• Преподавателю
  • География
  • Система работы учителя географии по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных школьников

Система работы учителя географии по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных школьников

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Система работы учителя географии по выявлению, поддержке

и сопровождению одаренных школьников»

Г.Р.Хафзетдинова, учитель географии МОБУ СОШ

с.Мустафино Бакалинского района РБ

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно

любить то, что преподаешь, и любить тех, кому

преподаешь.

Василий Ключевский


Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями. Согласно программе «Одарённые дети», входящую в федеральную целевую программу «Дети России», предполагается выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях образования, обеспечивать им условия для максимального раскрытия их потенциала. Одарённые дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений.

Талантливые дети всегда хотят чего-то нового, более сложного иначе они потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличаться от системы обучения других детей. Они работают с научной, статистической и энциклопедической литературой, развивающими кроссвордами, решают интересные задачи, выполняют эксперименты, посещают спецкурсы. Учителя-наставники, которые работают с одарёнными детьми, активно используют индивидуальный подход, учитывающий в первую очередь способности учащихся. Такая работа должна быть систематичной, особенно на первых порах, когда необходимо заложить основы, фундамент знаний

Необходимо развить в одарённом ребёнке психологию лидера. Важно, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли. С этой целью на уроках географии я провожу ролевые игры, брейн-ринги, праздники творчества, викторины, интеллектуальные ярмарки, группы возглавляют сильные ученики. Они же помогают мне проводить опыты, организовывать открытые уроки и классные мероприятия.



Что значит «одаренный» ребенок? Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одарённость - качество индивидуальное! Одни дети успешны в предметах, другие - в спорте, третьи - в искусстве. Главная задача учителя - разглядеть эту индивидуальность, помочь ребёнку развить эти свои качества.
В своей педагогической практике мне посчастливилось встретиться с действительно одарёнными детьми. Они с удовольствием выступали в роли консультантов и арбитров, при этом нисколько не чувствовали себя лидерами. Технология разноуровнего обучения - это выход для работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебе. Одним из инструментов выявления одарённых детей является олимпиадное движение. В текущем учебном году в обязательном порядке во всех образовательных учреждениях области проводились школьные олимпиады по географии для учащихся 6-11 классов.

Среди моих учеников - призеры районных и республиканских олимпиад, победители и призеры районных, краевых, федеральных научно-практических конференций, конкурсов. Одарённые дети - это подарок для учителя, это желание передать свой опыт, дать основу для прочных и глубоких знаний. Их, безусловно, нужно поддерживать.
Сегодня одной из приоритетных задач образования является создание условий, обеспечивающих личностное развитие ребенка, реализацию его потенциальных возможностей. А необходимым условием для решения этой задачи, по моему мнению, является построение индивидуального маршрута воспитанника. Цель этого маршрута - ежедневно подниматься на ступеньку выше, целенаправленно идти к достижению цели.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка талантливой молодежи» у меня сложилась система работы с одаренными детьми. Что представляет собой эта работа? Дополнительные занятия во внеурочное время с детьми, интересующимися предметами география и геология: углубленное изучение предметов, подготовка к олимпиада, краеведческая работа и создание научно - исследовательских проектов, подготовка к ЕГЭ, ГИА. Я это делаю так. Кратко представлю несколько направлений моих видов деятельности в школе во внеурочное время.

В начале учебного года составляю график работы своего кабинета, он помогает систематизировать работу во внеурочное время. (Он есть на моем сайте, на двери кабинета)

График работы кабинета географии на 2014-2015 учебный год

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1 --

1 географ 11

1 --

1

1 --

1 рус.6

2 географ. 8

2 --

2 географ 9

2 географ 6

2 --

2 рус.5

3 ---

3 географ 7

3 --

3

3 --

3 ---

4 ---

4 --

4 ---

4 ---

4 географ 6

4 рус.7

5 географ 9

5 географ 10

5 географ 6

5 ---

5

5 рус.10(эл.к.)

6 --

6 ---

6

6 ---

6 географ 8

6 рус.11(эл.к)

Подготовка к ГИА по географии (9 класс)

Индивидуальная работа с учащимися (подготовка к олимпиадам)

Работа с одаренными детьми (кружок «Краевед- исследователь»))

Индивидуальная

работа с с учащимися

проведение научно- исследовательской работы)

Подготовка к ЕГЭ по рус. яз. (10 класс)

Зав. кабинетом: Хафзетдинова Г.Р.

Свою работу с «вундеркиндами» я хотела бы представить словами Алексея Плещеева: «Смелей! Дадим друг другу руки

И вместе двинемся вперед-

И пусть под знаменем науки

Союз наш крепнет и растет».

У меня в кабинете много литературы, имеется хорошая материальная база. Готовясь к олимпиаде, дети имеют возможность с ними работать. Мы решаем олимпиадные задания прошлых лет. Эта система работы дает определенные результаты: вот уже несколько лет подряд дети являются победителями или призерами районных олимпиад.

Система работы по изучению регионального компонента тоже имеет определенный успех. Через проектную деятельность учащихся собран богатый краеведческий материал, который позволил составить программу и коллекцию электронных пособий к ней по изучению регионального компонента на уроках географии. Они целенаправленно применяются на уроках Мои «звездочки» создали краеведческие проекты научно- исследовательских работ по краеведению, которые помогли им подняться на ступеньку выше. Такие учащиеся, как Шаяхметов Булат, Гафарова Ляйсан, Низаева Лилия, Ахметшнина Гульнур, Юсупова Эльмира, Юсупова Гульнур Хафзетдинов Ильнар стали победителями и призерами районных очных научно-практических конференций, которые проходили рамках малой Академии наук. Они же являются призерами республиканских конкурсов «Моя малая родина», «Молодежь исследует окружающую среду», «Горжусь тобой родной Башкортостан». «Исследование как метод познания». Исследовательская работа Низаевой Лилии была опубликована в сборнике материалов НПК «Совенок-2013». Участвуя в таких мероприятиях учащиеся приобретают опыт публичных выступлений.

Для своих учащихся являюсь наставником в освоении науки геологии. Мне удалось выявить среди учащихся юных геологов. По собственному желанию дети пишут исследовательские работы по геологии, изучают камни, наблюдают за изменениями, происходящими в нашей местности, делают фотоснимки, составляют карты. В последние 10 лет мои воспитанники призеры республиканских олимпиад по геологии (в общем зачете 2 раза -3 места, по исследовательским работам- 12 раз).

Исследовательские работы одаренных детей очень разнообразны, отражающих рельеф, воды, геоэкологические проблемы нашего села, района. С ними я работаю над теорией геологии, геологическими терминами, учимся определять минералы и горные породы, составлять геологические профили Такие учащиеся, как Низаева Лилия, Хафзетдинов Ильнар уже рассуждают как настоящие геологи, знают основы общей геологии, структурной геологии, исторической геологии, палеонтологии, минералогии и кри сталлографии Стараюсь отправить работы детей на разные конкурсы, как на республиканские, так и на всероссийские. Так, например, работа Низаевой Лилии была отправлена на всероссийский конкурс. Победив на заочном отборочном туре, она стала участником очного тура геологической олимпиады , которая проходила в г.Москве.. Приятно работать с такими детьми.

В связи с переходом на новые формы проведения государственной (итоговой) аттестации провожу определенную работу по подготовке школьников к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ, ОГЭ. Как работают выпускники? В течение учебного года ведется целенаправленная подготовка учащихся к ЕГЭ, ОГЭ согласно плану экзаменационной работы, плану подготовки учащихся 9,11 класса к ЕГЭ, ОГЭ по географии. Форма проведения такой подготовки - внеурочные консультации. В 1 полугодии мы решаем вместе КИМ разных пособий. 2 полугодие - индивидуальная работа: выпускник решает задания самостоятельно, затем вместе проверяем, я объясняю теорию, на которую сделана ошибка, делаем работу над ошибками над частью С, результаты фиксируются в мониторингах. В такой работе есть лидеры - одаренные дети. Проще было бы назначить их консультантами, «прикрепить» к ним «слабых» учащихся. Я такую форму работы не применяю. В курсе 5-9 класса они у меня консультанты, в 10-11 классах - нет. Каждый ученик нарабатывает свой балл для поступления. Индивидуально работаю сама как со слабыми, так и с сильными учащимися. Способные дети решают в 2 раза быстрее, поэтому успевают решать за 2 года до 100 КИМ. При работе с одаренными детьми пользуюсь правилом "Заинтересуй проблемой - поставь задачу - осуществляй мониторинг деятельности - получи результат!" Эта система работы дает определенные результаты: в прошлом году двое учащихся 11 класса сдали ЕГЭ .Выпускница Ахметшина Гульнур поступила в Набережно-Челнинскую академию социально-педагогических технологий и ресурсов в факультет экологии и природопользования.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более

актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному поведению.

Народная мудрость гласит: «В жизни можно по- разному жить, не принося людям радости: вовремя есть, вовремя пить и вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать и, не помышляя о чуде, рукой обнаженное солнце достать и подарить его людям». Мне кажется, это о нас… это мы с вами, не замечая, не считаясь со своим личным временем, совершаем чудо! Я согласна с мнением Дмитрия Лихачева: «В руках учителя наше будущее». Мы создаем будущее нашей страны, планеты. И будет оно таким, каким его создадим!



© 2010-2022