Проектная деятельность на уроках географии

Данная работа разработана для обобщения моего применения проектной и исследовательской деятельности на уроках географии. Использование на уроках технологии проектной деятельности усиливает у учащихся позновательный интерес, развивает самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения. В процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции:коммуникативные, учебно-позновательные, информационные, предметные, личностного саморазвития...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСТЬ-ОРДЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

ЭХИРИТ-БУЛАГАТСКИЙ РАЙОН

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ













Проектная деятельность на уроках географии





Учитель географии

МОУ Усть-Ордынской СОШ № 4

Шоронов Б.К.









п. Усть-Ордынский, 2015 г.

Введение

Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.

Конечно, широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв и т.д. Чтобы эффективно решать эти задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.

Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Для реализации нового подхода на основе личностно-ориентированного обучения, в своей работе я начала использовать технологию проектной деятельности. Проектная деятельность наряду с оптимизацией учебно-воспитательного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения. Ценность работы над проектом состоит в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.

Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, рождая при этом новые идеи. Проектная деятельность способствует воспитанию мотивированных детей.

Достоинства проектной деятельности:

-это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности

-развивать свои универсальные умения.

-повысить мотивацию изучения предмета

-реализовать комплексное восприятие учебных предметов

-принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы

Наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки:

-увеличение нагрузки на учащихся и интеллектуальной и эмоциональной;

-требование более сложной системы оценивания;

-увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);

-наличие риска неудачного выполнения работы.

Существует несколько подходов к классификации проектов:

- по предметно-содержательной области;

- по характеру координации проекта;

- по характеру доминирующей деятельности учащихся в проекте;

- по характеру контактов;

- по количеству участников проекта;

- по продолжительности проекта;

Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.

Можно выделить основные этапы реализации проекта:

- Организационный (формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности)

- Технологический (сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы)

- Заключительный (представление работы, ее анализ и оценка)

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую подтему

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской

Работе

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение

форм выражения

итогов проектной

деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка

Проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление

результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия


Из личного опыта предлагаю рассмотреть особенности организационной деятельности учащихся при работе над различными проектами такими как: информационный, исследовательский и практико - ориентированный.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:

а) объект сбора информации;

б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);

в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основные задачи информационного проекта:

-расширение кругозора, познавательных и творческих способностей учащихся;

-развитие самостоятельной деятельности учащихся;

- развитие навыков работы с информационными технологиями;

-создание информационно-иллюстрированных слайдов и презентации в программе Power Point из группы MS Offis; развитие коммуникативных качеств учащихся.

Работа над информационными проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, организовать сотрудничество с учителем, усиливает воспитательный эффект, вызывает желание и дальше осваивать предмет. Это формирует ключевые компетенции учащихся: предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные; служит приобретению ими социального опыта.

Данный тип проекта применяется в основном в старших классах, когда у учащихся сформировано достаточно знаний и навыков во многих учебных дисциплинах, без каких-либо трудностей ориентируются в информационном пространстве. Например, в 10 классе при изучении темы «Зарубежная Европа» или «Зарубежная Азия» все уроки я делю на две группы: уроки по темам "Общая характеристика Зарубежной Европы", где дается общая характеристика от экономико-географического положения до достопримечательностей этого региона. Они носят типологический характер: урок-лекция, урок-диалог, урок-практикум.

Для закрепления изученного материала, предлагается выполнение самостоятельной практической работы, по составлению экономико - географической характеристики одной из стран, с использованием разнообразных источников информации.

Данная проектная работа должна состоять из двух частей: теоретической (доклад или небольшой реферат) и практической (презентация Power Point). Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор школьников, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.

Дополнительно сильным учащимся можно дать ещё одну работу как «Интересные факты о странах Европы», тем самым подводя итоги всей проделанной работы в классе.

Также можно дать опережающее домашнее задание в виде индивидуальных мини проектов «История моего телефона» к теме «Научно - Техническая революция», тем самым показать быстрые темпы развития науки и техники.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

- выявление и постановка проблемы исследования;

- формулирование гипотезы;

- планирование и разработка исследовательских действий;

- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

- сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

- подготовка и написание (оформление) сообщения;

- выступление с подготовленным сообщением;

- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

- подготовка выводов, заключений.

Цель исследовательской деятельности - сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, развитие исследовательских способностей, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследовательский проект хорошо применим в региональном компоненте «География Иркутской области», либо во внеурочной деятельности по краеведению. Исследовательский проект, как правило, затрачивает много времени на сбор материала и информации. Поэтому на своей территории легче и проще найти информацию. Главным достоинством таких проектов является огромная вариативность предмета исследования и разновозрастный состав учащихся.

Самым трудоемким исследовательским проектом получилось изучение современного состояния лесов Эхирит-Булагатского района и деятельности лесоохранных организаций.

На первом этапе определились с наиболее актуальной проблемой в нашем районе, выдвинули гипотезу, обозначили задачи, которые необходимо было решить в ходе исследования.

Второй этап - планирование исследования. Разделили на теоретическую и практическую части.

Третий этап - сбор информации и материала. Для теоретической части информацию брали в интернет ресурсах, статистических источников и спец литературы. Для практической части информация бралась непосредственно в лесоохранных организациях, у крупных лесозаготовителях, при неоднократных беседах. Было собранно много материала в виде отчетов, карт.

Четвертый этап - обработка материала. Проверка, анализ, подготовка и написание доклада заняло несколько месяцев. Работа на презентацией для защиты

Пятый этап - защита проекта. Данная работа была защищена на районной научно - практической конференции.

Шестой этап - рефлексия. Необходимо провести оценку всей проделанной работы, сделать выводы.

Проект имеет практическую значимость и может использоваться учителями биологии, экологии, географии при изучении регионального компонента.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может - практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

• проекты освоения территорий;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.

• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Данный метод был использован в групповой проектной работе «Школа № 4 глазами птиц» учащимися 6 класса. При изучении тем «План местности», «Масштаб плана», «Ориентирование на местности» проект был осуществлен. В рамках проекта были построены план-схема МОУ Усть-Ордынской СОШ № 4. Работа велась в группах по четко определенному плану, поэтому каждый учащийся в группе был задействован.

План-схема была усовершенствована на кружке «Спортивное ориентирование». Также учащиеся 6 класса проложили маршрут на плане школы с несколькими контрольными пунктами с определенным азимутом. Все отрезки дистанции соответствовали масштабу. План был использован при проведении соревнования по спортивному ориентированию среди старших классов, что говорит о большой практической значимости работы.

Учащимся 6 класса был осуществлен проект «Маршрут школьного автобуса». Работа начиналась вручную, зарисовывался маршрут, обозначались все дорожные знаки и разметка. Весь собранный материал был перенесен в программу Paint, где и был закончен. В итоге получился маршрут движения п.Усть-Ордынский - с.Кулункун, который размещён в школьном автобусе.

В 8 классе, при изучении темы «Природные комплексы Дальнего Востока» был предложен краткосрочный проект по составлению рекламного плаката для привлечения туристов на Дальний Восток. Класс поделился на три группы, каждой дана была определенная территория (Камчатка, о. Сахалин, Уссурийская тайга). Заранее был разработан план. По завершении работы была защита проекта.





Заключение

За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.





© 2010-2022