- Преподавателю
- География
- Применение ИКТ на уроках географии
Применение ИКТ на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Десятникова Е.В. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование ИКТ в образовательном процессе
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Для развития интереса к предмету география я использую современные информационно- коммуникационные технологии:
- использование компьютера при подготовке и проведении уроков;
- использование электронных учебников;
- использование ресурсов сети Интернет;
- проектное обучение.
Проектное обучение решает следующие задачи:
- стимулирует самостоятельность в выборе объекта труда;
- повышает самооценку учащихся;
- развивает наблюдательность;
- развивает решительность, уверенность в себе (я хочу и я могу).
Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Применение проектных технологий в обучении географии позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
В своей работе я использую проектные технологии в курсе географии 6-10 классов. Проекты являются рефератами, представленными в электронном виде. При выполнении работы используются программы-редакторы пакета Microsoft Office: текстовый редактор Microsoft Word, редактор электронных таблиц Microsoft Excel, программа создания мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint и программа для вёрстки текста Microsoft Publisher. В ходе работы над проектом определяется список основной и дополнительной литературы, обновляется дидактический материал, подбираются творческие задания и задания исследовательского характера. Перед проведением уроков учащиеся делятся на группы. Каждый участник вправе выбрать участок работы.
Этапы разработки проекта:
• организационно-подготовительный этап - проблематизация, разработка проектного задания (выбор);
• разработка проекта (планирование);
• организация деятельности;
• заключительный этап (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение).
Например, 6 классе по мере прохождения темы «Атмосфера», учащиеся самостоятельно выполняют проект «Описание погоды в поселке Нижний Одес за март месяц» (определение и оформление средней температуры месяца, графика хода температуры, амплитуды, розы ветров, типа погоды), в 7классе- «Сравнение климатов континентов», « Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии», в 8классе - учащиеся работают над проектом «Описание погоды в стихотворениях поэтов» при прохождении темы «Циклоны и антициклоны», в 9 классе- оформление учащимися рекламных проектов по теме «Природные комплексы Дальнего Востока», в 10 классе- проведение игры- дебаты по теме «Глобальные проблемы человечества».
Исследовательский метод - один из перспективных методов обучения:
6 класс - творческие работы, рефераты, сообщения о путешественниках, явлениях природы;
7 класс - «Рекорды природы», «Семь чудес света» и т.д.
8 класс - «10 чудес Республики Коми», «Внутренние воды РК» и др.,
9-10 классы - Педагогическая мастерская «Импорт и экспорт России», «Страны- малютки», подбор видеофрагментов по изучаемой теме и др.
Таким образом формируется моя методическая копилка, работы учащихся я использую в дальнейшей работе. В будущем планирую вовлечь учащихся в составление электронных тестов по предмету, игр.
В своей практике использую ИКТ на разных этапах урока:
1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать объяснение разнообразными наглядными средствами.
2. На этапах закрепления нового материала и проверки домашнего задания дети с удовольствием выполняют предложенные в мультимедиа-учебнике тесты и практические задания. Такая работа особенно нравится детям слабоуспевающей категории. Если при закреплении изученного материала, ребёнок не получает положительной оценки, то есть возможность подготовиться во внеурочное время и улучшить свои результаты.
3. На уроках обобщения и систематизации знаний применяю интерактивные игры.
4. На комбинированных уроках использую материал из электронных учебников.
Существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Учитель комплексно использует
ИКТ:
- в подготовке и проведении общешкольных праздников;
- в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов,
родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;
- при подготовке к олимпиадам.
Подводя итоги моей работы можно сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии позволило достичь следующих результатов:
1. Отсутствие неуспевающих по предмету.
2. Стабильные результаты качества знаний .
3. Учащиеся стали более инициативными и самостоятельными. Выполняют сообщения, рефераты, мультимедийные презентации, буклеты и другие творческие работы.
Наличие собственной электронной почты:
Интернет-сайты по географии:
rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. - Раздел "Энциклопедия" - это "Малая географическая энциклопедия" (Физическая география, Страноведение, Экономическая география". Есть раздел "Учителям".
● geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии" Статьи по разделам: Землеведение (136); География материков, океанов, стран (41); География России (446); Экономическая и социальная география мира (381).
● geo.1september.ru - газета "География" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)
● my-geography.ru - Сайт учителя географии Сазоновой Галины Ивановны. Учебно-методический материал, презентации, фото, видео, работы учащихся, интересные задания по географии.
● georus.by.ru - "География России". Данные о каждом субъекте Российской Федерации. Сведения о регионах. Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и др.
● geo.historic.ru - географический on-line справочник "Страны мира". Сведения по всем странам мира. Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса.
● afromberg.narod.ru - сайт учителя Географии Фромберга А.Э. 6 - 10кл. Программы, Поурочное планирование (учителям), Электронные уроки (частично), Практические работы, Справочные материалы, Экзамены (9кл., 11кл., ЕГЭ), Подготовка в Вузы.
● geografia.ru - География.ру - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, географическое общество, экзотические страны мира, увлекательные путешествия, интересные рассказы, фотоальбомы и др.
● nature.worldstreasure.com - "Чудеса природы" Иллюстрированные и классифицированные по географическому расположению материалы о природных явлениях. (фото + текст, неплохой сайт, чтобы просто отдохнуть и узнать интересные факты).
● basni.narod.ru "Странник" - справочник стран мира. Краткая характеристика всех стран мира. Сведения о географическом положении, государственном устройстве, населении, истории и экономике каждой из стран. Изображение национальной символики
● terrus.ru "Территориальное устройство России" - Справочник-каталог "Вся Россия" по экономическим районам.