Урок по географии для 6 класса по теме «Использование и охрана земных недр и поверхности суши»

Обобщающий урок по теме «Использование и охрана земных недр и поверхности суши « для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. На уроке используются "элементы различных активных технологий, таких как французская мастерская, игры, создание мини-проектов и других. Учитель не только обобщает знания учеников по теме, но и знакомит их с местным краеведческим материалом. Урок был подготовлен для конкурсной программы «Урок в незнакомом классе» в рамках районного конкурса «Учитель года». Прошел на...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Организационная информация

Тема урока

Использование и охрана земных недр и поверхности суши

Предмет

география

Класс

6 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Побожная Ирина Владимировна

учитель географии

Образовательное учреждение

ГУО «Стригинская средняя школа»

Республика/край, город/поселение

Брестская область

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Изучение и осознание нового учебного материала по теме «Использование и охрана земных недр и поверхности суши»

Задачи урока

Образовательные:

  • помочь учащимся усвоить понятия: земная кора, полезные ископаемые, группы полезных ископаемых по использованию, терриконы, карьеры, рекультивация

Развивающие:

  • продолжить формировать умения работать в группах и индивидуально, с различными географическими источниками знаний

  • создать условия для развития творческого мышления и способностей учащихся

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к природным богатствам.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийная установка, атласы, учебники, для мини-проекта: пластмассовые стаканчики, песок, фольга, вода, цветная бумага, скотч

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

слайды

Деятельность ученика

1

Актуализация знаний

Вы любите дарить подарки? (в руках у учителя красиво оформленная коробка).

А получать? А что больше дарить или получать?

А я знаю одну очень милую вечно нестареющую женщину - природу, которой уже 600 млн. лет и которая очень любит дарить подарки. И дарит она их всем. А человек без этих подарков никак не может обойтись.

Как вы думаете, что это за подарки?

Подсказка первая:

Это часть земной коры. (Что такое земная кора?)

2. Это можно назвать горной породой или минералом

3.Это то, из чего человек изготавливает орудия труда и предметы, вещества.

4.

п

л

з

н

с

к

п

м

ы


1-4

Слушают



отвечают

2




2.1.1.










2.1.2

Получение новых знаний




Первичное закрепление терминов: «полезные ископаемые», «группы полезных ископаемых»









Вторичное закрепление терминов: «полезные ископаемые», «группы полезных ископаемых»

Тема нашего урока «Использование и охрана недр Земли». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Правильно, о том, чем богаты наши недра, как бережно к ним. А также узнаем, что такое «терриконы», «карьеры», «рекультивация».

Давайте откроем тетради и запишем число и тему нашего урока.

Ребята, а как вы понимаете слово «недры» Земли.

Правильно, подземная кладовая.

Издавна ценили предки нашу Землю. С любовью называли матушка-земля, кормилица.

Может, вспомните с уроков литературы пословицы, поговорки, высказывания о нашей Земле.

А недра земли богаты полезными ископаемыми.

Как вы понимаете, что такое полезные ископаемые?

Запишем в тетрадь

П.и. - минералы и горные породы, которые добываются из недр Земли и используются человеком.

Рассмотрим наши подарки.

Как называется этот минерал?

Как человек использует этот минерал? Правильно , его используют в качестве топлива для получения тепла и энергии. Такие полезные ископаемые называют горючими или топливными.

Торф широко используется в нашей местности, т.к. на территории Берёзовского района есть 2 месторождения торфа.

Запишем в тетрадь:

Топливные: торф, каменный уголь, газ, нефть.

(учитель достает рудные). Эти горные породы имеют металлический блеск, они тяжелые. Человек из них добывает металл. Поэтому они называются металлическими или рудными. Запишем в тетрадь:

Металлические: железная руда, медная руда, оловянные руды. Обычно в рудных породах встречается несколько металлов, такие руды называются полиметаллическими.

И остались минералы, которые не горят и из которых не получают металл, но из них человек получает минеральные удобрения, строительные материалы.

Они относятся к неметаллическим полезным ископаемым.

Запишем в тетрадь:

Неметаллические: калийная соль, каменная соль, песок, глина, мел.

А знаете ли вы, что на территории нашего района есть одно из крупнейших месторождений мела - Кабаковское. И принес его ледник во время оледенения 100 млн. лет назад. Мел используют для получения строительные материалы, известь.

А теперь проверим, как вы усвоили материал.

На слайде произошла путаница, помогите разделить полезные ископаемые на группы: топливные, металлические и неметаллические.

5


6

7


8



9





10


11

Отвечают, называя термины «Земля», «недры», «охрана»

Пишут в тетради


Произносят пословицы, поговорки


Слушают и записывают в тетрадь








Слушают, по возможности отвечают


Отвечают

2.2.

Работа с атласом




Ребята, а как вы думаете наша Беларусь обеспечена полезными ископаемыми?

Я думаю, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к карте.

Открываем карту на стр.26. Какое название носит эта карта?

Что мы можем увидеть на этой карте?

Ребята, есть ли в Беларуси металлические полезные ископаемые?

Возле какого города ведется добыча нефти?

Возле каких городов добывается калийная и каменная соль?

Какие полезные ископаемые добываются в районе г. Бреста?

А возле города Берёза?

Спасибо!

12

Работают с атласом


Отвечают

2.3



2.3.1







2.4.1

Получение новых знаний: « добыча полезных ископаемых»


Игровая ситуация







Получение новых знаний.

Первичное закрепление терминов: терриконы, карьеры


Теперь подумаем, как можно извлечь полезные ископаемые из недр?

Существует два способа.

Если п.и. расположены близко к поверхности , то используют открытый способ добычи. Снимают верхний почвенный слой и разрабатывают карьер.

Если глубоко, такой способ называют шахтный

Какой способ требует больше затрат?

Я приглашаю 3 человек, которые будут добывать полезные ископаемые.

(в коробку учитель ссыпает фасоль, горох, рис, добавляет мелкую бумагу и т.д.).

Каждый из вас будет добывать полезные ископаемые.

В 1000г. на Земле проживало 275 млн.чел.

Представим, что это 1 человек.

(Через 30 сек. учитель останавливает игру. И сообщает, что в 1600 году на З. проживало 486 млн.чел. - это уже 2 человека. Через 30 сек. Останавливает игру и говорит, что в 1960 году население планеты составляло 3 млрд. человек. И приглашается еще 8 человек.

Дети в течение 30 секунд из коробки достают фасоль, горох и рис, мусор и раскладывают на столе.

Учитель сообщает, что в 2009 году на Земле проживает около 6,5 млрд.чел, к столу подходит еще 11 человек.

Через 30 сек. Игра завершается.

Вопросы к участникам игры:

Сложно добывать полезные ископаемые?

Что происходит с количеством полезных ископаемых?

Ребята, представьте, что ежегодно человек добывает 100 млрд. т. п.и., и только 2% перерабатывает в готовую продукцию, а 98% - в отходы, которые загрязняют нашу планету.

(Учитель берет лист бумаги, разделенный на 100квадратов, 2 вырезает, остальную часть листа мнет и кладет на стол. Повторяет несколько раз).

Человек пользуется природой извлекая из ее недр полезные вещества, и тем самым загрязняет ее отходами.

После того, как месторождение считается выработанным, что остается?

Каръеры, которые называют «ранами Земли» и терриконы - исскуственные горы.

13









14



15

Отвечают

Слушают


Играют 3-21 человек



Ребята комментируют, что полезных ископаемых становится все меньше и меньше



Слушают и смотрят

физкультминутка

Покажем, какие терриконы высокие. Напишем правой рукой слово «терриконы»

Потянули плечи вниз, сползая в карьер, и напишем глазами слово «карьер».

16

Выполняют упражнения

2.4.2


Вторичное закрепление терминов: терриконы, карьеры

-Индивидуальная работа с учебником

-слуховая осмысленность терминов

Ребята, давайте найдем в учебнике на стр. 99, что обозначает слово «терриконы», и запишем его в тетради. Прочитаем.

Возле каких городов Беларуси существуют искусственные горы?

А сейчас поищем в учебнике определение термина «карьер». Записываем в тетрадь.

Давайте проговорим эти термины.( повторяют несколько раз)

17

Работают с учебником


Записывают в тетрадь

Проговаривают вслух

2.4.3.

Создание макетов

Ребята - вы будущие хозяева нашей Земли.

Я думаю, что вам совсем не хочется жить среди карьеров и терриконов, поэтому давайте подумаем как помочь природе?

Вы будете работать в группах по 4 человека. Через 5 минут вы должны предложить нам макеты по использованию карьеров и терриконов.

Ваша подсказка находится на стр.110 пункт 2.

Поднятая рука означает, что вам нужна моя помощь.

Мы заслушаем самые интересные идеи, а все остальные рассмотрим на переменке.

Ребята, а вы знаете, что наше государство охраняет недра Земли? Существует Кодекс Республики Беларусь о недрах Земли и там записано, что недра являются собственностью Беларуси.

Ребята, а как мы можем помочь в охране недр и поверхности Земли?

18



19

Создают макеты



Защита проектов

Рассуждают

4.



5.

Закрепление материала



Контроль и взаимопроверка знаний

Игра «Да-нетки»

  1. Недра это часть атмосферы?

  2. Полезные ископаемые - это горные породы или минералы, которые используются человеком?

  3. Карьер - шахтный способ добычи полезных ископаемых?

  4. 98% добытой породы человек использует для получения орудий труда, предметов и веществ?

  5. Терриконы - это искусственные горы?

  6. Рекультивация - это работа по восстановление нарушенных земель?

Комментарий ответов учителем.

Выставление отметок ребятами друг другу.

0 ошибок - «10»

1 ошибка - «9»

2 - «8»

3 - «7»

Тем, кто не справился с заданиями, учитель отметки за работу на уроке не выставляет

20



21

Письменно отмечают в заготовленном бланке



Слушают ответы

Проверяют бланки ответов друг у друга

Выставляют отметки.

6.

Домашнее задание

Для всего класса § 25.

Для тех, кто желает: придумайте и нарисуйте условные знаки по охране поверхности суши.

22

Записывают в дневник

7.

Рефлексия

Вы любите отправлять СМС-ки?

А я очень люблю их получать.

Напишите свои впечатления об уроке на этих полосках бумаги? Понравился вам урок или нет? Что нового вы узнали на уроке?

Спасибо за урок!

23


24

Зачитывает несколько СМС-ок


© 2010-2022