План урока на тему Расовый и национальный состав мира (10 класс)

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

География 10 класс Кенжалыева П.А.

Урок 25 Дата______

Тема урока: Расовый и национальный состав населения мира

Учебно-воспитательные цели и задачи:

Цель: познакомить учащихся с расовым и национальным составом мира.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление и понятия, связанных с расовым и национальным составом населения на Земле, на примере конкретных стран;

Развивающие: развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт; составления кластеров, внимательности, логического мышления и информационной культуры;
Воспитательные: воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности, творческой активности учащихся, расширение кругозора, формирование личностного отношения у учащихся в истории человечества и связанных с ними межэтнических и расовых проблем.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Физическая карта мира, учебник, атласы, контурная карта, карточки.

Ход урока:

1.Организационный этап:

  • Приветствие;

  • Проверка посещаемости урока;

  • Постановка цели и знакомство с этапами урока;

2. Проверка выполнения домашнего задания:

Карточка №1. Половой состав населения мира.

Задание 1. Используя учебник с. 96 -97 определите:

  1. Что такое половой состав населения?

  2. Какие причины влияют на соотношение полов в разных странах?

Задание 2. Пользуясь картой «Половой состав населения « в атласе, а также текст учебника, определите страны, где преобладает мужское население, а где женское? Объясните почему?

Карточка №2. Возрастной состав населения мира.

Задание №1. Используя учебник с. 96-97 определите:

  1. Что такое возрастной состав населения?

  2. Каково соотношение возрастов для разных стран по развитию? На что влияет возраст населения страны?

  3. Что такое половозрастная пирамида и что по ней можно узнать?

Задание 2. По схеме11 с. 97 определите возрастные группы населения. Определите регионы, где

а) большой процент детского населения б) большой процент пожилого населения?

Объясните почему?



3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся: «Дальше - дальше» фронтальный опрос .

  1. Какова численность населения Земли? (свыше 6 млрд. человек)

  2. Что мы понимаем под воспроизводством населения? (совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление людских поколений).

  3. Что такое «демографическая политика»? (система административных, экономических и др.мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, прежде всего рождаемость, в желательном для себя направлении).

  4. Сколько выделяют типов воспроизводства населения? (3)

  5. Какие страны относятся к этому типу 3- современному? (экономически развитые страны).

  6. Проводят ли в этих странах демографическую политику? С какой целью? (Да. С целью повышения рождаемости).

  7. Какие страны относятся к этому типу2 -переходному? (развивающиеся страны).

  8. Проводят ли в этих странах демографическую политику? С какой целью? (Да, но не во всех, н-р, Индия, Китай; с целью сокращения рождаемости; не проводят - мусульманские страны).

4. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного:

Сегодня мы познакомимся с национальным и религиозным составам населения.

Казахстан - многонациональное государство: здесь проживает около 130 народов.

Человечество принято делить на три основные расы:

  • европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки);

  • монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки);

  • негроидную (большинство стран Африки).

Вопрос: Вспомним, что такое этнос?

Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

Классификация этносов:

  • По численности народы мира различны.

  • Подавляющее большинство народов малочисленно.

  • Только 310 народов имеют численность более 1 млн. чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

К крупнейшим по численности народам мира относятся:

  • китайцы (1 120 млн чел.);

  • хиндустанцы (219 млн чел.);

  • американцы США (187 млн чел.);

  • бенгальцы (176 млн чел.);

  • русские (146 млн чел.);

  • бразильцы (137 млн чел.);

  • японцы (123 млн чел.)

5.Этап усвоения новых знаний: работа с тестом учебника, каждый ряд получает задания.

1- ряд «Расы». Запишите определения, расставьте характеристики рас соответственно фотографиям представителей рас, соотнесите расы с таблицой 12 стр 107 «Расовый состав населения».

2- ряд «Этнический состав». Запишите определения, типы стран по национальному составу и примеры стран, узнав их по представленному изображению, назовите крупные по численности страны

Физпауза.

Что мы можем сделать за минуту?

-Поморгать....

-Потянуться, и при этом улыбнуться!

-Налево повернуться;

-Направо повернуться;

-Не забудьте улыбнуться!

-Покачаться, повертеться,

-Три секунды помолчать....

-Взявшись за руки, друг другу

только мира пожелать!

6.Закрепление новой темы:

1- ряд

1. Какие типы этнических общностей существуют в настоящее время, и чем они характеризуются?

2.По каким показателям кроме расового признака можно ещё классифицировать население мира?

Практическое задание. По карте «Народы мира» приведите примеры стран: с районами распространением рас.

2- ряд

  1. Что такое однонациональные и многонациональные государства?

  2. Какие проблемы возникают в связи национальным составом?

  3. Что такое национальный вопрос и как он проявляется в современном мире

Практическое задание. По карте «Народы мира» приведите примеры стран: однонациональных, многонациональных.

7. Подведение итогов урока.

Представители каких национальностей и религии есть в вашей семье?

В вашей группе? в классе? школе? среди ваших друзей?

Записать правило Дружбы и зарисовать Цветок толерантности.

8. Информация о домашнем задании: прочитать и ответить на вопросы после параграфа 23.







Урок 24 Дата______

Тема урока: Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы

Учебно-воспитательные цели и задачи:

Цель: сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира и о трудовых ресурсах.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту, о трудовых ресурсах;

Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления, продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний;

Воспитательные: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Физическая карта мира, учебник, атласы, контурная карта, карточки.

Ход урока:

1.Организационный этап:

  • Приветствие;

  • Проверка посещаемости урока;

  • Постановка цели и знакомство с этапами урока;

2. Проверка выполнения домашнего задания:

Работа с карточками№53-58

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся: «Дальше - дальше» фронтальный опрос .

  1. Какова численность населения Земли? (свыше 6 млрд. человек)

  2. Что мы понимаем под воспроизводством населения? (совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление людских поколений).

  3. Что такое «демографическая политика»? (система административных, экономических и др. мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, прежде всего рождаемость, в желательном для себя направлении).

  4. Сколько выделяют типов воспроизводства населения? (3)

  5. Какие страны относятся к этому типу 3- современному? (экономически развитые страны).

  6. Проводят ли в этих странах демографическую политику? С какой целью? (Да. С целью повышения рождаемости).

  7. Какие страны относятся к этому типу2 -переходному? (развивающиеся страны).

  8. Проводят ли в этих странах демографическую политику? С какой целью? (Да, но не во всех, н-р, Индия, Китай; с целью сокращения рождаемости; не проводят - мусульманские страны).

Вывод

  1. Численность Земли более 6 млрд. человек.


  1. Каждую секунду на свет появляется 3 ребенка.


  1. Каждую минуту 175 человек.


  1. Каждый час-10,4 тыс. человек.


  1. Каждые сутки-250 тыс. новых землян.


  1. Каждую неделю- 1,5 млн. человек,это примерно целый город.


  1. Каждый месяц появляется население такой страны, как Австрия - 8 млн. человек.

4. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного:

Итак,сегодня мы с вами продолжим изучения население мира, тема урока: Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы

5.Этап усвоения новых знаний: работа с тестом учебника, каждый ряд получает задания.

Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.

План урока на тему Расовый и национальный состав мира (10 класс)

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).

Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка.

Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.

Слайд 9. Определить, отражающие структуру населения по полу и возрасту в странах мира по вариантам. Определяют тип развития страны по уровню социально-экономического развития. Выявляют взаимосвязь между структурой населения по полу и возрасту и типом развития страны. Выводы записывают в тетрадь.

Факторы региональных различий. Слайд 10. Сопоставляют карты на странице в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью.

Отвечают на вопросы:

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают мужчины?

  • Мужчины или женщины преобладают в развитых странах?

  • Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?

Слайд 11. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?

  • Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?

  • Какие различия возникают в составе населения по возрасту в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?

  • Как связана возрастная структура населения и продолжительность жизни в странах?

  • Как связаны показатели рождаемости и смертности в странах с возрастной структурой населения?

Слайд 13. Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.

Слайд 14. Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения). В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.





Слайд 15. Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь.

1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.

В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.

2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.

Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.

Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.

В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны)

6.Закрепление новой темы:


  1. Почему во всем мире в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины? Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста связано со значительно большей продолжительностью их жизни. Особенно велики различия в развитых странах: здесь средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72-74 года, у женщин - 78-80 лет.

  2. В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.

  3. Почему в арабском мире мужчин больше? Это связано с социальным положением женщины и большим количеством рожденных детей, что ослабляет здоровье и увеличивает женскую смертность.

  4. Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.

7.Подведение итогов урока.

Этап рефлексии.

Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему? Выставление оценок.

8. Информация о домашнем задании: прочитать и ответить на вопросы после параграфа 23.















Карточка № 55

Население мира

С помощью текста учебника заполните пропуски в предложениях.

1) Первый тип воспроизводства населения характеризуется _____________ показателями __________________ и _______________ и относительно ______________ естественным приростом.

2) Второй тип воспроизводства населения характеризуется __________ показателями _______________ и _______________ и относительно ________

естественным приростом.


Карточка № 54

Население мира

С помощью текста учебника составьте перечень факторов, определяющих показатели естественного движения населения. Выделите факторы, положительно или отрицательно влияющие на показатели рождаемости и смертности. Заполните таблицу.

Показатели естественного движения населения

Стимулирующие факторы

Тормозящие факторы

Рождаемость

Смертность


Карточка № 53

Население мира

Рассмотрите таблицы, иллюстраций учебника. Используя знания физической географии, а также истории, объясните:

  1. С какой важной эпохой в истории человечества связано ускорение роста численности жителей Земли в XV- XVIII веках?

  2. Какие регионы Земли «теряли», а какие - «приобретали» в это время значительные массы людей?



Карточка № 57

Население мира

С помощью картосхемы типов воспроизводства населения в учебнике и данных, помещенных в : таблицах. Приложений определите правильность следующих утверждений.

1) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа воспроизводства.

2) Смертность в странах 2 типа воспроизводства ниже, чем в странах 1 типа воспроизводства, поэтому естественный прирост в этих странах выше.

3) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа, а смертность - выше, поэтому естественный прирост в этих странах ниже.













  1. Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста связано со значительно большей продолжительностью их жизни. Особенно велики различия в развитых странах: здесь средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72-74 года, у женщин - 78-80 лет.





  1. Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.





  1. Это связано с социальным положением женщины и большим количеством рожденных детей, что ослабляет здоровье и увеличивает женскую смертность.





  1. Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.



Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.





Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.









Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.





Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.



Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.





Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту

Показатели

Страны, регионы

Факторы

Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения

Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет

Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое.

Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.

Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население

Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.













































































УРОК 9. ЯЗЫКОВОЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ. РЕЛИГИИ НАРОДОВ МИРА

Учебная цель: сформировать знания о величайшие народы и самые распространенные языки мира, способствовать пониманию современных этнических и религиозных процессов в мире, ознакомить с классификацией стран по национальному составу населения, наиболее распространенными языковыми семьями и группами; развивать умение работать с картами атласа, анализировать столбиковые и круговые диаграммы.

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы, карта «религии мира», таблицы, диаграммы.

Основные понятия: этнос, племя, народность, нация, языковая семья, религия, христианство, ислам, буддизм.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Задача 1

1. Объясните, что такое миграции и на какие сферы жизни общества они влияют.

2. Приведите примеры влияния миграций на происхождение народов.

3. Вспомните, что означают понятия «этнос», «нация».

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Проблемный вопрос. Нужны социально-экономической географии знания о этнический и религиозный состав населения? Обоснуйте свои мысли конкретными примерами.

Этнический состав населения имеет очень большое значение в политической и экономической жизни страны и мира. Так, в некоторых многонациональных странах случаются межэтнические конфликты.

Этнический состав населения существенно влияет и на хозяйственную жизнь стран. Несмотря на то, что народы, которые проживают на территории одного государства, интегрированные в общественную жизнь, они, как правило, сохраняют свои национальные традиции в быту, поведении, питании, работе и т.д. Эти особенности нельзя не учитывать, поскольку они важны для эффективной работы хозяйственных объектов, рационального использования трудовых ресурсов.

IV. Изучение нового материала

1. Этнический состав населения

Этнос - устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, где люди имеют собственный язык, культуру, понимание своего единства и отличия от других этносов. Основными формами этноса являются племя, народность, нация.

Культуру, быт, происхождения и расселения народов изучает наука этнография.

По разным данным на Земле насчитывается 3-4 тыс. народов и народностей, 7 народов насчитывают более 100 млн.: (китайцы (ханьцы) - 1 млрд. 190 млн., хиндустанци - 265, бенгальцы - 225, американцы - 205, бразилианке - 175, русские - 150, японцы - 123 млн.).

2. Классификация стран по национальному составу населения

По национальному составу выделяют три группы стран: однонациональная (более 90 % населения являются представителями одной нации, около 20 государств, Дания, Швеция, Португалия, Италия, Ирландия, Греция и др.), двонаціональні (Бельгия: фламандцы, валлоны) и многонациональные. Большинство стран мира являются многонациональными.

3. Языки народов мира

Главным признаком народа является общность языка. В современном мире насчитывается от 2,5 до 5 тыс. различных языков. По степени родства языки объединяются в языковые семьи.

Задание 2. Проанализируйте карту народов мира в атласе. Определите, какие языковые семьи являются наиболее распространенными, где они распространены.

Самая большая по численности языковая семья - индоевропейская, на нем говорят более 150 народов (45 % населения мира, в Европе - 94,5 %). Китайско-тибетская языковая семья - вторая по численности (22,6 % населения мира); ее языках (китайском, тибетском, бирманской) разговаривают более 1,1 млрд. чел.

К наиболее распространенным языкам мира относятся: китайский (1,3 млрд. человек), английский (450 млн. человек), хинди и урду (350), испанский (300), русский (240), бенгальский, индонезийский, арабский (по 180), португальский (170), японский (123), немецкий и французский (по 100). На этих языках разговаривает почти 70 % населения мира.

Задача 3. Объясните, чем, по вашему мнению, объясняется распространенность этих языков.

4. Религии народов мира

Религия - это мировоззрение и мироощущение и соответствующее поведение человека, основывающееся на вере в существование сверхъестественного. Для общества религия является объединением общечеловеческих ценностей и норм, неотъемлемой частью культуры и отдельного человека и этноса в целом.

В зависимости от распространения и численности верующих выделяют традиционные религии (фетишизм, тотемизм, шаманизм), этнические (индуизм, иудаизм, даосизм, синтоизм, конфуцианство), мировые (христианство, ислам, буддизм).

Задача 4. Проанализируйте карту и диаграммы религий мира в атласе. Определите территории распространения мировых религий.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопрос для обсуждения. Приведите примеры влияния этнического и религиозного состава населения на политическую, экономическую и духовную стороны жизни человека. Объясните, как вы понимаете выражение: «Человек входит в мир через свою национальность».

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

· Проработать § .

· Обозначить на контурных картах страны с наибольшим количеством верующих основных религий мира.

, буддизм.

Цели: Сформировать представление об административно-территориальном делении России. Дать определение понятиям «ассимиляция», «титульный народ».

Дать знания об языковых семьях, группах. Изучить особенности национального и религиозного состава населения.

Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.

Оборудование: Политико-административная карта, и карта народов России.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Что называется демографической ситуацией? (по уч. А.)

2) Анализ половозрастных пирамид (уч. А., рис. 19, с. 66).

3) Цифровой демографический диктант.

Расставить цифры к регионам, к которым относятся следующие признаки. Некоторые признаки относятся к двум регионам, поэтому в итоге цифр может быть поставлено 10, а не 8:

1. Для региона характерен отток населения.

2. Это регион притока пожилого населения.

3. Высокая рождаемость.

4. Низкая доля детей.

5. Высокая доля детей и молодых.

6. Преобладание взрослого мужского населения.

7. Высокая доля пожилого населения в сельской местности.

8. Высокий уровень смертности.

(Север России - 1, 4, 6; Северный Кавказ - 2, 3, 5; Центральная Россия - 2, 4, 7, 8.)

4) Объясните «перетяжки» в половозрастной пирамиде России. Почему они периодически появляются вновь через 20-25 лет? Каков прогноз очередного снижения рождаемости? («Перетяжки» в половозрастной пирамиде означают резкое снижение рождаемости. Причиной этому явлению может быть война, голод и экономический кризис. Повторение низкой рождаемости ожидается через 25 лет от 1991 г., т. е. придется на 2015 год.)

5) Оцените демографическую ситуацию в России начала XXI века. (Естественный прирост отрицательный смертность высокая и превышает рождаемость; эмиграция составляет около 100 тыс. в год, иммиграция около 500 тысяч человек в год, т. е. положительное сачьдо миграций.)

III. Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся с национальным и религиозным составом населения России. Россия - многонациональная страна. На ее территории проживает 130 народов.

Распложена Россия на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада - европейские страны - Литва, Эстония, Белоруссия, Украина - с традициями христианства.

На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав сильно влияние ислама, а значит на республику Азербайджан - неоспоримо влияние мусульманских соседей - Турции и Ирана. Северный Кавказ - это сложный регион с преобладанием мусульман, христианами являются лишь осетины, армяне и грузин.

На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казахстана также очень сложен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков, уйгуров.

Итак, не только Россия многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России необходимо проводить «мягкую» национальную политику.

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка народы объединяются в языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская и т. д.

Народы России по языковой принадлежности относятся к 4 языковым семьям:

1. Индоевропейская семья (89% населения);

2. Алтайская семья (7% населения);

3. Кавказская семья (2% населения);

4. Уральская семья (2% населения).

Семьи делятся на группы. Так, в индоевропейскую семью входят славянская, германская, иранская и другие группы. А самая многочисленная группа в этой семье - славянская, а среди славян крупнейший народ - русский (82,5% всего населения).

В. Даль, создатель толкового русского словаря, писал, что национальная принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он думает. Так, русский язык является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеют.

Русские области России - это территории Европейского Севера (Архангельская, Вологодская области), Северо-Запада (Ленинградская, Псковская, Новгородская области) и Центральные районы России. Там преобладают русские.

Учащиеся чертят схему или таблицу классификации народов по языковой принадлежности:

План урока на тему Расовый и национальный состав мира (10 класс)

Работа с картой:

- Укажите на карте места проживания народов, относящихся к:

1. Индоевропейской семье.

2. Алтайской семье.

3. Уральской семье.

4. Кавказской семье.

Одни народы широко расселились за пределами своей республики - татары, мордва; а другие живут в пределах своей республики.

Запись в тетрадь

Титульный народ - это народ, по названию которого называется республика: Татарстан - татары, Карелия - карелы.

Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции», т. е. растворения одних народов среди других. Например, в Татарстане - татары составляют 48,5% населения, а в Башкирии - башкир всего 21%, а татар - 28%.

- А теперь познакомимся с национальным составом населения России (табл. 10, с. 36, уч. Д.):

Вопросы к классу:

- Назовите народы индоевропейской семьи.

- Какой народ самый многочисленный в России?

- Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.

- Какой народ, входящий в индоевропейскую семью и исповедующий иудаизм, эмигрировал в 80-90-е годы в Израиль? (Евреи.)

- Народы алтайской семьи исповедуют преимущественно ислам. Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии. (Чуваши и якуты - православные, а тувинцы, калмыки и частично буряты - буддисты.)

- Какой народ Северного Кавказа исповедует православие? (Осетины.)

- Назовите самый многонациональный народ. К какой семье или группе он отно

сится? (Славянская группа - русские; Алтайская семья - татары; Уральская семья - мордва; Кавказская семья - чеченцы.)

- Какой народ, исповедующий буддизм, живет в Европейской части России? (Калмыки.)

- Назовите народы, относящиеся к финно-угорской группе в России. (Мордва, удмурты, карелы и др.) Назовите народы этой группы, живущие за пределами России. (Финны, эстонцы, венгры.)

IV. Закрепление

После заслушивания ответов учитель предлагает открыть политико-административную карту и найти 21 республику РФ и 10 национальных (автономных) округов и записать в тетрадь название субъекта и его столицу.

Тема для обсуждения:

- Справедливо ли по отношению ко всем народам России существующее ныне (сталинское) административно-территориальное деление? Вопросы для уточнения:

1. Назовите республики, где коренное население преобладает, республики с равенством коренного и русского населения, республики с преобладанием русского населения.

2. Назовите республики, в которых два титульных народа. (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария.)

3. Имеет ли такой народ, как шорцы, свое национально-территориальное образование (республику или национальный округ)?

Дополнительный материал

Для работы на уроке очень полезна таблица 11 (уч. Д., с. 37). Ее полезно иметь на каждом столе как раздаточный материал.

Особенности населения республик России

План урока на тему Расовый и национальный состав мира (10 класс)

- Назовите народы России, которые не имеют своей республики или национального округа (по уч. А., прил. с. 2).

Домашнее задание

По уч. А.: §22, с. 101, вопросы для самооценки;

По уч. Д.: §6, все вопросы.

1) Нарисовать национальные костюмы народов России, например, народов Кавказа, татарский, ненецкий, русский и т. п. (по желанию).

2) «Моя точка зрения» (по желанию).

3) Творческое задание: ответить на вопросы задания «Мой край в судьбе России» (можно дать группе учащихся и заслушать на следующем уроке).

4) Составить кроссворд «Народы России» или «Республики России» (на выбор).

5) Отметить республики на контурной карте.



© 2010-2022