Конспект урока по географии на тему Озёра (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока географии в 6 классе.

Тема: Озёра.

Цели урока: создать условия, при которых -

  • ученики смогут называть и показывать крупные озёра мира;

  • ученики смогут различать типы озёрных котловин;

  • ученики смогут описывать и сравнивать озёра, различные по происхождению;

  • ученики смогут объяснить различие между сточными и бессточными озёрами.

  • ученики смогут задуматься о красоте, величии и уязвимости природы Земли.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, иллюстрации, карточки инструкции.


  1. Орг. момент

  2. Актуализация изученного материала:

Слайд 1 (схема)

1. - Какую оболочку Земли мы сейчас изучаем?

- Что такое гидросфера? 2

- Из каких частей состоит гидросфера?

Слайд 2

2. Диктант (дифференцированная работа) 5

Вернуться к слайду 1 (схеме)


  1. Постановка целей урока:

- То о чём мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха. О чём же пойдёт разговор? (Ответ учащихся)

Слайд 3

Конечно это озёра - голубые очи планеты.

Слайд 4 (таблица «знаем-узнали»)

- Что вы знаете об озёрах? Записать ответы учеников в левую колонку таблицы.

Слайд 5

- Цель нашего урока расширить ваши знания об уникальном мире озёр.

  1. Научиться определять географическое положение озёр.

  2. Научиться распознавать озера по происхождению котловин. 3

  3. Научиться определять и сравнивать свойства воды в озёрах.


  1. Работа над новым материалом:

  1. Введение понятия.

Слайд 6

Презентация «Озёра»

- Давайте полюбуемся красотой и величием этих объектов природы.

- Всё хорошо в природе, но вода - красота всей природы. Вода жива; она бежит или волнуется ветром; она движется и даёт жизнь и движение всему её окружающему.

Разнообразны явления вод, и непонятны законы этого разнообразия. 1

- Велик и разнообразен мир озёр. Озёра - ещё один неоценимый подарок природы. «Глаза земли» - так называли озёра в древности. Глаза эти огромные, как моря, и столь малые, что измеряются квадратными метрами. Есть глубокие и мелководные. Одни то появляются, то исчезают с поверхности Земли.

Слайд 7

Проблема - в чём причина разнообразия озёр?

Слайд 8

- Для начала давайте попробуем сформулировать определение «озеро».

- Проверим - 2

- Чем озеро отличается от моря?

- Чем от реки?


  1. Характеристика озёр. (работа в парах)

- Используя карты атласа, соберите информацию об озёрах по плану

Слайд 9

-Заполните таблицу (на листах, на партах)

1 ряд - Байкал

2 ряд - Каспийское

3 ряд - Онежское

Проверка работы - от каждого ряда по одному представителю отвечают у доски.

Слайд 10 - Байкал

- Славное море - священный Байкал - глубочайшее озеро в мире. Самое древнее - ему 25 млн. лет, самое прозрачное.

Золотое озеро - зовут его алтайцы,

Лама море - эвенки,

Далаи-Нор - великое озеро - монголы,

Бай-Куль - богатое озеро, озеро озёр (тюркское слово).

Слайд 11 - Каспий

- Каспийское озеро самое крупное на Земле. В прошлом оно имело связь с Мировым океаном и являлось морем. За его размеры и воду похожую на океаническую, его называют морем и сегодня. Каспийское море - озеро знаменито не только своими суперразмерами, но и интересной историей его названия. Это море-озеро имеет более 70 названий - Гирканское, Персидское, Восточное, Западное, Хвалынское, Дербентское, Хазарское. Современное название - Каспийское по названию исчезнувшего народа каспиев (коневодов). П. Вяземский посвятил стихотворение этому морю-озеру:

Море широкое, море пространное

В дальнем мерцании с небом слиянное, 6

Солнцем согретое, море лазурное

Под непогодою тёмное, бурное.

Слайд 12 - Онега

- Онега - «дымящееся озеро» (из-за туманов). Достопримечательность Онежского озера остров Кижи.

Слайд 13 - Кижи

Кижи - ансамбль древних деревянных храмов. В его центре - двадцатидвухглавая Преображенская церковь, построенная в 1714 г. в ознаменование победы над шведами в Северной войне. До нашего времени дошла легенда, будто плотник Нестор, руководивший строительством храма, настолько был поражён творением своих рук, что забросил топор в Онежское озеро, сказав: «Не было никогда такой церкви и больше не будет».


  1. Озёрные котловины (работа с учебником - работа в парах)

- Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами. Они очень разнообразны, т.к. причин их образования много. Откройте в учебнике §31 пункт 2. Прочитайте и выполните задание 2 (заполнить таблицу)

Проверить у доски:

Слайд 14

Слайд 15

6

- Что общего у озёр Байкал и Каспийское?

- Чем они отличаются? (можно обратиться к учебнику и найти ответ, если затрудняются)

- Для каких районов Земли характерны вулканические озёра?

- Где можно встретить запрудные озёра? 3

Слайд 16

дополнительно о Сарезском озере

- Февральской ночью 1911г. жители верховьев Мургаба проснулись от неимоверного гула, идущего из недр землю. Гул сопровождался оглушительным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джин, ломающий «Памирского исполина», с вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких песках: под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение, и в воздухе несколько дней кружились клубы густой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро.



Карстовое - Неджели (Якутия)

Старица - Песковатское Воронежская обл.

Слайд 17


  1. Вода в озере.

- Давайте подумаем, чем могут питаться озёра?

- Почему озёра не переполняются водой? Куда она девается?

- Озёрная вода расходуется на испарение, а также выносится реками.

Слайд 18

- Найдите в учебнике ответ на вопрос - как называются озёра, из которых вытекают реки?

- Как называются озёра, из которых реки не вытекают? 6

Слайд 19

- Определите, на каком рисунке изображено сточное, бессточное озеро.

Слайд 20

- По карте атласа определите сточными или бессточными являются озёра, заполните таблицу. Проверить у доски.

- Как вы думаете, в каких озёрах сточных или бессточных вода будет солёная? Почему?

- Определите по карте атласа, как обозначаются пресные озёра, солёные озёра? Приведите примеры.

- Рассмотрите карту Ростовской области:

- как называется самое крупное озеро нашей области,

- какое оно по сточности (какие реки впадают?), по солёности?

Слайд 21

Легенда об озере Маныч-Гудило.


  1. Закрепление изученного.

Фронтальная работа с заданиями на слайдах. 5

Слайды 22, 23, 24.


  1. Подведение итогов.

Слайд 7

- Итак, вернёмся к нашему основному вопросу. Как бы вы теперь на него ответили?

Слайд 4 3

- Что вы теперь знаете об озёрах? Заполнение второй части таблицы.

- Мир озёр удивителен. Каждое озеро чем-то уникально. Мы сегодня говорили о наиболее крупных, известных озёрах, а теперь послушайте об интересных, но мало известных.

Слайды 25, 26, 27, 28, 29.

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 31, найти описание и рассказать об одном из интересных озёр.










© 2010-2022