Тема урока Территориальная организация и районирование области. Центральный район. (9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Территориальная организация и районирование области. Центральный район.

Цель: Формирование знаний о территориальной организации и районирование области.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать знания современного административно - территориального устройства Смоленской области;

- изучить географическое положение, природные условия и ресурсы Центрального района;

- дать оценку ЭГП, природных условий и ресурсов для развития экономики района области;

- сформировать представление о главных чертах современного хозяйства района.

Развивающие:

- выявить какие изменения произошли в административно - территориальном делении Смоленщины;

- развивать умение работать с экономической картой Смоленской области;

- используя карту определить специализацию района области;

- познакомится с географией размещения предприятий района;

- определить какова роль Центрального района в хозяйственном комплексе Смоленской области.

Воспитательные:

- прививать любовь к родному краю;

- чувствовать себя гражданином России и Смоленской области;

- прививать любовь к предмету.

Тип урока: Изучение новой темы.

Оборудование: административная карта Смоленской области, атлас, учебник, контурная карта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, подготовка к уроку.

  1. Опрос домашнего задания.

Тест.

А1. Какое утверждение является верным:

  1. По главным рекам Смоленщины Днепру, Угре и их притокам проходил знаменитый путь «из варяг в греки».

  2. Первая железная дорога Рига - Орел построена в 1868 году.

  3. Шоссейные дороги на территории области стали прокладываться в начале ХХ века.

  4. Судоходными реками области являются Днепр и Западная Двина.

А 2. Через какой район области не проходит железнодорожная ветка Москва - Брест:

  1. Кардымовский

  2. Вяземский

  3. Дорогобужский

  4. Гагаринский

  5. Ярцевский

А3. Какой из перечисленных видов транспорта играет наименьшую роль в общем грузообороте области:

  1. воздушный

  2. железнодорожный

  3. трубопроводный

  4. автомобильный

А 4. Какой из перечисленных видов транспорта перевозит наибольшую часть пассажиров:

  1. речной

  2. автомобильный

  3. железнодорожный

  4. воздушный

А5. Почему речной транспорт- самый древний на территории Смоленской области, утратил свое значение:

  1. на смену ему пришел автомобильный транспорт

  2. обмеление рек

  3. люди, стали меньше им пользоваться

  4. нарушение экологии

В1. Расположите виды транспорта по времени их появления в транспортной системе области:

  1. воздушный

  2. автомобильный

  3. речной

  4. трубопроводный

  5. железнодорожный

В2. Из перечисленных предприятий области выберите три, которые поставляют свою продукцию на мировой рынок:

  1. ПО «Кристалл»

  2. АО «Восход»

  3. 3) фабрика «Днепр»

  4. АО «Дорогобуж»

  5. АО «Юкар- графит»

  6. Вяземский льнокомбинат

С1. Чем можно объяснить малый удельный вес экспортных поставок народного потребления?

  1. Изучение новой темы:

Актуализация знаний.

Ответьте на вопрос: Территория Смоленской области является однородной? (Версии ответов. Нет). А почему? (версии ответов. Это связано с природными условиями и ресурсами территории, исторически сложившиеся транспортные пути, территориальные различия в хозяйственной деятельности, ЭГП, плотностью населения, социальными объектами и т.д.). Хорошо.

Изучение новой темы.

Тема нашего сегодня урока: Территориальная организация и районирование области. Центральный район. Откройте тетрадь и запишите тему нашего урока. Исходя из темы определите цель и задачи урока. (версии ответов)

Да, вы сегодня должны узнать, из каких территориальных единиц состоит вся область. Изучить и дать общую характеристику Центральному району области.

А) Территориальная организация и районирование области.

В связи с таким различием особенностей территории, в Смоленской области можно выделить высокоосвоенные индустриально- аграрные и слабоосвоенные аграрные и лесные пространства. Населенные пункты являются центрами развития территории, узлами производственных, социальных и культурных связей. С учетом всех различий, в настоящее время на территории выделяются 5 внутриобластных районов:

  1. Северо - Западный

  2. Центральный

  3. Южный

  4. Сафоновско - Дорогобужский

  5. Восточный.

Все они отличаются по площади, населению, экономическому потенциалу. В соответствии с законом 1996 г. в составе области 27 муниципальных образований. Областной центр - Смоленск, который состоит из 3 районов. К городам областного подчинения относятся Смоленск и Десногорск, к городским поселениям, помимо 15 городов, относятся и 12 поселков городского типа. Наиболее из них - Верхнеднепровский и Озерный.

Работа с учебником и картой. Откройте учебник стр. 139, рис. 70 Административное деление и карту атласа.

Найдите административные центры, областной центр, современные границы области, современные границы административных районов.

В учебнике на стр.141 - 142 найдите ответы на вопросы:

  1. Каковы особенности современного административно - территориального устройства Смоленской области?

  2. Какие изменения произошли в административно - территориальном делении Смоленщины?

Б) Центральный район.

План изучения района:

  1. Состав

  2. ЭГП

  3. Геологическое строение

  4. Полезные ископаемые

  5. Рельеф

  6. Климат

  7. Реки, озера и болота

  8. Почвы

  9. Леса

  10. Крупные города

  11. Хозяйство

  12. Проблемы районы

  13. Перспективы развития

Состав:

  1. Определите по карте и с помощью учебника стр. 143, какие районы входят в состав Центрального района.

  2. Какую площадь занимает.

  3. В зоне какого оледенения находится район.

Геологическое строение:

  1. Какими горными породами сложена территория района по возрасту, составу.

  2. Определите мощность горных отложений

Полезные ископаемые:

  1. Какими полезными ископаемыми богат район.

  2. Где находятся самые крупные торфяники.

Рельеф:

  1. Как называется самая крупная возвышенность и чему равна ее абсолютная высота?

  2. Что из себя представляет Духовщинская возвышенность, Смоленско - Краснинская возвышенность, Ельнинская возвышенность, Верхне - Днепровская низина, Сожско- Остерская низина. Найдите их на карте.

Климат:

Учебник стр. 144. Найдите из текста учебника особенности характеризующие климат.

Реки:

Найдите по карте реки, озера. Как называются крупные торфяники области.

Почвы:

Какие почвы преобладают в районе по механическому составу, какие наиболее распространены. Сравните почвы с другими районами области. Назовите приемы мелиорации, необходимые для сохранения и повышения плодородия почв этого района.

Леса:

Как распределены лесные массивы на территории района. Где больше всего лесов. Какие преобладают породы деревьев.

Крупные районные центры и хозяйство.

С помощью учебника и карты атласа составьте таблицу.

Города

Отрасли промышленности

Какую продукцию производят

IY. Закрепление:

  1. Какие произошли изменения в административно - территориальном делении области?

  2. Какова роль Центрального района в хозяйственном комплексе области?

  3. Есть ли проблемы в развитии района?

  4. Какие отрасли промышленности развиваются?

  5. Какие есть проблемы района?

Y.Рефлексия.

Я узнал……..

Мне было ……….

Я могу…………

YI. Домашнее задание: стр.143 - 158

Подготовьте сравнительную характеристику районов.

Подготовить сообщение о Смоленске и его окрестности.



© 2010-2022