- Преподавателю
- География
- Учебно-экологическая экспедиция «По родникам Ракитянского района»
Учебно-экологическая экспедиция «По родникам Ракитянского района»
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Васильченко А.П. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
8
Учебно-экологическая экспедиция
«По родникам Ракитянского района»
Разработала: учитель географии МОУ «Пролетарская СОШ №2»
Ракитянского района Белгородской области
Васильченко Алеся Петровна
2015
Цель: Формирование экологически грамотного мышления школьников посредством привлечения их к научно-исследовательской, эколого-просветительской и природоохранной деятельности.
Задачи:
1. Приобщение школьников к научно-исследовательской работе в полевых условиях и к камеральной обработке материалов;
2. Формирование знаний о конкретных природных объектах, а также об общих понятиях природных процессов, явлениях и их закономерностях;
3. Воспитание ответственного и бережного отношения к природе, понимания значения особо охраняемых природных территории;
4. Укрепление физического и психологического здоровья детей.
Актуальность:
Безымянный, неприметный родничок,
Он сам-то вряд ли знает, что течет
И совсем не понимает - для чего…
Ты, наверное, забудешь про него.
Ты, конечно, проживешь без родника.
А для леса он - как жилка у виска.
Роберт Рождественский
Родники - удивительное творение природы. Родники. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.
К сожалению, в настоящее время большинство родников, находящихся в Ракитянском районе, заброшены и не благоустроены, нуждаются в охране и защите от загрязнений.
Родники - живые, они, как люди, рождаются, живут и умирают. Поэтому мы решили познакомиться с родниками, пока они живы.
В Ракитянском районе сеть ООПТ представлена пятью гидрологическими заказниками (пруды и Солдатское водохранилище), ботаническим заказником, урочищем «Парк» и двумя памятниками природы. В районе имеется много родников, но ни один из них не является памятником природы и не внесен в список ООПТ, хотя согласно исследованиям ученых [1], некоторые из них соответствуют всем критериям памятника природы. Тем ценнее привлечение внимания окружающих, в том числе школьников, к этим ценным местам природы.
Подавляющая часть родников сосредоточена на юго-востоке района. В разной степени обустроены 84 % обследованных родников, но только 10 % имеют кроме сруба или кольца навесы, места для отдыха [2].
Учебно-экологическая экспедиция по родникам, как выездная форма проведения исследовательской работы учащихся, представляется мне наиболее привлекательной и перспективной в ряду других форм выездной деятельности (походы, экскурсии и др.). Это связано с тем, что разработанная мною экспедиция - это не просто экскурсия с осмотром родников. В программу экспедиции входит и исследовательская часть по описанию родников, и экологическая по очистке прилегающей территории к роднику, и игровая составляющая по окончанию экспедиции.
Большинство заданий выполняется непосредственно у объектов природы. При изучении природы, внимательном наблюдении природных явлений зарождается и развивается настоящая любовь к родной природе, забота об охране и бережном отношении к ее богатствам.
Оборудование и материалы экспедиции: фотоаппарат, картосхема маршрута экспедиции, паспорт маршрута, колбы и пробирки, термометр, пластиковые чистые бутылки, мерная емкость, тетрадь для записи, аптечка, бумага и фломастеры.
Условия проведения
Экспедиция рассчитана на один день в теплое время года. Передвижение осуществляется автобусом.
Участники экспедиции
К участию в экспедиции приглашаются учащиеся общеобразовательных школ. Возраст детей от 11 до 18 лет.
Описание маршрута
Разработанная мною экспедиция по родникам Ракитянского района включает в себя шесть пунктов (составлен паспорт маршрута (прил. 1), остановки нанесены на картосхему рис. 1).
Рис. 1. Картосхема маршрута учебно-экологической экспедиции (остановки показаны красными квадратами, пронумерованы)
Выбор родников осуществляли с учетом географического принципа (старались охватить разные части Ракитянского района, в результате учащиеся ознакомятся заодно и с географией района), а также с учетом степени благоустройства (хотели показать учащимся как наиболее благоустроенные, так и менее или совсем не благоустроенные родники). В итоге остановки распределили следующим образом:
1) родник в пос. Ракитное - один из обустроенных родников района, активно использующихся и в настоящее время для хозяйственно-питьевых целей (рис. 2);
Рис. 2. Родник п. Ракитное Рис. 3. Родник в с. Зинаидино
2) родник «Средний» (рис. 3) в селе Зинаидино, выбивается в пойме реки Ракита, в притеррасном понижении. Обустройство: крупный деревянный сруб с крышкой, асбестоцементная труба, ограда - штакетник. Использование хозяйственно-питьевое и рекреационное. За родником ухаживают школьники Зинаидинской школы;
3) родник «Криница» (рис. 4) между селами Венгеровка и Псковское; в пойме реки Ракита. Был переоборудован в 2009 г. Теперь у него есть беседка, а неподалеку поставлены пеньки для удобства привала.
Рис. 4. Родник «Криница»
На этом этапе предусмотрен обеденный привал в теневой местности. Допускается «карманное» холодное питание во время дневных переходов. В послеобеденное время проводится конкурс на лучшую листовку «Живи, родник, живи!».
4) родник, расположенный на юго-восточной окраине с. Васильевка (рис. 5) в пойме реки Ивенка. Обустройство: бетонное кольцо, над ним дощатый сруб, металлическая труба. Использование хозяйственно-питьевое. Это пример родника, который остро нуждается в благоустройстве:
Рис. 5. Родник в с. Васильевка
5) Родник в прилегающем к юго-восточной окраине п. Пролетарский ботаническом заказнике по охране широколиственной дубравы урочище Становское. Расположен близ пруда ур. Становское. Выбивается в днище балки. Обустройство: деревянный сруб на бетонном кольце, асбестоцементная труба, деревянный навес.
6) Родник, располагающийся также в урочище Становское, неблагоустроен (рис. 6), выбивается на дне оврага. Предусмотрен экологический десант, главная задача которого - расчистка близлежащей территории от мусора.
Рис. 6. Родник в урочище Становское
Завершается экспедиция возле МОУ «Пролетарская СОШ № 2», где в короткие сроки с помощью лабораторных методов мы сможем определить органолептические и химические показатели воды, учитывая имеющиеся в школе оборудование и реагенты.
По результатам экспедиции и последующим лабораторным анализам учащиеся оформляют исследовательскую работу.
Данную экспедицию планируем апробировать летом текущего года, а также, учитывая научные рекомендации ученых БелГУ, и объединив силы школьников и жителей п. Пролетарского, осуществить расчистку родника нашего поселка в урочище Становское.
Литература
-
Новых Л.Л., Орехова Г.А. К вопросу о соответствии родников Краснояружского, Ракитянского и Новооскольского районов критериям памятников природы регионального значения // Научные ведомости БелГУ. - 2010. - № 3. - С. 124-130.
-
Петин А.Н., Новых Л.Л. Родники Белогорья. - Белгород: КОНСТАНТА, 2009. - 220 с.
-
Родники, святые источники, ключи, колодцы Ракитянского района // Святой источник [Электронный ресурс]. - URL:svyato.info/ belgorodskaja-oblast/rakitjanskijj-rajjon-belgorodskaja-oblast/page/4/ (дата обращения 21 февраля 2015 г.).
Приложение 1
Паспорт маршрута
Автор маршрута Васильченко Алеся Петровна
Название туристского маршрута «По родникам Ракитянского района»
Общие сведения о маршруте
вид туризма автобусный
вид похода однодневный
степень сложности средняя
протяжённость 50 км
возраст учащихся 10-17 лет
Район похода Белгородская обл, Ракитянский р-н
Таблица 1
Нитка маршрута
№ остановки
Название остановки
Описание точки
Время остановки
Старт
МОУ «Пролетарская СОШ №2». Инструктаж по ТБ
10.00
1
Родник в п. Ракитное
Описание обустройства родника. Изучение правил отбора проб воды. Отбор проб
10.15- 11.00
2
Родник «Средний»
Описание положения в рельефе. Отбор проб. Беседа с местными жителями с. Зинаидина о роли родника в жизни сельских жителей в прошлом и настоящем.
11.15-12.15
3
Родник «Криница»
Отбор проб воды. Обед. Отдых. Конкурс на лучшую листовку «Живи, родник, живи!»
12.30-
14.30
4
Родник с. Васильевка
Описание положение родника. Отбор проб.
14.30 - 15.00
5
Родник близ пруда ур. Становское
Описание положение родника. Отбор проб. Прогулка по лесу и знакомство с растениями ботанического заказника
15.30 - 16.30
6
Родник в ур. Становское
Описание положение родника. Отбор проб. Сбор мусора на прилегающей территории к роднику.
16:35
17:30
6
Финиш
МОУ «Пролетарская СОШ №2»
17.40