Конспект урока природоведения на тему: «Развитие жизни на Земле» 5 класс

Я впервые взяла 5 класс, который в начальной школе обучался по системе Л. В. Занкова. Процесс обучения с этими детьми проходит быстро, легко и непринужденно. Учащиеся высказывают свою точку зрения, могут самостоятельно работать с текстом, выбирать главное, решать проблемные задания, делать подборку материалов, пользуясь справочниками и энциклопедиями. К уроку приносят много дополнительной литературы и порой обижаются на меня, если за урок не все учащиеся успевают высказаться. Все это далеко не в...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Костюк Мария Анатольевна


учитель географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


"Лицей №1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"


Урок природоведения - 5 класс.


Тема: «Развитие жизни на Земле».





Я впервые взяла 5 класс, который в начальной школе обучался по системе Л. В. Занкова.

Процесс обучения с этими детьми проходит быстро, легко и непринужденно. Учащиеся высказывают свою точку зрения, могут самостоятельно работать с текстом, выбирать главное, решать проблемные задания, делать подборку материалов, пользуясь справочниками и энциклопедиями. К уроку приносят много дополнительной литературы и порой обижаются на меня, если за урок не все учащиеся успевают высказаться. Все это далеко не всегда увидишь в классах с традиционной системой обучения.

Мне очень интересно работать с этим классом, так как уроки всегда живые, новые, в отличие от традиционных - необычные, где есть место для творчества учителя и учащихся.

Свою методическую цель вижу как преемственность развивающего обучения в обучении географии.

Урок природоведения - 5 класс.

Тема: «Развитие жизни на Земле».

Цели: - продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о развитии жизни на Земле;

- углубить знания ребят о юрском периоде, о динозаврах;

- развитие умений: работать с дополнительной литературой к уроку всех учащихся; высказывать свою точку зрения, решать проблемные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи; работать в группах;

- развитие творческих способностей через подготовку к уроку наглядностей (рефератов, поделок, сочинений и т.д.).

Тип урока: проблемный урок.

Метод урока: частично-поисковый.

Форма урока: беседа, дискуссия.

Наглядность: видеофильм компании ВВС «Прогулки с динозаврами», выставка поделок динозавров из пластилина, рисунков динозавров, рефератов о динозаврах; выставка дополнительной литературы: «Я познаю мир», «Динозавры» - справочные данные, детские энциклопедии.

Ход урока:

1.Актуализация опорных знаний:

Учитель: - Ребята, мы с вами уже второй урок изучаем тему «Развитие жизни на Земле», давайте вспомним, как началось зарождение жизни?

Ученик: - Жизнь зародилась в воде 3,5 млрд. лет назад, появились морские водоросли, морские лилии, кораллы, динихтис и т.д. Растения и животные вышли на сушу около 2,5 млрд. лет назад, появились гигантские папоротники, хвощи, плауны, стрекозы, пауки, стегоцефал.

Учитель: - Сегодня мы продолжим изучение следующего этапа развития жизни на Земле, одного из самых загадочного и неповторимого.

2.Изучение нового материала:

Учитель: - Внимательно посмотрите фрагмент фильма и догадайтесь, о чем мы будем разговаривать?

Показ отрывка видеофильма «Прогулки с динозаврами» (7 мин.).

После просмотра фрагмента, учащиеся называют тему урока - «Динозавры».

Учитель: - После того как мы узнали тему урока, давайте более подробно познакомимся с динозаврами и совершим экскурсию в «Парк юрского периода». Многие ребята побывают в роли экскурсоводов. Ученики каждого ряда, пользуясь наглядным материалом (рисунками, поделками, литературой), знакомят со своими «питомцами», повествуя о их образе жизни, размерах, повадках и т.д. (задание было дано за неделю).

Ученики 1-ого ряда - рассказывают о хищниках:

Тираннозавр (в переводе - ящер-тиран) - длиной 12 м, масса 6 тонн. Был хищником, но не брезговал и падалью.

Компсогнат - самый маленький динозавр, его длина 75-91 см, масса 3 кг. Питался мелкими ящерицами, насекомыми.

Эустрептоспондил - этот свирепый хищник достигал 2 м в высоту. Обычным местом охоты была прибрежная полоса. Длина 6 м, длина черепа 50 см.

Аллозавр - длиной 10 м, масса 5 тонн. Охотился на крупных животных. У него были острые когти на лапах, сильные зубы и острое зрение.

Ученики 2-ого - о травоядных:

Диплодок - длина 27 м, масса 10 тонн. Мог вставать на задние лапы, дотягиваясь до высоких ветвей деревьев.

Трицератопс (в переводе - трехрогий) - был похож на носорога, обладал небольшим рогом на конце морды и двумя длинными рогами над глазами. Длина до 9 м, масса до 12 тонн.

Стегозавр - маленькая голова и два ряда костных пластинок, располагающихся на спине, которые служили защитой от хищников. Длина 7 м, масса 4 тонны.

Бронтозавр - длина 20 м, питался сочной водной растительностью, был полуводным животным.

Эвоплоцефал - (в переводе - хорошо защищенная голова). Под кожей имел прочный панцирь из костных пластин. Длина 5 м, масса 3 тонны.

Ученики 3-его - о летающих и водных динозаврах:

Ихтиозавр - (в переводе - рыбоящер), напоминал современного дельфина. Длина достигает до 13 м. Ихтиозавры питались рыбой и кальмарами.

Плезиозавр - длина их тела составляла от 1,5 до 16 м. Плезиозавры имели длинную шею, сравнительно короткие конечности. Это были рыбоядные хищники прибрежной зоны морей.

Амбулоцетус - длина 3 м, высота 1 м, жил 50-49 млн.л.до н.э. Древний кит, быстро плавал, на суше был неповоротливым. Обладал мощными челюстями с острыми зубами.

Архиоптерикс - самая древняя птица. Летал плохо, в основном планировал с дерева на дерево, охотясь за добычей или спасаясь от врагов.

Птерозавр - лазали по стволам, перескакивали. Между лапами и телом - кожная складка. Питались рыбой и насекомыми.

Птеродактиль - имел очень короткий хвост, широкие крылья; их череп был вытянут вперед и снабжен немногочисленными зубами. Наиболее мелкие были величиной с воробья, наиболее крупные достигали размеров ястреба.

Рамфоринх - летающий ящер. Размах крыльев составлял 1 м. Он питался рыбой. На лапах были когти, с помощью которых они могли лазать по деревьям, цепляясь за них, и спать, повиснув головой вниз.

3. Физкультминутка.

4. Проблемное задание:

Учитель: - Ребята, а кто видел в современных зоопарках динозавров? Почему вы их не увидели? Так почему же 65 млн. лет назад вымерли динозавры?

Учащиеся высказывают гипотезы вымирания динозавров:

  • падение метеорита,

  • изменение климата,

  • вулканическая деятельность,

  • нехватка пищи и т.д.

Учитель: - Итак, ваши гипотезы во многом совпадают с гипотезами ученых, но гипотезы - это всего лишь предположения, а истинная причина вымирания динозавров - так и останется тайной. Развитие жизни на земле продолжилось, появились цветковые растения, птицы, млекопитающие, человек…

Учитель: - Как вы думаете, развитие жизни на Земле закончилось на сегодняшний день?

Приведите примеры о современном развитии жизни?

Ученик: - Жизнь продолжает развиваться, меняются контуры материков, разрушаются горы, мелеют реки, ученые выводят новые сорта растений, новые виды животных, но, к сожалению, многие виды растений и животных оказались под угрозой исчезновения, в том числе по вине человека. Появилась Красная Книга, куда заносятся охраняемые и исчезающие растения и животные (обращение к стенду «Охраняемые растения и животные Республики Татарстан»).

5. Вывод урока: динозавры - был очередной этап в развитии жизни на Земле, дошедший до нас в виде останков костей и окаменелостей. Но жизнь продолжает развиваться, и наша задача - не допустить исчезновения и вымирания современных растений и животных, а оберегать и охранять их.

6.Творческое задание: написание мини-сочинения на тему «Динозавры и современный мир». Зачитывание 1 - 2 мини-сочинения.

Ученик: - Если бы динозавры жили в наше время, они бы разрушили Землю, уничтожили бы всех людей. Они бы заглядывали в окна верхних этажей. Хищники бы истребили все живое, ведь у всех хищников зоркое зрение, острые зубы, длинные хвосты. Человечеству грозило бы вымирание.

Ученик: - Хищные динозавры были бы нам враги и люди бы убивали их. Все люди жили бы дальше от них и боялись ходить туда, где жили динозавры. Может быть, некоторых травоядных динозавров люди приручили и использовали их в работе, например, как подъемный кран.

7. Домашнее задание: завершить работу над написанием мини-сочинения.

Конспект урока природоведения на тему: «Развитие жизни на Земле» 5 класс.


Конспект урока природоведения на тему: «Развитие жизни на Земле» 5 класс.


6

© 2010-2022