- Преподавателю
- География
- Рабочая программа
Рабочая программа
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малова О.Н. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учебно-тематическое планирование
по природоведению
Классы 5
Учитель Малова Ольга Николаевна
Количество часов:
всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков_2_, тестов 1 .
Административных контрольных работ _ч.
Планирование составлено на основе примерной программы по природоведению для основного общего образования (базовый уровень)
Учебник Еськов К.Ю. Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди) / К.Ю. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович, А.А. Вахрушев. - изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2012.
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основании следующих документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;
- примерная программа по природоведению Министерства образования и науки РФ, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- авторская программа по природоведению для 5 класса «Земля и люди» авторов
К.Ю. Еськов, Т.Л. Смоктунович, О.В. Бурский, А.А. Вахрушев;
- учебный план МБОШИ «Гимназия-интернат №34» на 2013-2014 учебный год;
- положение о рабочей программе МБОШИ «Гимназия-интернат №34».
Описание уровня развития класса и способность усвоения учебного материала
У учащихся сформированы такие знания и умения как правила сохранения и укрепления здоровья, основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе), знание государственной символики, общих условий, необходимых для жизни живых организмов, работа с картами, поэтому ученики 5 класса хорошо осваивают учебный материал, но есть среди них слабые ученики. Это - Костюченко Илья, Пысин Коля, Михеева Ирина, Карлин Женя. Сильными учениками являются Колпакова Настя, Козин Андрей, Савастьянова Вика.
Цели и задачи учебного курса в 5 классе
Основными линиями развития учащихся в курсе окружающего мира в начальной школе были знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к нему. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие учеников вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира. Опыт, полученный выпускниками начальной школы, позволяет усложнить задачу изучения естествознания в основной школе в курсе природоведения. Единство содержания, методических и дидактических принципов естественно-научных курсов начальной и основной школы позволяет не тратить время на повторное введение понятий начальной школы в 5-м классе, а обратить внимание на важнейшие вопросы курсов биологии и географии, которые являются их фундаментом, но традиционно подробно не изучаются в курсах биологии и географии.
Изложенные линии развития обеспечивают целостность природоведческого образования в основной школе и создают фундамент для дальнейшего изучения биологии и географии.
1. Формирование представления о природе и обществе как развивающихся системах. Космология и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Роль рассматриваемых в рамках курса «Природоведение» основ геологии и биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. История географических открытий позволяет в рамках предмета «Природоведение» перебросить мостик между собственно естественно-научными и гуманитарными дисциплинами, которым всегда близки идеи развития.
2. Использование географических карт в качестве источника информации. Географическая карта не только содержит множество необходимых сведений, но и позволяет ученикам упорядочивать огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация.
3. Объяснение окружающего мира и критическое восприятие полученной информации с точки зрения естествознания (прежде всего биологии и географии). Ближайшим итогом овладения школьным курсом природоведения должно быть овладение главными представлениями естественно-научных дисциплин и умением возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни для подготовки выпускника к выживанию и производительному труду в современных условиях.
На основе вышесказанного курс природоведения 5 класса должен решать следующие цели:
1. Сформировать представление о природе и обществе как развивающихся системах.
2. Сформировать умение использовать географические карты в качестве источника информации.
3. Сформировать умение объяснять окружающий мир и критически воспринимать полученную информацию с точки зрения естествознания (прежде всего биологии и географии).
Место предмета в базисном учебном плане
Курс природоведения рассчитан на изучение природоведения в 5-м классе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.
Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»¹. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
¹ Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. - М.: Издательский дом РАО, Баласс, 2003. С. 72-141.
Соответствие между стандартом по природоведению и УМК по природоведению «Земля и люди»
Учебник «Земля и люди» был написан и издан в 2002 году. Основная идея курса природоведения - пропедевтика двух предметов, которые ученики начинают изучать в 6-ом классе - биологии и географии. При этом основное внимание было уделено дефицитам каждой из наук, на изучение которых в основном курсе не хватало времени: истории развития жизни на Земле в биологии и истории географических открытий - в географии. Другие аспекты природоведения были включены в канву данного содержания. В частности, физические и химические явления изучаются не сами по себе, а используются для объяснения целостных явлений природы. Такой подход, по мнению многих методистов более понятен, чем последовательное знакомство с абстрактными явлениями физики и химии. Также мы учитывали, что школьники, занимающиеся по учебникам Образовательной системы «Школа 2100» подробно знакомились со строением и жизнедеятельностью человека, его здоровьем, а также с физическими явлениями в учебнике «Окружающий мир» для 4-го класса.
Когда в 2004 году вводился новый стандарт, то шли споры о возможности и необходимости существования стандарта по природоведению. Высказывались замечания, что стандарт должен регламентировать целостный курс, а не его вступительную часть, он не может быть рассчитан на 1 год и т.п. Тем не менее, победила точка зрения на необходимость разработки стандарта по природоведению, но сотрудники РАО по большей части критически относились к стандарту по природоведению. Именно этим следует объяснить тот факт, что когда мы объяснили свою позицию Федеральному совету по учебникам, то он согласился с нами, так как две академии (РАН и РАО) в 2006 году утвердили учебник «Земля и люди». С тех пор учебник «Земля и люди» имеет гриф «Рекомендовано…» и входит в Федеральный перечень, несмотря на то, что часть стандарта изучается в нашей Образовательной системе не в 5, а в 4-ом классе.
Минимум содержания стандарта по природоведению, требования
Раздел учебника, параграф
Примечание
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ. Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.
- Знать об отдельных методах изучения природы.
Все содержание учебника описывает развитие науки от наблюдений к опытам и теоретическим обобщениям. Огромное число опытов приведено в рабочей тетради, особенно в 1-ой книге.
Наиболее подробно этот раздел изложен в § 1 (восстановление прошлого); § 7 (восстановление истории палеонтологами).
Наибольшее число опытов и наблюдений предлагается выполнить школьникам в рабочей тетради в первой книге: § 2, зад. 8-11; § 3, зад. 14-18; §5, зад. 25, 28-30; §6, зад. 31-34; §7, зад. 36; §12, зад. 61-62; §14, зад. 79-81.
Методы изучения природы рассматриваются в первой книге в § 1 (актуализм); § 2 (радиоактивный метод); § 7 (изучение палеонтологической летописи).
Раздел стандарта «КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ» дан не в виде сухой теории, а в виде практики - выполнения заданий в рабочей тетради. Мы исходили из идеи, что главное - не столько прочесть об опытах, сколько провести их самостоятельно.
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий).
Первая книга - §8 (Ч. Дарвин); вторая книга - § 10 (Христофор Колумб); § 12 (Фернан Магеллан).
Задания в рабочей тетради во второй книге: 22.
МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).
- Указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.
Знакомство с происхождением солнечной системы в § 2 первой книги опирается на сведения о Солнечной системе, полученные из курса «Окружающий мир».
Во второй книге астрономические явления описываются как способы ориентирования в путешествиях (Введение).
Знакомству с астрономическими явлениями посвящены задания в рабочей тетради из второй книги: 3, 11, 12, 52, 60.
В уроке к § 2 первой книги уместно добавить знакомство со строением Солнечной системы и историей представлений о соотношении Солнца и Земли, наблюдением за звездным небом. Для этого можно воспользоваться резервом из 3 часов по выбору учителя.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).
Наблюдения явлений превращения веществ.
- Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
Знакомство с веществами происходит в первой книге в § 2 (состав планет); § 3 (состав недр); § 4-5 (состав горных пород и их образование, превращение веществ); оно подкрепляется проведением опытов в заданиях рабочей тетради; знакомство с простейшими классификациями - §5(на примере горных пород).
Многие задания в рабочей тетради в первой книге посвящены анализу веществ и смесей, их превращению: 24, 25, 28, 29, 60, 70, 95.
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.
Опыт практической деятельности: Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
- Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Подробно физические и химические явления используются для объяснения явлений природы в первой книге в § 2 (притяжение); § 3 (тяготение, рост температуры с глубиной); § 4 (формирование газовой оболочки); § 6 (тепловое перемешивание вещества);
Задания в рабочей тетради в первой книге предполагают проведение опытов, посвященных изучению физических явлений: § 2, зад. 8-11; § 3, зад. 14-18; §5, зад. 25, 28-30; §6, зад. 31-34; §12, зад. 61-62; §14, зад. 79-81; §15, зад. 83, 86; §16, зад. 89-90; §26, зад. 149-151.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
Наблюдения погодных явлений.
- знать основные характеристики погоды.
Знакомство с климатом и причинами его изменения - §26 (книга 1); тепловыми поясами - §5 (книга 2); осадками - §6 (книга 2), ветрами - §7 (книга 2), континентальным климатом - §8 (книга 2), ветрами - §19 (книга 2), погодой в Антарктиде - §21 (книга 2), изучением погоды - §24 (книга 2).
Знакомство с погодными явлениями и их влиянием на жизнь человека осуществляется в курсе «Окружающий мир». Учебник 5-го класса опирается на эти сведения и рассматривает погодные явления на примере истории путешествий и роли погоды в их осуществлении.
Рекомендуем дополнить урок §26 в первой книге анализом современной погоды, проведя в течение недели наблюдения за погодой.
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Наблюдения примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных - к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной).
- Приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.
Все параграфы книги 1 (История жизни на Земле) посвящены приспособлениям живых организмов (как современных, так и вымерших) к жизни в разных условиях среды обитания. Специально явление приспособления рассматривается в §8 (как возникают приспособления), 9; 15-18 (приспособление к жизни на суше) и другие.
Этому же посвящены многочисленные задания в первой книге в рабочей тетради: 2, 4, 44, 70, 71, 106, 110, 113, 114, 115, 116, 118, 119, 121, 122, 126, 133, 138.
Опыт практической деятельности.
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов).
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- проводить определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.
Подавляющее большинство заданий в рабочей тетради в книге 1 (История жизни на Земле) посвящены знакомству с современными животными и растениями, преимущественно своей местности. Например, зад.56, 66, 73, 74, 76, 88, 106, 115, 116, 121, 136. И другие.
Поскольку знакомство с вымершими животными и растениями представляет скорее научный, чем практический интерес, то задания в рабочей тетради в книге 1 посвящены применению закономерностей, изученных в прошлом, к современным растениям и животным. Поэтому в заданиях школьники вспоминают и повторяют известные сведения о современных живых организмах, преимущественно из своей местности.
Измерения длины, температуры, массы, времени.
Задание в рабочей тетради в первой книге 15, 25, 32, 33, 87, 151.
Вторая книга, § 5 - измерение Эратосфеном размеров Земли.
Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков.
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков.
Этому посвящен § 7,и 25 во второй книге и задания в рабочей тетради второй книги: 17, 52, 95-101.
Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов.
Этому посвящены задания в рабочей тетради в первой книге № 8, 9, 10, 14, 18, 29, 31, 61, 62, 89, 90 и другие.
Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.
- знать экологические проблемы своей местности и пути их решения;
Этот компонент стандарта опирается на идею взаимной приспособленности всех живых существ и среды их обитания, являющуюся ключевой в книге 1. Подробнее об этом в §27. Ученики применяют полученные знания для решения прикладных заданий в рабочей тетради в первой книге: 41, 120, 123, 125, 126, 153, 156.
Целесообразно организовать краеведческое исследование экологических проблем во время весенней экскурсии.
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
- Знать основные факторы здорового образа жизни;
- проводить измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Проблемы
безопасности жизнедеятельности обсуждаются в контексте путешествий во второй книге: § 2 (наводнения); § 6 (извержение вулкана), 19 (землетрясения, цунами, тайфуны), § §21 (поведению на холоде).
Этому посвящено задание в рабочей тетради во второй книге: 23.
Основа для этого компонента стандарта заложена в 4-ом классе в учебнике «Окружающий мир», где этот материал изучался в течении целой четверти. Поэтому материал раздела «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ» дан не в виде нравоучительных сентенций, а при объяснении различных жизненных ситуаций, возникающих у путешественников.
Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы.
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты).
Преобладание продуктивных заданий в учебнике позволяет достичь заявленных умений в процессе проведения уроков на основе проблемно-диалогической технологии.
А.А. Вахрушев
Содержание учебного предмета
Из всех естественных наук исторический подход характерен, прежде всего, для биологии и геологии. При этом традиционно школьники знакомились с историей развития жизни на Земле в старших классах, что затрудняло изучение на эволюционной основе курсов ботаники и зоологии. Поэтому в первой части курса «История Земли и жизни на ней» учащиеся знакомятся с основными важнейшими событиями геологической и биологической истории Земли. Школьники не должны запоминать названия вымерших растений и животных, периодов геологической истории. Важно лишь обратить внимание школьников на поступательный характер развития жизни на Земле, последовательность исторических событий, увидеть в прошлом Земли истоки и корни современного мира.
Вторая часть курса «Как люди открывали Землю и создавали карту» вводит детей в мир географии основной школы. Главная цель этой части - раскрыть основные этапы географического освоения людьми своей планеты и начать формирование географической картины мира. Дети открывают Землю вместе с путешественниками и географами разных времен. Курс способствует гуманизации школьной географии. Дается представление о причинах, побудивших к путешествию, о его целях, рассказывается о самом путешествии и его результатах и следствиях. Наряду с географическими, даются необходимые историко-культурные сведения, могут быть включены отрывки из мемуарных или художественных произведений, иллюстративный материал, сведения по топонимике. Персоналий, имен и дат для запоминания немного.
В программе большое внимание уделяется умению работать с картой. Картографический материал присутствует в разных ее частях. Получив вначале (или вспомнив из начальной школы) необходимый минимум картографических знаний, школьники овладевают остальными знаниями постепенно, постоянно работая с картой и на уроках, и дома. От урока к уроку расширяется количество географических объектов, вводятся новые термины и понятия, материал сравнивается, обобщается и закрепляется. Постепенно складывается целостное представление о мире. В конце года школьники должны знать этапы открытия и изучения Земли, расположение важнейших географических объектов, уметь работать с картой, иметь представление о природных явлениях, характерных для разных регионов Земли.
Часть 1. История Земли и жизни на ней (35 ч.)
Как ученые познают прошлое (1 ч.).
Как мы познаем прошлое? "Настоящее - ключ к прошлому".
Как появилась на свет наша планета? (6 ч.)
Происхождение Земли из межзвездной пыли. Возникновение ядра, мантии и земной коры. Происхождение атмосферы, гидросферы и литосферы (результат вулканизма). Образование и превращения горных пород. Движение земной коры и образование гор.
Как читают палеонтологическую летопись (1 ч.).
Как образуются ископаемые? Последовательность ископаемых в осадочных породах отражает время их захоронения - геохронологическая шкала.
Почему организмы такие совершенные? (2 ч.).
Примеры приспособлений. Сохранение и размножение организмов - главная причина их приспособленности. Рождается больше живых организмов, чем их может сохраниться. Организмы борются за свое существование. Все организмы одного вида непохожи друг на друга: изменчивость. Соревнование, выживание и гибель. Ч. Дарвин: эволюция путем естественного отбора. Наследственность и ее роль в передаче своих признаков потомству. Эволюция - основа накопления исторического опыта.
Причины многообразия живых организмов. Все организмы имеют общих предков. Сходство организмов - свидетельство родства.
На заре жизни (3 ч.)
Представление о возникновении жизни на Земле. Вода и жизнь появляются на Земле одновременно (3,8 млрд. или ранее). Мир доядерных организмов докембрия и его особенности. Изменения состава атмосферы. Кислородная «революция» (2 млрд. лет). Возникновение ядерных организмов. Появление многоклеточных организмов и преимущества многоклеточности. Удивительный мир без хищников.
Жизнь в палеозое (6 ч.).
«Скелетная революция» в кембрии. Возникновение минеральных скелетов. Формирование всех современных групп организмов (на уровне типов). Мир пассивных фильтраторов.
«Выход жизни на сушу» - ранний палеозой. Странные амфибиотические ландшафты - «не суша, не море». О том, как сосудистые растения создали сушу в ее современном виде. Почва и почвенная фауна. Кистеперые рыбы и первые амфибии. Зверозубые - предки зверей.
Жизнь в мезозое (4 ч.).
Мезозой - эра сплошных субтропиков. На суше, в воде и в воздухе - гигантские рептилии. На суше: динозавры, в море - ихтиозавры, плезиозавры, мозозавры, в воздухе - птерозавры и птицы. Млекопитающие и динозавры - современники, занимающие разные размерные классы.
Возникновение мира, в котором мы живем. "Великое вымирание" на границе мела и кайнозоя. Причины вымирания (катастрофические, климатические и биотические гипотезы). Свидетельства постепенного характера вымирания.
Жизнь в кайнозое (1 ч.).
Возникновение степей и саванн и роль в этом злаков, крупных копытных и хищников. Степи и саванны - высокопродуктивные сообщества. Возрастание размеров млекопитающих в травяных сообществах. Хищники появляются позже травоядных.
Появление Человека (1 ч.).
Травяные экосистемы - «колыбель человечества». Предки человека - «полуденные хищники». Человек умелый, человек прямостоячий, человек разумный.
«Великое оледенение» (2 ч.).
Современные горные ледники и причины оледенения. Ледниковый ландшафт (морены, ледниковые холмы). Вокруг ледника - сухие холодные степи с мамонтовой фауной. Культура "охотников на мамонтов". Причины оледенений и изменения климатов на Земле.
Прошлое - ключ к будущему (3 ч.).
Значение изучения прошлого для предсказания будущего. Геологическая и биологическая история своего района. Экскурсия в краеведческий или палеонтологический музей.
Часы по выбору учителя: 5 час.
Требование к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Базовый уровень:
-
понятие о геохронологической шкале (на уровне эр);
-
роль палеонтологической летописи в расшифровке истории жизни на нашей планете;
-
последовательность важнейших событий в истории биосферы и их значение для формирования современного лика Земли: происхождение биосферы, роль жизни в происхождении кислородной атмосферы, возникновение многоклеточных, появление скелета, освоение суши, появление и распространение человека.
Повышенный уровень:
-
как ученым удается реконструировать историю Земли;
-
важнейшие этапы происхождения Земли как планеты и ее оболочек;
-
различие минералов и горных пород; примеры минералов и горных пород;
-
элементарные представления о причинах смены живых организмов в истории Земли;
-
примеры растений и животных прошлых геологических эпох и их сравнение с современными;
-
основные закономерности развития жизни на Земле.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень:
-
пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли;
-
связывать современные черты лика Земли с их историческими причинами;
-
работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом книги на примере учебника;
-
уметь приводить примеры приспособлений организмов к среде их обитания;
-
уметь приводить аргументы в пользу родства всех организмов и человека;
-
аргументировано строить рассуждения (с использованием элементарных приемов логики и причинно-следственных зависимостей);
-
применять принцип «Настоящее - путь к прошлому» (актуализм);
-
пользоваться элементарными приемами чтения графиков и диаграмм.
Часть 2. Как люди открывали землю и создавали карту (35 ч.)
Введение (1 час).
Во "Введении" обращаясь к мифам и легендам Древней Греции, к путешествиям эллинов, дается определение географии, путешествию, рассказывается о создании первых планов и карт и их роли в открытии и изучении Земли, о том, чему будет посвящен курс, как надо работать с учебным материалом.
География древнего мира. План и карта (8 часов).
Карта мира Птолемея. Основные географические объекты на физической карте мира. Шкала высот и глубин. Путешествия и карты каменного века. Древнейшие государства мира: географическое положение, природные особенности, значение Нила в Древнем Египте, Тигра и Евфрата в государствах Месопотамии. Первые преобразования земель. Плавания и географические открытия египтян и финикийцев. Астрономические наблюдения вавилонян. Географические аспекты библейских сказаний.
Планы полей в Древнем Египте. Географические планы и их составление. Условные знаки. Масштаб плана, масштабы карт.
Географические предпосылки плаваний древних греков. Путешествия Геродота, Пифея. Представление о форме Земли, о тепловых поясах. Измерение Эратосфеном земной окружности. Рождение географии, как науки в Древней Греции. Расширение географических знаний в Римской империи об извержении вулканов, о высочайших горах Европы, о лесной Центральной Европе. Разнообразие народов Европы.
Практические работы: чтение масштаба, определение расстояний по масштабу, нахождение географических объектов на карте и их сравнение, работа с контурными картами, ориентирование по Полярной звезде и солнцу.
Средневековые путешествия и открытия (4 часа).
Открытия викингами Исландии, Гренландии и Северной Америки. Особенности природы этих территорий. Путешествия арабов, их плавания по Аравийскому морю в Индию. Роль муссонов. Путешествие в далекий Китай Марко Поло. Путешествие в Индию Афанасия Никитина. Знакомство с природой и обычаями этих стран.
Роль рек и лесов Русской равнины для древнерусского населения и степных племен. Путь "из варяг в греки", Киев и Новгород. Путешествия и занятия новгородцев. Поморы, их плавания, путешествия, открытия. Появление русских в Сибири. Походы казаков, первые русские города-остроги в Западной Сибири.
Практические работы: нахождение географических объектов, их нанесение на контурную карту, проложение по карте маршрутов путешествий.
Великие географические открытия. Градусная сетка на глобусах и картах (8 часов).
Поиски европейцами путей в Индию. Плавания португальцев вдоль берегов Африки и открытие В. да Гамой морского пути в Индию. Плавания Колумба и открытие Нового света. Вторичное открытие Северной Америки. Америго Веспуччи и название новой части Света. Открытие Тихоокеанского побережья. Завоевания испанцев в Центральной и Южной Америке. Знакомство с цивилизациями ацтеков и инков. Культурные растения Америки.
Кругосветное плавание Ф. Магеллана. Научные результаты плавания. Пираты. Кругосветное плавание Ф. Дрейка.
Глобус - модель шарообразной Земли. Полюса, экватор. Параллели и меридианы. Градусная сетка. Географическая долгота и географическая широта. Нахождение географических координат. Линии тропиков и полярных кругов. Карты и атлас Меркатора. Искажения на карте. Изменения во времени вдоль параллели. Линия перемены дат и ее следствия.
Открытия Австралии и островов Океании. Разнообразие и своеобразие их природы. Плавания и открытия Дж. Кука.
Практические работы: Сравнение глобуса и карты. Нахождение параллелей и меридианов, определение географической долготы и широты. Определение координат географического объекта, нахождение географического объекта, точки по географическим координатам. Решение задач, связанных с движением по параллели и по меридиану. Нанесение географических объектов и маршрутов путешествий на контурную карту.
Открытия в океанах и во внутренних частях материков (8 часов)
Исследования в Южной Америке. Плавание по Амазонке, поиски Эльдорадо, открытия в бассейне Ориноко и Параны. Путешествия Гумбольдта и открытие высотной поясности в Андах. Открытие испанцами Флориды, Калифорнии, низовьев Миссисипи и Большого каньона р. Колорадо. Открытия англичанами и французами северо-востока Северной Америки, района Великих озер, верховьев Миссисипи. Путешествия Макензи. Выход американцев к Тихому океану.
Открытия русских землепроходцев в Азии. Пути по великим сибирским рекам и по побережью Северного Ледовитого океана. Выход к Охотскому морю, Берингову проливу, Камчатке, Курильским островам. Достижения Великой северной экспедиции. Изучение Камчатки. Плавания к Аляске и северо-западному побережью Америки. Русская Америка. Русские кругосветные плавания: цели, задачи, достижения. Знакомство с Японией. Открытие Антарктиды.
Открытие внутренних областей Африки. Путешествия Ливингстона. Изучение Австралии и Океании. Миклухо-Маклай и его работы.
Плавания по Арктическим морям. Первые научные экспедиции. Достижение Северного полюса. Антарктида. Достижение Южного полюса.
Первые научные плавания в Мировом океане на кораблях "Бигль", "Челленджер". Достижения и открытия при изучении Мирового океана в 20 веке.
Экспедиционные работы в России и на сопредельных территориях. Совершенствование карт. Изучение Европейской России и Сибири. Русское географическое общество. Путешествия Семенова Тян-Шанского и Пржевальского.
Практические работы. Определение географического положения, сравнительная характеристика географических объектов, нахождение географических координат, высот и глубин, сравнения масштабов карт в атласе. Нанесение на контурную карту основных географических объектов на материках и в океанах.
Современные исследования. Значение и использование карт (4 часа).
Научные путешествия Н. Вавилова. Покорение Джомолунгмы. Исследования в 20 веке Арктики и Антарктики. Научные станции. Современные путешественники и их достижения.
Компас. Основные и промежуточные стороны горизонта, азимут. Нахождение пути по азимуту. Изображение рельефа. Горизонтали, крутизна склонов, относительные высоты. Различия и разнообразие планов и карт.
Проведение глазомерной съемки. Аэрофотоснимки и космические снимки. Их достоинства и применение, сравнение с картой. Роль и значение карты.
Практические работы. Работы с планом и на местности по определению азимута, направлений. Определение абсолютных и относительных высот на плане и карте. Сравнение аэрофотоснимков и планов. Нахождение географических объектов на космических снимках. Проведение глазомерной съемки школьного двора.
Часы по выбору учителя: 2 часа.
Требование к уровню подготовки учащихся
По окончании 5-го класса учащиеся должны знать:
Базовый уровень:
-
понятие о географической карте, плане, глобусе, аэро- и космических снимках;
-
основные условные изображения на планах и картах (фоновые, линейные, значковые);
-
понятие о масштабе карты, плана и глобуса;
-
понятия о меридианах и параллелях, экваторе и полюсах Земли;
-
понятие о географических координатах;
-
понятие о материках Старого Света, материках Нового Света и их открытии;
-
расположение и относительные размеры материков и океанов земли, важнейшие моря, острова, горы, равнины, реки, озера нашей планеты;
-
великие географические открытия и путешествия: плавания Колумба к Америке, В. да Гамы вокруг Африки, кругосветное плавание Магеллана и их значение;
-
открытия русскими землепроходцами и мореплавателями востока Евразии и побережья Тихого океана, открытие Антарктиды;
-
достижения и значения полярных экспедиций.
Повышенный уровень:
-
различия между географическим планом и картой;
-
определение высот и глубин на планах и картах, азимутов на планах и местности;
-
понятие о тропиках, полярных кругах, изменения во времени при движении вокруг Земли в широтном направлении;
-
важнейшие географические достижения в Древней Греции;
-
понятие о географии библейских преданий;
-
средневековые плавания и открытия викингов и арабов, сухопутные путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина в Китай и Индию;
-
географические открытия и земельные завоевания европейцев в Америке и Африке;
-
открытие Австралии и островов Тихого океана. Плавание Кука;
-
русские морские и сухопутные экспедиции и их открытия (Беринга, Пржевальского и др.);
-
открытие Северного и Южного полюсов Земли, современные географические исследования в океанах, на суше и из космоса.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень:
-
находить и показывать важнейшие географические объекты на плане и карте;
-
показывать некоторые географические объекты на аэро- и космических снимках;
-
пользоваться условными изображениями географических карт и планов для нахождения географических объектов, определения их высот и глубин;
-
определять по карте и глобусу координаты географического объекта;
-
уметь по координатам найти географический объект на карте и глобусе;
-
пользоваться глобусом и картой при рассказе о важнейших географических открытиях и показывать примерный маршрут этих путешествий по карте;
-
ориентироваться на местности по сторонам горизонта с помощью компаса, солнца, Полярной звезды;
-
определять расстояния по карте и плану с помощью масштаба;
-
работать с текстом, картами, рисунками и справочным аппаратом книги на примере учебника.
Повышенный уровень:
-
определять по азимуту направление движения по карте и на местности;
-
объяснять причины важнейших путешествий и их следствия как для науки, так и для экономики и политики;
-
объяснять причины искажений на мелкомасштабной карте контуров и размеров материков, островов и других географических объектов;
-
переводить время на сутки при пересечении линии перемены дат, прибавлять или убавлять время при движении вокруг земли в широтном направлении;
-
называть важнейшие географические достижения Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени;
-
называть важнейшие географические достижения русских путешественников;
-
уметь привести примеры современных сложных и интересных плаваний, полетов и путешествий;
-
уметь показать важнейшие географические объекты разных материков и океанов и дать примерное объяснение, что представляет собой этот объект или явление.
Таблица требований к учебнику природоведения для 5-го класса
«Земля и люди»
1-я линия развития - формирование представления о природе как развивающейся системе
Называть важнейшие события в истории биосферы и объяснять их значение для формирования современного лика Земли.
Пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли.
Приводить примеры приспособлений организмов к среде их обитания.
Приводить аргументы в пользу родства всех организмов и человека.
2-я линия развития - использование географических карт в качестве источника информации
Ориентироваться по карте и плану.
Определять координаты географического объекта, находить объект по географическим координатам.
Находить и показывать на карте важнейшие географические объекты.
Использовать масштаб для определения расстояния по карте.
3-я линия развития - объяснение окружающего мира с точки зрения географии
Объяснять смысл географических терминов.
Описывать важнейшие путешествия и объяснять их значение для человечества.
Контроль уровня обученности и критерии оценивания
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
-
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
-
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003.
Перечень контрольных работ с планируемыми результатами
и критериями оценивания
Контрольная работа по теме
Цель контрольной работы
(планируемые результаты)
Технология проведения
Критерии (нормы) оценивания
Контрольная работа № 1 теме: «История Земли и жизни на ней »
Контроль за освоением темы «История Земли и жизни на ней »
Коррекция ошибок.
Письменная контрольная работа включающая
задания:
1. На формулировку понятий.
2. На знание общей и сравнительной характеристики объектов природы.
3. Тестовые задания.
1 задание - 3балла;
2 задание- 7 баллов;
3 задание -10 баллов;.
19-20 балла- «5»
16-19 б.- «4»
11-15 б. -«3»
Меньше 10 б. - «2»
Контрольная работа № 2 по теме: «Как люди открывали Землю и создавали карту».
Контроль за освоением темы «Как люди открывали Землю и создавали карту».
Коррекция ошибок.
Письменная контрольная работа включающая
задания:
1. На формулировку понятий.
2. На знание общей и сравнительной характеристики объектов природы.
3. Тестовые задания.
1 задание - 3балла;
2 задание- 7 баллов;
3 задание -10 баллов;
4 задание -3 балла.
19-20 балла- «5»
16-19 б.- «4»
11-15 б. -«3»
Меньше 10 б. - «2»
Контрольно-измерительные материалы
Самостоятельные работы
Приложение 1.
Терминологические диктанты
Приложение 1.
Тест
Приложение 1.
Учебно-методический комплект
1. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Родыгина О.А. Земля и люди. 5 - й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2001
2. Еськов К.Ю. Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди) / К.Ю. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович, А.А. Вахрушев. - изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2012
3. Бурский О.В., Смоктунович Т.Л. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» (Земля и люди). 5 класс. - изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011
4. Презентации по курсу.