План-конспект урока по географии. ТЕМА: «Питание и режим рек. Работа реки»

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Питание и режим рек. Работа реки».

ЦЕЛЬ: 1. Расширить знания учащихся о водах суши и поверхностных водах;

2. Сформировать понятие о режиме рек и питании рек;

3. Продолжать совершенствовать навыки работы с картами атласа;

4. Расширить кругозор и познавательный интерес учащихся к предмету;

5. Воспитывать уважение к окружающей природе.

Тип урока: комбинированный

Методы: вербальный рефлексии, репродуктивный, ассоциативный, проблемно-исследовательский, демонстрационный практический и др.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой

наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что ты необходима для жизни: ты -

сама жизнь».

С. Экзюпери, французский писатель

«На Земле вода - символ движения: она течет вечно, не останавливаясь и не зная

усталости…»

Эклизе Рекию, географ.историк XIX в.

I.Организационный момент

Учитель: Добрый день! Садитесь, пожалуйста! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте всем успеха на уроке. Мы будем работать, как всегда, под девизом: «Слушать - внимательно, думать - быстро, отвечать - правильно».

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

1. Индивидуальная работа у доски:

а) обозначить на схеме цифрами элементы реки,

в) обозначить на схеме цифрами элементы речной долины.

2. Работа с классом: игра «Светофор»:

на карте учитель называет реки, а ученики сигнализируют карточками.

Реки: Волга, Днепр, Амазонка, Нил, Конго, Миссисипи, Обь, Амударья, Янцзы, Дунай.

  1. На доске сложить схему «Воды суши» из набора слов: залив, пролив, река, озера, моря, болота, подземные воды, искусственные водоемы.

Воды суши

III. Мотивация урока:

Учитель. Ребята, я задавала вам домой мини-сочинение на тему: «Великие реки». Справились с работой хорошо, но вот одно сочинение я вам зачитаю. «Днепр - наибольшая река Украины. Вытекает из Черного моря, течет с юга на север и заканчивается тоненьким ручейком на территории России. Вы согласны с этим?

Днепр - самая длинная и широкая река, и если не из моря, то откуда же в ней берется столько воды?

Так вот, на сегодняшнем уроке мы узнали откуда река берет воду, почему вода никогда не заканчивается, как ведет себя река в разное время года и какую работу выполняет.

Учитель. Обратите внимание на эпиграфы нашего урока, их два (зачитывает). Так вот, всегда ли вода течет не останавливаясь, не замедляясь и (ПРОБЛЕМА) и всегда ли она несет с собой жизнь? На эти вопросы мы тоже постараемся ответить на этом уроке.

Учитель. Итак, питание рек - сложный процесс и связан он с тем, откуда река берет воду. Питание зависит от многих факторов - в какой местности протекает река, каков там климат и сколько там выпадает осадков.

Равнинные реки умеренного климата - питаются талыми снеговыми водами, а также дождевыми и подземными.

Горные - питаются талыми водами ледников. В засушливый период и те и другие питаются подземными водами.

В жарком и влажном климате реки питаются преимущественно дождевыми водами. Но большинство рек питаются смешанным питанием. Реки России в основном имеют смешанное питание.

Учитель. В течение года уровень воды в реке меняется: изменяется t0 воды, ее скорость. Это связано со сменой сезонов года.

Весной от быстрого таяния снега на реках наступает половодье - оно бывает ежегодно в одно и то же время - время интенсивного таяния снега.

Из-за сильных дождей внезапно может подняться уровень воды в реке - это паводок. Он может быть в любое время года.

Зимой речка замерзает - этот период в жизни реки называется - ледостав и ледоход весной.

Межень - самый низкий уровень воды в реке - это бывает летом при сильном испарении.

Такие изменения в уровнях воды называются - режим реки.

Учитель. А сейчас посмотрите сюжет видеофильма «Паводок».

По сюжету фильма мы видели какую грозную силу представляет река во время паводка. Она может перемещать предметы, изменять форму предметов, их скорость. А мы на уроке природоведения изучали силы. И силы, которые перемещают предметы, изменяют их форму или скорость, совершают ЧТО? Правильно, работу. А какую именно?

РАБОТА РЕКИ

разрушение перенос; наполнение

эрозия транспортировка аккумуляция

Поэтому река образует формы рельефа: все крупные низменности созданы реками: Амазонская, Месопотамская, Каспийская, Великая китайская, Восточно - Сибирская и другие.

Учитель. А теперь скажите: можем ли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Всегда ли вода жизнь?»

Не всегда вода жизнь, если ее очень много и она неуправляема, то вместо жизни она несет разрушения и несчастья. Поэтому с водой нужно быть очень аккуратными, не заплывать далеко, не нырять в незнакомых местах, относиться к воде бережно и осторожно.

IV. Закрепление:

  1. Перед вами четыре картинки. Что они означают? Что это за вопросы? Правильно, это типы питания рек. А теперь скажите, какие слова нужно поставить вместо большого вопроса, чтобы схема получилась правильной? Питание рек.

  2. Найдите соответствие типами питания и сезонами года.

А. Весна 1. Подземное

Б. Лето 2. Дождевое

В. Осень 3. Талые воды

Г. Зима

3. Географический кросс:

Главная река со всеми притоками ……(речная система)

Регулярное изменение уровня воды в реке ……. ( режим реки)

Граница, которая разделяет речные бассейны …..( водораздел)

Река Волга по характеру течения…..

У большинства рек России половодье наступает……

4. Опрос - эстафета по карточкам.

V. Итог урока.

Итак, ребята, мы познакомились с питанием, режимом и работой рек. Реки имеют разный режим и питание. В зависимости от климата и сезона года вода может нести людям не только радость, но и катастрофические паводки.

VI. Домашнее задание.

1. Проработать темы №

2. Нанести на контурную карту реки России

3. Составить таблицу:

Название реки

К какому бассейну относится

Тип питания

Режим

1. Нил

2. Днепр

3. Амазонка





© 2010-2022