Применение ИКТ на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ в образовательном процессе

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Для развития интереса к предмету география я использую современные информационно- коммуникационные технологии:

- использование компьютера при подготовке и проведении уроков;

- использование электронных учебников;

- использование ресурсов сети Интернет;

- проектное обучение.

Проектное обучение решает следующие задачи:

- стимулирует самостоятельность в выборе объекта труда;

- повышает самооценку учащихся;

- развивает наблюдательность;

- развивает решительность, уверенность в себе (я хочу и я могу).

Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Применение проектных технологий в обучении географии позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.

В своей работе я использую проектные технологии в курсе географии 6-10 классов. Проекты являются рефератами, представленными в электронном виде. При выполнении работы используются программы-редакторы пакета Microsoft Office: текстовый редактор Microsoft Word, редактор электронных таблиц Microsoft Excel, программа создания мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint и программа для вёрстки текста Microsoft Publisher. В ходе работы над проектом определяется список основной и дополнительной литературы, обновляется дидактический материал, подбираются творческие задания и задания исследовательского характера. Перед проведением уроков учащиеся делятся на группы. Каждый участник вправе выбрать участок работы.

Этапы разработки проекта:

• организационно-подготовительный этап - проблематизация, разработка проектного задания (выбор);

• разработка проекта (планирование);

• организация деятельности;

• заключительный этап (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение).

Например, 6 классе по мере прохождения темы «Атмосфера», учащиеся самостоятельно выполняют проект «Описание погоды в поселке Нижний Одес за март месяц» (определение и оформление средней температуры месяца, графика хода температуры, амплитуды, розы ветров, типа погоды), в 7классе- «Сравнение климатов континентов», « Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии», в 8классе - учащиеся работают над проектом «Описание погоды в стихотворениях поэтов» при прохождении темы «Циклоны и антициклоны», в 9 классе- оформление учащимися рекламных проектов по теме «Природные комплексы Дальнего Востока», в 10 классе- проведение игры- дебаты по теме «Глобальные проблемы человечества».

Исследовательский метод - один из перспективных методов обучения:

6 класс - творческие работы, рефераты, сообщения о путешественниках, явлениях природы;

7 класс - «Рекорды природы», «Семь чудес света» и т.д.

8 класс - «10 чудес Республики Коми», «Внутренние воды РК» и др.,

9-10 классы - Педагогическая мастерская «Импорт и экспорт России», «Страны- малютки», подбор видеофрагментов по изучаемой теме и др.

Таким образом формируется моя методическая копилка, работы учащихся я использую в дальнейшей работе. В будущем планирую вовлечь учащихся в составление электронных тестов по предмету, игр.

В своей практике использую ИКТ на разных этапах урока:

1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать объяснение разнообразными наглядными средствами.

2. На этапах закрепления нового материала и проверки домашнего задания дети с удовольствием выполняют предложенные в мультимедиа-учебнике тесты и практические задания. Такая работа особенно нравится детям слабоуспевающей категории. Если при закреплении изученного материала, ребёнок не получает положительной оценки, то есть возможность подготовиться во внеурочное время и улучшить свои результаты.

3. На уроках обобщения и систематизации знаний применяю интерактивные игры.

4. На комбинированных уроках использую материал из электронных учебников.

Существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Учитель комплексно использует

ИКТ:

- в подготовке и проведении общешкольных праздников;

- в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов,

родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;

- при подготовке к олимпиадам.

Подводя итоги моей работы можно сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии позволило достичь следующих результатов:

1. Отсутствие неуспевающих по предмету.

2. Стабильные результаты качества знаний .

3. Учащиеся стали более инициативными и самостоятельными. Выполняют сообщения, рефераты, мультимедийные презентации, буклеты и другие творческие работы.

Наличие собственной электронной почты:

[email protected].

Интернет-сайты по географии:

rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. - Раздел "Энциклопедия" - это "Малая географическая энциклопедия" (Физическая география, Страноведение, Экономическая география". Есть раздел "Учителям".

● geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии" Статьи по разделам: Землеведение (136); География материков, океанов, стран (41); География России (446); Экономическая и социальная география мира (381).

● geo.1september.ru - газета "География" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)

● my-geography.ru - Сайт учителя географии Сазоновой Галины Ивановны. Учебно-методический материал, презентации, фото, видео, работы учащихся, интересные задания по географии.

● georus.by.ru - "География России". Данные о каждом субъекте Российской Федерации. Сведения о регионах. Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и др.

● geo.historic.ru - географический on-line справочник "Страны мира". Сведения по всем странам мира. Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса.

● afromberg.narod.ru - сайт учителя Географии Фромберга А.Э. 6 - 10кл. Программы, Поурочное планирование (учителям), Электронные уроки (частично), Практические работы, Справочные материалы, Экзамены (9кл., 11кл., ЕГЭ), Подготовка в Вузы.

● geografia.ru - География.ру - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, географическое общество, экзотические страны мира, увлекательные путешествия, интересные рассказы, фотоальбомы и др.

● nature.worldstreasure.com - "Чудеса природы" Иллюстрированные и классифицированные по географическому расположению материалы о природных явлениях. (фото + текст, неплохой сайт, чтобы просто отдохнуть и узнать интересные факты).

● basni.narod.ru "Странник" - справочник стран мира. Краткая характеристика всех стран мира. Сведения о географическом положении, государственном устройстве, населении, истории и экономике каждой из стран. Изображение национальной символики

● terrus.ru "Территориальное устройство России" - Справочник-каталог "Вся Россия" по экономическим районам.



© 2010-2022