Открытый урок по географии

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по географии

Класс: 6

Тема: Породы, слагающие земную кору.

Цели урока:

Образовательные: ввести понятия «магматические», «осадочные», «метаморфические» горные породы.

Развивающие: продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником географии; совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать эмпатию (сопереживание) и любознательность.

Воспитательные: формирование бережного отношения к объектам природы.

Метод: урок рефлексии с элементами экологического тренинга.

Тип: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для VI класса (М.: Дрофа 2015г), учебник географии для VI класса Т.П.Герасимовой (М.: Дрофа, 2015г), стенд «Говори и пиши правильно», рисунки - схемы: «Метаморфические горные породы», конверты с сигнальными карточками, коллекция горных пород, цветные карандаши (на столах у учащихся).

Над доской плакат:

Мы живём в громадном, плохо разгаданном мире и топчем

камни…не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш

опыт во всех областях жизни.

К.А.Паустовский

Фома организации учебной деятельности: индивидуально - групповая.

План урока:

  1. Организационная часть: определение темы урока; формулировка целей урока; знакомство с планом проведения урока.



  1. Изучение нового материала.

  2. Обобщение и закрепление материала.

  3. Итоги урока.

  4. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение литосферы. Давайте определим формулировку темы урока с помощью кроссворда.

Кроссворд.

Вопросы: 1. Горные породы и минералы, которые использует человек. 2. Наука, которая отвечает на вопросы: Что? Где? и почему? Находится на Земле. 3. Твёрдая оболочка, расположенная над мантией. 4. Оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии. 5. Центральная часть земного шара с радиусом около 3500 км. 6. Плотные и рыхлые массы, состоящие из минералов, слагающие земную кору.

Ответы: 1. Полезные ископаемые. 2. География. 3. Земная кора. 4. Литосфера. 5. Ядро. 6. Горные породы.

Примечание. При отгадывании кроссворда учащиеся за каждый правильный ответ получают 1 жетон.

(5 минут)

1



3



6

4

2


5

п

о

р

о

д

ы














Название этапа

Использование оборудования

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Хрономет -

раж

II. Царство камня.









































На доске число, тема.









Стенд «Говори и пиши правильно».





































Показ учителем коллекции горных пород.































Показ учителем коллекции горных пород.



Вывод:



Демонстрация выставки горных пород.











Виды контроля: 1) Взаимоконтроль (двое уч-ся вслух знакомят класс со своими ответами). При этом информация, даже если она не верна, не исправляется. 2. Самоконтроль по ключу (ученики сверяют свои ответы с данными таблицы, которая помешена на доске, и фиксируют в тетрадях количество неверных ответов).

Рассказ учителя.

Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются, живут и умирают, как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки - тоже минералы, хотя трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? куда они исчезают? почему у них разные свойства?

Читая каменную книгу времени, учёные пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения. Их делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы рождаются в пламени. Их прародительница - раскалённая магма, которая находится в глубинах нашей планеты.

Что же такое магма? Это расплав огромного количества различных веществ.

Основные магматические очаги находятся в верхней мантии, на глубинах около 60 км, что было установлено исследователями на полуострове Камчатка. Учёные предполагают, что в земной коре возникают трещины, достигающие мантии, из - за резкого уменьшения давления вещество мантии становится жидким и по трещинам проникает к поверхности Земли. Поднимаясь к поверхности, магма медленно остывает и может затвердеть на глубине.

Так образуются глубинные магматические породы, например, гранит (схема «Магматические горные породы»). А как называется магма, которая изливается на поверхность Земли?

При её застывании на поверхности образуются излившиеся магматические породы.

Назовите.

Породы, оказавшиеся, на земной поверхности начинают обжигаться лучами солнца, пронизывают холодные ветры, сковывают льды; в них внедряются микробы, корни растений, вода, газы т.п. Тогда как называются такие горные породы?

Правильно.

При разрушении пород на поверхности Земли образуется обломочный материал. Реки, ветер, ледники переносят его в океаны, моря, озёра, болота, понижения. Часть

этих веществ выпадает в виде осадка, часть усваивается организмами и идёт на образование известковых скелетов и панцирей. Поэтому среди осадочных пород выделяют 2 группы (схема 3 «Осадочные горные породы»).

Из неорганических осадочных пород особенно распространены обломочные, такие как щебень, галька, гравий и др. Назовите какие есть у нас.

Из растворимых в воде веществ образуются неорганические химические горные породы. Это различные соли, гипс и др. Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Ещё в древности люди говорили, что «без соли стол кривой». Поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.

В разных странах гипс использовали по - разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют его в медицине при лечении переломов.

Давайте вспомним, осадочные породы из чего состоят.

Что к ним относится?

Молодцы!

Пласты осадочных пород под давлением накапливающихся сверху пород уплотняются. Например, в песчанике гипс как бы склеивает песчинки. Известно, что минералы остаются неизменными только пока пребывают в той среде, в которой они образовались. При медленном пригибании земной коры, под действием высоких температур и давления из осадочных и магматических пород могут образоваться метаморфические, поэтому их называют дважды родившимися.

Например:

а) обыкновенный бурый уголь может превратиться в антрацит, а тот, в свою очередь, в графит (который находится в простых карандашах у каждого из вас); б) известняк превращается в мрамор.

Найдите в каждом понятии родовое слово и существенные признаки. Что общего, а в чём вы видите различие?

Теперь мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах, и охарактеризуйте их по плану:

  1. Название.

  2. Цвет.

  3. Структура: а) зернистая (видны зёрна минералов); б) плотные зёрна минералов не различимы; в) землистая (порода оставляет след на руках).

  4. Твёрдость: а) твёрдая, б) средней твёрдости; в) мягкая; г) хрупкая.

  5. Вес: а) тяжёлая; б) средней тяжести; в) лёгкая.

  6. Происхождение: а) магматическая; б) осадочная; в) метаморфическая.

(Данные таблицы учитель дополняет сведениями о практическом применении горных пород).

Гранит - прекрасный строительный материал; из неполированного гранита делают великолепные скульптуры.

Известняк - строительный материал; с его помощью повышают плодородие почв.

Торф - горючее полезное ископаемое; удобрение, повышающее плодородие почв, химическое сырьё (синтетические ткани, пластмасса).

Далее с помощью сигнальных карточек учитель контролирует, как класс справился с заданием. (Уч-ся, не допустившие ни одной ошибки, поднимают красную карточку; 2 ошибки - зелёную; 3 -4 ошибки - синюю.)

Слушание информации.

Запись числа и темы в тетрадь.











Записывают в тетрадь.





Запись в тетрадь.













Выполняют схему.

Лава (ответ уч-ся)

Базальт (ответ уч-ся)





Осадочные (ответ уч-ся)







Выполняют схему в тетради.



Галька, щебень, гравий (ответ уч-ся)



















Из растительных и животных останков (ответ уч-ся).

Каменный и бурый уголь, нефть, мел, ракушечник (ответ уч-ся).









Запись в тетрадь.







(Общее - это горные породы, а различие в их происхождении.)











Уч-ся вначале индивидуально выполняют данное задание в тетрадях, а потом обмениваются со своими товарищами.

10 минут



































































































10 минут






















III этап. «Человечек из горной породы».

Творческое задание.





Во время выполнения учащимися задания звучит музыка симфонического оркестра. В процессе взаимодействия с горной породой у ребят теряется противопоставленность их внутреннего мира миру природы. Появляется чувство гармонии, поэтому учащиеся выполняют это задание с большим удовольствием. Оно поглощает всю их личность. Именно поэтому в этих простых рисунках отображается столкновение фантазии с незыблемыми законами природы. Это уже не просто изображение горной породы, а воссоздание её образа, который переносят на бумагу. Задание доступно всем уч-ся.

Последнее, что нам предстоит сегодня сделать, - это выполнить творческое задание, учитывая характеристику горных пород, которую вы уже составили.

Представьте, что горная порода (гранит, известняк, торф) вдруг превратились в человечка, которого нужно нарисовать, отразив все ощущения, полученные вами при её изучении.









Учащиеся рисуют человечка.













Результаты выполнения школьниками задания «Человечек из горной породы» (рисунки) вывешиваются на доске.

2 минуты









8 минут

IV. этап

Итог урока






















Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. В следующий раз вы познакомитесь с движениями, происходящими в земной коре.

Закончить урок я хочу словами А.Твардовского:

В природе шагу не ступить,

Чтоб тотчас, так ли сяк,

Ей чем-нибудь не заплатить

За этот самый шаг…

Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что всё в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т. п. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не её хозяином.

Ребята, что вы узнали на уроке?

Какой этап урока вам больше всего понравился?

Подсчёт жетонов. Выявление победителя.

Выставление оценок.





















Отвечают уч-ся.

3 минуты



















2 минуты



5 минут



V. Д.З.

На доске п.17

Запишем домашнее задание.

Спасибо! До свидания.

Записывают домашнее задание

3 минуты




© 2010-2022