Конспект урока по географии в 6 классе Строение земного шара

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13 VI вида










Аттестационный урок по географии материков и океанов

в 6б классе

на тему:



«Строение земного шара»


Учитель географии

Бакирова Э.Н.


УФА - 2013

Цель урока: сформировать представление о внутреннем строении Земли;

1. Образовательная: ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление о изучения земной коры.

2. Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения о Земле.

3. Коррекционная: развитие наглядно-образного мышления при изучении внутреннего строения земного шара.

Оборудование: экран, ноутбук, презентация, атласы, физическая карта мира, карточки с таблицей «Внутреннее строение Земли», карточки с рисунком «строение земного шара»

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

I. Вводная часть (1 мин.). Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, посмотреть как у нас проходит урок, как вы занимаетесь. Давайте поздороваемся с ними.

II. Основная часть:

  1. Сообщение новой темы. Постановка целей (3 мин.).

- Вся жизнь человека проходит на поверхности нашей планеты. По ней мы бегаем, ходим. Иногда даже копаем, правда, неглубоко. А что если копнуть на 100 км вглубь, что мы там увидим?

- сегодня мы разберемся, какое строение имеет наша Земля изнутри - «Строение земного шара» тема нашего урока.


  • Запись темы урока и даты в тетрадь.


  1. Изучение нового материала (20 мин)


  • Рассказ учителя:

- Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам зачитаю, а вы внимательно слушаете, так как затем я задам вам вопросы. Читаю рассказ. «Конфета Земля».

- Коля, Коля! - вбежал в комнату Вася, - мне такая идея в голову пришла!

- Какая, Вась?

- Земля ведь как шар, да? - уточнил Вася.

- Ну да...

- Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

- Точно! - обрадовался Коля, - Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

- Побежали!

- Баааааабушка!

- Что, Коленька?

- Бабушка, где у нас лопата лежит?

- В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? - ответила бабушка.

- Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, - радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

- Вы хотя бы знаете, как она устроена?

- А чего там знать, - ответил Вася, - земля землёй - что может быть проще!

- А нет. Не всё так просто - ответила бабушка.

- А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! - начал упрашивать бабушку Коля.

- Ну ладно, ладно - согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

- Земля похожа на конфету: в центре орешек - ядро, потом идёт сливочная начинка - это мантия, а сверху шоколадная глазурь - это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, - усмехнулась бабушка.

- Значит, всё отменяется, - расстроился Коля...

- Дааа, хорошо бы такую конфету, - мечтательно сказал Вася.

- Подведение итогов рассказа


  • Работа с рисунком «Строение земного шара» СЛАЙД 2.

- Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? Что хотят показать этим сравнением учёные?

- Скорлупа - земная кора; белок - мантия; ядро - желток. Земля имеет послойное строение.

СЛАЙД 3.

Самостоятельная работа - устно. Внутренне строение Земли на рисунке показано цифрами. Что обозначает каждая цифра?

СЛАЙД 4.

Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно).

Используя материал учебника (стр.78 §12 абзац 6, определить температуру), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка).

СЛАЙД 5.

Внутреннее строение Земли

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние

Температура

Давление

Процентное соотношение

1.

Земная кора

5-80 км

Твердое

Разная, от -7°С, до +57°С

760 мм. рт. ст.

1%

2.

Мантия верхняя

200-250 км

Пластичное, размягчённый

2000°С

1,3 млн. атм.

82%

Мантия нижняя

2900 км

Твердое, кристаллическое

3.

Ядро внешнее

2250 км

Расплавленное, жидком

2000-5000°С

3,6 млн. атм.

17%

Ядро внутреннее

1250 км

Твёрдое

Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить.

Правило: начиная с глубины 20 - 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.

- Почему мантию называют основной частью Земли? (Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли)

- Как изменяется температура в недрах Земли? (При движении внутрь Земли температура повышается).

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие - всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии - распадом радиоактивных элементов.

  • Словарная работа и работа с учебником (стр.81)

- Ребята, а что такое литосфера?

Литосфера: «литос» - камень, «сфера» - шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.

  • Запись определения в тетрадь

- Литосфера - объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

- Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.

СЛАЙД 6.

Задание. Используя рисунок, заполните схему.

СЛАЙД 7.

  1. Назовите виды земной коры?

  2. Сколько и какие слои слагают материковую земную корку и океаническую?

- Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30-40 км под равнинами. Имеет 3 слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая.

- Толщина океанической земной коры 5-10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный, базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.

4. Физкультминутка (2 мин)

Видео «Суперфизкультминутка»

5. Закрепление (11 мин).

  • «Найди соответствия»

  • Карточки индивидуальные с рисунком «Строение земного шара» Задание: «Подпиши состав»

  • «Найди ошибки»

Учитель, используя учебник, читает текст, заранее ошибочный, а дети, находят ошибки в нем.

VI. Заключительная часть (3 мин)

1. Итоги. Итак, ребята, на какую тему мы провели урок? Какие виды работ мы выполнили, изучая тему? Что вы узнали нового на уроке? Что вам понравилось? Что было трудным и непонятным? На какой ступени вы себя поставите на лестнице успеха?

2. Оценивание. Кто как работал. Отметки.

3. Домашнее задание: выполнить задания № 1-4 в рабочей тетради к параграфу 12.


© 2010-2022