- Преподавателю
- География
- Исследовательская работа на тему: Влияние историко-географических условий территории на формирование национального характера народов ханты и манси
Исследовательская работа на тему: Влияние историко-географических условий территории на формирование национального характера народов ханты и манси
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богданова Е.А. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
XX
Влияние историко-географических условий территории на формирование национального характера народов ханты и манси.
Клонцак Денис Анатольевич.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 25»
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопрос, подлежащий исследованию - выяснить влияние историко-географических условий территории на формирование национального характера народов ханты и манси.
-
Гипотеза: историко-географические условия территории формируют национальный характер коренного населения.
-
Описание методов исследования:
-
Сравнение: общая характеристика понятия «национальный характер» и черты национального характера народов ханты и манси.
-
Анализ: (понятия «национальный характер», «поведенческая модель», «национальная культура»; историко-географические условия ХМАО-Югры, влияние окружающей среды на формирование культуры этноса).
-
Опрос: общение с представителями разных возрастных категорий на предмет информированности о понятии «национальный характер»; основных чертах национального характера коренного населения округа.
-
-
Изучение литературы; работа с источниками: обработка и обобщение материалов различных источников информации по данной теме.
-
Организация исследования:
Стадии работы
Шаги
Деятельность автора
Результат
Подготовка
Определение темы и целей работы. Анализ проблемы.
Обсуждение названия темы и целей с учителем. Получение дополнительной информации.
Влияние историко-географических условий территории на формирование национального характера народов ханты и манси.
Планирование
Определены источники информации; способы ее сбора и анализа. Постановка задач.
Посещение библиотек города. Использование возможностей сети Интернет.
Появление гипотезы: историко-географические условия территории формируют национальный характер коренного населения.
Определились задачи исследования:
1. Познакомиться с теоретическими данными по теме исследования, используя различные источники информации.
2.Провести анкетирование школьников на предмет информированности о понятии «национальный характер»; особенности культуры народов ханты и манси; основные черты характера коренного населения округа.
3.Выяснить зависимость национального характера коренных народов от историко-географических условий территории ХМАО-Югры.
Сбор информации, изучение и исследование.
Выполнение задач № 1 и 2.
Сбор информации. Изучение специальной литературы.
Встреча и беседа с представителями разных возрастных категорий.
Составление списка литературы.
Изучив необходимую литературу, пришли к следующему: всесторонний географический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности характера любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.
Аналитический этап.
Выполнение задачи № 3.
Анализ специальной литературы. Уточнение информации. Проводит синтез и анализ собранной информации.
Сравнив полученные в результаты, пришли к выводу, что черты национального характера коренного населения округа формируются каждым компонентом природы и проявляются во всех сферах их деятельности: в быту, фольклоре, взаимоотношениях.
Обобщение.
Работа над гипотезой.
Анализ выполнения исследовательской работы.
Обобщая изученный материал и результаты проведенного исследования, гипотеза нашла свое подтверждение: на формирование национального характера влияют многие причины, к числу которых относится культура, различные политические реалии, климатические условия, рельеф местности, флора и фауна, религия.
Представление или отчет.
Создание и представление презентации.
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки. Анализ выполнения исследовательской работы.
В процессе создания презентации совершенствовалась работа с офисными программами.
Оценка результатов.
Представление исследовательской работы.
Участие в школьном конкурсе.
1 место.
Защита.
Обоснование практической значимости работы.
Презентация исследовательской работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложены элементы фольклора коренных народов округа, которые можно использовать на классных часах, часах общения для формирования у школьников представления о культурно-историческом развитии своей малой Родины.
Библиография:
-
Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. - М., 1995. - Т. 1.
-
Гондатти Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири. - ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, 1888. - С. 78.
-
Козьмин В.А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири. - СПб., 2003.
-
12. Косарев М. Ф. Некоторые аспекты развития древнего мировоззрения (по сибирским материалам) / Религиозные представления в первобытном обществе: Тез. докл. - М., 1987.
-
Кряжков В. А. Статус малочисленных народов России. - М., - 1994. - Кн. 2.- 488 с.
-
Кулемзин В.М. Знакомьтесь: ханты. - Новосибирск, 1992.
-
Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Ханты: чужие на своей земле? Народы Сибири: права и возможности. - Новосибирск, 1997. - С. 104-121.
-
Харамзин Т.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. / по материалам социологических исследований Т.Г. Харамзина Н.Г. Хайруллина. - М., 2002.
-
Харамзин Т. Г. Традиционное природопользование как основа развития материальной и духовной культуры обских угров. - Ханты-Мансийск, 2004. - С. 239; Новикова, Н.И. Право нефти и права аборигенов / Этнографическое обозрение. - 2008. - № 3.
-
Аскоченский Д. М. Проблема национального характера и политика (по зарубежным исследованиям). Социально-психологические проблемы идеологии и политики - С. 10., Москва, 1991.
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Историко-географические особенности ХМАО-Югры
1.2. Что такое национальный характер
1.3. Влияние географических факторов на национальный характер народов ханты и манси
2. Практическая часть
2.1. Сохранение национальных традиций в культуре коренных народов округа
2.2. Результаты анкетирования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Осмысление исторического опыта уходящего столетия, анализ причин этнических конфликтов возродили интерес к проблеме национального характера и национального менталитета. «Отец истории» Геродот писал, что если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные обычаи.
Что такое национальный характер? Каковы причины его формирования? Поможет ли изучение особенностей национального характера коренного населения Югры в формировании мировоззрения школьников? Все эти вопросы побудили меня подробно заняться изучением данной проблемы. Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости всестороннего описания и изучения культурных традиций народов ханты и манси, формирующих этнический характер.
Цель исследования:
исследовать зависимость поведенческой модели коренного населения от историко-географических условий округа.
Гипотеза исследования:
историко-географические условия территории формируют национальный характер коренного населения.
Задачи исследования:
-
Познакомиться с теоретическими данными по теме исследования, используя различные источники информации.
-
Провести анкетирование школьников на предмет информированности о понятии «национальный характер»; особенности культуры народов ханты и манси; основные черты характера коренного населения округа.
-
Выяснить зависимость национального характера коренных народов от историко-географических условий территории ХМАО-Югры.
Методы исследования:
-
опрос;
-
анализ;
-
сравнение;
-
изучение литературы; работа с источниками.
Объект исследования - этнические особенности округа.
Предмет исследования - национальный характер коренных народов Югры.
1. Теоретическая часть
1.1. Историко-географические особенности ХМАО-Югры.
Югория...Тайги органный шум
И рек твоих неспешное теченье
Рождают в сердце свет высоких дум
О жизни, о земном предназначенье.
Михаил Антохин
В самом сердце России уютно расположился Ханты-Мансийский автономный округ.
Округ занимает глубинное материковое положение и не имеет прямого выхода в океан.
Регион имеет особый тип растительности - лесоболотный. Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную. На возвышенных участках - тундровый тип растительности, на Урале - лесотундровый. Основные породы - ель, кедр, пихта, сосна, лиственница, берёза, ольха. На высоких поймах рек растительность паркового типа представлена ивняками, ивово-берёзовыми и ивово-берёзово-осиновыми лесами. В лесах и на болотах произрастает клюква, брусника, черника, морошка и др. кустарнички.
Животный мир характеризуется наличием ценных промысловых видов - соболь, горностай, норка, лисица, песец и др. В Красную книгу занесены росомаха и западно-сибирский речной бобр. К охотничьим видам относятся гуси, глухари, тетерева, рябчики, куропатки и др.
Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки - Обь и Иртыш, крупнейшие в России.
ЮГОРСКАЯ ЗЕМЛЯ - историческое название использовалось в русских источниках в 12 - 17 вв. Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана от Югорского Шара (пролив) до устья р. Таз, населенных хантыйскими и отчасти мансийскими племенами.
Когда ханты говорят «если моей сказке продолжаться» - это означает «если я буду жив». Сказка этого красивого сурового края уходит своими корнями в далекое прошлое. Югру испокон веков населяли два родственных народа (близких по культуре и языку) - ханты и манси. Ханты и манси - основное коренное население ХМАО-Югры. Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство. Женщины занимались рукоделием - тканеплетением, вышивкой (Приложение 1).
1.2. Что такое национальный характер.
Наблюдение, что народы различны, - общее место. Но без ответа остается вопрос: действительно ли эти различия являются национальными различиями, то есть, характеристиками национальной популяции как целого? Являются ли эти характеристики специфическими для нации, то есть, разнятся ли они от одной нации к другой?
Под национальным характером понимают поведенческую модель, типичную модель для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы надличностных коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека.
Я думаю, что, существуя, национальный характер не наследуется от предков, но приобретается в процессе воспитания. Он гораздо сильнее проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены отдельного народа, а целые их группы. Хотя далеко не каждый человек, принадлежавший к данному народу, может считаться обладателем типичного национального характера.
1.3. Влияние географических факторов на национальный характер
народов ханты и манси.
Характерные черты этноса - составная часть национальной культуры. И географические условия этой территории оказывают влияние на самосознание нации.
Проживая на территории, где зима длится около полугода, ханты и манси выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и на их темперамент. Представители малочисленных народов севера более меланхоличны, медлительны, чем представители этносов других территорий. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом. Суровые зимы оказали сильное влияние на традиции гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в условиях севера, означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство всегда воспринималось не иначе как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили народы ханты и манси быть терпеливым и послушным. Но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Этим объясняется практическая направленность их ума и ловкость. Ханту надо дорожить с ясным рабочим днем. Это заставляет его спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время.
Вот так многогранно влияет климат на характер. Не меньшее влияние имеет ландшафт. Топкие болота на каждом шагу представляют тысячи мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало малочисленные народы Югры зорко следить за природой, смотреть в оба, по их выражению, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, развивало в них изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. В борьбе с нежданными лишениями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью они стали больше осмотрительнее, чем предупредительнее, выучились больше замечать следствие, чем ставить цели.
Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность - это те качества, которые были воспитаны сибирскими ландшафтами.
Интересно анализировать не только положительные черты народа, но и отрицательные. Власть обширных пространств порождает и целый ряд недостатков. Николай Александрович Бердяев сказал: «Русская душа ушиблена ширью». Широка душа русского, как русская земля, реки, поля - все может вобрать в себя душа русского человека, все человеческие чувства, свойства и качества в ней поместятся. Перекладывая слова великого философа на своеобразие характера коренных народов округа, мы получаем, как мне кажется, вполне объяснимую картину: возможно, именно с этим связаны их недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности.
Г.С. Дунин-Горкавич - исследователь начала ХХ века - так описывает ханты: «Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво.
Убийства среди остяков, в силу миролюбивости их характера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыкли уважать чужую собственность; поэтому воровство и обман среди них чрезвычайно редки».
Выводы теоретической части:
-
Национальный характер существует.
-
На формирование национального характера влияют многие причины, к числу которых относится культура, различные политические реалии, климатические условия, рельеф местности, флора и фауна, религия.
-
Всесторонний географический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности характера любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.
2. Практическая часть
2.1 Сохранение национальных традиций в культуре коренных народов округа.
Материалом исследования послужили различного рода источники географической информации: художественная литература, сборники произведений М.Анисимковой, Ю. Вэллы, научные статьи. Изучая источники, мы пришли к выводу о том, что вся жизнь северных народов неразделима от окружающей природы. Национальный характер коренных народов округа формируется именно окружающей природой и прослеживается в каждом направлении жизни.
Обычаи.
В культуре обских угров лук и стрелы имеют особую значимость. Они как предметы охоты много могут рассказать о своём хозяине: о бережном отношении к луку, о его могуществе как повелителе стрел, о физических данных самого хозяина, с большим напряжением натягивающего тетиву.
Один из обычаев запрещает пользоваться чужим луком. Вообще женщине запрещается перешагивать через орудия охотника - настолько очеловеченными являются эти предметы.
Такие же отношения у хантов и манси складываются и к рыболовецким снастям.
Большим нарушением обычая являлась и кража. Взять чужую вещь - это значило совершить поступок, недостойный человека: те, кто обвинялись в краже, могли очиститься, только если этот поступок был снят клятвой медведю и при помощи заклинаний: «Если моя клятва ложна, да сожрет меня медведь».
Легенды, сказания.
Охота занимает одно из главенствующих промысловых занятий хантов и манси, а соответственно отражается и в их культурной жизни. Дикие звери и охотничья утварь фигурируют в былинах, сказках и загадках, нравоучительных историях (Приложение 2).
И ханты и манси с большим вниманием и заботой относятся к животному миру - к своим четвероногим соседям. Чтобы не попасть им в лапы, он должен не только осмотрительно, но и бесшумно передвигаться по звериным тропам, хорошо знать повадки каждого зверя - медведя, волка и других сильных хищников. С осторожностью, с какой абориген вынужден передвигаться по урману, он относится и к каждому встреченному в тайге человеку, с которым время от времени его сводят обстоятельства.
Заслуживает особого внимания и тот факт, что до сих пор коренные жители Севера, ведущие традиционный образ жизни, при встрече с незнакомыми людьми внимательно наблюдают за поведением собак как в давние времена. Если собака не испытывает напряженности и не проявляет недоверия к незнакомому человеку, то и хозяин становится к нему доверчив.
Праздники.
Свое глубокое уважение и поклонение природе народы ханты и манси раскрывают в традиционных праздниках: «Вороний день», «Медвежий праздник» (Приложение 3).
Итог практической части: черты национального характера коренного населения округа формируются каждым компонентом природы и проявляются во всех сферах их деятельности.
2.2 Результаты анкетирования.
Анкетирование обучающихся 8 А класса и членов их семей было проведено в феврале 2015 года с целью выявления уровня информированности школьников о понятии «национальный характер»; основных чертах национального характера коренного населения округа.
Вопросы анкеты:
-
Что означает понятие «национальный характер»?
-
Какие черты национального характера присущи коренным народам округа?
-
Известны ли Вам причины формирования национального характера малочисленных народов округа?
-
Для чего необходимо владеть информацией об особенностях формирования национального характера народов ханты и манси?
Анализ результатов (Приложение 4) выявил, что причины формирования национального характера малочисленных народов округа многим мало знакомы.
Результаты анкетирования показали:
-
64 % опрошенных владеют неточной информацией о понятии «национальный характер»;
-
69 % опрошенных владеют минимумом информации о национальном характере народов ханты и манси;
-
60 % опрошенных хотели бы владеть доступной информацией об особенностях формирования национального характера народов ханты и манси;
-
56 % опрошенных считают, что владение информацией об особенностях формирования национального характера коренного населения округа позволяет современному человеку больше узнать о культурно-историческом развитии своей малой Родины.
Таким образом, анкетирование подтвердило необходимость и значимость знаний о причинах формирования национального характера коренных народов нашего края.
Заключение
Обобщим все сказанное, подведем итоги.
Изучение национального характера позволяет проводить аналогии и сравнения одних народов с другими не в плане предпочтения одного другому, а в плане уточнения уникальности и неповторимости каждого народа.
Изучив различные источники географической информации, мы рассмотрели целый ряд примеров прямой зависимости культурных аспектов коренного населения ХМАО-Югры от историко-географических условий территории. Вся жизнь северных народов неразделима от окружающей природы - растительный, животный мир, воздух, вода, земля.
Выводы:
-
Обстоятельства жизни в выработали у коренных народов Югры практический разум и мышление.
-
Информированность школьников об особенностях формирования национального характера не всегда соответствует научному объяснению данного процесса.
-
Изучение образа жизни того или иного этноса обязывает учитывать его внутренний мир, национальный характер, влияние на поведение людей окружающих условий, географической среды, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств.
Список литературы
-
Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. - М., 1995. - Т. 1.
-
Гондатти, Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири. - ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, 1888. - С. 78.
-
Козьмин В.А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири. - СПб., 2003.
-
12. Косарев М. Ф. Некоторые аспекты развития древнего мировоззрения (по сибирским материалам) / Религиозные представления в первобытном обществе: Тез. докл. - М., 1987.
-
Кряжков В. А. Статус малочисленных народов России. - М., - 1994. - Кн. 2.- 488 с.
-
Кулемзин В.М. Знакомьтесь: ханты. - Новосибирск, 1992.
-
Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Ханты: чужие на своей земле? Народы Сибири: права и возможности. - Новосибирск, 1997. - С. 104-121.
-
Харамзин Т.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. / по материалам социологических исследований Т.Г. Харамзина Н.Г. Хайруллина. - М., 2002.
-
Харамзин Т. Г. Традиционное природопользование как основа развития материальной и духовной культуры обских угров. - Ханты-Мансийск, 2004. - С. 239; Новикова, Н.И. Право нефти и права аборигенов / Этнографическое обозрение. - 2008. - № 3.
-
Аскоченский Д. М. Проблема национального характера и политика (по зарубежным исследованиям). Социально-психологические проблемы идеологии и политики - С. 10., Москва, 1991.
Приложение № 1
Представители коренного населения ХМАО-Югры
Приложение № 2
Легенды ЮГОРСКОЙ ЗЕМЛИ
Реки и озера
Озёра и реки
Озёра без края -
Ковши голубые,
Вода голубая.
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы. А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.
Тайга
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод - мало, чум ему самый большой хотелось. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено». Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
Легенда о нартах
Два Ханта решили построить нарты. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил.
Первый поехал - только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут - и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.
Легенда о том, как появились у Оби притоки
(Ненецкая легенда)
Старик Обь выдал замуж свою дочь Аган за сына Торум-Ики, которого было имя Торум-Лгун. Но так как у них характеры были, как у бурлящей реки, вместе прожили они недолго. Разошлись. Торум-Ягун на северо-запад, а Аган - на восток. Но тяга друг к другу осталась. И поэтому, когда хозяйка Агана вспомнит что-нибудь хорошее из совместно жизни,
поворачивается в сторону своего мужа и начинает грызть северный песчаный берег ягельного бора. Как вспомнит ссору - сердится, повернется спиной к нему и начинает грызть глинистый берег Черног Урмана. Когда соскучится очень - посылает весточку в сторону мужа ...
Река Хаплимуты, как говорят ненцы, это одна из весточек, которые посылает хозяйка Агана своему мужу.
Легенда о том, как человек превратился в гагару
(Хантыйская сказка)
У одного оленевода паслось большое стадо оленей. И очень гордился и хвастался он своим богатством. Бегал за своим стадом и кричал: «Ох, какой я богатый! Мои олени, мои олени!.. Ох, какой я богатый!..»
Однажды погнал он своих оленей на полуостров, который соединялся с сушей тонким перешейком. Погода стала резко портиться, поднялся холодный ветер, началась гроза. Олени испугались, заметались по маленькому полуострову. Оленевод пытался успокоить животных, но выбился из сил и упал. Олени пробежали по нему, втоптав его в ямку между болотными кочками. Весь он стал плоским: спина вдавилась в грудную клетку, ноги сплющились, а копчик вывернуло в сторону. По земле он теперь ходить не может, а кое-как ползает на брюхе. Только в воде стало удобно нырять и плавать.
С той поры он в озеро ушел и обернулся гагарой. Вот вам и богатство огромное стадо оленей.
Легенда о рябчике
(Хантыйская легенда)
Рябчик раньше был большой птицей.
Однажды он внезапно вспорхнул и напугал Торума-бога.
Торум рассердился и порвал его на семь частей. На семь частей света раскидал по кусочку. Из одного кусочка стал теперешний рябчик. И с тех пор белое рябчиковое мясо есть у всех зверей и птиц. У глухаря есть белое мясо, у лося вдоль хребта тоже идет белое мясо рябчика.
Почему у глухаря глаза красные
(Хантыйская легенда)
Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались они все вместе и решили завтра лететь.
Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, где должны быть птицы, но место было пустое, птицы все уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза у него покраснели.
Весной птицы прилетели. Глухарь рассказал им, как провел зиму.
Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая птица не поняла глухаря и стала на зиму улетать в теплые края.
Приложение № 3
Праздники ЮГОРСКОЙ ЗЕМЛИ
Вороний день
Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна.
Ворона - первый признак.
У птицы просят мудрости, добра,
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети - множество забав
Приносит им весенний первый праздник!
А. Тарасова «Ворона»
Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь - забота о детях.
Медвежий праздник
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.
Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках.
В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
Приложение № 4
Диаграммы:
-
Что означает понятие «национальный характер»?
-
Какие черты национального характера присущи коренным народам округа?
-
Известны ли Вам причины формирования национального характера малочисленных народов округа?
-
Для чего необходимо владеть информацией об особенностях формирования национального характера народов ханты и манси?