Рабочая программа

Рабочая программа по природоведению, 5 класс. Учебно-тематическое планирование по природоведению Классы 5 Учитель Малова Ольга Николаевна Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа. Плановых контрольных уроков_2_, тестов 1 . Административных контрольных работ _ч. Планирование составлено на основе примерной программы по природоведению для основного общего образования (базовый уровень) Учебник Еськов К.Ю. Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди) / К....
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учебно-тематическое планирование

по природоведению

Классы 5

Учитель Малова Ольга Николаевна

Количество часов:

всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков_2_, тестов 1 .

Административных контрольных работ _ч.

Планирование составлено на основе примерной программы по природоведению для основного общего образования (базовый уровень)

Учебник Еськов К.Ю. Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди) / К.Ю. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович, А.А. Вахрушев. - изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2012.





































Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основании следующих документов:

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;

- примерная программа по природоведению Министерства образования и науки РФ, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- авторская программа по природоведению для 5 класса «Земля и люди» авторов

К.Ю. Еськов, Т.Л. Смоктунович, О.В. Бурский, А.А. Вахрушев;

- учебный план МБОШИ «Гимназия-интернат №34» на 2013-2014 учебный год;

- положение о рабочей программе МБОШИ «Гимназия-интернат №34».


Описание уровня развития класса и способность усвоения учебного материала

У учащихся сформированы такие знания и умения как правила сохранения и укрепления здоровья, основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе), знание государственной символики, общих условий, необходимых для жизни живых организмов, работа с картами, поэтому ученики 5 класса хорошо осваивают учебный материал, но есть среди них слабые ученики. Это - Костюченко Илья, Пысин Коля, Михеева Ирина, Карлин Женя. Сильными учениками являются Колпакова Настя, Козин Андрей, Савастьянова Вика.

Цели и задачи учебного курса в 5 классе

Основными линиями развития учащихся в курсе окружающего мира в начальной школе были знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к нему. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие учеников вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира. Опыт, полученный выпускниками начальной школы, позволяет усложнить задачу изучения естествознания в основной школе в курсе природоведения. Единство содержания, методических и дидактических принципов естественно-научных курсов начальной и основной школы позволяет не тратить время на повторное введение понятий начальной школы в 5-м классе, а обратить внимание на важнейшие вопросы курсов биологии и географии, которые являются их фундаментом, но традиционно подробно не изучаются в курсах биологии и географии.

Изложенные линии развития обеспечивают целостность природоведческого образования в основной школе и создают фундамент для дальнейшего изучения биологии и географии.

1. Формирование представления о природе и обществе как развивающихся системах. Космология и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Роль рассматриваемых в рамках курса «Природоведение» основ геологии и биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. История географических открытий позволяет в рамках предмета «Природоведение» перебросить мостик между собственно естественно-научными и гуманитарными дисциплинами, которым всегда близки идеи развития.

2. Использование географических карт в качестве источника информации. Географическая карта не только содержит множество необходимых сведений, но и позволяет ученикам упорядочивать огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация.

3. Объяснение окружающего мира и критическое восприятие полученной информации с точки зрения естествознания (прежде всего биологии и географии). Ближайшим итогом овладения школьным курсом природоведения должно быть овладение главными представлениями естественно-научных дисциплин и умением возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни для подготовки выпускника к выживанию и производительному труду в современных условиях.

На основе вышесказанного курс природоведения 5 класса должен решать следующие цели:
1. Сформировать представление о природе и обществе как развивающихся системах.
2. Сформировать умение использовать географические карты в качестве источника информации.
3. Сформировать умение объяснять окружающий мир и критически воспринимать полученную информацию с точки зрения естествознания (прежде всего биологии и географии).

Место предмета в базисном учебном плане

Курс природоведения рассчитан на изучение природоведения в 5-м классе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.

Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»¹. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

¹ Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. - М.: Издательский дом РАО, Баласс, 2003. С. 72-141.

Соответствие между стандартом по природоведению и УМК по природоведению «Земля и люди»

Учебник «Земля и люди» был написан и издан в 2002 году. Основная идея курса природоведения - пропедевтика двух предметов, которые ученики начинают изучать в 6-ом классе - биологии и географии. При этом основное внимание было уделено дефицитам каждой из наук, на изучение которых в основном курсе не хватало времени: истории развития жизни на Земле в биологии и истории географических открытий - в географии. Другие аспекты природоведения были включены в канву данного содержания. В частности, физические и химические явления изучаются не сами по себе, а используются для объяснения целостных явлений природы. Такой подход, по мнению многих методистов более понятен, чем последовательное знакомство с абстрактными явлениями физики и химии. Также мы учитывали, что школьники, занимающиеся по учебникам Образовательной системы «Школа 2100» подробно знакомились со строением и жизнедеятельностью человека, его здоровьем, а также с физическими явлениями в учебнике «Окружающий мир» для 4-го класса.

Когда в 2004 году вводился новый стандарт, то шли споры о возможности и необходимости существования стандарта по природоведению. Высказывались замечания, что стандарт должен регламентировать целостный курс, а не его вступительную часть, он не может быть рассчитан на 1 год и т.п. Тем не менее, победила точка зрения на необходимость разработки стандарта по природоведению, но сотрудники РАО по большей части критически относились к стандарту по природоведению. Именно этим следует объяснить тот факт, что когда мы объяснили свою позицию Федеральному совету по учебникам, то он согласился с нами, так как две академии (РАН и РАО) в 2006 году утвердили учебник «Земля и люди». С тех пор учебник «Земля и люди» имеет гриф «Рекомендовано…» и входит в Федеральный перечень, несмотря на то, что часть стандарта изучается в нашей Образовательной системе не в 5, а в 4-ом классе.

Минимум содержания стандарта по природоведению, требования

Раздел учебника, параграф

Примечание

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ. Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.

- Знать об отдельных методах изучения природы.

Все содержание учебника описывает развитие науки от наблюдений к опытам и теоретическим обобщениям. Огромное число опытов приведено в рабочей тетради, особенно в 1-ой книге.

Наиболее подробно этот раздел изложен в § 1 (восстановление прошлого); § 7 (восстановление истории палеонтологами).

Наибольшее число опытов и наблюдений предлагается выполнить школьникам в рабочей тетради в первой книге: § 2, зад. 8-11; § 3, зад. 14-18; §5, зад. 25, 28-30; §6, зад. 31-34; §7, зад. 36; §12, зад. 61-62; §14, зад. 79-81.

Методы изучения природы рассматриваются в первой книге в § 1 (актуализм); § 2 (радиоактивный метод); § 7 (изучение палеонтологической летописи).

Раздел стандарта «КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ» дан не в виде сухой теории, а в виде практики - выполнения заданий в рабочей тетради. Мы исходили из идеи, что главное - не столько прочесть об опытах, сколько провести их самостоятельно.

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий).

Первая книга - §8 (Ч. Дарвин); вторая книга - § 10 (Христофор Колумб); § 12 (Фернан Магеллан).

Задания в рабочей тетради во второй книге: 22.

МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).

- Указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.

Знакомство с происхождением солнечной системы в § 2 первой книги опирается на сведения о Солнечной системе, полученные из курса «Окружающий мир».

Во второй книге астрономические явления описываются как способы ориентирования в путешествиях (Введение).

Знакомству с астрономическими явлениями посвящены задания в рабочей тетради из второй книги: 3, 11, 12, 52, 60.

В уроке к § 2 первой книги уместно добавить знакомство со строением Солнечной системы и историей представлений о соотношении Солнца и Земли, наблюдением за звездным небом. Для этого можно воспользоваться резервом из 3 часов по выбору учителя.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).

Наблюдения явлений превращения веществ.

- Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.

Знакомство с веществами происходит в первой книге в § 2 (состав планет); § 3 (состав недр); § 4-5 (состав горных пород и их образование, превращение веществ); оно подкрепляется проведением опытов в заданиях рабочей тетради; знакомство с простейшими классификациями - §5(на примере горных пород).

Многие задания в рабочей тетради в первой книге посвящены анализу веществ и смесей, их превращению: 24, 25, 28, 29, 60, 70, 95.

Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.

Опыт практической деятельности: Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

- Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Подробно физические и химические явления используются для объяснения явлений природы в первой книге в § 2 (притяжение); § 3 (тяготение, рост температуры с глубиной); § 4 (формирование газовой оболочки); § 6 (тепловое перемешивание вещества);

Задания в рабочей тетради в первой книге предполагают проведение опытов, посвященных изучению физических явлений: § 2, зад. 8-11; § 3, зад. 14-18; §5, зад. 25, 28-30; §6, зад. 31-34; §12, зад. 61-62; §14, зад. 79-81; §15, зад. 83, 86; §16, зад. 89-90; §26, зад. 149-151.

Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.

Наблюдения погодных явлений.

- знать основные характеристики погоды.

Знакомство с климатом и причинами его изменения - §26 (книга 1); тепловыми поясами - §5 (книга 2); осадками - §6 (книга 2), ветрами - §7 (книга 2), континентальным климатом - §8 (книга 2), ветрами - §19 (книга 2), погодой в Антарктиде - §21 (книга 2), изучением погоды - §24 (книга 2).

Знакомство с погодными явлениями и их влиянием на жизнь человека осуществляется в курсе «Окружающий мир». Учебник 5-го класса опирается на эти сведения и рассматривает погодные явления на примере истории путешествий и роли погоды в их осуществлении.

Рекомендуем дополнить урок §26 в первой книге анализом современной погоды, проведя в течение недели наблюдения за погодой.

Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Наблюдения примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных - к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной).

- Приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.

Все параграфы книги 1 (История жизни на Земле) посвящены приспособлениям живых организмов (как современных, так и вымерших) к жизни в разных условиях среды обитания. Специально явление приспособления рассматривается в §8 (как возникают приспособления), 9; 15-18 (приспособление к жизни на суше) и другие.

Этому же посвящены многочисленные задания в первой книге в рабочей тетради: 2, 4, 44, 70, 71, 106, 110, 113, 114, 115, 116, 118, 119, 121, 122, 126, 133, 138.

Опыт практической деятельности.

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов).

- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- проводить определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

Подавляющее большинство заданий в рабочей тетради в книге 1 (История жизни на Земле) посвящены знакомству с современными животными и растениями, преимущественно своей местности. Например, зад.56, 66, 73, 74, 76, 88, 106, 115, 116, 121, 136. И другие.

Поскольку знакомство с вымершими животными и растениями представляет скорее научный, чем практический интерес, то задания в рабочей тетради в книге 1 посвящены применению закономерностей, изученных в прошлом, к современным растениям и животным. Поэтому в заданиях школьники вспоминают и повторяют известные сведения о современных живых организмах, преимущественно из своей местности.

Измерения длины, температуры, массы, времени.

Задание в рабочей тетради в первой книге 15, 25, 32, 33, 87, 151.

Вторая книга, § 5 - измерение Эратосфеном размеров Земли.

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков.

- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков.

Этому посвящен § 7,и 25 во второй книге и задания в рабочей тетради второй книги: 17, 52, 95-101.

Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов.

Этому посвящены задания в рабочей тетради в первой книге № 8, 9, 10, 14, 18, 29, 31, 61, 62, 89, 90 и другие.

Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.

- знать экологические проблемы своей местности и пути их решения;

Этот компонент стандарта опирается на идею взаимной приспособленности всех живых существ и среды их обитания, являющуюся ключевой в книге 1. Подробнее об этом в §27. Ученики применяют полученные знания для решения прикладных заданий в рабочей тетради в первой книге: 41, 120, 123, 125, 126, 153, 156.

Целесообразно организовать краеведческое исследование экологических проблем во время весенней экскурсии.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

- Знать основные факторы здорового образа жизни;

- проводить измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

- оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Проблемы

безопасности жизнедеятельности обсуждаются в контексте путешествий во второй книге: § 2 (наводнения); § 6 (извержение вулкана), 19 (землетрясения, цунами, тайфуны), § §21 (поведению на холоде).

Этому посвящено задание в рабочей тетради во второй книге: 23.

Основа для этого компонента стандарта заложена в 4-ом классе в учебнике «Окружающий мир», где этот материал изучался в течении целой четверти. Поэтому материал раздела «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ» дан не в виде нравоучительных сентенций, а при объяснении различных жизненных ситуаций, возникающих у путешественников.

Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы.

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты).

Преобладание продуктивных заданий в учебнике позволяет достичь заявленных умений в процессе проведения уроков на основе проблемно-диалогической технологии.

А.А. Вахрушев



Содержание учебного предмета

Из всех естественных наук исторический подход характерен, прежде всего, для биологии и геологии. При этом традиционно школьники знакомились с историей развития жизни на Земле в старших классах, что затрудняло изучение на эволюционной основе курсов ботаники и зоологии. Поэтому в первой части курса «История Земли и жизни на ней» учащиеся знакомятся с основными важнейшими событиями геологической и биологической истории Земли. Школьники не должны запоминать названия вымерших растений и животных, периодов геологической истории. Важно лишь обратить внимание школьников на поступательный характер развития жизни на Земле, последовательность исторических событий, увидеть в прошлом Земли истоки и корни современного мира.

Вторая часть курса «Как люди открывали Землю и создавали карту» вводит детей в мир географии основной школы. Главная цель этой части - раскрыть основные этапы географического освоения людьми своей планеты и начать формирование географической картины мира. Дети открывают Землю вместе с путешественниками и географами разных времен. Курс способствует гуманизации школьной географии. Дается представление о причинах, побудивших к путешествию, о его целях, рассказывается о самом путешествии и его результатах и следствиях. Наряду с географическими, даются необходимые историко-культурные сведения, могут быть включены отрывки из мемуарных или художественных произведений, иллюстративный материал, сведения по топонимике. Персоналий, имен и дат для запоминания немного.

В программе большое внимание уделяется умению работать с картой. Картографический материал присутствует в разных ее частях. Получив вначале (или вспомнив из начальной школы) необходимый минимум картографических знаний, школьники овладевают остальными знаниями постепенно, постоянно работая с картой и на уроках, и дома. От урока к уроку расширяется количество географических объектов, вводятся новые термины и понятия, материал сравнивается, обобщается и закрепляется. Постепенно складывается целостное представление о мире. В конце года школьники должны знать этапы открытия и изучения Земли, расположение важнейших географических объектов, уметь работать с картой, иметь представление о природных явлениях, характерных для разных регионов Земли.

Часть 1. История Земли и жизни на ней (35 ч.)

Как ученые познают прошлое (1 ч.).

Как мы познаем прошлое? "Настоящее - ключ к прошлому".

Как появилась на свет наша планета? (6 ч.)

Происхождение Земли из межзвездной пыли. Возникновение ядра, мантии и земной коры. Происхождение атмосферы, гидросферы и литосферы (результат вулканизма). Образование и превращения горных пород. Движение земной коры и образование гор.

Как читают палеонтологическую летопись (1 ч.).

Как образуются ископаемые? Последовательность ископаемых в осадочных породах отражает время их захоронения - геохронологическая шкала.

Почему организмы такие совершенные? (2 ч.).

Примеры приспособлений. Сохранение и размножение организмов - главная причина их приспособленности. Рождается больше живых организмов, чем их может сохраниться. Организмы борются за свое существование. Все организмы одного вида непохожи друг на друга: изменчивость. Соревнование, выживание и гибель. Ч. Дарвин: эволюция путем естественного отбора. Наследственность и ее роль в передаче своих признаков потомству. Эволюция - основа накопления исторического опыта.

Причины многообразия живых организмов. Все организмы имеют общих предков. Сходство организмов - свидетельство родства.

На заре жизни (3 ч.)

Представление о возникновении жизни на Земле. Вода и жизнь появляются на Земле одновременно (3,8 млрд. или ранее). Мир доядерных организмов докембрия и его особенности. Изменения состава атмосферы. Кислородная «революция» (2 млрд. лет). Возникновение ядерных организмов. Появление многоклеточных организмов и преимущества многоклеточности. Удивительный мир без хищников.

Жизнь в палеозое (6 ч.).

«Скелетная революция» в кембрии. Возникновение минеральных скелетов. Формирование всех современных групп организмов (на уровне типов). Мир пассивных фильтраторов.

«Выход жизни на сушу» - ранний палеозой. Странные амфибиотические ландшафты - «не суша, не море». О том, как сосудистые растения создали сушу в ее современном виде. Почва и почвенная фауна. Кистеперые рыбы и первые амфибии. Зверозубые - предки зверей.

Жизнь в мезозое (4 ч.).

Мезозой - эра сплошных субтропиков. На суше, в воде и в воздухе - гигантские рептилии. На суше: динозавры, в море - ихтиозавры, плезиозавры, мозозавры, в воздухе - птерозавры и птицы. Млекопитающие и динозавры - современники, занимающие разные размерные классы.

Возникновение мира, в котором мы живем. "Великое вымирание" на границе мела и кайнозоя. Причины вымирания (катастрофические, климатические и биотические гипотезы). Свидетельства постепенного характера вымирания.

Жизнь в кайнозое (1 ч.).

Возникновение степей и саванн и роль в этом злаков, крупных копытных и хищников. Степи и саванны - высокопродуктивные сообщества. Возрастание размеров млекопитающих в травяных сообществах. Хищники появляются позже травоядных.

Появление Человека (1 ч.).

Травяные экосистемы - «колыбель человечества». Предки человека - «полуденные хищники». Человек умелый, человек прямостоячий, человек разумный.

«Великое оледенение» (2 ч.).

Современные горные ледники и причины оледенения. Ледниковый ландшафт (морены, ледниковые холмы). Вокруг ледника - сухие холодные степи с мамонтовой фауной. Культура "охотников на мамонтов". Причины оледенений и изменения климатов на Земле.

Прошлое - ключ к будущему (3 ч.).

Значение изучения прошлого для предсказания будущего. Геологическая и биологическая история своего района. Экскурсия в краеведческий или палеонтологический музей.

Часы по выбору учителя: 5 час.

Требование к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Базовый уровень:

  • понятие о геохронологической шкале (на уровне эр);

  • роль палеонтологической летописи в расшифровке истории жизни на нашей планете;

  • последовательность важнейших событий в истории биосферы и их значение для формирования современного лика Земли: происхождение биосферы, роль жизни в происхождении кислородной атмосферы, возникновение многоклеточных, появление скелета, освоение суши, появление и распространение человека.

Повышенный уровень:

  • как ученым удается реконструировать историю Земли;

  • важнейшие этапы происхождения Земли как планеты и ее оболочек;

  • различие минералов и горных пород; примеры минералов и горных пород;

  • элементарные представления о причинах смены живых организмов в истории Земли;

  • примеры растений и животных прошлых геологических эпох и их сравнение с современными;

  • основные закономерности развития жизни на Земле.

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень:

  • пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли;

  • связывать современные черты лика Земли с их историческими причинами;

  • работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом книги на примере учебника;

  • уметь приводить примеры приспособлений организмов к среде их обитания;

  • уметь приводить аргументы в пользу родства всех организмов и человека;

  • аргументировано строить рассуждения (с использованием элементарных приемов логики и причинно-следственных зависимостей);

  • применять принцип «Настоящее - путь к прошлому» (актуализм);

  • пользоваться элементарными приемами чтения графиков и диаграмм.

Часть 2. Как люди открывали землю и создавали карту (35 ч.)

Введение (1 час).

Во "Введении" обращаясь к мифам и легендам Древней Греции, к путешествиям эллинов, дается определение географии, путешествию, рассказывается о создании первых планов и карт и их роли в открытии и изучении Земли, о том, чему будет посвящен курс, как надо работать с учебным материалом.

География древнего мира. План и карта (8 часов).

Карта мира Птолемея. Основные географические объекты на физической карте мира. Шкала высот и глубин. Путешествия и карты каменного века. Древнейшие государства мира: географическое положение, природные особенности, значение Нила в Древнем Египте, Тигра и Евфрата в государствах Месопотамии. Первые преобразования земель. Плавания и географические открытия египтян и финикийцев. Астрономические наблюдения вавилонян. Географические аспекты библейских сказаний.

Планы полей в Древнем Египте. Географические планы и их составление. Условные знаки. Масштаб плана, масштабы карт.

Географические предпосылки плаваний древних греков. Путешествия Геродота, Пифея. Представление о форме Земли, о тепловых поясах. Измерение Эратосфеном земной окружности. Рождение географии, как науки в Древней Греции. Расширение географических знаний в Римской империи об извержении вулканов, о высочайших горах Европы, о лесной Центральной Европе. Разнообразие народов Европы.

Практические работы: чтение масштаба, определение расстояний по масштабу, нахождение географических объектов на карте и их сравнение, работа с контурными картами, ориентирование по Полярной звезде и солнцу.

Средневековые путешествия и открытия (4 часа).

Открытия викингами Исландии, Гренландии и Северной Америки. Особенности природы этих территорий. Путешествия арабов, их плавания по Аравийскому морю в Индию. Роль муссонов. Путешествие в далекий Китай Марко Поло. Путешествие в Индию Афанасия Никитина. Знакомство с природой и обычаями этих стран.

Роль рек и лесов Русской равнины для древнерусского населения и степных племен. Путь "из варяг в греки", Киев и Новгород. Путешествия и занятия новгородцев. Поморы, их плавания, путешествия, открытия. Появление русских в Сибири. Походы казаков, первые русские города-остроги в Западной Сибири.

Практические работы: нахождение географических объектов, их нанесение на контурную карту, проложение по карте маршрутов путешествий.

Великие географические открытия. Градусная сетка на глобусах и картах (8 часов).

Поиски европейцами путей в Индию. Плавания португальцев вдоль берегов Африки и открытие В. да Гамой морского пути в Индию. Плавания Колумба и открытие Нового света. Вторичное открытие Северной Америки. Америго Веспуччи и название новой части Света. Открытие Тихоокеанского побережья. Завоевания испанцев в Центральной и Южной Америке. Знакомство с цивилизациями ацтеков и инков. Культурные растения Америки.

Кругосветное плавание Ф. Магеллана. Научные результаты плавания. Пираты. Кругосветное плавание Ф. Дрейка.

Глобус - модель шарообразной Земли. Полюса, экватор. Параллели и меридианы. Градусная сетка. Географическая долгота и географическая широта. Нахождение географических координат. Линии тропиков и полярных кругов. Карты и атлас Меркатора. Искажения на карте. Изменения во времени вдоль параллели. Линия перемены дат и ее следствия.

Открытия Австралии и островов Океании. Разнообразие и своеобразие их природы. Плавания и открытия Дж. Кука.

Практические работы: Сравнение глобуса и карты. Нахождение параллелей и меридианов, определение географической долготы и широты. Определение координат географического объекта, нахождение географического объекта, точки по географическим координатам. Решение задач, связанных с движением по параллели и по меридиану. Нанесение географических объектов и маршрутов путешествий на контурную карту.

Открытия в океанах и во внутренних частях материков (8 часов)

Исследования в Южной Америке. Плавание по Амазонке, поиски Эльдорадо, открытия в бассейне Ориноко и Параны. Путешествия Гумбольдта и открытие высотной поясности в Андах. Открытие испанцами Флориды, Калифорнии, низовьев Миссисипи и Большого каньона р. Колорадо. Открытия англичанами и французами северо-востока Северной Америки, района Великих озер, верховьев Миссисипи. Путешествия Макензи. Выход американцев к Тихому океану.

Открытия русских землепроходцев в Азии. Пути по великим сибирским рекам и по побережью Северного Ледовитого океана. Выход к Охотскому морю, Берингову проливу, Камчатке, Курильским островам. Достижения Великой северной экспедиции. Изучение Камчатки. Плавания к Аляске и северо-западному побережью Америки. Русская Америка. Русские кругосветные плавания: цели, задачи, достижения. Знакомство с Японией. Открытие Антарктиды.

Открытие внутренних областей Африки. Путешествия Ливингстона. Изучение Австралии и Океании. Миклухо-Маклай и его работы.

Плавания по Арктическим морям. Первые научные экспедиции. Достижение Северного полюса. Антарктида. Достижение Южного полюса.

Первые научные плавания в Мировом океане на кораблях "Бигль", "Челленджер". Достижения и открытия при изучении Мирового океана в 20 веке.

Экспедиционные работы в России и на сопредельных территориях. Совершенствование карт. Изучение Европейской России и Сибири. Русское географическое общество. Путешествия Семенова Тян-Шанского и Пржевальского.

Практические работы. Определение географического положения, сравнительная характеристика географических объектов, нахождение географических координат, высот и глубин, сравнения масштабов карт в атласе. Нанесение на контурную карту основных географических объектов на материках и в океанах.

Современные исследования. Значение и использование карт (4 часа).

Научные путешествия Н. Вавилова. Покорение Джомолунгмы. Исследования в 20 веке Арктики и Антарктики. Научные станции. Современные путешественники и их достижения.

Компас. Основные и промежуточные стороны горизонта, азимут. Нахождение пути по азимуту. Изображение рельефа. Горизонтали, крутизна склонов, относительные высоты. Различия и разнообразие планов и карт.

Проведение глазомерной съемки. Аэрофотоснимки и космические снимки. Их достоинства и применение, сравнение с картой. Роль и значение карты.

Практические работы. Работы с планом и на местности по определению азимута, направлений. Определение абсолютных и относительных высот на плане и карте. Сравнение аэрофотоснимков и планов. Нахождение географических объектов на космических снимках. Проведение глазомерной съемки школьного двора.

Часы по выбору учителя: 2 часа.

Требование к уровню подготовки учащихся

По окончании 5-го класса учащиеся должны знать:

Базовый уровень:

  • понятие о географической карте, плане, глобусе, аэро- и космических снимках;

  • основные условные изображения на планах и картах (фоновые, линейные, значковые);

  • понятие о масштабе карты, плана и глобуса;

  • понятия о меридианах и параллелях, экваторе и полюсах Земли;

  • понятие о географических координатах;

  • понятие о материках Старого Света, материках Нового Света и их открытии;

  • расположение и относительные размеры материков и океанов земли, важнейшие моря, острова, горы, равнины, реки, озера нашей планеты;

  • великие географические открытия и путешествия: плавания Колумба к Америке, В. да Гамы вокруг Африки, кругосветное плавание Магеллана и их значение;

  • открытия русскими землепроходцами и мореплавателями востока Евразии и побережья Тихого океана, открытие Антарктиды;

  • достижения и значения полярных экспедиций.

Повышенный уровень:

  • различия между географическим планом и картой;

  • определение высот и глубин на планах и картах, азимутов на планах и местности;

  • понятие о тропиках, полярных кругах, изменения во времени при движении вокруг Земли в широтном направлении;

  • важнейшие географические достижения в Древней Греции;

  • понятие о географии библейских преданий;

  • средневековые плавания и открытия викингов и арабов, сухопутные путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина в Китай и Индию;

  • географические открытия и земельные завоевания европейцев в Америке и Африке;

  • открытие Австралии и островов Тихого океана. Плавание Кука;

  • русские морские и сухопутные экспедиции и их открытия (Беринга, Пржевальского и др.);

  • открытие Северного и Южного полюсов Земли, современные географические исследования в океанах, на суше и из космоса.

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень:

  • находить и показывать важнейшие географические объекты на плане и карте;

  • показывать некоторые географические объекты на аэро- и космических снимках;

  • пользоваться условными изображениями географических карт и планов для нахождения географических объектов, определения их высот и глубин;

  • определять по карте и глобусу координаты географического объекта;

  • уметь по координатам найти географический объект на карте и глобусе;

  • пользоваться глобусом и картой при рассказе о важнейших географических открытиях и показывать примерный маршрут этих путешествий по карте;

  • ориентироваться на местности по сторонам горизонта с помощью компаса, солнца, Полярной звезды;

  • определять расстояния по карте и плану с помощью масштаба;

  • работать с текстом, картами, рисунками и справочным аппаратом книги на примере учебника.

Повышенный уровень:

  • определять по азимуту направление движения по карте и на местности;

  • объяснять причины важнейших путешествий и их следствия как для науки, так и для экономики и политики;

  • объяснять причины искажений на мелкомасштабной карте контуров и размеров материков, островов и других географических объектов;

  • переводить время на сутки при пересечении линии перемены дат, прибавлять или убавлять время при движении вокруг земли в широтном направлении;

  • называть важнейшие географические достижения Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени;

  • называть важнейшие географические достижения русских путешественников;

  • уметь привести примеры современных сложных и интересных плаваний, полетов и путешествий;

  • уметь показать важнейшие географические объекты разных материков и океанов и дать примерное объяснение, что представляет собой этот объект или явление.

Таблица требований к учебнику природоведения для 5-го класса

«Земля и люди»

1-я линия развития - формирование представления о природе как развивающейся системе

Называть важнейшие события в истории биосферы и объяснять их значение для формирования современного лика Земли.

Пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли.

Приводить примеры приспособлений организмов к среде их обитания.

Приводить аргументы в пользу родства всех организмов и человека.

2-я линия развития - использование географических карт в качестве источника информации

Ориентироваться по карте и плану.

Определять координаты географического объекта, находить объект по географическим координатам.

Находить и показывать на карте важнейшие географические объекты.

Использовать масштаб для определения расстояния по карте.

3-я линия развития - объяснение окружающего мира с точки зрения географии

Объяснять смысл географических терминов.

Описывать важнейшие путешествия и объяснять их значение для человечества.

Контроль уровня обученности и критерии оценивания


Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

- не приступал к выполнению работы;

- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

- Время выполнения работы: 10-15 мин.

- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

- Время выполнения работы: 30-40 мин.

- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003.

Перечень контрольных работ с планируемыми результатами

и критериями оценивания

Контрольная работа по теме

Цель контрольной работы

(планируемые результаты)

Технология проведения

Критерии (нормы) оценивания

Контрольная работа № 1 теме: «История Земли и жизни на ней »

Контроль за освоением темы «История Земли и жизни на ней »

Коррекция ошибок.

Письменная контрольная работа включающая

задания:

1. На формулировку понятий.

2. На знание общей и сравнительной характеристики объектов природы.

3. Тестовые задания.

1 задание - 3балла;

2 задание- 7 баллов;

3 задание -10 баллов;.

19-20 балла- «5»

16-19 б.- «4»

11-15 б. -«3»

Меньше 10 б. - «2»

Контрольная работа № 2 по теме: «Как люди открывали Землю и создавали карту».

Контроль за освоением темы «Как люди открывали Землю и создавали карту».

Коррекция ошибок.

Письменная контрольная работа включающая

задания:

1. На формулировку понятий.

2. На знание общей и сравнительной характеристики объектов природы.

3. Тестовые задания.

1 задание - 3балла;

2 задание- 7 баллов;

3 задание -10 баллов;

4 задание -3 балла.

19-20 балла- «5»

16-19 б.- «4»

11-15 б. -«3»

Меньше 10 б. - «2»

Контрольно-измерительные материалы


Самостоятельные работы

Приложение 1.

Терминологические диктанты

Приложение 1.

Тест

Приложение 1.


Учебно-методический комплект


1. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Родыгина О.А. Земля и люди. 5 - й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2001
2. Еськов К.Ю. Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди) / К.Ю. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович, А.А. Вахрушев. - изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2012
3. Бурский О.В., Смоктунович Т.Л. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» (Земля и люди). 5 класс. - изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011

4. Презентации по курсу.


© 2010-2022