Краеведение -основа духовно-нравственного воспитания школьников

Раздел География
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя географии

МБОУ Газимуро - Заводская сош

Рукавишниковой М.Г.


Краеведение - основа духовно-нравственного воспитания школьников

Душа отдыхает в родимом краю,

Пусть быт здесь совсем не устроен.

Здесь птицы в лесу веселее поют,

И воздух на травах настоен.

Здесь нет необычной ни в чём суеты,

Спокойствием дышит округа.

Здесь краше рассветы,

Здесь ярче цветы

И крепче пожатия друга.

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости…» - эти слова принадлежат А.С. Пушкину. Человек не может полноценно развиваться, если не знает своего прошлого, не интересуется историей и культурой государства, в котором он живёт. В настоящее время происходит общее снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Поэтому возникает необходимость формировать индивидуальную нравственную культуру, знакомить с духовными ценностями народа. Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. И что будет заложено в ребенка, от этого зависит его жизненный путь. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Поставленная цель реализуется через следующие задачи: - формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа. - воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. - воспитание нравственных качеств личности ребёнка. - освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм. - приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Формирование духовно-нравственного воспитания в школе, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента. Мой дом, моя улица, мое село Газимурский Завод, мой край - Газимуро - Заводский район, моя Россия - вот этапы взросления нашего ребёнка, его социализации, становления будущего гражданина. Краеведение - знание, понимание своего края, своей малой родины, именно оно связывает нас с индивидуальным жизненным пространством, которое формирует самосознание личности. Передача культурного наследия от поколения к поколению более зрима и понятна для ребёнка именно в этом культурологическом пространстве. Обобщая опыт работы по духовно-нравственному воспитанию с использованием краеведческого материала, хочется представить самые интересные и значимые проекты педагогической деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных ориентиров, культуры на основе краеведческого компонента. За последние 5 лет учащиеся, собрали большой краеведческий материал о природе нашего края, о нашем селе Газимурский Завод, Газимуро - Заводском районе, о людях, которые внесли большой вклад в развитие нашего села, нашего района. Обобщение собранного материала учащиеся представили в виде исследовательских работ, проектов, презентаций, буклетов, рисунков, фотографий. Исследовательские работы учащихся посвящены следующим темам: «Топонимы улиц нашего села» В этой работе собран материал о том, как назывались улицы нашего села в прошлом и как они называются в современное время. В исследовательской работе учащегося 5-а класса Кочнева Александра собран и представлен материал о подвиге учителя русского языка Газимуро - Заводской школы Волкова Сергея Петровича.

«Живу я на улице Волкова, Утром в школу иду знакомой тропой. Кто он Волков? Скажите, пожалуйста, люди! Почему о нем помнят в Газ - Заводе родном» - эти строки из стихотворения посвящены герою Советского Союза Волкову Сергею Петровичу. Большую роль в духовно-нравственном воспитании школьников играет краеведческий музей имени Ф.Н. Резанова. Приобщение учащихся к истории малой родины осуществляется через различные викторины и конкурсы, которые проводят сотрудники музея. Учащиеся работают в архивах музея, когда проводят сбор информации для исследовательских работ.

Посетите музей иногда,

Не теряйте с историей связь.

Здесь в витринах застыли века-

След эпохи, что вдаль унеслась. С этого стихотворения, автором которого является житель села Газимурский Завод Мазитов Ю.П., начинается исследовательская работа о краеведческом музее ученицы 5 - а класса Щетининой Полины. Тема исследовательских работ по краеведению разнообразна, они посвящены природе, людям, знаменательным событиям. Но все они воспитывают уважение к прошлому и настоящему малой родины. Презентации учащихся посвящены краснокнижным растениям Газимуро - Заводского района, реке Газимур, озеру Ямкун , памятным событиям, таким как Богдатский бой, и многим другим краеведческим темам. Фотографии учащихся передают красоту нашего края, его неповторимость, гордость и величие людей, проживающих на этой удивительной земле. В своих сочинениях учащиеся описывают свои любимые уголки природы, их интересуют происхождение, состояние этих территорий. Но красной нитью в этих сочинениях проходит тема сбережения этих уголков для следующих поколений. Это значит, что наши дети не равнодушны ко всему окружающему миру.

Мой любимый уголок природы Я очень люблю природу и много времени провожу у озера… У озера Ямкун. Это непростое озеро. Оно лечебное. В честь него названа больница. В неё приезжают люди лечиться от разных заболеваний, так как знают, что вода озера очень целебная. Озеро обнесено сеткой вокруг. Как же я к нему подхожу? Там есть небольшое отверстие, я не знаю, откуда в сетке оно появилось. Еще маленькой я уже видела его. В минуты раздумий, тягот приду на озеро, сяду на камень и смотрю на бездвижную гладь мутно-зеленой воды. Лишь иногда поднимаются наверх пузырьки со дна озера. Вот откуда они? Что способствует тому, чтобы они поднимались? Эти вопросы отвлекают от ненужных мыслей, расслабляют. Волей-неволей начинаешь задумываться над ними. Чудо-озеро! По- другому я не могу его назвать. Мы должны беречь его так, как сберегли его для нас наши предки. Панибрашина Яна, ученица 8 - а класса.

Мой любимый уголок природы

Несомненно, у каждого человека есть свой любимый уголок родной природы.

Мой самый любимый уголок природы - это долина реки Буня.

Там есть на что посмотреть, там много гор и сопок, там бескрайняя тайга, в которой много разных животных - рысей, медведей, соболей, косуль, изюбрей, кабанов и многих других животных и птиц. Там есть природный источник минеральной воды. Каждую зиму посреди болота «вырастает» бугор изо льда, который нужно продолбить и тогда можно набрать минеральной воды. Там вода необычного вкуса. Я хочу, чтобы и мои дети попробовали вкус этой необычной воды.

Бояркин Саша, ученик 8 - а класса. Интересный материал был собран ученицей 11 - а класса Пасюк Екатериной о памятниках Газимуро - Заводского района. По итогам этой работы был создан буклет - путеводитель «Памятники Газимуро - Заводского района». Учащиеся, занимающиеся краеведением, не только овладевают навыками духовно-нравственного поведения, но и развивают творческую активность. Они с интересом участвуют в школьных, муниципальных конкурсах, научно-практических конференциях «Первые шаги в науку», «Шаг в науку». В краевых конкурсах «Моя малая Родина», «Подрост», «Юные исследователи Забайкалья». Подобные конкурсы помогают проявлять исследовательские, коммуникативные и языковые компетенции на различном творческом уровне. Таким образом, краеведение является не просто совокупностью сведений о литературном или историческом процессе какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций культуры и образования.

Материалы для педагогических чтений на базе

Ушмунской средней школы



© 2010-2022