- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии на тему Озёра (6 класс)
Конспект урока по географии на тему Озёра (6 класс)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Безелева О.П. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока географии в 6 классе.
Тема: Озёра.
Цели урока: создать условия, при которых -
-
ученики смогут называть и показывать крупные озёра мира;
-
ученики смогут различать типы озёрных котловин;
-
ученики смогут описывать и сравнивать озёра, различные по происхождению;
-
ученики смогут объяснить различие между сточными и бессточными озёрами.
-
ученики смогут задуматься о красоте, величии и уязвимости природы Земли.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, иллюстрации, карточки инструкции.
-
Орг. момент
-
Актуализация изученного материала:
Слайд 1 (схема)
1. - Какую оболочку Земли мы сейчас изучаем?
- Что такое гидросфера? 2
- Из каких частей состоит гидросфера?
Слайд 2
2. Диктант (дифференцированная работа) 5
Вернуться к слайду 1 (схеме)
-
Постановка целей урока:
- То о чём мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха. О чём же пойдёт разговор? (Ответ учащихся)
Слайд 3
Конечно это озёра - голубые очи планеты.
Слайд 4 (таблица «знаем-узнали»)
- Что вы знаете об озёрах? Записать ответы учеников в левую колонку таблицы.
Слайд 5
- Цель нашего урока расширить ваши знания об уникальном мире озёр.
-
Научиться определять географическое положение озёр.
-
Научиться распознавать озера по происхождению котловин. 3
-
Научиться определять и сравнивать свойства воды в озёрах.
-
Работа над новым материалом:
-
Введение понятия.
Слайд 6
Презентация «Озёра»
- Давайте полюбуемся красотой и величием этих объектов природы.
- Всё хорошо в природе, но вода - красота всей природы. Вода жива; она бежит или волнуется ветром; она движется и даёт жизнь и движение всему её окружающему.
Разнообразны явления вод, и непонятны законы этого разнообразия. 1
- Велик и разнообразен мир озёр. Озёра - ещё один неоценимый подарок природы. «Глаза земли» - так называли озёра в древности. Глаза эти огромные, как моря, и столь малые, что измеряются квадратными метрами. Есть глубокие и мелководные. Одни то появляются, то исчезают с поверхности Земли.
Слайд 7
Проблема - в чём причина разнообразия озёр?
Слайд 8
- Для начала давайте попробуем сформулировать определение «озеро».
- Проверим - 2
- Чем озеро отличается от моря?
- Чем от реки?
-
Характеристика озёр. (работа в парах)
- Используя карты атласа, соберите информацию об озёрах по плану
Слайд 9
-Заполните таблицу (на листах, на партах)
1 ряд - Байкал
2 ряд - Каспийское
3 ряд - Онежское
Проверка работы - от каждого ряда по одному представителю отвечают у доски.
Слайд 10 - Байкал
- Славное море - священный Байкал - глубочайшее озеро в мире. Самое древнее - ему 25 млн. лет, самое прозрачное.
Золотое озеро - зовут его алтайцы,
Лама море - эвенки,
Далаи-Нор - великое озеро - монголы,
Бай-Куль - богатое озеро, озеро озёр (тюркское слово).
Слайд 11 - Каспий
- Каспийское озеро самое крупное на Земле. В прошлом оно имело связь с Мировым океаном и являлось морем. За его размеры и воду похожую на океаническую, его называют морем и сегодня. Каспийское море - озеро знаменито не только своими суперразмерами, но и интересной историей его названия. Это море-озеро имеет более 70 названий - Гирканское, Персидское, Восточное, Западное, Хвалынское, Дербентское, Хазарское. Современное название - Каспийское по названию исчезнувшего народа каспиев (коневодов). П. Вяземский посвятил стихотворение этому морю-озеру:
Море широкое, море пространное
В дальнем мерцании с небом слиянное, 6
Солнцем согретое, море лазурное
Под непогодою тёмное, бурное.
Слайд 12 - Онега
- Онега - «дымящееся озеро» (из-за туманов). Достопримечательность Онежского озера остров Кижи.
Слайд 13 - Кижи
Кижи - ансамбль древних деревянных храмов. В его центре - двадцатидвухглавая Преображенская церковь, построенная в 1714 г. в ознаменование победы над шведами в Северной войне. До нашего времени дошла легенда, будто плотник Нестор, руководивший строительством храма, настолько был поражён творением своих рук, что забросил топор в Онежское озеро, сказав: «Не было никогда такой церкви и больше не будет».
-
Озёрные котловины (работа с учебником - работа в парах)
- Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами. Они очень разнообразны, т.к. причин их образования много. Откройте в учебнике §31 пункт 2. Прочитайте и выполните задание 2 (заполнить таблицу)
Проверить у доски:
Слайд 14
Слайд 15
6
- Что общего у озёр Байкал и Каспийское?
- Чем они отличаются? (можно обратиться к учебнику и найти ответ, если затрудняются)
- Для каких районов Земли характерны вулканические озёра?
- Где можно встретить запрудные озёра? 3
Слайд 16
дополнительно о Сарезском озере
- Февральской ночью 1911г. жители верховьев Мургаба проснулись от неимоверного гула, идущего из недр землю. Гул сопровождался оглушительным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джин, ломающий «Памирского исполина», с вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких песках: под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение, и в воздухе несколько дней кружились клубы густой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро.
Карстовое - Неджели (Якутия)
Старица - Песковатское Воронежская обл.
Слайд 17
-
Вода в озере.
- Давайте подумаем, чем могут питаться озёра?
- Почему озёра не переполняются водой? Куда она девается?
- Озёрная вода расходуется на испарение, а также выносится реками.
Слайд 18
- Найдите в учебнике ответ на вопрос - как называются озёра, из которых вытекают реки?
- Как называются озёра, из которых реки не вытекают? 6
Слайд 19
- Определите, на каком рисунке изображено сточное, бессточное озеро.
Слайд 20
- По карте атласа определите сточными или бессточными являются озёра, заполните таблицу. Проверить у доски.
- Как вы думаете, в каких озёрах сточных или бессточных вода будет солёная? Почему?
- Определите по карте атласа, как обозначаются пресные озёра, солёные озёра? Приведите примеры.
- Рассмотрите карту Ростовской области:
- как называется самое крупное озеро нашей области,
- какое оно по сточности (какие реки впадают?), по солёности?
Слайд 21
Легенда об озере Маныч-Гудило.
-
Закрепление изученного.
Фронтальная работа с заданиями на слайдах. 5
Слайды 22, 23, 24.
-
Подведение итогов.
Слайд 7
- Итак, вернёмся к нашему основному вопросу. Как бы вы теперь на него ответили?
Слайд 4 3
- Что вы теперь знаете об озёрах? Заполнение второй части таблицы.
- Мир озёр удивителен. Каждое озеро чем-то уникально. Мы сегодня говорили о наиболее крупных, известных озёрах, а теперь послушайте об интересных, но мало известных.
Слайды 25, 26, 27, 28, 29.
Выставление оценок.
Домашнее задание: § 31, найти описание и рассказать об одном из интересных озёр.