- Преподавателю
- География
- Тема урока Территориальная организация и районирование области. Центральный район. (9 класс
Тема урока Территориальная организация и районирование области. Центральный район. (9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Онищук Л.А. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Территориальная организация и районирование области. Центральный район.
Цель: Формирование знаний о территориальной организации и районирование области.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания современного административно - территориального устройства Смоленской области;
- изучить географическое положение, природные условия и ресурсы Центрального района;
- дать оценку ЭГП, природных условий и ресурсов для развития экономики района области;
- сформировать представление о главных чертах современного хозяйства района.
Развивающие:
- выявить какие изменения произошли в административно - территориальном делении Смоленщины;
- развивать умение работать с экономической картой Смоленской области;
- используя карту определить специализацию района области;
- познакомится с географией размещения предприятий района;
- определить какова роль Центрального района в хозяйственном комплексе Смоленской области.
Воспитательные:
- прививать любовь к родному краю;
- чувствовать себя гражданином России и Смоленской области;
- прививать любовь к предмету.
Тип урока: Изучение новой темы.
Оборудование: административная карта Смоленской области, атлас, учебник, контурная карта.
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие, подготовка к уроку.
-
Опрос домашнего задания.
Тест.
А1. Какое утверждение является верным:
-
По главным рекам Смоленщины Днепру, Угре и их притокам проходил знаменитый путь «из варяг в греки».
-
Первая железная дорога Рига - Орел построена в 1868 году.
-
Шоссейные дороги на территории области стали прокладываться в начале ХХ века.
-
Судоходными реками области являются Днепр и Западная Двина.
А 2. Через какой район области не проходит железнодорожная ветка Москва - Брест:
-
Кардымовский
-
Вяземский
-
Дорогобужский
-
Гагаринский
-
Ярцевский
А3. Какой из перечисленных видов транспорта играет наименьшую роль в общем грузообороте области:
-
воздушный
-
железнодорожный
-
трубопроводный
-
автомобильный
А 4. Какой из перечисленных видов транспорта перевозит наибольшую часть пассажиров:
-
речной
-
автомобильный
-
железнодорожный
-
воздушный
А5. Почему речной транспорт- самый древний на территории Смоленской области, утратил свое значение:
-
на смену ему пришел автомобильный транспорт
-
обмеление рек
-
люди, стали меньше им пользоваться
-
нарушение экологии
В1. Расположите виды транспорта по времени их появления в транспортной системе области:
-
воздушный
-
автомобильный
-
речной
-
трубопроводный
-
железнодорожный
В2. Из перечисленных предприятий области выберите три, которые поставляют свою продукцию на мировой рынок:
-
ПО «Кристалл»
-
АО «Восход»
-
3) фабрика «Днепр»
-
АО «Дорогобуж»
-
АО «Юкар- графит»
-
Вяземский льнокомбинат
С1. Чем можно объяснить малый удельный вес экспортных поставок народного потребления?
-
Изучение новой темы:
Актуализация знаний.
Ответьте на вопрос: Территория Смоленской области является однородной? (Версии ответов. Нет). А почему? (версии ответов. Это связано с природными условиями и ресурсами территории, исторически сложившиеся транспортные пути, территориальные различия в хозяйственной деятельности, ЭГП, плотностью населения, социальными объектами и т.д.). Хорошо.
Изучение новой темы.
Тема нашего сегодня урока: Территориальная организация и районирование области. Центральный район. Откройте тетрадь и запишите тему нашего урока. Исходя из темы определите цель и задачи урока. (версии ответов)
Да, вы сегодня должны узнать, из каких территориальных единиц состоит вся область. Изучить и дать общую характеристику Центральному району области.
А) Территориальная организация и районирование области.
В связи с таким различием особенностей территории, в Смоленской области можно выделить высокоосвоенные индустриально- аграрные и слабоосвоенные аграрные и лесные пространства. Населенные пункты являются центрами развития территории, узлами производственных, социальных и культурных связей. С учетом всех различий, в настоящее время на территории выделяются 5 внутриобластных районов:
-
Северо - Западный
-
Центральный
-
Южный
-
Сафоновско - Дорогобужский
-
Восточный.
Все они отличаются по площади, населению, экономическому потенциалу. В соответствии с законом 1996 г. в составе области 27 муниципальных образований. Областной центр - Смоленск, который состоит из 3 районов. К городам областного подчинения относятся Смоленск и Десногорск, к городским поселениям, помимо 15 городов, относятся и 12 поселков городского типа. Наиболее из них - Верхнеднепровский и Озерный.
Работа с учебником и картой. Откройте учебник стр. 139, рис. 70 Административное деление и карту атласа.
Найдите административные центры, областной центр, современные границы области, современные границы административных районов.
В учебнике на стр.141 - 142 найдите ответы на вопросы:
-
Каковы особенности современного административно - территориального устройства Смоленской области?
-
Какие изменения произошли в административно - территориальном делении Смоленщины?
Б) Центральный район.
План изучения района:
-
Состав
-
ЭГП
-
Геологическое строение
-
Полезные ископаемые
-
Рельеф
-
Климат
-
Реки, озера и болота
-
Почвы
-
Леса
-
Крупные города
-
Хозяйство
-
Проблемы районы
-
Перспективы развития
Состав:
-
Определите по карте и с помощью учебника стр. 143, какие районы входят в состав Центрального района.
-
Какую площадь занимает.
-
В зоне какого оледенения находится район.
Геологическое строение:
-
Какими горными породами сложена территория района по возрасту, составу.
-
Определите мощность горных отложений
Полезные ископаемые:
-
Какими полезными ископаемыми богат район.
-
Где находятся самые крупные торфяники.
Рельеф:
-
Как называется самая крупная возвышенность и чему равна ее абсолютная высота?
-
Что из себя представляет Духовщинская возвышенность, Смоленско - Краснинская возвышенность, Ельнинская возвышенность, Верхне - Днепровская низина, Сожско- Остерская низина. Найдите их на карте.
Климат:
Учебник стр. 144. Найдите из текста учебника особенности характеризующие климат.
Реки:
Найдите по карте реки, озера. Как называются крупные торфяники области.
Почвы:
Какие почвы преобладают в районе по механическому составу, какие наиболее распространены. Сравните почвы с другими районами области. Назовите приемы мелиорации, необходимые для сохранения и повышения плодородия почв этого района.
Леса:
Как распределены лесные массивы на территории района. Где больше всего лесов. Какие преобладают породы деревьев.
Крупные районные центры и хозяйство.
С помощью учебника и карты атласа составьте таблицу.
Города
Отрасли промышленности
Какую продукцию производят
IY. Закрепление:
-
Какие произошли изменения в административно - территориальном делении области?
-
Какова роль Центрального района в хозяйственном комплексе области?
-
Есть ли проблемы в развитии района?
-
Какие отрасли промышленности развиваются?
-
Какие есть проблемы района?
Y.Рефлексия.
Я узнал……..
Мне было ……….
Я могу…………
YI. Домашнее задание: стр.143 - 158
Подготовьте сравнительную характеристику районов.
Подготовить сообщение о Смоленске и его окрестности.