- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по ОДб. 06 География Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Рабочая программа по ОДб. 06 География Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горшкова М.В. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Апшеронский лесхоз-техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.06География
Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Апшеронск, 2015
Одобрена:
Цикловой методической комиссией
Социально-экономических дисциплин
протокол № ____ от _______________г.
Председатель:
_________________ Майфат З.В.
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
_____________ Радченко Н.В.
«____» ____________ 201_ г.
Рабочая программа учебной дисциплиныОДб.06География разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах образовательной программы 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования
Организация-разработчик: ГБПОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» КК
Разработчик:
Горшкова М.В., преподаватель ГБОУ КК«Апшеронский лесхоз-техникум»
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.06География
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины - является частью среднего (полного) общего образования в пределах основной образовательной программы СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплинаОДб.06Географиявходит в цикл базовых дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
сопоставлятьгеографические карты различной тематики;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося51час,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;
самостоятельной работы обучающегося12 часов.
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39
в том числе:
лабораторные работы
0
практические занятия
16
контрольные работы
2
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОДб.06 География
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований.
1
Тема 1.
Источники географической информации.
Содержание учебного материала
4
1
Способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.
2
2
Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.
1
Практическое занятие № 1.
2
1
Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный.
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
Составить сообщение на тему: «Особый источник информации о действительности».
2
Подготовить доклад на тему: «Использование космических снимков, моделирование в географии».
3
Используя интернет ресурсы подготовить и законспектировать тему: « Геоинформатика-новое направление географии».
4
Письменно ответить на вопрос: В чём заключается революционный путь развития техники и технологии?
Тема 2.Политическая карта мира.
Содержание учебного материала
4
1
Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.
2
2
Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.
1
Практическое занятие № 2.
2
1
Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов.
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
Отметить на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике. ( Не менее 30 стран).
2
Составить кроссворд « Страны мира» (по желанию).
3
Подготовить сообщение на тему: «Горячие точки» планеты». «Горячие точки» планеты».
4
Подготовить к практической работе № 2.
Тема 3.
География населения мира.
Содержание учебного материала
4
1
Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Демографическая политика в разных регионах и странах мира.
2
2
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.
1
Практическое занятие № 3.
2
1
Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
Подготовка к уроку-зачету по теме « Население».
2
Подготовить сообщение по теме: « В чём причина неравномерности размещения населения по территории планеты».
3
Подготовить сообщение по темам: « Какие цели преследует демографическая политика», « Мировая религия», « Мировые миграции».
4
Составить словарик из терминов по пройденным темам.
Тема 4.
География мировых природных ресурсов.
Содержание учебного материала
5
1
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
2
2
Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды.Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
1
Практическое занятие № 4.
2
1
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Самостоятельная работа обучающихся
2
1
Составить словарик ключевых понятий темы.
2
Подготовиться к практической работе № 4.
3
Подготовить сообщение на одну из пройденных тем.
4
Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.
Тема 5.
География мирового хозяйства.
Содержание учебного материала
12
1
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.
2
2
География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения.
1
3
Международное географическое разделение труда.
1
4
Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации.
1
5
Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
1
6
Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество.
1
7
Создание свободных экономических зон.
1
8
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
1
9
Международная торговля - основные направления и структура.
1
10
Главные центры мировой торговли.
1
Практическое занятие № 5.
2
1
Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
Самостоятельная работа обучающихся
2
1
Подготовить сообщение по любой из пройденных тем.
2
Выполнить в рабочих тетрадях диаграммы: « Доля крупных регионов мира (СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка) в мировом производстве пшеницы, риса, кукурузы. Надписать на диаграммах регионы, соответствующие цифровым показателям.
3
Пользуясь текстом учебника (тема № 5.6., глава 5), заполнить таблицу: « Транспорт в развивающихся и развитых странах».
4
Отметить на контурных картах крупнейшие по грузообороту и пропускной способности порты и проливы мира.
Тема 6.
Регионы и страны мира.
Содержание учебного материала
12
1
Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.
2
2
Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные).
1
3
Высокоразвитые страны Западной Европы.
1
4
Страны переселенческого типа.
1
5
Ключевые страны. Страны внешне-ориентированного развития.
1
6
Новые индустриальные страны и др. группы.
1
7
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы.
1
8
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Азии, Африки.
1
9
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Северной и Латинской Америки.
1
10
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.
1
Практические занятия
2
1
П.з №6. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий
3
П.з.№ 7. Определение их географической специфики
Самостоятельная работа обучающихся
2
1
Подготовиться к практической работе № 6, 7.
2
Подготовить сообщение по любой из пройденных тем.
3
Оформить контурные карты (по данным заданиям) на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки.
Тема 7.
Россия в современном мире.
Содержание учебного материала
6
1
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.
2
2
Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.
1
Практическое занятие № 8.
2
1
Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами.
Самостоятельная работа обучающихся
1
1
Подготовиться к практической работе № 8.
2
Подготовить сообщение на тему: « Золотое кольцо России».
3
Подготовиться к конференции на тему: «Россия на политической карте мира».
Тема 8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Содержание учебного материала
3
1
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.
2
2
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
1
Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
1
Практическое занятие № 9.
4
1
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Контрольная работа по теме: «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества». (Включая все пройденные темы).
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1
Подготовиться к конференции «Глобальные проблемы человечества».
2
Подготовить сообщение на тему: « Почему проблемы со временем всё более усугубляются, а не решаются».
3
Подготовиться самостоятельно к дискуссии на тему: « Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты».
4
Подготовиться к практической работе № 9.
Всего:
51
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по географии;
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов:
1. ГеографияRGO. ru rgo.ru/
2.Всемирная географияhttp:/ wgeo. ru/
3.Мир путешествий и приключений. Всемирное наследие. http:/ outdoors.ru/unesco/index.php
4.Географическая энциклопедия geoman.ru/
5.География.ру. Страноведческая журналистика geografia. ru/
6. Всё о географииgeosite. com.ru/
7. Вокруг света.vokrugsveta.ru/
8. КлубGeo/ geo. ru/
дополнительной литературы
Основные источники:
-
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., 2008.
-
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2008.
-
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». - М., 2009.
-
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. - М., 2009
-
Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. - М., 2008.
-
Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2008
-
Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. - М., 2008.
-
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. - М., 2008.
Дополнительные источники:
-
Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. - М., 2009.
-
Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 кл. - М., 1997.
-
Большая школьная энциклопедия. Том 1. - М., 2008.
-
Интернетресурсы.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Тип задания;
№ задания
Форма аттестации
(в соответствии с учебным планом)
Знать:
Основных географических понятий и терминов; традиционных и новых методов географических исследований
Уметь:
определять и сравниватьпо разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
- формулировать основные географические понятия и термины в соответствии с терминами, представленными в учебнике, атласе, справочной литературе;
-описывать традиционные и новые методы географических исследований в соответствии с их назначением;
-давать характеристику геологического оборудования в соответствии с руководством к нему
- определять географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений в соответствии с разными источниками информации;
- сравниватьгеографические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений в зависимости от регионов мира;
- заполнять контурные карты в соответствии тематическим с заданием
практическая работа № 1потеме1.Источники географической информации
текущий контроль
Знать:
особенностей размещения основных видов природных ресурсов, их главныхместорождений и территориальных сочетаний; численности и динамики населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различий в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Уметь:
оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
- описывать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания в соответствии с материалами атласов и данных таблиц учебника;
- сравнивать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику в соответствии с данными приведенных таблиц;
- различать уровень и качество жизни населения в соответствии с основными направлениями миграций;
- анализировать проблемы современной урбанизации в зависимости от основных форм расселения;
- оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию в соответствии с материалом атласа,
- объяснять уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства в соответствии с последними показателями,
- сопоставление степени природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий в зависимости от их особенностей;
практическая работа №2 по теме2.Политическая карта мира.
практическая работа №3 по теме3. География населения мира
Итоговый контроль на дифференцированном зачете
Знать:
географических аспектов отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Уметь:
применения разнообразных источников географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- формулировать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей в зависимости от регионов;
- сравнивать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда в соответствии с данными приведенных таблиц;
- анализировать географические аспекты глобальных проблем человечества в соответствии с последними результатами исследований;
- применятьразнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями,
-изучать изменения природных, социально-экономических и геологических объектов, процессов и явлений под влиянием разнообразных факторов;
- заполнять контурные карты в соответствии с тематическим заданием
практическая работа №4по теме 4.
География мировых природных ресурсов
Практическая работа №5 по теме 5.География мирового хозяйства
текущий контроль
Знать:
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда
Уметь:
Составления комплексной географической характеристики регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- описывать особенности современного геополитического и геоэкономического положения России в соответствии с атласом,
- оценивать роль России в международном географическом разделении труда в соответствии с последними данными справочной литературы;
- определять характер участия России в мировом хозяйстве в зависимости от ее позиции на мировом рынке
-составлятькомплексную географическую характеристику регионов и стран мира в соответствии с инструкцией к пр № 6;
- строить таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- заполнять контурные карты в соответствии с тематическим заданием
практическая работа №6-7по теме 6.Регионы и страны мира.
Практическая работа №8 по теме 7.Россия в современном мире
Итоговый контроль на дифференцированном зачете
Уметь:
Сопоставления географических карт различной тематики
- сопоставлятьгеографические карты различной тематики в соответствии с инструкцией к практической работе №9
- заполнять контурные карты в соответствии тематическим с заданием
- использовать условные знаки при работе с контурными картами в соответствии с едиными условными обозначениями
практическая работа №9по теме8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
текущий контроль
1