Формирование логических умений на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Предложите учебную задачу по материалам разных школьных курсов географии, направленных на формирование логических умений учащихся. Проанализируйте доступность задачи для учащихся , имеющий разный уровень подготовки.

Как показывает собственный опыт работы в школе, уровень развитие интеллекта, логического мышления у школьников весьма невысок. Это проявляется в неумении доказательно рассуждать, строить суждения, делать умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.

Следствием этого является проблемы усвоения знаний, формирования умений и навыков, что существенно сказывается на качестве знаний учащихся.

При изучении начального курса географии шестиклассники впервые начинают знакомиться с темой «План местности и географическая карта», где учащиеся познакомятся с таким понятиям , как план местности. Наглядных представлений они не имеют, поэтому я предлагаю более плотно поработать над определением, в которых необходимо выделить индивидуальные признаки для данного понятия.

Учитель. Я вам приготовил две карты и рисунок. Одна карта географическая, другая топографическая. Сейчас вы их должны сравнить и при этом ответить некоторые вопросы. Подумайте и скажите, если вы пойдете в поход, то какую карту или рисунок вы не возьмете с собой.

Ученик. Географическая карта не подходит для путешествий, потому что на ней не изображено места куда мы пойдем в поход. На рисунке изображена просто природа. Остается только топографическая карта.

Учитель. Чтобы говорить о плане местности, мы должны знать что это, т.е дать определение данному виду карты. Для этого мы должны выделить признаки, по которым он отличается от других видов карт.

Что представляет собой топографическая карта?

Ученик. Это рисунок, чертеж, схема, изображение.

Учитель. Более правильный вариант ответа - это изображение. Что мы изображаем на топографической карте?

Ученик. Участок местности.

Учитель. На какой поверхности мы изображаем данное изображение?

Ученик. На ровной поверхности.

Учитель. Верно. Только слово ровной заменим плоской поверхности.

Учитель. Участок земной поверхности изображается в натуральную величину?

Ученик. Нет, мы не может его уместить в натуральную величину, поэтому мы его уменьшаем.

Учитель. Значит это какое изображение?

Ученик. Уменьшенное.

Учитель. С помощью чего мы можем определить какой это объект?

Ученик. С помощью условных знаков.

Учитель. Теперь соберем все признаки, основные признаки в единой и сформулируйте полученное определение

Ученик. Топографическая карта(план) - это уменьшенное изображение местности (земной поверхности) с условными знаками в уменьшенном виде.

На данном примере учащиеся определили ключевое слово - это изображение, а потом уже учитель, опираясь на знания учащихся выявил признаки, которые соответствуют данному определению. В данном виде работы участвуют учащиеся разного уровня подготовки и особого труда данный вид деятельности не вызывает.

В 7 классе возможна по теме «Климатические пояса Земли возможна следующая работа.

Задание 1.Какое из двух утверждений правильное?

  1. Воздух движется из области повышенного давления в область пониженного давления;

  2. Воздух движется из области пониженного давления в область повышенного.

Задание 2. Сравните два суждения. Какое из них верное и укажите, что влияет на образование различных поясов атмосферного давления у поверхности земли?

  1. Воздух движется из области повышенного давления в область пониженного давления;

  2. Воздух движется из области пониженного давления в область повышенного.

Причины:

- рельеф

- неравномерный нагрев океана и суши

- неравномерное распределение солнечного тепла в зависимости от географической широты

- вращение Земли.

По уровню сложности задания различны, но в каждом надо найти правильный ответ. Здесь учащиеся могут не только ответить на поставленный вопрос, но и изобразить графически области повышенного и пониженного давления

Так же при изучении данной темы для учащихся возможно определение причинно-следственных связей

  1. Зависимость давления и температуры

+Формирование логических умений на уроках географииt НД

-Формирование логических умений на уроках географииt ВД


  1. Зависимость давления и осадков.

НФормирование логических умений на уроках географииД осадки

ВФормирование логических умений на уроках географииД сухо

  1. Зависимость движения воздуха и давления

ХФормирование логических умений на уроках географииолодный воздух НД теплый воздух НД

Задание достаточно сложное, при этом дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Но такие задания предлагать учащимся следует. Здесь выстраивается логическая цепочка прямой зависимости между причиной и следствием данной причины.

© 2010-2022