- Преподавателю
- География
- Урок по географии Продолжительность вегетационного периода на территории Казахстана
Урок по географии Продолжительность вегетационного периода на территории Казахстана
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова М.В. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Агроклиматические ресурсы. Продолжительность вегетационного периода.»
Тип урока: формирование и закрепление знаний
Цель урока: сформировать у учащихся знания об агроклиматических ресурсах, выявить продолжительность вегетационного периода в районах РК.
Задачи урока:
1. образовательная: формирование знаний агроклиматических ресурсов Казахстана, закрепление понятия агроклиматические ресурсы и вегетационный период.
2. воспитывающая: воспитать сознательное отношение к учебе, формирование коммуникативной культуры, воспитание любви к своему краю.
3. развивающая: развить интерес к познанию окружающего мира, применение знаний, полученных на предыдущих уроках, формирование умения анализировать данные, делать выводы, применение знаний в новой ситуации, умение наблюдать за природой.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: карта РК, слайды, интерактивная доска
Ход урока:
1. Организационный момент:
-
Проверить готовность к уроку
-
Установить дисциплину
2. Проверка домашнего задания
-
а) беседа с учащимися
Природные условия и явления Казахстана.
-
б) работа по интерактивной карте
- Расставь границы Казахстана
- Горы и равнины РК
- Расставь климатические пояса РК
-
в) проверка таблиц
3. Постановка цели и актуализация знаний:
4. Введение знаний:
-
Вопросы
Что такое климат? Что такое природные условия, какие вы знаете? Что такое природные явления? Что называют сезонными природными явлениями, приведите примеры? Что такое вегетационный период?
-
Погружение в урок «Все запомню… Все расскажу»
Выбираются пять учащихся, один из них капитан, все они выходят за дверь, а учитель сообщает классу информацию, потом заходит капитан и учитель и ему сообщает информацию, затем капитан передает эту информацию своему первому помощнику, тот следующему и так далее до последнего. Затем учащиеся, которые остались в классе сообщают команде об упущенной информации. Упражнение проводится с целью концентрации внимания на уроке.
- На Земле есть такая страна, которая на карте мира занимает 9 место, на карте Евразии 4, а на карте СНГ 2, она граничит с 7 государствами с 5 из них по суше - Россия, Китай, Киргизстан, Узбекистан, Туркменистан и с 2 по морю - Азербайджан и Иран. На территории этой страны располагаются 5 крупных горных хребтов и 4 крупные равнины. Климат данной страны резко-континетальный, а климатический пояс умеренный, на территорию действуют арктические, умеренные и тропические воздушные массы. Независимым стало это государство 16 декабря 1991 года и скоро мы этот день будем отмечать.
-
Информация учителя.
С давних времен известно, что для существования людей, растений и животных нужны свет, тепло, влага, воздух и другие природные элементы. Человек может использовать климатические ресурсы как важнейшие лечебные факторы занимающиеся проблемами медицины и курс климатологии, которые изучают влияние климатических живых организмов. К этим факторам относятся радиация, температура, влажность, ветер и др.
На территории Казахстана солнечного тепла достаточно для созревания всех без исключения сельскохозяйственных культур. При среднесуточной температуре суммарное количество значительно колеблется 2000-2100°, а на юге 4300-4600°. В северной части республики, где среднесуточная температура превышает +10°С вегетационный период длится 130-135 дней. Здесь климатические ресурсы пригодны для выращивания пшеницы, льна, овощей, фруктов и бахчевых культур.
На юге республики вегетационный период более 180 дней. Изобилие солнечного света позволяет выращивать здесь такие орошаемые культуры как хлопчатник, табак, виноград, сахарную свеклу и др.
-
Ролик «Сельскохозяйственные культуры РК»
-
Работа с текстом учебника и слайдами
1. Ребята читают текст параграфа и ищут следующие определения: вегетационный период и агроклиматические условия. Что относится к агроклиматическим ресурсам?
К агроклиматическим ресурсам относятся:
а) тепловая, световая, ультрафиолетовая часть солнечной энергии, которые обеспечивают рост растения;
б) показатели суммы атмосферных осадков за год и вегетационный период;
в) снежный покров и создаваемые им запасы влаги;
г) скорость, сила и направление движения воздуха.
2. Заполни таблицу
Прочитав текст учебника, заполни таблицу, разбросав информацию по следующим столбикам. Все ребята работают в тетради, а один ребенок выполняет задание на интерактивной доске (дана таблица, внизу опорные слова, их нужно раскидать по столбикам)
район
продолжительность вегетационного периода
культуры
Северный
130-135 дней
Яровая пшеница, лен, овощи, фрукты, бахчевые
Центральный
150-160 дней
Зерновые культуры, подсолнечник, гречиха, картофель
Южный
более 180 дней
Рис, хлопчатник, табак, виноград, сахарная свекла
5. Первичное закрепление знаний
-
Работа по карте
На интерактивной доске размещены фотографии сельскохозяйственных культур и карта РК, нужно сопоставить район РК с той или иной сельскохозяйственной культурой.
-
Вопросы
1. В какой части Казахстана наиболее тепло и какие вы знаете теплолюбивые культуры?
2. Какие районы Казахстана благоприятны для развития зерновых культур?
3. Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в республике? Где и почему?
4. Как климат влияет на хозяйственную деятельность человека?
5. Каковы агроклиматические ресурсы вашего района?
6. Рефлексия (осмысление) и коррекция своих действий учащимися, анализ услышанного материала. Подведение итогов урока:
Тест по теме «Климат РК»
Тест раздается учащимся на листочках, ребята отвечают и сдают учителю, оценки объявляются на следующий урок.
1. На климат Казахстана влияют:
А) Азиатский антициклон:
Б) экваториальные воздушные массы:
В) морской климат:
2. Климат - это:
А) излучения солнцем тепла и света:
Б) многолетний режим погоды:
В) состояние тропосферы в данном месте и в данный момент:
Г) циркуляция воздушных масс
3. В каком климатическом поясе находится Казахстан:
А) в экваториальном
Б) в умеренном
В) в арктическом
4. Как называются изолинии, которые соединяют показатели выпадения осадков:
А) изобары
Б) изогиеты
В) изотермы
5. неблагоприятные климатические явления характерны для Казахстана:
А) засуха, пыльные бури, гололедица
Б) засуха, пыльные бури, землетрясения
6. Самый холодные месяц в Казахстане:
А) февраль
Б) январь
В) декабрь
Г) март
7. В каком регионе Казахстана часто наблюдаются заморозки:
А) в южном и центральном
Б) в восточном и центральном
В) южном
Г) в северном и центральном
8. Средняя температура января на юге Казахстана:
А) -15 С
Б) -10 С
В) -8 С
Г) -2 С
9. Средняя температура июля на юге Казахстана:
А) +24 С
Б) +25 С
В) +29 С
Г) +20 С
10. На формирование климата Казахстана оказывают влияние океаны:
А) Индийский, Северный Ледовитый
Б) Тихий и Индийский
В) Северный Ледовитый, Атлантический
Г) ни один из океанов не оказывает влияния.
11. Циклон приносит:
А) грозы, повышение давления
Б) сухую жаркую погоду
В) пасмурную, дождливую и ветреную
Г) заморозки
12. Воздушные массы, приносящие на территорию Казахстана основную влагу называют:
А) умеренно-морские
Б) тропические морские
В) умеренно- континентальные
Г) тропические континентальные
7. Определение домашнего задания
Параграф, попытаться заполнить таблицу «Особенности сезонов года в своем регионе» по своим наблюдениям
План
весна
лето
осень
зима
начало сезона
снег
вегетационный период
культуры
заморозки
средние температуры
Приложение
Презентация PowerPoint
Флип-чаты