Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«На конференцию по патриотическому воспитанию- 2015»



Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

Сусана Махмудовна Меретукова

Учитель географии МБООУ СОШ №4 а. Мамхег Шовгеновского района

Контактный телефон 8-909-469-04-65

«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая

красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?».

Виталий Закруткин

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или аул - несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира.

В последнее время наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок. Сегодня в отношении людей к Родине, ее истории определились два полюса: на одном - глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть молодежи. Современная молодежь стоит перед проблемой выбора. Для того, чтобы он был готов к этому, необходим социальный опыт, который приобретается в активной социально значимой деятельности.

Таким образом, проблема патриотического воспитания актуальна, своевременна и современна. В ее решении велика роль географического краеведения, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях сельской школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.

Краеведческая деятельность, позволяющая эффективно осуществлять процесс социального становления личности ребёнка осуществляется через постановку следующих задач:

  • всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала;

  • использование краеведческого материала в преподавании предмета «География»;

  • осуществление процесса социального становления личности ребёнка через развитие навыков взаимодействия с окружающим миром;

  • формирование активной нравственной позиции.

Целью моей методической работы в краеведении является обобщение собственного опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся через краеведческую деятельность по географии в условиях сельской Мамхегской средней общеобразовательной школы.

Объектом исследования является учебно - воспитательный процесс. Предметом - система краеведческой работы в преподавании географии: урочная и внеклассная деятельность по предмету (краеведческий кружок «ЮНИС» при ЦДО Шовгеновского района, проектно - исследовательская работа, коллективные творческие дела и т. д.)
Зная, как важно изучение родного края в патриотическом воспитании, я стала работать над этой темой. Каждый школьник должен знать природные особенности, культурное наследие, географию населения, промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания своего края. Кроме того, ребёнок должен чувствовать неповторимый колорит места, где он живёт с родителями, где учится, занимается спортом.
Предваряя вопросы: «Почему я работаю именно по этой теме? Стоит ли тратить силы?», мне хотелось бы ответить так: «Во-первых, в школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Во-вторых, краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых обучающимися знаний и умений. Оно способствует развитию навыков общественной работы: у детей возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами.
Очень малое количество литературы, статистических данных, отсутствие справочников, карт своего района, аула заставляют меня по крупицам собирать всё новое, ранее неизвестное и знакомить с этим материалом своих учеников.

Работая над темой «Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников», я определила следующие этапы:

  1. анализ программы по географии, государственных стандартов (пояснительной записки, требований к знаниям и умениям обучающихся по предмету);

  2. выявление взаимосвязи уроков географии и краеведения;

  3. место уроков краеведения в учебных часах предмета «География»;

  4. уплотнение учебного материала по географии с введением часов по краеведению;

  5. разработка учебно-методического планирования;

  6. собирание информации о своей республике, районе, ауле.

  7. создание методических разработок в системе уроков;

  8. создание мультимедийных презентаций по изучению родного края.

Главное назначение географического краеведения состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования конкретных понятий. Благодаря этому устраняются абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Мой опыт работы показывает, что понятия о расходе воды в реке, строении долины, почве хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводятся в историческом плане, отсюда и интеграция географического и исторического краеведения.


Мною разработан цикл уроков или его этапов на основе краеведческого модуля по курсу географии 6, 8, 9 классов:

  • Серия уроков по общей физико - географической характеристики республики Адыгея и Шовгеновского района:

  • 1) геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (ознакомление с геологическим обнажением на реке Фарс, описание малых форм рельефа - холмов, оврагов, склонов);

  • 2) климатические условия (ведение учащимися дневников наблюдений);

  • 3) гидрологические условия (изучение местной реки Фарс, влияние бытовых отходов на состояние питьевой воды в районе);

  • 4) почвенный покров (практические работы на местности, срезы почвы и т. п.);

  • 5) растительность (описание растительных сообществ, составление гербариев, составление списка лекарственных растений Шовгеновского района);

  • 6) животный мир (экскурсии, знакомство с Красной книгой Адыгеи и материалами Шовгеновского заказника ).

Проблемы современной социально - экономической жизни нашего района являются важнейшими элементами содержания патриотического воспитания. Объектами изучения в экономическом краеведении являются:

  1. современное население (численность, естественное движение, миграции, социально - демографическая структура, расселение, развитие культуры и образования), при изучении данной темы использую данные местного архива Мамхегского сельсовета.



  1. отдельные производственные предприятия и учреждения (время возникновения, история развития, территория, организационная структура, ЭГП, земельные фонды, ведущие отрасли хозяйства, техническая оснащенность, численность работников, планы дальнейшего развития и т. д.), учащимися 9 классов во время экскурсий изучены предприятия Шовгеновского хлебзавода, Шовгеновского молзавода, мелкие предприятия питания и торговли нашей местности. Полученная информация используется при изучении темы «Экономика Адыгеи».



  1. населенные пункты (географическое положение аула относительно ближайшего города, пути сообщения; история возникновения аула, происхождение названия; численность и состав населения, производственная функция аула ; места работы жителей; культурно - бытовое и транспортное обслуживание населения, топонимика района и аула Мамхег).

Изучением данных объектов занимаются и другие учителя естественных и гуманитарных дисциплин. Однако, учитель географии из-за содержания своего предмета, охватывающего рассмотрение как природы, так и общественной жизни, может явиться связующим звеном в краеведческой работе школы, как обычно и бывает на практике.

Перечисленные разделы физико - географической характеристики составляют основные направления краеведческого изучения природы. Попутно с этим выявляются местные природные достопримечательности и памятники природы, требующие особенно пристального внимания краеведов, более подробного изучения и их охраны

  • Разработаны экскурсии:

  • Описание природных компонентов своей местности

  • Составление плана пришкольного участка (полярной и маршрутной съёмкой)

  • Экономика нашего района (на промышленное предприятие аула)

  • Выявление и объяснение особенностей компонентов природы своей местности, их взаимосвязей.

  • Практические работы по курсу географии Адыгеи (8-9кл.)

  • Презентации по природным компонентам, населению и экономике Адыгеи и района.

Идея моей работы заключается в том, чтобы с помощью материала о родном крае сделать учебный материал доступным, запоминающимся, интересным для обучающихся, привести в систему теоретические сведения по краеведению.

Краеведческий материал применяю на разных этапах урока:

  • в начале урока, во вступлении;

  • при актуализации знаний;

  • при изучении нового материала;

  • при закреплении;

  • в домашнем задании.

Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика.

Как видим, главной формой в решении проблемы патриотического воспитания является урок, так как именно он - неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников. Именно на уроке ученик больше всего познает, здесь происходит воспитание географической культуры, раскрывается индивидуальность ребёнка, складываются его интересы, формируется личность.

Самый распространенный тип урока в старших классах - лекция, впервые систематично начинаю вводить с 9 класса. Важнейшие общеучебные умения, формируемые на лекции, - умение слушать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Эта форма позволяет мне при объяснении создавать проблемные ситуации, осуществлять экскурсы в историю, опираться на личный опыт учащихся, краеведческий материал, привлекать занимательные примеры, парадоксы.

Семинар - такая форма организации обучения, при которой источником информации являются сами ученики. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом я и учащиеся в обстановке непосредственного общения, в процессе выступления учеников решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. На семинаре, как правило, высокий уровень самостоятельности учащихся. Моя роль на семинаре заключается в организации и руководстве деятельностью школьников. Во время проведения семинаров возможно широкое использование краеведческого материала. Например, при проведении в 9 классе семинара на тему «Проблемы водопотребления в нашем районе» в качестве опережающего группового задания предлагается: а) изучить по материалам периодической печати особенности водопотребления района; б) провести простейшие исследования по определению химического состава воды в местном водоеме, оценить ее качество; в) собрать подробный материал по экологическому состоянию реки Фарс.

На семинаре обсуждаются результаты этой работы, дается их оценка и самооценка.

На уроках часто использую ролевые игры. Игра позволяет школьникам усваивать социальный опыт вследствие ролевой деятельности. В результате игры осуществляются два взаимодополняющих процесса - освоение ценностей и их переоценка. Как правило, игры с географическим содержанием позволяют учащимся моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты, усваивать основные правила поведения в природе и обществе и т. д. Например, в 9 классе при изучении темы «Факторы размещения производства» проводится ролевая игра « Представьте себе, что вы получили 1 млн. рублей на открытие своего дела…» (об организации частного бизнеса в ауле).

Для поддержания и развития познавательного интереса экскурсии имеют особое значение. Они должны быть разнообразны по формам и видам учебной работы. Соответственно содержанию экскурсий разрабатываю практические задания, предусматривающие различные виды деятельности. При непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями обучающиеся приобретают практические знания, осваивают практические умения. Большую часть практических работ я провожу в начале и в конце учебного года. Это связано с погодными условиями и с учебно-тематическим планированием. Например, в 6 классе теме «Определение на местности направлений, азимутов, расстояний», «Съёмка плана местности» отводиться по 1 часу. На конец учебного года планирую 2-х часовую экскурсию «Изучение водоёма своей местности», 2-х часовую экскурсию «Природный комплекс своей местности. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы своей местности и их взаимосвязей».

Во время экскурсии на местное предприятие Шовгеновский хлебзавод с учащимися 9 класса, дети получают задания. На основе полученных материалов в ходе экскурсии дать характеристику местного предприятия по типовому плану: а) географическое положение; б) специализация предприятия; в) его структура; г) технико-экономические особенности производства; д) выводы о характеристике производства (энергоемкое, трудоемкое и т. п.); е) производственные связи; ж) ведущие профессии; з) мероприятия по охране природы; и) перспективы развития.

Большое значение в патриотическом воспитании занимает внеклассная работа, направленная не на проверку прочности знаний по географии, а на расширение кругозора, на привитие навыков самостоятельной работы (в том числе с дополнительной литературой). Внеклассная работа расширяет знания учащихся, развивает находчивость, смекалку, умственные способности школьников, учит наблюдательности, помогает глубже понять сущность отдельных явлений и процессов, позволяет интегрировать знания с историей, биологией, физикой.

Использую такие формы работы, как викторины, конкурсы, КВН, игры, акции.

Краеведение позволяет определить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей.

Предоставляется возможность каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Раскрывая тот потенциал, которым одарила человека природа, мы формируем его индивидуальность. А при развитии индивидуальности активность и энергия развивается в каждой из сущностных сфер человека. В то же время эти сферы все больше интегрируются; развивается определенная структура, руководимая волей и разумом личности. Развитие личности, в какой- то мере определяется и индивидуальными условиями, но в основном социальными. Гуманистический смысл личностного подхода состоит в признании ученика таким, какой он есть. Педагогический гуманизм включает также оптимальную веру в ученика, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности. Создание условий для самовыражения и самоутверждения дает возможность ребенку показать высокие результаты. Но самое главное - дети обретают уверенность, самоуважение, удовлетворение, интерес к знаниям, активной деятельности.
По моему убеждению, личностно-ориентированный подход к учащимся в краеведческой деятельности в наибольшей степени проявляется в организации проектно - исследовательской деятельности. Кружок, которым я руковожу, объединяет группу самых заинтересованных краеведческой деятельностью ребят школы. Главное внимание в работе кружка отводится научно-исследовательской деятельности учащихся. Они изучают наиболее важные моменты истории, культуры и экологии родного края.

Именно на занятиях краеведческого кружка ученик больше всего познает, здесь происходит воспитание географической культуры, раскрывается индивидуальность ребёнка, складываются его интересы, формируется личность.
Темы, которые мы используем в своей работе носят экологическую направленность. Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Проектно - исследовательская деятельность способствует воспитанию у школьников инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту, повышению интереса к экологическим проблемам родного края. Изучая состояние природной среды, учащиеся на практике применяют полученные теоретические знания, учатся планировать и проводить опыты, вносить работу необходимые коррективы, анализировать и оформлять результаты.

В кабинете географии школы оформлена папка "Исследовательская деятельность учащихся", где представлены памятки, советы и рекомендации для учащихся, их работы (сочинения, рассказы, буклеты, презентации, проекты по географии, экологии, окружающему миру ). Собрана папка достижений и портфолио творческих исследовательских работ учащихся.

Хочу привести несколько примеров исследовательских работ учащихся, разработанных на основе краеведческого материала: «На берегу Фарса у дубовой рощи», «Население и экономика а. Мамхег», «Шовгеновский заказник», «Влияние бытовых отходов на экологию аула Мамхег», «Топономический словарь нашего аула», «Азбука моего района» и др. Работы были представлены на районных, республиканских и Всероссийском («На берегу Фарса у дубовой рощи») конкурсах исследовательских работ и награждены грамотами.
Каждого учителя в процессе работы мучает множество вопросов. Как повысить интерес учащихся к изучению своего края? Как открыть ученику путь к самостоятельному познанию? Иными словами, как воспитать негаснущую детскую любознательность, любовь к своей Родине, которая порождает у школьника стремление самостоятельно понять суть и причины возникновения природных явлений и, следовательно, испытать радость познания? Для себя я нашла ответы на эти вопросы. Нужно любить свою профессию и вкладывать душу в дело всей твоей жизни.
В ходе теоретического осмысления аспектов краеведческой работы по географии, как ведущего вида деятельности в патриотическом воспитании подрастающего поколения, и обобщения собственного опыта работы в данном направлении удалось установить следующее:

1. Географическое краеведение позволяет осуществлять комплексный подход в воспитании учащихся. Большинство эффективных форм, используемых в работе, тоже носят комплексный характер.

2. Организация общения детей с природой и культурно-исторической средой родного края позволяет в комплексе решать задачи не только патриотического, гражданского воспитания, но и обеспечивает развитие эстетических чувств, укрепляет здоровье детей, совершенствует их трудовые навыки.

3. Краеведческая деятельность повысила интерес учащихся к предмету. Многие выпускники школы успешно сдают экзамены и поступают в ВУЗы естественно научного направления.

4. У учащихся возросла потребность в знаниях о родном крае (об этом говорят результаты наблюдений, активность при участии в делах, праздниках, акциях, экологических операциях).

5. Многие уроки становятся уроками общения. В ход урока включаются элементы внеурочной деятельности (игры, викторины, заочные путешествия, краеведческие интервью и др.)

6. Краеведческая работа дает учащимся реальную возможность увидеть собственный рост, а самое главное - пропускать весь краеведческий материал через душу и сердце, уметь слушать и слышать… Главным достоинством каждого краеведа является их уважение к родной истории, культуре, к судьбам родителей и дедов, обеспечивающее прочную связь поколений.

7. В кабинете собран богатый материал о родном районе, ауле. Краеведческая деятельность позволяет создать условия для самореализации, самоутверждения личности учащегося, что, несомненно, способствует их творческому росту, проявлению неповторимой индивидуальности.

Таким образом, данная работа помогла проследить результаты длительной, кропотливой деятельности по географическому краеведению и убедиться в правильном выборе средств патриотического воспитания школьников.

Заключение

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом.



© 2010-2022