «Курная изба»


  1. Как называется изба, которая топилась по - чёрному? Курная

  2. Что обозначает слово «рудный»? Рудный - в прошлом - замаранный, затемненный, таким был потолок этих изб.

  3. Откуда выходил дым, когда топили печь в курной избе? Дым выходил наружу через двери.

  4. Как называется небольшое отверстие в стене (оно появилось в 13 веке), куда выходил дым? Дымоволок

  5. Как назывались полки, расположенные по периметру избы, которые отделяли закопченный верх от чистого низа? Полавочники, полати

  6. Какие полы были в курных избах? Как правило, земляные.

  7. Чем затягивались небольшие оконца в курной избе? Бычьим пузырём

  8. Почему окна в курной избе называли «волоковые»? Окна закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца».

  9. Чем освещалась курная изба? Лучиной

  10. Как называлась полка, на которой спали? Спальная полка

  11. Чем застилали спальную полку? Покрывали пучками соломы, сверху расстилали домотканые дерюжки

  12. Где размещали домашнюю утварь: самопрядки, лари, ступу? В сенях



Литература


  • Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Т. 1-4.

  • Доклады Переславль - Залесского научно - просветительного общества, Москва 2004 г.

  • Личный архив А. М. Хохлова и Раздоминой И. Ю.

1Барберини, 1565 г.

2Степан Какош, 1602 г.

21


© 2010-2022