Урок по географии для 8 класса «Моя страна - мои богатства»

Урок  по географии  «Моя страна - мои богатства» проводиться в 8 классе с целью обобщения полученных знаний по природным условиям и природным ресурсам России. На уроке используется групповая форма работы, создается соревновательный момент при прохождении станций, которые имеют символичные  названия  - строчки, взятые из известной песни «Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек... Я другой такой страны не знаю». Учитель, используя разнообразные формы и методы работы, помогает учащ...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Тема: «Моя страна - мои богатства», 8 класс.


Цель: Обобщить полученные знания о природных условиях и природных ресурсах России.

Оборудование: Физическая карта России, карточки с заданиями, презентация, компьютер, мультимедийная установка, экран, атласы, атрибутика.

Ход урока:

Оргмомент: Здравствуйте, садитесь. В этом учебном году вы изучаете природу России, много уже знаете, много умеете и сегодня на уроке наша цель - обобщить полученные знания. При этом мы будем работать по группам, между которыми будет определенное соревнование, поэтому работать надо дружно, оперативно, может даже креативно.

СЛАЙД 1

Вступление

Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки? или Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, правде, к доброте:

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней - Россия

Не с гор берет начало, а с тебя! (В. Боков)

Какие географические объекты прозвучали в стихотворении? Покажите их на карте! Как вы думаете, почему автор обращается именно к Курильским островам, Камчатке?

Основное содержание

СЛАЙД 2

А сейчас перейдем непосредственно к теме урока «Моя страна - мои богатства». Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас, осознавал масштабы страны, в которой мы родились и живем. Какие бы вы богатства страны назвали?

Ответы учащихся

Главное, сама природа нашей страны - это уже богатство. Причем, мы должны различать природные условия и природные ресурсы. Давайте определимся с данными понятиями:

Природные условия - это совокупность свойств окружающей среды, природы, которые, так или иначе, влияют на жизнь человека.

Природные ресурсы - это компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности.

Составляется схема…

Давайте попробуем дать оценку природным условиям и природным ресурсам нашей страны.

Ответы учащихся

И вот наступает соревновательный момент, на каждой станции необходимо выполнить задание и заработать как можно больше баллов.

СЛАЙД 3

1 станция «Широка страна моя родная…»

Главное богатство страны - это ее размеры, потому что работает принцип, чем больше территория, тем больше ресурсов.

Мы живем в самом большом по площади государстве мира и каждый образованный гражданин России должен знать площадь страны, ее размеры. Кроме этого, нашу страну омывает самое большое количество морей, и наша страна имеет самое большое количество стран-соседей. Ваша задача - за 3 минуты на чистой контурной карте России (карты необходимо подготовить заранее) подписать как можно больше названий данных географических объектов на чистой контурной карте.

Работа в группах. За каждое верно подписанное название объекта команда получает по 1 баллу.

СЛАЙД 4

2 станция «Много в ней лесов, полей и рек…»

  • Уверена, каждый из вас любит отдыхать на природе. Расскажите, пожалуйста, какой пейзаж является для вас привычным?

  • Жителями какой природной зоны мы с вами являемся?

  • А в каких природных зонах расположена наша страна? Где в России наблюдается самый широкий спектр природных зон?

Действительно, жителям средней полосы близка природа смешанных широколиственных лесов. Каждый из нас сможет живописно рассказать о том, как выглядит лес в разные времена года, о воздухе, которым богат лес, о типичных растениях, животных, но, к сожалению, зачастую мы лишены возможности полюбоваться красотами других мест и сейчас в качестве релаксации я предлагаю вам совершить небольшое путешествие…

ролик «Природа Ямала» (гиперссылка на «Станция № 2»)

Так вот, каждый гражданин России должен хорошо знать особенности природы своей страны. Поэтому объявляется следующее задание: вы получаете карточки с описанием природных зон, но составлял эти карточка ученик, который совсем не дружит с географией, поэтому ваша задача найти все его ошибки, то есть что не соответствует описанию данной природной зоны и исправить их. Чем больше ошибок вы найдете, тем больше баллов вы получите.

Работа в группах по карточкам (Приложение 1).

СЛАЙДЫ 5-10

Команды озвучивают ошибки и дают правильные ответы. За каждую исправленную ошибку команда получает по 1 баллу.

СЛАЙД 11

3 станция «Я другой такой страны не знаю…»

Какой такой? Ведь если задуматься, то действительно наша страна уникальна, одна из самых богатых в мире и такой другой нет. И на этой станции мы должны подвести итог о богатствах нашей страны. Итак, ровно за одну минуту, составить список богатств…

Выступления учащихся. Оценка по 5-бальной шкале.

СЛАЙД 12

Подведение итогов

О, Россия! С нелегкой судьбою страна!

У меня ты Россия, навеки одна.

Я и другу скажу, я скажу и врагу.

Без тебя, как без сердца прожить не смогу!

Учащиеся делают выводы о проделанной работе. Объявляются итоги соревнования. Выставляются оценки.

Домашнее задание

Творческая работа: презентация о природных богатствах России, сочинение - размышление «Россия - богатая страна?»



Приложение 1



Карточка № 1

1. Зона тайги - самая большая по площади природная зона России. 2. Для тайги характерны умеренно теплое лето и холодная зима, особенно суровая в Сибири. 3. Тайга Русской равнины сформировалась на подзолистых почвах, а тайга Западной и Восточной Сибири в условиях резко континентального климата на мерзлотно - таежных почвах. 4. Самое распространенное дерево тайги - ель. 5. Самая морозоустойчивая порода - кедр. 6. В Восточной Сибири тайга лиственничная, а на Русской равнине из ели и пихты. 7. Хорошо приспособлены к жизни в тайге населяющие ее животные. 8. Обычны в тайге бурый медведь, лось, белка, песец, соболь, бурундук, куница и другие. 9. Добыча ценной пушнины почти полностью приходится на таежную зону.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Пустыни находятся в Прикаспии и на Дальнем Востоке. 2. Для зоны характерен небольшой дефицит влаги. 3. Лето здесь длинное и жаркое, средняя температура июля + 25. 4. Зима короткая, со средней температурой января - 15. 5. Здесь растут ковыли, полыни, солянки. 6. Почвы пустынь - сероземы. 7. Среди животных распространены тушканчики, песчанки, суслики, змеи, ящерицы, перевязки. 8. Растительность пустынь - ценные корма для овец и верблюдов.

Карточка № 2


1. Зона арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана и крайнем северном побережье материковой части России. 2. «Арктос» в переводе означает «холод». 3. Природа этой зоны очень сурова. 4. Лето здесь очень холодное. 5. Почвы почти не развиты. 6. Растительность отсутствует. 7. На свободной от снега и льда поверхности могут появиться только мхи и лишайники. 8. Скуден и животный мир.

9. Типичные представители: белые медведи, моржи и пингвины.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Зона смешанных и широколиственных лесов расположена южнее тайги на Русской равнине. 2. В других районах России эта зона отсутствует. 3. Средняя температура самого теплого месяца не ниже + 20 градусов. 4. Увлажнение достаточное. 5. Почвы в смешанных лесах дерново - подзолистые и бурые. 6. Разнообразен растительный мир лесов. 7. Среди животных можно встретить белку, бурого медведя, бурундука, лося, из птиц - рябчика, дятла, сову и других. 8. Тепловой режим зоны смешанных и широколиственных лесов и степень ее увлажненности благоприятны для сельского хозяйства. 9. Среди всех природных зон смешанные и широколиственные леса в наибольшей степени изменены деятельностью человека.

Карточка № 3

1. Зона тундр занимает побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы до Берингова пролива. 2. Наибольшей протяженности с севера на юг зона достигает на Русской равнине. 3. Тундра занимает почти 1/3 территории России. 4. Теплый период в тундре короткий, зима долгая и холодная. 5. В тундре много воды, большие пространства заняты болотами, потому что здесь выпадает много осадков. 6. Почвы подзолистые. 7. Хозяевами в тундре являются мхи и лишайники. 8. Обильны ягодные кустарнички. 9. Тундра - районы оленеводства и овцеводства, кроме того, здесь добывают песца и соболя.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Степи занимают юг европейской части России, Западной и Восточной Сибири. 2. Зима короткая, но холодная. 3. Лето жаркое и сухое. 4. Осадков выпадает 700 - 800 мм, примерно такая же испаряемость. 5. Увлажнение достаточное. 6. В прошлом в зоне господствовала степная разнотравно - злаковая и дерновинно - злаковая растительность на черноземах, каштановых и серо - бурых почвах. 7. Типичные представители животного мира: сайгаки, сурки, песчанки, суслики, лемминги. 8. В настоящее время степи в основном распаханы. 9. Степь - главная зерновая житница страны.


© 2010-2022